Напоминание

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Титова Светлана Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦЭВД "Отрада"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по классу фортепиано "Юный пианист" для детей с особыми потребностями в образовании
Тема: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования администрации города Хабаровска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«ОТРАДА»

(МАУ ДО ЦЭВД «Отрада»)

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № 5

от « 30 » мая 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУ ДО

ЦЭВД «Отрада»

________ С.Б. Белогруд

от « 30 » мая 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по классу фортепиано

«Юный пианист»

для детей с особыми потребностями в образовании

Направленность: художественная

Уровень программы: базовый

возраст учащихся 7 – 15 лет,

срок реализации 5 лет

Педагог, реализующий программу

Титова Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования.

г. Хабаровск

2021 г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«…Детей с дефектами зрения, слуха и т.д. можно и нужно

воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и

активными членами общества.» (Л. С. Выгодский).

В

условиях

модернизации

российского

образования

разработка

механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными

потребностями

является

закономерным

этапом,

связанным

с

переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с

особыми образовательными потребностями.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования обучающихся с ОВЗ Приказ Минобрнауки № 1598 От 19

декабря 2014 года, зарегистрированный Минюстом 3 февраля 2015 года,

регламентирует

требования

при

реализации

адаптированных

основных

общеобразовательных

программ

начального

общего

образования

в

образовательных организациях, которые направлены на:

-

обеспечение

коррекции

нарушений

развития

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

различных

категорий,

оказание

им

квалифицированной помощи в освоении образовательных программ;

-

освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы,

направленной

на

разностороннее

развитие

с

учётом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

и

особых

образовательных

потребностей,

социальной адаптации.

Процесс изменения российского общества к лицам с ограниченными

возможностями,

в

частности

к

лицам

с

нарушениями

зрения,

требует

создания для них равных с другими гражданами возможностей, участия в

жизни

общества,

активного

включения

их

в

общественно-полезную

деятельность,

что

в

итоге

приводит к

необходимости разработки новых

технологий обучения и воспитания.

По данным Минобрнауки России в общеобразовательных организациях

на сегодняшний день обучается 481 587 с ОВЗ, из них 212 167 детей – в 1660

отдельных

образовательных

организациях,

осуществляющих

образовательную

деятельность

по

адаптированным

общеобразовательным

программам.

Только

за

последние

3

года

количество

детей

с

ОВЗ

и

инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 25%. Между тем,

наблюдается отсутствие и недостаточная разработанность адаптированных

программ художественной направленности для детей данной категории по

освоению различных видов искусства.

2

В связи с этим возникает противоречие между запросом общества на

разработку

программно-методического

обеспечения

процесса

обучения

детей- инвалидов и отсутствием практико-ориентированных нормативных

образцов для осуществления качественного процесса обучения детей данной

категории.

Новизна программы

Авторская

адаптированная

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа художественной направленности для детей с

особыми

образовательными

потребностями

(инвалидов

по

зрению)

в

возрасте

от

7

до

15

лет

со

сроком

реализации

5

лет

позволяет

систематизировать

процесс

обучения

по

инструментальному

исполнительству:

- организовать безбарьерную, развивающую предметную среду;

- создать атмосферу эмоционального комфорта;

-

формировать

взаимоотношения

в

духе

сотрудничества

и

принятия

возможностей каждого ребенка;

- использовать вариативные формы получения образования.

Программа построена на ключевом принципе совместного обучения и

воспитания всех детей в учреждении дополнительного образования, а также

основана на современных технологиях обучения и воспитания.

Актуальность программы:

Вовлечение незрячих детей в творческую деятельность способствует

формированию социальной компетентности обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья, развитию адаптивных способностей личности для

самореализации и адаптации в обществе.

Музыкальное

развитие

незрячих

детей

позволяет

активизировать

деятельность других органов и центров нервной системы взамен утраченного

зрения,

что

способствует

процессу

комплексной

компенсации

зрения.

Незрячий

ребенок-

инвалид

начинает

активно

познавать

мир,

взаимодействовать с ним, более комфортно, уверенно чувствовать себя в

любой, даже незнакомой обстановке.

Цель

программы:

Создание

условий

для

полноценной социализации и

адаптации ребенка-инвалида по зрению через приобщение к музыкально-

творческой деятельности.

Задачи программы:

Предметные:

- научить ребенка слушать музыкальные звуки, воспринимать и различать их

высоту,

тембр,

силу

и

продолжительность,

используя

музыкально-

дидактические упражнения и игры;

3

- учить различным приемам звукоизвлечения на фортепиано;

- формировать базу исполнительских навыков, музыкальных знаний.

Личностные:

- формировать положительную самооценку для успешной самореализации;

- воспитать творческую активность, ответственность, исполнительскую волю,

хороший музыкальный вкус и сценическую культуру;

- развить творческие исполнительские и импровизационные способности,

используя сохраненные функции организма;

- формировать навыки коммуникативного общения через создание ситуации

успеха,

обстановки

доброжелательности

и

сотрудничества

с

целью

социализации.

Метапредметные:

- расширить музыкальный кругозор.

- обогащать представления ребенка о свойствах и особенностях музыкальных

инструментов;

- учить различать тембровую окраску характера звучащей музыки;

Указанные задачи программы определяют содержание, формы, методы

индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Принципы обучения по программе:

- доступность;

- постепенность;

-

индивидуализация,

составление

индивидуального

образовательного

маршрута

в

соответствии

с

заболеванием

и

психофизиологическими

способностями ребенка;

- рациональное сочетание смежных видов деятельности;

- уважение к личности ребенка;

- ориентация на его интересы;

- терпимость и толерантность.

Индивидуальное занятие в классе фортепиано с незрячим ребенком

является основной формой и позволяет использовать следующие базисные

методы:

- метод эмоционально-чувственного контакта (рука ученика на руке педагога,

показывающей контуры движения);

-

метод

пластической

гармонизации

(использование

упражнений

на

ощущение объема, направления, характера и скорости движения);

- метод воссоздания музыкальных образов.

Формы обучения

Занятия

проводятся

индивидуально,

а

также

практикуется

игра

в

ансамбле

с

педагогом.

Для

каждого

обучающегося

составляется

индивидуальный

образовательный

маршрут

с

учетом

его

4

индивидуальных

способностей

и

возможностей

с

опорой

на

сохранные

функции

организма.

На

каждого

учащегося

заводится

журнал

«Индивидуальный

план»,

в

котором прописываются все

достижения и

этапы развития учащегося в течение года, его характеристика, репертуар и

т.д.

Индивидуальные занятия – 86 часов в год (2 часа в неделю).

Основные формы контроля уровня обученности:

- технический зачет;

- контрольно-зачетное занятие;

- отчетный концерт.

Сроки обучения

Обучение по программе условно состоит из 2 основных этапов:

I этап – 1 и 2 годы обучения - начальное обучение игре на фортепиано;

II этап – 3, 4, 5 годы обучения- совершенствование практических умений,

углубление полученных знаний.

I этап

Начальное обучение игре на фортепиано – самый ответственный этап в

процессе становления музыканта. В это время закладывается фундамент его

музыкального развития, исполнительских качественных навыков.

На

начальном

этапе

обучения

учащихся

в

классе

фортепиано

преобладающей формой занятий является дидактическая игра-упражнение,

которая

снимает

дискомфорт

нервного

напряжения

с

мышц,

что

обеспечивают

ребенку

в

начале

обучения

плавный

переход

от

игровой

деятельности к учебному труду (см. приложение 4).

Формирование

первоначальных

навыков

игры

на

фортепиано

невозможно без выработки определенных пальцевых ощущений и контроля

за

ними,

что

впоследствии

способствует

развитию

ощущения

силы

взаимодействия

пальцев

с

клавиатурой

и

тактильной

ориентации

в

различных октавах широкого диапазона.

Развитие

музыкального

слуха

у

незрячего

ребенка

является

первоначальной

задачей,

так

как

на

первый

план,

в

процессе

Период

обучения

Продолж.

занятия

Кол-во зан.

в нед

Кол-во

часов в нед

Кол-во

недель

Колво часов

в год

1 год

1

2

2

43

86

2 год

1

2

2

43

86

3 год

1

2

2

43

86

4 год

1

2

2

43

86

5 год

1

2

2

43

86

Итого

430

5

воспроизведения музыки у него выходит слух, а не зрение. Подбор по слуху

знакомых популярных песенок способствует развитию музыкального слуха и

параллельному развитию музыкальной памяти, чувства ритма.

В этот период обучения игре на фортепиано трудностями являются:

- представление о музыкальном ритме;

- свобода оперирования музыкальными представлениями;

- правильное формирование музыкального образа;

-

формирование

двигательной

свободы

и

ориентировки

при

игре

на

инструменте.

Способами

вовлечения

ребенка

в

процесс

обучения

игре

на

музыкальном

инструменте

являются

игровые

ситуации,

придающие

динамичность, интригующую загадочность.

II этап

На II этапе учащиеся совершенствуют полученные ранее практические

умения, рассматривают и углубляют музыкальные знания. По сравнению с 1

– 2 годами обучения заметно раздвигаются жанрово-стилистические рамки

программного

репертуара.

Важное

значение

придается

исполнительским

навыкам, связанным с владением интонационной, темпо-ритмической, ладо-

гармонической

и

артикуляционной

выразительностью.

Глубже

воспринимаются

структурная

и

процессуально

динамические

стороны

музыкальной формы. Существенно расширяется применение динамических

нюансов и педализации. В фортепианной фактуре произведений появляются

новые,

более

сложные

приемы

мелкой

техники

и

элементы

аккордово-

интервального изложения.

К концу 5-го года обучения становятся заметными различия в уровне

развития музыкально-слуховых и фортепианно-двигательных способностей

учащихся.

Это

позволяет

предугадать

возможности

их

дальнейшего

общемузыкального, профессионального и исполнительского обучения.

Ожидаемые результаты обучения по программе

-

Приобретение

учащимися

с

ограниченными

возможностями

здоровья

навыков

игры

на

фортепиано

в

соответствии

с

их

возможностями

и

способностями,

по

составленным

индивидуальным

образовательным

маршрутам.

- Развитие творческих, исполнительских и импровизационных способностей,

с использованием сохраненных функций организма.

-

Успешная социализация учащихся с

ОВЗ

в

обществе через

участие в

концертах и конкурсах инструментального исполнительства.

- Расширение музыкального кругозора учащихся с ОВЗ.

6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

I

Организация музыкальных интересов

учащихся

1

3

4

1. Беседы о музыке

6

4

10

(игра преподавателя)

Слушание музыки на концертах и в

записи

(акцент

переносится

на

домашнюю работу)

-

6

4

10

II

Развитие

творческих

навыков

учащихся

5

8

13

1. Подбор по слуху

2

2

4

2. Транспонирование

1

2

3

3. Импровизация

1

2

3

4. Ансамблевое музицирование

1

2

3

III

Работа над репертуаром

10

45

55

1.

Работа

над

игровыми

приемами,

упражнениями, развитием мастерства

3

17

20

2. Работа над произведениями

4

17

21

3. Накопление репертуара

3

6

9

4. Концертная деятельность

-

5

5

IV

Культурно-досуговая деятельность

0

4

4

Итого:

22

64

86

Содержание программы

I. Организация музыкальных интересов учащихся:

1. беседы о музыке:

- место и значение музыки в жизни народа;

- музыка и ее выразительные возможности;

- знакомство со средствами музыкальной выразительности: (регистр; сила

звучания; мелодия; двух, трех и четырехдольные размеры; ритм; акцент;

одноголосное

и

многоголосное

изложение

в

музыке;

консонансы

и

диссонансы).

II. Развитие творческих навыков учащихся:

1,2. подбор по слуху и транспонирование мелодий и легких пьес с простыми

формами гармонического сопровождения в форме периода (4-8 тактов);

3. импровизация – проводится в обстановке творческих игр: заполнение

пропущенных

тактов

мелодий,

доигрывание

окончаний,

придумывание

вариантов, импровизация на строчки легких стихотворных текстов;

4. ансамбль.

7

Ш. Работа над репертуаром:

-

упражнения, подготавливающие

к

игре

на

фортепиано: «подснежник»,

«кукла», «качели», «пропеллер», «радуга», шаги;

- освоение штрихов нон-легато, легато, стаккато;

- разбор комплекса гаммы;

- приобретение начальных музыкально-теоретических знаний и практических

навыков

в

области

нотной

грамоты,

метроритмической

организации

звукового материала (метр, размер, длительность, пауза, фраза, предложение,

лад).

IV. Культурно-досуговая деятельность:

- коллективное посещение симфонических концертов с последующим их

обсуждением;

- проведение тематических классных часов;

- участие в оздоровительных мероприятиях (день здоровья).

Годовые требования по репертуару и комплексу технических

упражнений

В течение учебного года учащийся должен выучить и свободно играть

10 – 15 произведений.

В области теории музыки учащегося необходимо ознакомить с ладами;

в 1 год обучения необходимо знать 1 – 2 мажорные гаммы в две октавы

каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от

одного

звука)

при

симметричной

аппликатуре,

тонические

трезвучия

аккордами по три звука каждой рукой отдельно в тех же тональностях (с

переносом в разные октавы).

Оценка результативности обучения детей

Срок

Форма

Содержание

1 полугодие

Контрольно-зачетное

занятие

Исполнение пьесы и

ансамбля

2 полугодие

Отчетный концерт

Исполнение двух

разнохарактерных

пьес

Учебно-тематический план. Второй год обучения

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

I

Организация музыкальных интересов

учащихся

4

3

7

1. Беседы о музыке

3

2

5

8

(игра преподавателя)

Слушание музыки на концертах и в

записи

(акцент

переносится

на

домашнюю работу)

1

1

2

II

Развитие творческих навыков

6

9

15

1. Подбор по слуху

2

2

4

2. Транспонирование

2

2

4

3. Импровизация

1

2

3

4. Ансамблевое музицирование

1

3

4

III

Работа над репертуаром

12

48

60

1.

Работа

над

игровыми

приемами,

упражнениями, развитием мастерства

3

10

13

2. Работа над сонатинами

3

9

12

3. Работа на полифонией

3

11

14

4. Работа над пьесами

3

7

10

5. Накопление репертуара

0

7

7

6. Концертная деятельность

0

4

4

IV

Культурно-досуговая деятельность

0

4

4

Итого:

22

64

86

Содержание программы

I. Организация музыкальных интересов учащихся:

1.беседы о музыке:

-

слушание

музыки

в

исполнении

педагога,

а

также

с

использованием

технических средств обучения. Тематика: «Песня, танец, марш»;

- общая характеристика старинных западноевропейских танцев;

-

слушание

музыки:

Ж.

Люлли

Куранта

соль

минор,

И.С.Бах

Менуэт,

Г.Гендель Аллеманда.

II. Развитие творческих навыков:

1,2. подбор по слуху и транспонирование мелодий и легких пьес с простыми

формами гармонического сопровождения в форме периода (4 – 8 тактов);

3. Сочинение и импровизация:

- пьес изобразительного характера;

- изменение ритма в данной мелодии;

-с очинение подголоска к заданной мелодии, второго голоса;

4. Ансамбль.

III. Работа над репертуаром:

1. Игра позиционных упражнений во всех тональностях;

- игра гамм до 3-х знаков;

2. Работа над музыкальными формами:

- изучение произведений репертуара 2 года обучения должно основываться

на уже имеющемся небольшом опыте, накопленном учеником на протяжении

1 года обучения. Продолжают совершенствоваться навыки его работы над

9

произведением, появляется некоторая самостоятельность в разборе текста,

начинают

формироваться

и

новые

черты

в

музыкально-слуховом

и

пианистическом развитии под влиянием усвоения произведений большей

сложности и новых жанров;

- полифония, крупная форма, пьесы, этюды.

IV. Культурно-досуговая деятельность:

- коллективное посещение симфонических концертов с последующим их

обсуждением;

- проведение тематических классных часов;

- участие в оздоровительных мероприятиях (день здоровья).

Годовые требования по репертуару и комплексу технических

упражнений

В

течение

2-го

учебного

года

учащийся

должен

пройти

10

12

сочинений из сольного фортепианного репертуара:

1-2 произведения полифонического склада;

1-2 произведения крупной формы;

2-3 этюда;

2-4 пьесы различных по характеру;

1-2 ансамбля;

- гаммы до 3-х знаков в прямом и противоположном движении, двумя руками

в 2 октавы;

- минорные гаммы (3 вида) «ля» и «ми» каждой рукой в 2 октавы;

- хроматические гаммы каждой рукой отдельно;

- трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука каждой рукой отдельно.

Оценка результативности обучения детей

Срок

Форма

Содержание

1 полугодие

Контрольно-зачетное

занятие

Этюд, полифония

2 полугодие

Отчетный концерт

2 разнохарактерных пьесы

Учебно-тематический план. Третий год обучения

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

I

Организация музыкальных интересов

учащихся

1

3

4

1. Беседы о музыке

1

-

1

(игра преподавателя)

Слушание музыки на концертах и в

записи

(акцент

переносится

на

домашнюю работу)

-

3

3

II

Развитие творческих навыков

4

11

15

10

1. Подбор по слуху

1

2

3

2. Транспонирование

1

2

3

3. Импровизация

1

2

3

4. Ансамблевое музицирование

1

5

6

III

Работа над репертуаром

8

55

63

1.

Работа

над

игровыми

приемами,

упражнениями, развитием мастерства

2

13

15

2. Работа над сонатинами

2

12

14

3. Работа над полифонией

2

13

15

4. Работа над пьесами

2

9

11

5. Накопление репертуара

-

4

4

6. Концертная деятельность

-

4

4

IV

Культурно-досуговая деятельность

0

4

4

Итого:

13

73

86

Содержание программы

I. Организация музыкальных интересов учащихся:

1.

Беседы

о

музыке:

слушание

музыки

в

исполнении

педагога,

с

использованием

технических

средств

обучения.

Тематика:

«Творчество

П.И.Чайковского».

II. Развитие творческих навыков:

1. Подбор по слуху (введение аккордного сопровождения);

2. Транспонирование несложных мелодий на полтона;

3. Сочинение и импровизация.

4.

Ансамбль:

умение

слышать

партию

партнёра,

чувствовать

его

эмоциональный настрой.

III. Работа над репертуаром:

-

игра

этюдов

на

гаммообразное

движение,

развитие

самостоятельности

пальцев, на арпеджио, на силу и точность удара, на владение фактурой в

ленточном движении;

- работа над музыкальными формами;

-

подведение к

более

полным

представлениям о

содержании

музыки,

к

углубленному пониманию музыкального произведения, к осмыслению его

художественной сущности, формирование умений анализировать мелодию;

- расширение знаний о музыкальных жанрах и формах;

-

особые

виды

ритмического

рисунка

(триоль,

квинтоль

и

секстоль).

Ритмические упражнения (двумя руками, со счетом вслух) на соединение

полиритмических рисунков, различные виды ритмических и динамических

синкоп;

- музыкальный интервал;

-совершенствование навыков публичных выступлений.

IV. Культурно-досуговая деятельность:

11

-

коллективное

посещение

фортепианных

и

камерно-ансамблевых

музыкальных концертов с последующим их обсуждением;

- участие в детских музыкальных фестивалях и музыкальных календарных

праздниках;

- участие в музыкальных гостиных;

- проведение тематических классных часов;

- участие в оздоровительных мероприятиях (день здоровья).

Годовые требования по репертуару и комплексу технических

упражнений

В течение учебного года ученик должен пройти 10-12 различных по

форме музыкальных произведений:

1 произведение полифонического склада;

1 произведение крупной формы;

4 – 5 пьес, различных по характеру;

2 - 4 этюда;

1 – 2 ансамбля;

- мажорные гаммы до 4 знаков при ключе на две октавы двумя руками в

прямом

и

противоположном

движении

симметричной

аппликатурой);

минорные гаммы до 4-х знаков на две октавы в прямом движении (3 вида)

двумя руками.

- аккорды: тонические трезвучия с обращением в прямом движении на две

октавы отдельно каждой рукой.

- арпеджио: короткие на две октавы отдельными руками; длинное на две

октавы отдельными руками;

- хроматическая гамма в тональности в прямом движении.

Оценка результативности обучения детей

Срок

Форма

Содержание

1 полугодие

Зачетно-контрольное

занятие

Полифония и пьеса

2 полугодие

Технический зачет

Отчетный концерт

Гаммы, этюд, термины.

Крупная форма, пьеса или ансамбль.

Учебно-тематический план. Четвертый год обучения

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

I

Организация музыкальных интересов

учащихся

1

3

4

1. Беседы о музыке

1

-

1

(игра преподавателя)

Слушание музыки на концертах и в

-

3

3

12

записи

(акцент

переносится

на

домашнюю работу)

II

Развитие творческих навыков

4

13

17

1. Подбор по слуху

1

3

4

2. Транспонирование

1

3

4

3. Импровизация

1

3

4

4. Ансамблевое музицирование

1

4

5

III

Работа над репертуаром

4

57

61

1.

Работа

над

игровыми

приемами,

упражнениями, развитием мастерства

1

13

14

2. Работа над сонатинами

1

12

13

3. Работа над полифонией

1

15

16

4. Работа над пьесами

1

9

10

5. Накопление репертуара

-

4

4

6. Концертная деятельность

-

4

4

IV

Культурно-досуговая деятельность

0

4

4

Итого:

9

77

86

Содержание программы

I.Организация музыкальных интересов учащихся:

1.беседы

о

музыке:

слушание

музыки

в

исполнении

педагога,

с

использованием

технических

средств

обучения.

Тематика

«Венская

классическая школа (Й.Гайдн, В.А. Моцарт)», Л. Бетховен.

II. Развитие творческих навыков:

1.2. Подбор по слуху, транспонирование:

-

подбор

сопровождения

к

мелодиям,

исполняемым

голосом

и

на

инструменте;

- игра по слуху пройденных гармонических последовательностей (кадансов:

Т-S-D-Т) во всех тональностях;

3. Сочинение и импровизация – марш;

4. Ансамбль: развитие навыков исполнения с партнёром как первой партии,

так и второй.

III. Работа над репертуаром:

1. Работа над игровыми приемами, упражнениями, развитием мастерства:

- игра гамм в различных ритмических и артикуляционных вариантах;

- игра коротких арпеджио с опеванием и задержанием;

- упражнения, подготавливающие аккорды и двойные ноты.

2. Работа над музыкальными формами:

-

понимание

художественной

исполнительской

цели.

Осуществление

контроля над выразительностью, технической четкостью и ритмичностью

игры;

13

-

формирование

навыков

самостоятельности

в

решении

различных

музыкально-исполнительских

задач.

Дальнейшее

развитие

пальцевой

беглости, ловкости и изящества движений рук.

IV. Культурно-досуговая деятельность:

-

коллективное

посещение

фортепианных

и

камерно-ансамблевых

музыкальных концертов с последующим их обсуждением;

- участие в детских музыкальных фестивалях и музыкальных календарных

праздниках;

- участие в музыкальных гостиных;

- проведение тематических классных часов;

- участие в оздоровительных мероприятиях (день здоровья).

Годовые требования по репертуару и комплексу технических

упражнений

В течение учебного года учащийся должен выучить, играть свободно и

помнить за год не менее 8-10 различных музыкальных форм:

1 - 2 полифонических произведения;

1 - 2 произведения крупной формы;

2-3 пьесы различных по характеру;

2 этюда;

1 - 2 ансамбля;

- мажорные гаммы до 4 знаков в прямом и противоположном движении;

- минорные гаммы в параллельном движении до 4х знаков на 4 октавы;

-

аккорды:

тонические

трезвучия

с

обращением

в

прямом

движении;

арпеджио короткие и длинные двумя руками;

- хроматическая гамма в тональности.

- Д

7

в тональности короткими арпеджио. Длинным арпеджио только от

белых клавиш.

Оценка результативности обучения детей

Срок

Форма

Содержание

1 полугодие

Технический зачет

Контрольно-зачетное

занятие

гаммы, этюд, термины.

2

разнохарактерные

пьесы

или

ансамбль

и

подбор

с

аккомпанементом

2 полугодие

Технический зачет

Академический концерт

Гаммы. Этюд. Термины

произведение крупной

формы, пьеса –

кантиленного характера или

ансамбль

Учебно-тематический план. Пятый год обучения

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

14

I

Организация музыкальных интересов

учащихся

1

3

4

1. Беседы о музыке

1

-

1

(игра преподавателя)

Слушание музыки на концертах и в

записи

(акцент

переносится

на

домашнюю работу)

-

3

3

II

Развитие творческих навыков

4

13

17

1. Подбор по слуху

1

3

4

2. Транспонирование

1

3

4

3. Импровизация

1

3

4

4. Ансамблевое музицирование

1

4

5

III

Работа над репертуаром

4

57

61

1.

Работа

над

игровыми

приемами,

упражнениями, развитием мастерства

1

13

14

2.

Работа

над

произведениями

крупной формы

1

12

13

3. Работа над полифонией

1

15

16

4. Работа над пьесами

1

9

10

5. Накопление репертуара

-

4

4

6. Концертная деятельность

-

4

4

IV

Культурно-досуговая деятельность

0

4

4

Итого:

9

77

86

Содержание программы

I. Организация музыкальных интересов учащихся:

1. Беседы о музыке. Тематика: «Творчество И.С.Баха (1685-1750гг.)»

- органные сочинения И.С. Баха;

-

клавирная

музыка

И.С.

Баха.

История

создания

и

значение

«Хорошо

темперированного клавира», утверждающего равноправие всех тональностей

в музыкальной практике той эпохи;

- И.С. Бах Органная токката и фуга ре минор;

- Прелюдия и фуга соль минор I т. ХТК.

II. Развитие творческих навыков:

1.2. Подбор по слуху, транспонирование:

- подбор аккомпанемента, сыгранного в различной фактуре;

3. Сочинение и импровизация:

сочинение подголосков к заданной мелодии;

- импровизировать мелодии по предложенному ритмическому рисунку и

простой гармонической схеме.

III. Работа над репертуаром:

1. Использование учебно-тренировочного материала различного характера,

этюдов

большей

протяженности;

разнообразие

их

фактуры;

применение

15

штриховых и

ритмических различий при

исполнении гамм

и

арпеджио,

овладение

систематизированной

аппликатурой

в

гаммах

и

арпеджио.

Дальнейшее развитие октавной и аккордовой техники;

2. Работа над музыкальными формами:

-

формирование

умений

анализировать

мелодию;

расширение

знаний

о

музыкальных

жанрах и

формах музыкальных произведений: трехчастная

(простая

и

сложная),

свободная

форма;

совершенствование

понятий

о

метроритмических

особенностях

музыки

(ритмический

пульс).

Самостоятельное решение доступных художественно-исполнительских задач,

определение целесообразности найденных исполнительских приемов.

IV. Культурно-досуговая деятельность:

-

коллективное

посещение

фортепианных

и

камерно-ансамблевых

музыкальных концертов, с последующим их обсуждением;

- участие в детских музыкальных фестивалях и музыкальных календарных

праздниках;

- участие в музыкальных гостиных;

- проведение тематических классных часов;

-у частие в оздоровительных мероприятиях (день здоровья).

Годовые требования по репертуару и комплексу технических

упражнений.

В

течение

учебного

года

обучающийся

должен

пройти

8

10

различных по форме музыкальных произведений:

- 1 полифоническое произведение;

- 1 произведение крупной формы;

- 4 пьесы, различных по характеру;

- 2 этюда;

- 1 ансамбль;

- мажорные гаммы до 5 знаков при ключе на четыре октавы в прямом и

противоположном движении;

в

прямом

движении

на

4

октавы

гамма

в

терцию и дециму; минорные гаммы в параллельном движении до 4 знаков (3

вида);

- аккорды: тоническое трезвучие с обращениями в прямом движении на 4

октавы;

-

арпеджио

3-х

видов:

короткие

и

длинные

двумя

руками,

ломаные

отдельными руками;

-

хроматическая

гамма

от

звуков

«соль#»

и

«ре»

в

противоположном

движении.

- Д

7

во всех тональностях: короткие арпеджио отдельными руками; длинное

арпеджио только от белых клавиш.

Учащийся, который заканчивает свое обучение, должен подготовить

большую концертную программу из 4 произведений. Примерные зачетные

программы:

1 вариант

2 вариант

3 вариант

16

Полифония

Крупная форма

Полифония

Крупная форма

Пьеса

Пьеса

(моторного

характера)

Подбор

аккомпанемента

Этюд

Аккомпанемент

Сочинение

Ансамбль

Пьеса (кантилена)

Оценка результативности обучения детей

I направление зачетных форм

проверки знаний

II направление зачетных форм

проверки знаний

1 полугодие

а) Технический зачет

б) Контрольный урок

пьеса.

сочинение.

1 полугодие

1

прослушивание

выпускной

программы (2 произведения)

2 полугодие

а) Технический зачет

б) Отчетный концерт

произведение крупной формы.

пьеса кантиленного характера

или ансамбль.

2 полугодие

2

прослушивание

выпускной

программы (2 произведения)

Отчетный концерт выпускников

Методические приемы преодоления специфических трудностей в работе

с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья

На начальном этапе обучения незрячих учащихся педагогу приходится

решать целый комплекс специфических проблем. Эти проблемы условно

можно

разделить

на

возрастные,

физиологические,

психологические,

педагогические и методические. Условность данной классификации связана с

тем, что вышеуказанные факты тесно и непосредственно взаимодействуют в

учебном процессе. Во

всех

случаях базовыми

принципами музыкальной

педагогики

остаются

интерес

к

музыке

и

музыкальным

занятиям,

последовательность, доступность, ясность поставленных задач, неразрывно

связанных с образным содержанием произведения и качеством звучания.

Начальный

период

обучения

музыке

должен

быть

увлекательным,

изобиловать

разнообразием

занятий,

впечатлений,

активно

влиять

на

эмоциональную сферу, давать широкую информацию.

Игровые навыки незрячих музыкантов формируются на базе слухового

опыта

через

тактильные,

двигательные,

и

пространственные

ощущения.

Полученные таким образом комплексные представления фиксирует хорошо

натренированная память, которая играет определяющую роль в психических

17

процессах незрячего человека. При этом отпадает соблазн подглядывания за

клавиатурой, тормозящего развитие моторики музыканта.

Компенсирующее

значение

приобретают

музыкально-слуховое

внимание, тактильная моторика, память, активная деятельность центральной

нервной системы. Регулярные музыкальные занятия обостряют, повышают

слуховое внимание. Ребенок начинает хорошо различать источник звука, его

тембр, динамику, высоту, объем, выразительность.

Считается,

что

слепота

отрицательно

сказывается

на

двигательной

активности

ребенка.

Однако

техника

движений

может

быть

заметно

восстановлена.

Достигается

это

регулярными,

осмысленными

занятиями,

освоением клавиатуры, аппликатурных формул, внутренним «слышанием» и

«видением»

звуков,

звуковых

комплексов.

Исполнительство,

игра

на

инструменте

может

оказаться

компенсаторным

фактором,

так

как

способствует интеграции незрячего ребенка в здоровый коллектив.

Методические рекомендации по организации анализа и фиксированю

результатов обучения учащегося- инвалида по адаптированной

программе

Приступая к работе с учащимися с ОВЗ или инвалидностью,

необходимо

учитывать

их

ограниченные

возможности

здоровья

и

в

соответствии с этим составлять для них индивидуальные образовательные

маршруты (приложение 1), отмечая в них все достижения ребенка-инвалида

за текущий год. При обучении детей с ОВЗ игре на фортепиано необходимо

учитывать степень ОВЗ. Для этого при работе согласно

«

Положения об

индивидуальном

образовательном

маршруте

учащегося»

постоянно

контролируется

рост

исполнительских

навыков

ребенка,

его

освоение

программы, уровень творческой активности, психологической комфортности,

самореализации

и

удовлетворенности

образовательным

процессом,

что

впоследствии

является

основой

для

проведения

диагностического

исследования (приложение 3).

В

индивидуальных

маршрутах,

составленных

с

учетом

индивидуальных особенностей ребенка–инвалида, указываются:

- характеристика

- репертуар изучаемых произведений по годам обучения

- используемые методы при обучении ребенка с конкретной инвалидностью

или ОВЗ (слепота, ДЦП, интеллектуальные отклонения и др.)

- результаты сдачи технических зачетов и отчетных мероприятий

Аттестация

учащихся

с

ОВЗ

проводится

согласно

«Положения

об

аттестации учащихся» и «Положения об индивидуальном учете результатов

18

освоения

учащимися

дополнительных

общеобразовательных

программ,

хранения

в

архиве

информации

о

данных

результатах»

с

обязательным

учетом их ограниченных возможностей.

Методические пояснения для снятия напряжения и ориентации на

клавиатуре.

При

работе

с

незрячим

ребёнком

важным

средством

познания

и

обучения

является

осязательная

память,

т.е.

мышечно-двигательная

чувствительность. Главное – освободить руки. У незрячих зажаты движения

они

не

видят

препятствий и

потому боятся

их,

резкими

движениями

извлекают из инструмента резкие звуки. Но так на фортепиано играть нельзя.

Поэтому на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание

упражнениям

на

раскрепощение

мышц

шейного

и

плечевого

отделов,

игрового аппарата.

Упражнение «Подснежник» - стоя ребёнок должен почувствовать

контраст напряжения и расслабления рук.

Упражнение

«Кукла»-

сидя

за

инструментом,

ребенок

подготавливается к правильной посадке во время исполнения музыкальных

форм.

Упражнение «Пропеллер»- круговые движения свободными руками с

ускорением и с замедлением на ощущение темпа.

Упражнение «Качели» - выполняя задание «отдай мне руку», ребёнок

должен

максимально

расслабить

мышцы,

оставляя

под

контролем

лишь

кисть.

Упражнение

«Маляр»- выполняя плавные движения с элементами

упражнения

«Подснежник»,

ребенок

подготавливается

к

правильному

взятию и снятию звука.

Эти упражнения остаются актуальными несколько лет.

Слепой плохо ориентируется в пространстве. Если зрячий видит все

клавиши и оценивает их глазомером, то незрячему приходится полагаться на

память. В связи с этим используются упражнения на запоминание расстояний

в ряду клавиш и свободное ориентирование на клавиатуре:

Упражнение

«Окошечко

и

балкончик»-

по

заданию

педагога

находится

«окошечко»

(2

чёрные

клавиши)

и

«балкончик»

(3

чёрные

клавиши) в разных регистрах инструмента. Данное упражнение является

основополагающим

в

работе

с

незрячими

детьми

на

протяжении

всего

обучения.

Упражнение «Найди ноту»- следующий этап освоения клавиатуры

после упражнения «Окошечко и балкончик», помогающее беспрепятственно

находить каждую ноту. Начинается процесс с

нахождения ноты «до» в

каждой октаве

в

восходящем и нисходящем движении.

Затем

таким

же

способом находятся все остальные ноты с ориентацией на «окошечки» и

«балкончики».

19

Упражнение

«Слуховые

загадки»

-

ребёнок

вслушивается

в

протяжный

отдельный

звук,

взятый

педагогом

на

педали,

и

старается

отыскать этот звук в заранее указанном ему отрезке клавиатуры. Педагог

направляет слуховое внимание ребёнка при поисках звука, дополнительно

проигрывает или напевает звук.

С подробным описанием некоторых упражнений можно ознакомиться

в приложении. (приложение 4)

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Репертуар, сборники

Первый год обучения

Крохе-музыканту.1 и 2 части. (Сост. И.С.Королькова), Ростов-на-Дону,

Изд. 15, 2011.

Хрестоматия педагогического репертуара. Альбом ученика-пианиста. 1

класс. (Сост. Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова), Ростов-на-Дону, Изд.2

«Феникс», 2006.

Школа

игры

на

фортепиано.

(Сост.

А

Николаев),

М.,

Изд.

«Музыка»,2007.

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 2. (Сост.

Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян), М., 1995.

Второй год обучения

Фортепиано (Пьесы. Этюды. Ансамбли. Крупная форма. Полифония.) 1

часть. (Сост. В.Григоренко), М.,«Кифара», 2005.

Школа игры на фортепиано. (Сост.А.Николаев), М., Изд. «Музыка»,

2007.

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 2 (Сост.

Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян), М.,1995.

Калинка. Альбом начинающего пианиста. (Сост. А.Бакулов, К.Сорокин),

М., Издание 3, 1987.

Хрестоматия

педагогического

репертуара.

Юному

музыканту

исполнителю. 1 класс. (Сост. Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова), Ростов-

на-Дону, «Феникс», 2004.

Музыкальная мозаика для фортепиано. 2-3 классы. (Сост. И.И.Бондарь),

Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.

Третий год обучения

Хрестоматия педагогического репертуара. Альбом ученика-пианиста. 3

класс. (Сост. Г.Г.Цыганова, И.С.Королькова), Ростов-на-Дону, «Феникс»,

2006.

Школа игры на фортепиано. (Сост.А.Николаев), М., «Музыка», 2007.

Фортепиано. 3 класс. (Сост. Б.Милич), М., «Кифара», 2006.

Ансамбли для фортепиано в четыре руки. (Сост. Н.Смирнова), Ростов-

на-Дону, «Феникс», 2006.

Хрестоматия

маленького

пианиста.

(Сост.

А.Артоболевская),

М.,

«Интро-Вэйв», 2003.

Калинка. Альбом начинающего пианиста. Издание 3. (Сост. А.Бакулов,

К.Сорокин), М., 1987.

Четвёртый год обучения

Хрестоматия педагогического репертуара. Альбом ученика-пианиста 4

класс. (Сост. Г.Г.Цыганова, И.С.Королькова), Ростов-на-Дону, «Феникс»,

2006.

Фортепиано. (Сост. Б.Милич) 4 класс. М., «Кифара», 2006.

21

Ансамбли для фортепиано в четыре руки. (Сост. Н.Смирнова), Ростов-

на-Дону, «Феникс», 2006.

Кулау Ф. Избранные сонатины для фортепиано. М., «Музыка», 2005.

Полифонические пьесы. (Хрестоматия педагогического репертуара для

фортепиано 4 класс ДМШ), Вып. 3, М., 1994.

Альбом ученика пианиста. Хрестоматия. 3 класс. (Сост. Г.Г.Цыганова и

И.С.Королькова), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016.

Школа игры на фортепиано. (Сост.А.Николаев), М., «Музыка», 2007.

Хрестоматия

маленького

пианиста.

(Сост.

А.Артоболевская),

М.,

«Интро-Вэйв», 2003.

Музыкальная мозаика для фортепиано. 2-3 классы. (Сост. И.И.Бондарь),

Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.

Пятый год обучения

Хрестоматия педагогического репертуара. Альбом ученика-пианиста 4

класс. (Сост. Г.Г.Цыганова, И.С.Королькова), Ростов-на-Дону, «Феникс»,

2006.

Фортепиано (Сост. Б.Милич) 4 класс. М., «Кифара»,2006.

Ансамбли для фортепиано в четыре руки. (Сост. Н.Смирнова), Ростов-

на-Дону, «Феникс», 2006.

Альбом пьес и ансамблей для фортепиано. Для средних и старших

классов (Сост. Ю.В.Доля), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.

Кулау Ф. Избранные сонатины для фортепиано. М.,«Музыка», 2005.

Л.В.Бетховен. Сонатины. М., «Музыка», 2005.

Школа игры на фортепиано. (Сост.А.Николаев), М., «Музыка», 2007.

Хрестоматия

маленького

пианиста.

(Сост.

А.Артоболевская),

М.,

«Интро-Вэйв», 2003.

Хрестоматия педагогического репертуара. Альбом ученика-пианиста 3

класс

(Сост.

Г.Г.

Цыганова,

И.С.

Королькова),

Ростов-на-Дону,

«Феникс», 2016.

Педагогический репертуар ДМШ 4 класс. Хрестоматия для фортепиано.

(Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян), М., «Музыка»,2009.

Пьесы, сонатины, вариации и этюды для фортепиано 5-7 классы ДМШ.

Вып.3 (Сост. С.А.Барсукова), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.

Хрестоматия

для

фортепиано

ДМШ

5

класс.

Этюды.

Вып.1.

(Сост.

Н.Копчевский), М., «Музыка», 2001.

Юному музыканту-пианисту. Ансамбли для фортепиано. Хрестоматия

для учащихся ДМШ. 4-5 классы. (Сост. Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова),

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008.

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Программа для

детских музыкальных школ

по

классу специального

фортепиано.

Программа для детских музыкальных школ по общему фортепиано.

Программа

для

общеобразовательных

учебных

учреждений

по

музыкально-эстетическому воспитанию (раздел музыка 1 – 4 классы).

Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста», М., 2004.

Боренбойм Л.А. «Путь к музицированию», Л., 2009.

Б.Милич. «Воспитание ученика – пианиста», М., «Кифара», 2002.

Г.М.Грыпин. «Обучение игре на фортепиано», М., «Просвещение», 2004.

А.Шмидт-Шкловская

«О

воспитании

пианистических

навыков»,

Л.,

«Музыка»,2005.

А.Д.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», М.,2002.

23

Приложение 1

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы (ка)

_____ года обучения класса фортепиано по программе

_________________________________________________________

(название программы)

Ф.И._____________________________

Характеристика обучающегося на данный момент обучения _________ учебного года:

__________ обладает _____________музыкальными данными. Имеет _______ чувство

ритма,

_______

музыкальный

слух,

________музыкальную

память.

На

данном

этапе

обучения

развиты

следующие

навыки:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______(примерные

навыки:

понятие

относительной

высоты

звуков,

ознакомление

с

ладом,

интервалами,

с

музыкальной

формой,

фразировкой,

динамикой,

штрихами,

коллективное музицирование) .

Логическое мышление ______. По характеру ______ ___________________(смышлёная,

(имя)

(характеристика

личностных

качеств), активная, энергичная, эмоциональная, коммуникабельная, любознательная и т.д.)

Занимается с большим желанием. Ей (ему) очень нравится играть в ансамбле с педагогом.

_______________

имеет

заболевание

__________________________________________________ .

(имя)

В связи с этим к ней (нему) требуется особый индивидуальный подход. На занятиях

уделяется

значительное

внимание

_______________________________________________________________ .

(Примерно: работа на осознанную связь слуховых и двигательных ощущений, освоение

более

сложных

музыкальных

форм,

осмысленное

исполнение

музыкальных

произведений).

Расписание занятий:

Понедельник

Дисциплина _______________ (время)____________________

Вторник

Дисциплина ________________ (время)_________________

Среда

Дисциплина _________________(время)_____________________

Четверг

Дисциплина _______________ (время)________________

Репертуар по специальности в классе фортепиано на ___________________ учебный

год:

(Примерный репертуар 2 г. обучения по индивидуальному фортепиано)

1. Диезные и бемольные гаммы до 4-х знаков при ключе.

2.В.Волков. «Вальс».

3.И.Литкова. «Вариации» (Ре мажор).

4.Л.Бекман. «В лесу родилась ёлочка».

5.Л.Шитте. «Этюд» (До мажор).

6.Д.Штейбельт. «Адажио».

24

7.С.Майкапар. «Вальс».

8.Л.Моцарт. «Бурре».

9.К.Михайлов. «Прогулка».

10.В.Волков. «Мазурка».

11.Л.Шитте. «Этюд» (ми минор).

12.А.Жилинский. «Этюд». (До мажор).

13.Р.н.п. «Светит месяц». (ансамбль).

14.Р.н.п. «Я на горку шла». (ансамбль).

План концертных и конкурсных выступлений в течение _________________ учебного

года:

Дата

Наименование

конкурсного или

концертного

мероприятия

Уровень

Примерный

репертуар

План психолого- педагогического сопровождения совместно с педагогом психологом:

Сроки

Название мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Первичная диагностика ребенка

__________, педагог- психолог

Ноябрь

Диагностика «Характеристика ученика»

__________, пдо

Декабрь

Диагностика «Мотивация обучения и

адаптация в студии»

_____________, педагог- психолог

Диагностика личностного развития

__________, пдо

Март

Проведение родительского исследования

для составления целостной картины

интеллектуального развития ребенка

_______________, пдо

Май

Диагностика личностного роста

ребенка

___________, педагог- психолог

Диагностика личностного развития

_________, педагог

дополнительного образования

25

Приложение 2

Справка

об эффективности реализации адаптированной дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы по фортепиано

художественной направленности для детей с особыми образовательными

потребностями

Титовой Светланы Александровны

педагога МАУ ДО ЦЭВД «Отрада»

Педагог

С.А.

Титова

реализует

индивидуальную

дополнительную

общеобразовательную

программу

по

классу

фортепиано

художественной

направленности для ребенка-инвалида с нарушением зрения с 2014 г. по 2018

г., успешно обучая Цветкову Ирину, инвалида по зрению.

Цветкова Ирина, 26.01.2017 года рождения, имеет врожденный недуг

(слепота), однако обладает хорошими музыкальными данными: чувством

ритма, музыкальным ритмом, музыкальной памятью, игрой на инструменте

занимается с большим желанием, вдумчиво. На уроках она внимательна,

инициативна,

работоспособна.

Ирина

коммуникабельна,

оптимистически

настроена.

Индивидуальные

занятия

по

фортепиано

помогают

Ире

успешно

заниматься в образцовом вокальном ансамбле «Настроение», где она как

сольная

исполнительница

и

участница

ансамбля

участвует

в

конкурсах,

выступает

в

концертных

программах,

торжественных

мероприятиях,

посвященных памятным и праздничным датам перед самой разнообразной

аудиторией

воспитанниками

детских

домов,

учащимися

школ,

военнослужащими, ветеранами войны и труда.

В

результате

индивидуальной

работы

по

программе

выявлены

следующие личностные результаты у ребенка:

- раскрепощение и внутренняя организация двигательного аппарата;

-значительный рост уровня технического исполнения (игра упражнений, пьес,

произведений полифонического склада в 2 руки, крупной формы);

- свободная, уверенная ориентация на клавиатуре,

-развитие логического мышления, необходимое для осмысления исполнения

произведения иди упражнения;

-формирование сценической свободы, исполнительской воли, позволяющее

успешно выступать на концертах и конкурсных мероприятиях.

В течение 2016-2018 г.г. Ира добилась значительных успехов в конкурсных

достижениях на уровне города, края, России, международном:

2016 г.:

26

-диплом

участника

юбилейного

концерта

Всероссийского

фестиваля

Благотворительного

проекта

«Белый

пароход»

в

Московском

Международном Доме Музыки.

2017 г.:

-

Диплом

1

степени

в

номинации «Инструментальное исполнительство»

Всероссийского творческого конкурса для детей и педагогов «Созвездие

талантов»

-Диплом лауреата 2 степени в номинации «Инструментальное творчество.

Классическое

направление»

регионального

фестиваля-

конкурса

инклюзивного творчества детей «Путь к успеху»

-

Диплом

участника

смотра

номеров

Всемирного

Парамузыкального

фестиваля

2018 г.:

-

Диплом

лауреата

1

степени

Открытого

Всероссийского

детского

творческого

конкурса

видеозаписей

«Звездочки»

в

номинации

«Инструментальное исполнительство. Фортепиано» в категории З («Особые

дети») (г. Санкт- Петербург) (приложение 5)

Опыт практической деятельности с Ириной был представлен в 2016 г. на

семинаре

в

рамках

городской

стажировочной

площадки

по

работе

с

молодыми специалистами дополнительного образования г. Хабаровска, а

также

в

2017

г.

на

краевом

семинаре

руководителей

дополнительного

образования

с

презентацией

видеофильма

«Инклюзивное

образование

в

деятельности МАУ ДО ЦЭВД «Отрада» (приложение 5, видео-материалы

занятия)

Выступления Ирины не оставляют равнодушными слушателей. Ее высоко

художественное,

грамотное,

осмысленное

исполнение

позволяет

окружающим воспринимать ее не как ущербного ребенка, а как полноценную,

успешную и глубоко позитивную личность. Ира полна творческих планов,

оптимистично смотрит в будущее, трезво определяя посильное для себя

место в обществе.

Директор МАУ ДО ЦЭВД «Отрада» С.Б. Белогруд

27

Приложение 3

Карта личностного роста

Карта личностного роста учащихся класса фортепиано

с особыми образовательными потребностями

ФИО

учащ

егося

Музыкаль

ность

Физические данные

Усвоение

программы

Мышле

ние

Эмоцио

нально-

художе

ственн

ые

качеств

а

Вн

им

а

ние

Социализация

Эмоциональная

отзывчивость

Интонационная точность

Организация игрового

аппарата

Двигательная

координация

Работоспособность

ость

Инструментальные навыки

Теоретические навыки

Технические навыки

Образное

Логическое

Воображение

Погружение в образ

Концентрация

Готовность выполнения

творческих задач

Позитивные изменения в

характере

Мотивация

Коммуникативные навыки

Самореализация

28

Приложение 4

Игры - упражнения

1. Упражнение «Подснежник».

Исходное положение -стоя. Руки сравниваются с подснежником: кисть – бутон,

плечо и предплечье – стебель. Медленно поднимать руку, начиная с плеча. В это

время предплечье и кисть свободно болтаются. Когда плечо находится параллельно

полу,

поднять

предплечье

над

головой.

«Подснежник»

вырос,

но

ещё

не

распустился – кисть расслаблена – нужно помахать ею, будто стряхиваем воду

(росу).

Затем

«подснежник» распускается:

пальцы

расставляются в

стороны и

тянутся к потолку (к солнцу). Кисть напрягается. Несколько секунд чувствуется

напряжение во всей руке. Расслабление мышц начинается в обратном порядке.

Сначала падает кисть (бутон завял), затем предплечье и плечо. То же выполнить

двумя руками. Учащиеся должны ощутить контраст напряжения и расслабления

мышц.

2. Упражнение «Кукла».

Исходное

положение

сидя

за

инструментом.

Педагог

предлагает

учащемуся

представить себя сломанной куклой. Ребёнок наклоняется вперёд. Голова опущена,

туловище и конечности расслаблены, свободно двигаются из стороны в сторону.

Через несколько секунд учащийся изображает куклу новую: садится ровно, не

сутулясь, с опорой на ноги, голова поднята, руки на коленях. Выполнять несколько

раз. Это упражнение подготавливает к правильной посадке за инструментом.

3.Упражнение «Маляр»

Ребенок сидит за инструментом. На клавиатуре лежит карандаш. Учащийся должен

взять

его

кончиками

(подушечками)

всех

пальцев.

Кисть

приобретает

куполообразную форму. Перед взятием карандаша сначала

поднимается плечо

(элемент из упр.1), затем предплечье с расслабленной кистью. Карандаш нужно

взять сверху, представить, что в руках кисть и плавными движениями имитировать

покраску забора, доводя руку до уровня глаз. Необходимо следить за гибкостью

запястья.

Рука

должна

быть

пластичной,

свободной.

Упражнение

выполняется

каждой рукой отдельно, затем – двумя руками. Это упражнение подготовит к

правильному взятию и снятию звука.

4. Упражнение «Черепаха»

Нужно

представить

себя

черепахой.

Для

этого

сядем,

наклонившись

вперёд,

опустим голову на грудь; как черепахи, втягиваем голову в плечи и сжимаемся

(собираемся) в «группировку». Поднимем руки со сжатыми кулаками и прижмём

их к голове. Держим крепко-крепко, как только возможно. Мышцам должно быть

почти больно. Можно подтянуть ногу к туловищу. Потихонечку, очень медленно

начинаем расслабляться: поднимем голову, опустим плечи и руки. Упражнение

повторяем несколько раз. Важно отличать напряжение и расслабление.

5. Упражнение «Жираф».

Чтобы снять мышечные зажимы в области головы, шеи, верхнего плечевого пояса,

подойдёт

упражнение

«Жираф».

Сделайте

вдох

и

расслабьтесь.

Положите

подбородок

на

грудь.

Поверните

подбородок

и

шею

направо,

затем

налево.

Повторить три раза. Теперь нужно сделать перекат головы через грудь с одного

плеча на другое. Приподнимите плечи, затем опустите их. Повторите это три раза,

затем поднимите каждое плечо несколько раз. Теперь сядьте прямо и удобно.

Почувствуйте, как удлинилась ваша шея, как она расслабилась. Представляйте себе,

что шея стала длинной, как у жирафа.

29

Приложение 5

Достижения

Цветковой Ирины, учащейся класса фортепиано студии

общемузыкального развития МАУ ДО ЦЭВД «Отрада»

за 2

016-2018 гг.

30

31

Приложение 6

Подтверждение авторства программы



В раздел образования