Автор: Клинчаева Марина Оганесовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "СОШ 5"
Населённый пункт: Село Эдиссия
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях реализации концепции ФГОС
Раздел: полное образование
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В
УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ФГОС.
Учитель МКОУ «СОШ№5» Клинчаева М.О.
«Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей
душе. Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и
ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение
есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Но мы даем
стремление к жизни по правде и справедливости. И, может быть, это
стремление приведет вас к Богу, Родине, любви» Я. Корчак.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной
из приоритетных задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая
поддержка
становления
и
развития
высоконравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного,
компетентного
гражданина
России.
Духовно-нравственное
воспитание
предполагает
становление
отношений
ребенка
к
Родине,
обществу,
коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и,
соответственно,
развитие
качеств:
патриотизма,
толерантности,
товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к
людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы
социально необходимые требования общества педагоги превратили во
внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь,
совесть, достоинство.
Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным
образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место
разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта
нравственных
взаимоотношений.
На
уроках
дети
приучаются
к
самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо
соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать
своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных,
отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут
переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения
новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в
основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед
учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем
внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-
деятельный
подход,
личностно-ориентированный),
способствующих
актуализации
собственной
деятельности
учащихся
по
решению
поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной
практике.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы
сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс
воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся
должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для
социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного
воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением,
где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы
в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления
гражданственности.
Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие
школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической,
социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области,
края.
Здесь
наполняются
конкретным,
чувственно-выразительным
содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду
и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая
Родина».
«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут
быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они
обязательно будут в свое время». Древняя мудрость.
Эта фраза мне понравилась, когда я бороздила бескрайние просторы
интернета при подготовке к сегодняшнему выступлению. В статьях многих
коллег встретила я эту древнюю мудрость. Из этой мудрости, по мнению
авторов – учителей, следовало, что воспитательная цель на уроке истории,
литературы, математики, физики и т. д. - самая главная.
В Евангелии от Матфея Иисус Христос учил народ притчей о сеятеле и
семенах: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге,
и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где
немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в
терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и
принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Семя есть
слово
Божие
(Евангелие).
Сеятель –
тот,
кто
сеет
(проповедует) слово Божие. Земля - сердце человеческое.
Так вот о каких добрых семенах говорил старец! Сеять их мы можем на
уроках, классных часах и кружках, Слушая однажды одного батюшку о
преподавании Православной культуры в школе, мне запомнилась его фраза:
«Если спустя несколько десятков лет опустившийся человек, лёжа в грязи
под забором, вспомнит то, что когда-то в светлом детстве одна добрая тётя-
учительница рассказывала ему о Боге…». Наше посеянное семя принесёт
плод!
Нам, учителям школы, дано столько возможности стать сеятелем на
уроках.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой
личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться
есть важнейшее условие успешного развития России.