Напоминание

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях реализации концепции ФГОС


Автор: Клинчаева Марина Оганесовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "СОШ 5"
Населённый пункт: Село Эдиссия
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях реализации концепции ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В

УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ФГОС.

Учитель МКОУ «СОШ№5» Клинчаева М.О.

«Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей

душе. Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и

ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение

есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Но мы даем

стремление к жизни по правде и справедливости. И, может быть, это

стремление приведет вас к Богу, Родине, любви» Я. Корчак.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной

из приоритетных задач общества и государства является воспитание,

социально-педагогическая

поддержка

становления

и

развития

высоконравственного,

ответственного,

творческого,

инициативного,

компетентного

гражданина

России.

Духовно-нравственное

воспитание

предполагает

становление

отношений

ребенка

к

Родине,

обществу,

коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и,

соответственно,

развитие

качеств:

патриотизма,

толерантности,

товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к

людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы

социально необходимые требования общества педагоги превратили во

внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь,

совесть, достоинство.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным

образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место

разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта

нравственных

взаимоотношений.

На

уроках

дети

приучаются

к

самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо

соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать

своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных,

отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут

переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения

новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в

основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед

учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем

внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-

деятельный

подход,

личностно-ориентированный),

способствующих

актуализации

собственной

деятельности

учащихся

по

решению

поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной

практике.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы

сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс

воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся

должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для

социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного

воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением,

где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы

в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления

гражданственности.

Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие

школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической,

социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области,

края.

Здесь

наполняются

конкретным,

чувственно-выразительным

содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду

и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая

Родина».

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут

быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они

обязательно будут в свое время». Древняя мудрость.

Эта фраза мне понравилась, когда я бороздила бескрайние просторы

интернета при подготовке к сегодняшнему выступлению. В статьях многих

коллег встретила я эту древнюю мудрость. Из этой мудрости, по мнению

авторов – учителей, следовало, что воспитательная цель на уроке истории,

литературы, математики, физики и т. д. - самая главная.

В Евангелии от Матфея Иисус Христос учил народ притчей о сеятеле и

семенах: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге,

и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где

немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в

терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и

принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Семя есть

слово

Божие

(Евангелие).

Сеятель

тот,

кто

сеет

(проповедует) слово Божие. Земля - сердце человеческое.

Так вот о каких добрых семенах говорил старец! Сеять их мы можем на

уроках, классных часах и кружках, Слушая однажды одного батюшку о

преподавании Православной культуры в школе, мне запомнилась его фраза:

«Если спустя несколько десятков лет опустившийся человек, лёжа в грязи

под забором, вспомнит то, что когда-то в светлом детстве одна добрая тётя-

учительница рассказывала ему о Боге…». Наше посеянное семя принесёт

плод!

Нам, учителям школы, дано столько возможности стать сеятелем на

уроках.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой

личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться

есть важнейшее условие успешного развития России.



В раздел образования