Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.


Автор: Гайнетдинова Фаягуль Даяновна
Должность: студентка
Учебное заведение: Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы "ФГБОУ ВО БГПУ им.М.Акмуллы"г.Уфа
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Раздел: начальное образование





Назад




ГАЙНЕТДИНОВА Ф.Д

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО ставит новые

цели и новые требования к освоению ООП НОО. Одним из требований ФГОС

НОО является формирование языковой личности младшего школьника [39, с.

18]. Государство и общество России через ФГОС НОО определили заказ в

системе образования в виде формирования языковой личности младшего

школьника, поскольку в связи с глобализацией системы образования возникла

потребность в грамотных и образованных людях. Сформированная языковая

личность

младшего

школьника

является

основой

функциональной

грамотности среднего школьника. Стратегически начальная школа должна

развить желание ребенка изучать родной язык и иностранные языки, но на

практике

традиционно

серьезное

внимание

уделяется

исключительно

формированию навыков по узким предметным областям. При этом многие

педагоги могли с большим успехом использовать возможности внеурочного

времени для достижения выше обозначенных задач.

Таким

образом,

возникает противоречие между

востребованностью

функционально

грамотных

людей,

формированием

языковой

личности

младшего школьника и недостаточным созданием оптимальных условий для

формирования определенных универсальных учебных действий, необходимых

для этого.

В последние годы в современной школе значительно вырос интерес к

изучению языковой

личности.

В

условиях

глобализации

расширились

границы коммуникативных возможностей

человека, и

расширилось его представление о целостности картины мира. Кроме того

социальный заказ современного общества, сформулированный в Концепции

воспитания интеллектуальная личность, способная через свои речевые

поступки добиться поставленной цели и определять жизненные ценности и

ориентиры. Развитие общества XXI века будет определяться тремя

факторами, которыми являются высокая технология, информативность и

интернационализация. В поликультурном мире языковая личность должна

полноценно использовать не только свой язык, но и язык

международного общения. Поэтому одной из задач современной школы

начала XXI века можно считать подготовку учащихся к многоязычию.

Таким образом, пришло время и в педагогике говорить об ученике не

просто как о личности, а как «языковой личности» Впервые понятие

«языковой личности» было введено В. В. Виноградовым [2]. Ученый подошел

к понятию языковой личности путем исследования языка художественной

литературы. Логика развития понятий «образ автора» и «художественный

образ», являющиеся центральными в научном творчестве В. В.Игнатова.

В сознании носителя языка картина мира формируется оформляется с

помощью единиц языка, закрепляется в языковом сознании индивида, то есть

составной частью, компонентом,

репрезентантом картины мира является

языковая картина мира (И.Б. Игнатова, Ю.Н. Караулов, О.Л. Каменская, В.И.

Постолова, Б.А. Серебренников, В.Н. Телия, А.А. Уфимцева), одну из

заметных частей которой составит цветовая, или лингво цветовая картина

мира.

В языковом сознании человека и человечества рождается и формируется то,

что и может быть названо цветовой картиной мира. На наш взгляд, цветовая

картина

мира

есть

совокупность

представлений

человека

о

мире,

отражающихся через призму цветовых ощущений, материализующихся

посредством речи. Колористическая лексика получила научное освещение в

различных аспектах: в сопоставительных исследованиях (П.П. Антоненко, Л.

Байрамова, А.П. Василевич, В.Г. Гак, Ш.К. Жаркынбекова, Т.Ю. Светличная,

С.Г. Тер– Минасова и др.), в рамках исторического направления (Н.Б.

Бахилина, Л.С. Грановская, Т.И. Вендина и др.), психолингвистическом (Р.М.

Фрумкина,

А.П.

Василевич,

А.И.

Белов),

лингвокультурологическом,

этнокультурном (А.П. Василевич, О.В. Белова, Н.В. Серов и др.), когнитивном

(Т.И. Вендина, Е.В. Рахилина, И.А. Стернин и др.). В.Г. Кульпина определяет

колоративы

как

достаточно

чётко

очерченную

в

языке

группу

прилагательных,

обозначающих

цвет.

Внутри

цветообозначений

автор

выделяет две семантические группы: собственно колоративы (красный,

коралловый, голубой и т.д.) и дополнительные характеристики цвета (светлый,

тёмный, густой и др.) (Кульпина, 2002, 76).

Изучая

родной

язык,

школьник

познаёт

объективно

существующую

действительность, которая в его сознании отражается с помощью единиц

языка. В сознании обучающегося формируется объективная картина мира

национально и индивидуально обусловленная. Чем больше познаёт ребёнок

родной язык, тем шире и разнообразнее картина мира в его сознании.

Вследствие обучения в начальных классах продолжается формирование

языкового сознания, в котором в единицах языка находит отражение картина

мира. Формирование языковой личности младшего школьника в процессе

языкового и речевого развития (Т.Г. Рамзаева, Л.В. Савельева, Е.П. Суворова

и др.), расширение восприятия ребенком многоцветного окружающего мира

(А.П. Журавлев, Н.В. Серов, П.В. Царев), развитие эстетических потребностей

обучающегося (см. ФГОС), осознание им цветовой лексики как словарного

богатства

языка

углубляют

внимание

учащихся

к

семантике

функционирующего слова в устной и письменной речи, повышая тем самым

уровень

владения

языковой,

лингвистической

и

коммуникативной

компетенциями.

На уроках русского языка учитель формирует в языковом сознании младшего

школьника цвет наименование, насыщая словарь и речь ребёнка цвет

наименований разного состава и образования. На уроках русского языка в

начальных классах, как подсказывает проведённое исследование и наши

наблюдения, почти не уделяется внимания этому аспекту обучения языку.

Результатом такого подхода является то, что школьники владеют очень

ограниченным составом цветообозначений и, как правило, не используют в

речи

и

в

творческих

работах

способы

образования

колоративов,

существующие в системе языка.

Известно, что речевая культура воспитывается с детства и важную роль играет

в этом процессе школа. Прежде всего, нужно заботиться о развитии речи

учащихся, расширении их словарного запаса. Правильно организованная

работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для

развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и

памяти, способностей и талантов. Очень важно развивать критическое

отношение к собственной речи, стремление всегда говорить по существу,

последовательно, точно, выразительно и правильно.

Одним из ключевых компонентов культуры речи является нормативность,

которая включает разные типы норм – орфоэпические, морфологические,

синтаксические и т. д. Употребление морфологических норм регулируется при

помощи правил. В связи с достаточно большим количеством исключений

морфологические нормы употребления различных частей речи с трудом

осваиваются детьми.

Современный учёный Ю.Н.Караулов в своей книге «Русский язык и языковая

личность» даёт такое определение языковой личности: «Языковая личность –

вид

полноценного

представления

личности,

вмещающий

в

себя

и

психический, и социальный, и этнический и др. компоненты, преломленные

через её язык»

В

лингводидактическом

представлении

языковая

личность

имеет

две

особенности: во-первых, это понимание языковой личности как способность

пользоваться языком – родовое свойство человека. Во-вторых, языковая

личность есть национальная личность, следовательно, тесно связанная с

национальной литературой и языком, продуктами национального духа.

Умение выразить своё чувство, мысль в слове, навык выразительного чтения,

проявление эмоциональности к слову, понимание авторского замысла в

художественном произведении, словарный запас и т.д. – всё это составляющие

компоненты языковой личности.

Начальная школа ставит перед собой следующие задачи в направлении

формирования языковой личности:

1) формирование учебной деятельности детей младшего школьного возраста

(разносторонняя мотивация и умение учиться, самостоятельность мышления);

2)

формирование

и

совершенствование

навыков

сознательного,

выразительного, беглого чтения, грамотного письма, развитой связной речи;

3) развитие языкового чутья, эстетического вкуса, внимания и интереса

учащихся к чтению книг;

4) изучение начального курса грамматики: осознание учениками системности

и функциональности явлений языка;

5) усвоение языка как средства общения, умения работать с текстом;

6) уточнение и расширение представлений детей об окружающем мире

посредством уроков;

7) воспитание культуры речи, речевого этикета в общении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, занятия по развитию речи - это многосторонняя работа по

языку, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической

теорией и орфографическими навыками, но в процессе разговора овладели и

умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи,

строить словосочетания, предложения и связную речь. В целом развитие речи

- это и есть работа над речевой культурой учащихся. Безусловно, воспитание

младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому

языку - глобальная проблема современного образования, требующая особого

внимания и детальной проработки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Мельникова И.И.Развитие речи. Дети 7-10 лет/Акад. Развития.-2015

Кузнецова

Т.А.

Современные

тенденции

литературного

образования

младших

школьников//Воспитание и обучение.-2014.-№2

Алтабаева Е.В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе

обучения русскому языку// Нач.шк.-2015.-№10



В раздел образования