Автор: Дудина Алла Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Основные пути развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ОВЗ в общеобразовательной школе-интернате"
Раздел: среднее образование
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская
общеобразовательная школа-интернат № 5»
Методическое объединение воспитателей
Доклад на тему
«Основные пути развития профессиональной компетентности педагога в условиях
реализации ФГОС ОВЗ в общеобразовательной школе-интернате»
Дудина А.Г.,
воспитатель
Барнаул 2021-2022
Система российского образования на современном этапе развития общества
претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-
исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в
итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно он
является основной фигурой при реализации на практике основных направлений работы и
всех нововведений.
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и
практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Выделяется
четыре вида профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная,
индивидуальная.
1. Специальная, или деятельностная
профкомпетентность
– владение
деятельностью на высоком профессиональном уровне; включает в себя не только
наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная профкомпетентность
– владение способами совместной
профессиональной
деятельности
и
сотрудничества,
приемами
профессионального
общения, принятыми в профессиональном сообществе.
3. Личностная профкомпетентность – владение способами самовыражения и
саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же
относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность,
самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4. Индивидуальная профкомпетентность – владение приемами саморегуляции,
готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению,
наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Под
профессионализмом
понимается
особое
свойство
людей,
готовых
систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых
разнообразных условиях. В понятии “профессионализм” отражается такая степень
овладения человеком психологической структуры
профессиональной деятельности,
которая
соответствует
существующим
в
обществе
стандартам
и
объективным
требованиям.
Для
приобретения
профессионализма
необходимы
соответствующие
способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое
мастерство.
Понятие
профессионализма
не
ограничивается
характеристиками
высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном
единстве с ценностями человека, только при условии ценностного отношения к
деятельности, личностной заинтересованности, достигается высокий профессиональный
результат.
Установлено,
что
профессиональный
стандарт
«Педагог
(педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего
образования)
(воспитатель,
учитель)»
применяется
работодателями
при
формировании кадровой политики при организации обучения и аттестации работников,
заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций.
.Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в условиях меняющейся
внешней среды.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного
образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего
отношения между работником и работодателем.
Характеристика стандарта.
Профессиональный
стандарт
педагога
–
рамочный
документ,
в
котором
определяются основные требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными
требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности
данной
территории
(мегаполисы,
районы с преобладанием сельского населения,
моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд
педагога).
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним
стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия) в
соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных
программ (школа для одаренных детей, инклюзивная школа, общеобразовательная школа-
интернат и т.п.).
Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим
специфику работы педагогов в учреждениях начальной, основной и старшей школе.
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как
математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без
исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются
профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной
деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией
современного образования в условиях изменяющейся внешней среды, он существенно
наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу
в решении новых стоящих перед ним задач.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от
его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения
детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития,
ограниченных возможностей. .
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
преодолеть технократический подход в оценке труда педагога;
обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за
результаты своего труда.
мотивировать
педагога
на
постоянное
повышение
квалификации.
Профессиональный стандарт педагога.
1.
Область применения.
Сфера
дошкольного,
начального
и
общего
среднего
образования.
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность
«педагог»;
б)
при
проведении
аттестации
педагогов
образовательных
учреждений
региональными
органами
исполнительной
власти,
осуществляющими
управление в сфере образования;
в)
при
проведении
аттестации
педагогов
самими
образовательными
организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
2. Цель применения.
2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на
результаты обучения, воспитания и развития обучающегося.
2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких
результатов труда.
2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к
нему требованиях.
2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения
качества образования.
3. Термины и определения применительно к педагогу.
3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки
педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога
складывается из его профессиональных компетенций.
3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на
основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных
задач.
3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень
профессиональных
и
личностных
требований
,
действующий
на
всей
территории Российской Федерации.
3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту: документ,
включающий
дополнительные
требования
к
квалификации
педагога,
позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном
контексте.
3.5
Внутренний
стандарт
образовательной
организации:
документ,
определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий
реализуемым в данной организации образовательным программам.
3.6
Ключевые
области
стандарта
педагога:
разделы
стандарта,
соответствующие
структуре
профессиональной
деятельности
педагога:
обучение, воспитание и развитие ребенка.
3.7
Профессиональная
ИКТ-компетентность:
квалифицированное
использование общераспространенных в данной профессиональной области в
развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где
это необходимо.
3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс
получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях
установления степени выполнения требований.
3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой
организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит
может
быть
проведен
для
подтверждения
результативности
системы
менеджмента
или
оценки
квалификации
работников,
а
также
оценки
соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
3.10 Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной
организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными
органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
4. Содержание профессионального стандарта педагога.
4.1. Часть первая: обучение
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное
образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях,
начальной, средней общеобразовательной
школе, должны быть созданы
условия
для
его
получения
без
отрыва
от
своей
профессиональной
деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3.
Уметь
планировать,
проводить
уроки,
воспитательные
мероприятия,
анализировать их эффективность (самоанализ).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:
лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в
образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в
образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не
является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и
методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями.
4.2. Часть вторая: воспитательная работа.
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на
уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения
кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной
образовательной и воспитательной среды.
5. Эффективно управлять классами
с целью вовлечения обучающихся в
процесс
обучения
и
воспитания,
мотивируя
их
учебно-познавательную
деятельность.
Ставить
воспитательные
цели,
способствующие
развитию
обучающихся независимо от их происхождения, способностей и характера,
постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со
школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических
органов соуправления и самоуправления.
8. Уметь общаться с обучающимися, признавая их достоинство, понимая и
принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и
информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу обучающегося (культуру переживаний и
ценностные ориентации).
11.
Уметь
обнаруживать
и
реализовывать
(воплощать)
воспитательные
возможности различных видов деятельности
(учебной, игровой, трудовой,
спортивной, художественно-творческой и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-
взрослые общности обучающихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей
(лиц, их заменяющих), привлекать семью к решению вопросов воспитания.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими
педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-
нравственного развития обучающегося).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в
детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой
положительный вклад.
4.3. Часть третья: развитие
(личностные качества и профессиональные
компетенции,
необходимые
педагогу
для
осуществления
развивающей
деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных
возможностей,
особенностей
в
поведении,
состояния
психического
и
физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи
любому обучающемуся.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,
связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь конкретному обучающемуся своими
педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-
медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу
индивидуального развития ребенка.
7.
Владение
специальными
методиками,
позволяющими
проводить
коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10.
Знание
общих
закономерностей
развития
личности
и
проявления
личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов
развития, возрастных особенностей обучающихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12.
Умение
проектировать
психологически
безопасную
и
комфортную
образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных
форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять
психолого-педагогическое
сопровождение
образовательных
программ
начального
и
среднего
общего
образования,
в
том
числе
программ
дополнительного образования.
14.
Владение
элементарными
приемами
психодиагностики
личностных
характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно
с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить
психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы
развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия,
образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире
виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения
и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д. 18.
18.
Владение
психолого-педагогическими
технологиями
(в
том
числе
инклюзивными),
необходимыми
для
работы
с
различными
учащимися:
одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями
поведения, дети с зависимостью.
19.
Умение
формировать
детско-взрослые
сообщества,
знание
их
социальнопсихологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих
эффективно работать с родительской общественностью.
4.4.
Часть
четвертая:
профессиональные
компетенции
педагога,
отражающие специфику работы в общеобразовательной школе-интернате.
Педагог общеобразовательной школы-интернатам должен:
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в
связи
с
переходом
ведущей
деятельности
от
игровой
к
учебной,
целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий)
до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
3.
Обеспечивать
при
организации
учебной
деятельности
достижение
метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований
младшего школьного возраста.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации
развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени
доверия детей учителю.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к
педагогу,
распознавая
за
ними
серьезные
личные
проблемы.
Нести
ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. 6.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность
индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а
также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и
девочек.
5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта
педагога
5.1. Общие подходы.
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по
результатам обучения, воспитания и развития обучающихся. Производя такую
комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и
способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в
качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и
победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к учащимся, имеющим
особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной
работы
педагогами
совместно
с
психологами
могут
рассматриваться
интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике
развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например,
ребенок с синдромом Дауна), о сохранении его психоэмоционального
статуса.
Профессиональная деятельность
оценивается только комплексно.
Высокая
оценка
включает
сочетание
показателей
динамики
развития
интегративных
качеств
ребенка,
положительного
отношения
ребенка
к
образовательной организации и высокой степени активности и вовлеченности
родителей в решение образовательных задач.
5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить
обратную связь с потребителями его деятельности.
В качестве таких
потребителей выступают сами обучающиеся и их родители.
5.3. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть
проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и
отчетов, посещение проводимых им мероприятий, или в иной форме.
5.4
Сбор данных для оценивания может быть осуществлён посредством
результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов,
записей и данных.
5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться
из числа наиболее уважаемых и авторитетных педагогов данного учреждения и
быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и
частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога
устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из её политики
в области повышения качества образовательных услуг.
5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении
государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей
категории.
6. Заключительные положения
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и
образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем
накладывая
на
них
серьезную
ответственность.
Региональные
органы
управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут
разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации
имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе
которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты,
закрепляющие
требования
к
квалификации
педагогов,
соответствующие
задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Для оценки профессиональной деятельности воспитателя общеобразовательной
школы-интерната
для
детей
с
ОВЗ
внутренними
аудиторами
может
использоваться
номенклатурный
и
текущий
(рабочий)
документооборот
каждого воспитателя и МО воспитателей в целом:
а) отчёт (анализ) работы каждого педагога за конкретный период;
б) информационная карта (текущая деятельность в реальном времени);
в)таблица достижений педагога и его воспитанников;
г) самообследование (как педагогов, так и МО воспитателей в целом);
д) план саморазвития педагога;
е) анализ по теме самообразования;
ж) рабочая программа воспитания;
з) тетрадь работы с родителями;
и) анализ работы МО;
к) результаты внутришкольного контроля.
Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора
педагогических
кадров
в
образовательные
организации.
Международный
опыт
доказывает,
что
наиболее
эффективной
формой
отбора,
выявляющей
уровень
квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих
сотрудников.
Предстоит
определить
те
правовые,
организационные,
кадровые
и
экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего педагога как
оптимальный способ введения его в профессию.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не
может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и
адаптации к нему профессионального сообщества.