Автор: Козлова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Костромы "Детский сад № 59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект квест-путешествия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группы "Колокольчики Добра"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД № 59»
Конспект квест-путешествия
по духовно-нравственному воспитанию детей
подготовительной к школе группы
«Колокольчики Добра»
Составила и провела:
Воспитатель:
Козлова Елена Борисовна
сентябрь 2021 год
Цель: формирование у детей интереса к духовному наследию Костромского
края, знаний о традициях православной культуры через знакомство с жизнью
и деятельностью Преподобного Никиты Костромского.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с небесным покровителем нашего города- Преподобным
Никитой Костромским, с историей образования Богоявленско-Анастасииного
женского монастыря города Костромы;
-расширить исторические представления детей о культурных традициях
русского народа;
-продолжить пополнять активный словарь детей за счет новых слов: набат,
перезвон, старец, монастырь, монах;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к истории своего города;
-развивать умение слушать и активно воспринимать услышанное, умение
анализировать и комментировать увиденные изображения.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к истории, культуре родного края;
-формировать ценностное отношение к добрым делам.
Интегрируемые образовательные области:
-познавательное развитие;
-социально-коммуникативное;
-речевое;
-художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
-Чтение стихотворения « Кострома» Валерий Пономарев, пословиц и
поговорок( духовно-нравственная тематика).
-Беседы: « Кто такие святые», « Почему обычный человек стал святым», «О
честности, доброте, дружбе, милосердии», «Поговорим о добрых и злых
поступках. Какие добрые дела сделал ты», « Святые места Костромской
земли»
-Заучивание стихов о Никите Костромском.
-Целевая прогулка к храму Богоявленско-Анастасииному женскому
монастырю, семейное посещение храма в выходные дни.
-Рассматривание картин, икон.
-Рисование на тему: « Красота божьего мира», участие в городском
конкурсе.
- Изготовление подарков « Колокольчик Добра».
- Дидактические игры: « Жизненный путь Никиты Костромского», « Что
такое хорошо и что такое плохо» и другие.
Ход:
Дети входят в зал под музыку, садятся полукругом.
(
Вход "Ангелы приходят наяву" муз. Алексея Хвацкого, сл. Сергея Мудрова)
Ребенок: - Скажите, что это за звон
К нам плывет со всех сторон?
И зачем такой огромный
И такой красивый дом?
( звон колоколов (
Русская духовная музыка XVIII-XX вв. Ростовские
колокольные звоны. Набат.Праздничный перезвон.
Слайд с изображением Богоявленско-Анастасиина женского монастыря)
Воспитатель: Это, дети, чтит святого Кострома!
В честь Никиты Костромского
Здесь звонят колокола!
Дом красивый – это храм,
Говорят молитвы там,
Каждый, кто туда приходит
Что-то важное находит.
Ребенок: Скажите, а кто этот святой?
( слайд : Никита преподобный Костромской)
Воспитатель: Он- заступник костромской,
Наш небесный покровитель
И в несчастьях утешитель,
И за помощью к нему люди едут в Кострому.
Ребенок : А за что так уважают,
Любят, помнят, почитают?
Воспитатель: А за то, что не ленился
И с усердием учился,
С малых лет читал, писал,
Многое умел и знал
И притом- не зазнавался!
Всем, кто в помощи нуждался,
Терпеливо помогал!
В трудностях не унывал-
Добротой его и светом
Вся Костромушка согрета!
Словом, жизнь его была добродетели примером-
О делах его и вере нам звонят колокола!
( звуки праздничных перезвонов и набата, слайд - изображение
колоколов)Вопросы: « Что это за звуки? Как называется? Какой? Когда так
звонили колокола?»
Ребенок: Добродетель- что такое?
Слово новое, чуднОе…
Воспитаель: Сам подумай-ка немножко-
Обязательно поймешь,
Если слово на две части
Разберешь и соберешь!
Ребенок: Добро…делать? Подскажи!
Что Никита совершил?
Как нам нужно поступить,
Чтобы доброе творить?
Воспитатель: В этом нам поможет квест-путешествие и волшебные
колокольчики, которые просигнализируют, что здесь нас ждет испытание на
доброжелательность, наблюдательность, сообразительность..
1-ый колокольчик
( на столе хрустальный колокольчик и « светящееся сердце» ) колокольчик
предлагает игру « Добрые дела» . дети встают в круг.
Воспитатель: За доброту и благочестие память о Никите Костромском будет
долговечной. Как вы считаете, что такое доброта?
Ребенок: Человек бывает вредным,
Неприветливым, скупым,
А бывает очень щедрым,
Добрым, радостным, простым.
Он конфеты и печенье
Сам не сьест и всем раздаст,
Дарит всем без сожаленья
И последнее отдаст.
А еще он кормит птичек,
Воробьишек,голубей,
Галок, маленьких синичек,
Чтоб жилось им веселей.
воспитатель просит назвать «Доброе дело» « Какие добрые поступки вы
совершали? Ведь ,делая добро, вы доставляете радость и себе и другим!» и
передает « Сердце» говорящему.
( слайд- Доброе сердце)
2-ой колокольчик
игра « Собери три важных нам слова»
( дети делятся на три команды и собирают слова ДОБРО, КОСТРОМА,
НИКИТА из букв.
( слайд « Добро творит чудеса»)
3-ий колокольчик
( слайд Колокола)Этот колокольчик просит поиграть с ним в оркестр. Дети
берут колокольчики, бубенцы, металлические треугольники и металлофон.
оркестр. " Музыка в облаках рождается " Автор музыки и текста : Е.Обухова
4-ый колокольчик
( на столе сундук, в нем «горящие» свечи)Дети берут по свече, встают
полукругом и поют песню
«Защитник святой- Никитушка Костромской»( сл. Чистякова Марина
Сергеевна, муз. Кузнецова Ирина Васильевна)
Кострома, до чего ж ты красива!
Синь реки и берез хоровод!
Ты растешь и цветешь всем на диво
Не склоняясь под гнетом забот.
Припев: Кострома, ты ведь богом хранима
У тебя есть защитник святой.
Не забудем вовек его имя,
То Никитушка наш Костромской!
Наш небесный святой покровитель
Он молился за весь род людской,
И построил святую обитель
На священной земле Костромской!
Припев:
5-ый колокольчик
Воспитатель: Дети, более шести веков назад, 600 лет назад жил Никита
Преподобный Костромской ,давно нет его в живых, но до сих пор люди
любят его, почитают ,ценят. Как ласково прозвали его в народе? Правильно,
Никитушка. Как вы думаете, каким характером должен обладать человек с
таким именем? Правильно, мягкий. Добрый. С чистой душой человек.
Спасибо и вам, дети! Вы постарались, проявили усердие, старательность.
Доброту, умение, трудолюбие и своими руками сделали такие чудесные
колокольчики. Хотите подарить их ? Кому бы вы подарили их?
( Ответы детей)
( стол с подарками, выполненными детьми « Колокольчики Добра»)
Дети берут подарки и дарят их всем сотрудникам детского сада напоминая,
что сегодня « Никитушкин день в детском саду».
В составлении конспекта и организации предварительной работы
использован Сборник материалов по итогам Общероссийских
образовательных Никитских чтений « От истоков к современности» ,
посвященных Дню памяти Преподобного Никиты Костромского, основателя
Богоявленского монастыря. Кострома.2018.