Напоминание

"Психологическая подготовка волейболистов"


Автор: Машенцева Лариса Александровна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 1"
Населённый пункт: город Дальнегорск, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая подготовка волейболистов"
Раздел: полное образование





Назад




Психологическая подготовка волейболистов

Каждое учебное занятие – подготовка к соревнованию. А любые соревнования – это

лучшая тренировка. Об этом не следует забывать. Для успешного выступления на соревнова-

ниях психические качества волейболистов надо воспитывать постоянно на уроках физ-

культуры и на тренировочных занятиях. Занимаясь волейболом с детьми, приходится сталки-

ваться с множеством вопросов, как по овладению техникой и тактикой игры, так и по взаи-

моотношению между игроками. В статье речь пойдёт о том, как психологически подготовить

команду к соревнованиям.

Для достижения положительного результата в тренировочном процессе нужна как физи-

ческая, техническая, тактическая подготовка, так и психологическая. Огромное значение

имеет зрительное восприятие: умение видеть мяч, положение и перемещение игроков на пло-

щадке, видеть границы площадки и быстро ориентироваться в определённых условиях. От

этого зависит правильное и своевременное выполнение всех приёмов. Оценив расстояние,

игрок может выполнить правильный выход к мячу и точную передачу. На уроках и на трени-

ровках, начиная обучать детей волейбольным приёмам, следует объяснять, показывать и да-

вать упражнения для освоения этих действий. Так же очень важно развивать способность

точно оценивать расстояние между движущимися игроками, между игроками и мячом. Для

того, чтобы развить точность глазомера и чувство дистанции, нужно больше изменять рас-

стояние передач, подач, нападающих ударов и финтов. Например, следует давать задание

выполнять передачи на различные расстояния, начиная с коротких дистанций, затем на сред-

них дистанциях, а далее на длинных. Подачи следует учить выполнять различными способа-

ми, на различные расстояния и в различные зоны. Нападающие удары и финты так же следу-

ет учить выполнять в различные зоны площадки и различными способами.

Основой овладения техникой всех приёмов является мышечно-двигательная чувстви-

тельность. Выполнение любого технического приёма возможно с правильным восприятием

движений, под постоянным контролем сознания человека. Точность восприятия мышечных

усилий зависит от состояния тренированности. В состоянии спортивной формы все действия

волейболиста доведены до совершенства, до автоматизма: повышается быстрота реакции,

точность движений, присуща своевременность восприятия и ответных действий. Быстрая и

правильная ориентировка в игре, мгновенная реакция, возможны только при полной концен-

трации внимания. И только целенаправленными тренировками можно добиться всего этого и

преодолеть воздействие отрицательных эмоций и влияние утомления. Недостаточная физи-

ческая подготовка может привести к утомлению, поэтому каждую тренировку следует начи-

нать с хорошей разминки, которая включает в себя медленный бег, бег по заданию, ОРУ (об-

щеразвивающие упражнения), ОФП (общефизическую подготовку), а далее специальные

упражнения для овладения волейбольной техникой.

Во время соревнований острая соревновательная борьба, высокая двигательная актив-

ность, внимание требуют от волейболистов проявления волевых качеств: целеустремлённо-

сти, настойчивости, выдержки, самообладания, решительности, смелости, инициативности и

дисциплинированности. В игре часто приходится рисковать. Здесь не обойтись без смелости

и самообладания. К предстоящим соревнованиям нужен определённый настрой. Знания, уме-

ния, большое количество проделанной работы дают уверенность в собственных силах.

Благоприятным является состояние боевой готовности. Оно характеризуется активным

стремлением к победе, обострением восприятия, внимания, мышления и памяти. А самое

главное, у волейболистов должно присутствовать большое желание играть и выигрывать.

Перед игрой следует отдохнуть. Хорошо размяться минут за 40 до начала игры. Размин-

ка должна быть достаточной, чтобы повторить все игровые приёмы, разогреться, но быть бо-

дрым. Внешне волейболист не должен выражать волнение или неуверенность, наоборот, ми-

микой и движениями надо показать, что готов к игре, к приёму мяча.

Заранее игрокам можно дать совет: не играть на зрителя. Это может стать причиной

ослабления игры, такие поступки рассеивают внимание, так как тот, кто следит за реакцией

публики, не может одновременно следить за мячом.

Во время игры можно делать замены, брать перерывы для отдыха, чтобы сбить темп

игры, для мобилизации сил, для корректировки тактических действий. На игроков не стоит

ругаться, кричать, осуждать их. Не стоит вспоминать ошибки спортсмена: акцентируя внима-

ние на слабостях, снижается мышечный тонус и это мешает хорошо играть. Обычно такое за-

мечание не даёт положительных результатов, а наоборот, обижает игрока и дезорганизует

команду. Намного важнее положительные замечания: «Молодец!», «Здорово!», «Не спеши!»,

«Давай…». После таких фраз появляется желание постараться выполнить всё хорошо. Для

мобилизации команды и поднятия морального духа надо быть спокойным, ровным и уверен-

ным. Не помешает подбодрить всю команду, дать рекомендации по тактике игры и дальней-

шим действиям.

Во время всей игры обязательно игроки должны проявлять вежливость и уважение к су-

дье. По окончанию встречи не лишним будет во время рукопожатия поблагодарить соперни-

ка за игру.

Л.А. МАШЕНЦЕВА,

учитель физической культуры высшей

категории МОБУ «СОШ № 1»,

г. Дальнегорск, Приморский край



В раздел образования