Напоминание

Функциональная грамотность на уроках английского языка


Автор: Бабушкина Мария Александровна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МОУ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 18"
Населённый пункт: г.Шуя
Наименование материала: Статья
Тема: Функциональная грамотность на уроках английского языка
Раздел: начальное образование





Назад




У преподавателей, независимо от стажа и интенсивности работы, бывают методические привычки, которые

негативно сказываются на процессе обучения учеников: они затрудняют восприятие материала, замедляют

прогресс. Разбираем самые популярные из них.

1. «Не понимаю — им скучно или просто лень?»

Скуку у учеников довольно легко заметить:

блуждающий взгляд по классу,

нет визуального контакта с учителем,

нет коммуникации в целом, если учитель обращается к ученику и пытается вовлечь в работу.

Но скуку сложнее интерпретировать. Поэтому часть преподавателей игнорируют такой эмоциональный

отклик: они предпочитают списывать это на лень или намеренное нежелание работать на уроке.

Если вы замечаете скуку в глазах учеников, убедитесь в том, что:

Материал стимулирует учеников интеллектуально. При этом он является посильным для

выполнения и включает проверку знаний по ранее пройденным темам. Дети и подростки не всегда

понимают guessing games, в которых учителя предлагают угадать формат выполнения заданий и/или

требования к выполнению. В лучшем случае они испытают дискомфорт и раздражение, в худшем

— теряют мотивацию к изучению предмета и перестают доверять педагогу.

Интересы ребенка учтены. Это имеет решающее значение при выборе материала для урока или

курса. Отклик должен быть таким: «Учитель проявляет искренний интерес к моим увлечениям, и я

ощущаю, что могу больше».

Безусловно ученику важно знать, как поддержать обсуждение тем о политике или экологии. Но давайте

будем честными, как часто Вы общаетесь с иностранцем на эти темы? Не думаю, что часто. А вот как на

английском языке сделать заказ на Amazon или в McDonald’s — ученику точно пригодится.

При общении с иностранцами чаще всего мы пользуемся следующими фразами:

— приветствие и прощание (Hello, Good Bye, How are you?);

— уточнение личной информации (How old are you? Where are you from?);

— шоппинг (How much is it?);

— вежливый вопрос на обращение (Excuse me, can you help me, please?);

Нельзя предугадать все ситуации, в которых ученику понадобится английский. Но опираясь на свой опыт,

вы можете научить тому, что,

по-вашему мнению, ему точно пригодится (не обязательно из

вышеперечисленного списка). Но стоит отметить, что это должны быть ситуации, которые соответствуют

нашему времени. Так как мир современных технологий подразумевает не только живое общение, но и то,

как найти контакты или QR код на сайте, чтобы скачать приложение.

2. «Не выношу тишину в классе!»

TTT, или Teacher Talking Time — это тот методический инструмент, который непросто «приручить» даже

опытным преподавателям. Многие из нас, будучи учениками и студентами, обучались в парадигме

«постоянно говорящий учитель — эффективный учитель». Мы слушали длинные объяснения и были

уверены, что учитель делает паузы только в экстренных случаях, например, чтобы сделать замечание.

Напротив, в любом обучении, а особенно в обучении языку, эффективность означает умение… вовремя

замолчать и дать возможность учащемуся подготовить ответ, продумать его и поделиться с преподавателем.

Проявляйте терпение, особенно при работе с низкими уровнями, и по мере необходимости используйте

техники scaffolding.

3. «Я знаю, что ты хочешь сказать»

— I enjoy walking in the park because …

— … because it’s stimulating and refreshing, right?

— Um… yes.

Посмотрите на этот воображаемый диалог ученика и преподавателя и постарайтесь оценить его с

методической точки зрения. Еще одна вредная преподавательская привычка — завершение мыслей и

предложений за ученика.

Многие прибегают к этому приему из лучших побуждений, например, чтобы показать, что учитель рядом и

всегда готов оказать поддержку. Но если ученику нужно чуть больше времени для ответа или сложнее

дается спонтанно генерировать идеи, уделите время не только отработке языковых навыков, но и их

содержательности.

Начните с пополнения «банка идей». Пусть ученик больше читает, слушает адаптированные или

аутентичные материалы (все зависит от уровня), а вы давайте ему возможность пользоваться этими

знаниями во время ответа. Как итог, получаете recycling тематической лексики и грамматических структур,

заодно повышаете эрудицию ученика.

4. «Опоздавших не ждут»

Если в вашем классе есть ученики, по готовности которых вы судите, как быстро можно переходить от

одной активности к другой, то не спешите радоваться. Да, возможно, вам удается поддерживать тайминг

урока в норме, но происходит это, к сожалению, в ущерб прогрессу учеников, которые не успевают за

одногруппниками.

Работа в таком формате, вопреки ожиданиям, не стимулирует отстающих «проснуться» и поддерживать

высокий темп работы, но может спровоцировать внутренний конфликт в группе. Если вы работаете с

multipaced-группой (а их большинство), заранее приготовьте задания для fast finishers и помните: цель урока

— комфортное освоение материала каждым учеником, а не чисто техническое попадание в тайминг.



В раздел образования