Напоминание

"Основные пути развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ОВЗ в общеобразовательной школе-интернате"


Автор: Дудина Алла Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Основные пути развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ОВЗ в общеобразовательной школе-интернате"
Раздел: среднее образование





Назад




Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская

общеобразовательная школа-интернат № 5»

Методическое объединение воспитателей

Доклад на тему

«Основные пути развития профессиональной компетентности педагога в условиях

реализации ФГОС ОВЗ в общеобразовательной школе-интернате»

Дудина А.Г.,

воспитатель

Барнаул 2021-2022

Система российского образования на современном этапе развития общества

претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-

исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в

итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно он

является основной фигурой при реализации на практике основных направлений работы и

всех нововведений.

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и

практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Выделяется

четыре вида профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная,

индивидуальная.

1. Специальная, или деятельностная

профкомпетентность

– владение

деятельностью на высоком профессиональном уровне; включает в себя не только

наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность

– владение способами совместной

профессиональной

деятельности

и

сотрудничества,

приемами

профессионального

общения, принятыми в профессиональном сообществе.

3. Личностная профкомпетентность – владение способами самовыражения и

саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же

относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность,

самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность – владение приемами саморегуляции,

готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению,

наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Под

профессионализмом

понимается

особое

свойство

людей,

готовых

систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых

разнообразных условиях. В понятии “профессионализм” отражается такая степень

овладения человеком психологической структуры

профессиональной деятельности,

которая

соответствует

существующим

в

обществе

стандартам

и

объективным

требованиям.

Для

приобретения

профессионализма

необходимы

соответствующие

способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое

мастерство.

Понятие

профессионализма

не

ограничивается

характеристиками

высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном

единстве с ценностями человека, только при условии ценностного отношения к

деятельности, личностной заинтересованности, достигается высокий профессиональный

результат.

Установлено,

что

профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего

общего

образования)

(воспитатель,

учитель)»

применяется

работодателями

при

формировании кадровой политики при организации обучения и аттестации работников,

заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций.

.Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в условиях меняющейся

внешней среды.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного

образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего

отношения между работником и работодателем.

Характеристика стандарта.

Профессиональный

стандарт

педагога

рамочный

документ,

в

котором

определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными

требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности

данной

территории

(мегаполисы,

районы с преобладанием сельского населения,

моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд

педагога).

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним

стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия) в

соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных

программ (школа для одаренных детей, инклюзивная школа, общеобразовательная школа-

интернат и т.п.).

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим

специфику работы педагогов в учреждениях начальной, основной и старшей школе.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как

математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без

исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются

профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной

деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией

современного образования в условиях изменяющейся внешней среды, он существенно

наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу

в решении новых стоящих перед ним задач.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от

его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения

детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития,

ограниченных возможностей. .

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

преодолеть технократический подход в оценке труда педагога;

обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за

результаты своего труда.

мотивировать

педагога

на

постоянное

повышение

квалификации.

Профессиональный стандарт педагога.

1.

Область применения.

Сфера

дошкольного,

начального

и

общего

среднего

образования.

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность

«педагог»;

б)

при

проведении

аттестации

педагогов

образовательных

учреждений

региональными

органами

исполнительной

власти,

осуществляющими

управление в сфере образования;

в)

при

проведении

аттестации

педагогов

самими

образовательными

организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

2. Цель применения.

2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на

результаты обучения, воспитания и развития обучающегося.

2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких

результатов труда.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к

нему требованиях.

2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения

качества образования.

3. Термины и определения применительно к педагогу.

3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки

педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога

складывается из его профессиональных компетенций.

3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на

основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных

задач.

3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень

профессиональных

и

личностных

требований

,

действующий

на

всей

территории Российской Федерации.

3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту: документ,

включающий

дополнительные

требования

к

квалификации

педагога,

позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном

контексте.

3.5

Внутренний

стандарт

образовательной

организации:

документ,

определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий

реализуемым в данной организации образовательным программам.

3.6

Ключевые

области

стандарта

педагога:

разделы

стандарта,

соответствующие

структуре

профессиональной

деятельности

педагога:

обучение, воспитание и развитие ребенка.

3.7

Профессиональная

ИКТ-компетентность:

квалифицированное

использование общераспространенных в данной профессиональной области в

развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где

это необходимо.

3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс

получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях

установления степени выполнения требований.

3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой

организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит

может

быть

проведен

для

подтверждения

результативности

системы

менеджмента

или

оценки

квалификации

работников,

а

также

оценки

соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

3.10 Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной

организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными

органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

4. Содержание профессионального стандарта педагога.

4.1. Часть первая: обучение

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное

образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях,

начальной, средней общеобразовательной

школе, должны быть созданы

условия

для

его

получения

без

отрыва

от

своей

профессиональной

деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3.

Уметь

планировать,

проводить

уроки,

воспитательные

мероприятия,

анализировать их эффективность (самоанализ).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:

лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в

образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в

образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не

является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и

методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями.

4.2. Часть вторая: воспитательная работа.

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на

уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения

кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной

образовательной и воспитательной среды.

5. Эффективно управлять классами

с целью вовлечения обучающихся в

процесс

обучения

и

воспитания,

мотивируя

их

учебно-познавательную

деятельность.

Ставить

воспитательные

цели,

способствующие

развитию

обучающихся независимо от их происхождения, способностей и характера,

постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со

школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических

органов соуправления и самоуправления.

8. Уметь общаться с обучающимися, признавая их достоинство, понимая и

принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и

информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие

эмоционально-ценностную сферу обучающегося (культуру переживаний и

ценностные ориентации).

11.

Уметь

обнаруживать

и

реализовывать

(воплощать)

воспитательные

возможности различных видов деятельности

(учебной, игровой, трудовой,

спортивной, художественно-творческой и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных

различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-

взрослые общности обучающихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей

(лиц, их заменяющих), привлекать семью к решению вопросов воспитания.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими

педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-

нравственного развития обучающегося).

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в

детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям,

оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой

положительный вклад.

4.3. Часть третья: развитие

(личностные качества и профессиональные

компетенции,

необходимые

педагогу

для

осуществления

развивающей

деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных

возможностей,

особенностей

в

поведении,

состояния

психического

и

физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи

любому обучающемуся.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,

связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь конкретному обучающемуся своими

педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-

медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов,

логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу

индивидуального развития ребенка.

7.

Владение

специальными

методиками,

позволяющими

проводить

коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10.

Знание

общих

закономерностей

развития

личности

и

проявления

личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов

развития, возрастных особенностей обучающихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы:

культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12.

Умение

проектировать

психологически

безопасную

и

комфортную

образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных

форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять

психолого-педагогическое

сопровождение

образовательных

программ

начального

и

среднего

общего

образования,

в

том

числе

программ

дополнительного образования.

14.

Владение

элементарными

приемами

психодиагностики

личностных

характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно

с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить

психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы

развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия,

образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире

виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения

и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д. 18.

18.

Владение

психолого-педагогическими

технологиями

том

числе

инклюзивными),

необходимыми

для

работы

с

различными

учащимися:

одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные

ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными

потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями

поведения, дети с зависимостью.

19.

Умение

формировать

детско-взрослые

сообщества,

знание

их

социальнопсихологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих

эффективно работать с родительской общественностью.

4.4.

Часть

четвертая:

профессиональные

компетенции

педагога,

отражающие специфику работы в общеобразовательной школе-интернате.

Педагог общеобразовательной школы-интернатам должен:

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в

связи

с

переходом

ведущей

деятельности

от

игровой

к

учебной,

целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий)

до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3.

Обеспечивать

при

организации

учебной

деятельности

достижение

метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований

младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации

развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени

доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к

педагогу,

распознавая

за

ними

серьезные

личные

проблемы.

Нести

ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. 6.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность

индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а

также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и

девочек.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта

педагога

5.1. Общие подходы.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по

результатам обучения, воспитания и развития обучающихся. Производя такую

комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и

способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в

качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и

победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к учащимся, имеющим

особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной

работы

педагогами

совместно

с

психологами

могут

рассматриваться

интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике

развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например,

ребенок с синдромом Дауна), о сохранении его психоэмоционального

статуса.

Профессиональная деятельность

оценивается только комплексно.

Высокая

оценка

включает

сочетание

показателей

динамики

развития

интегративных

качеств

ребенка,

положительного

отношения

ребенка

к

образовательной организации и высокой степени активности и вовлеченности

родителей в решение образовательных задач.

5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить

обратную связь с потребителями его деятельности.

В качестве таких

потребителей выступают сами обучающиеся и их родители.

5.3. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть

проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и

отчетов, посещение проводимых им мероприятий, или в иной форме.

5.4

Сбор данных для оценивания может быть осуществлён посредством

результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов,

записей и данных.

5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться

из числа наиболее уважаемых и авторитетных педагогов данного учреждения и

быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и

частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога

устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из её политики

в области повышения качества образовательных услуг.

5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении

государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей

категории.

6. Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и

образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем

накладывая

на

них

серьезную

ответственность.

Региональные

органы

управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут

разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации

имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе

которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты,

закрепляющие

требования

к

квалификации

педагогов,

соответствующие

задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Для оценки профессиональной деятельности воспитателя общеобразовательной

школы-интерната

для

детей

с

ОВЗ

внутренними

аудиторами

может

использоваться

номенклатурный

и

текущий

(рабочий)

документооборот

каждого воспитателя и МО воспитателей в целом:

а) отчёт (анализ) работы каждого педагога за конкретный период;

б) информационная карта (текущая деятельность в реальном времени);

в)таблица достижений педагога и его воспитанников;

г) самообследование (как педагогов, так и МО воспитателей в целом);

д) план саморазвития педагога;

е) анализ по теме самообразования;

ж) рабочая программа воспитания;

з) тетрадь работы с родителями;

и) анализ работы МО;

к) результаты внутришкольного контроля.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора

педагогических

кадров

в

образовательные

организации.

Международный

опыт

доказывает,

что

наиболее

эффективной

формой

отбора,

выявляющей

уровень

квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих

сотрудников.

Предстоит

определить

те

правовые,

организационные,

кадровые

и

экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего педагога как

оптимальный способ введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не

может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и

адаптации к нему профессионального сообщества.



В раздел образования