Автор: Козлова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Костромы "Детский сад № 59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательная составляющая педагогического процесса дошкольной образовательной организации. Рабочая программа Воспитания в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Воспитательная
составляющая
педагогического
процесса
дошкольной
образовательной организации. Рабочая программа Воспитания в детском саду».
Изменения, внесённые в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
год
назад,
ставят
перед
образовательными
организациями
задачу
усиления
воспитательной составляющей их деятельности, а также создания рабочей программы
воспитания.
Под
воспитанием
понимается
«деятельность,
направленная
на
развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил
и
норм
поведения
в
интересах
человека,
семьи,
общества
и
государства,
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности,
уважения
к
памяти
защитников
Отечества
и
подвигам
Героев
Отечества,
закону
и
правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного
отношения
к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (п.2. Ст.2 Федерального
Закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон
«Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»)
Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на
гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего
человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех
сферах жизни и деятельности.
В основе процесса воспитания детей лежат конституционные
и национальные
ценности российского общества.
Для того чтобы эти ценности
осваивались ребенком, они
должны найти свое
отражение в основных направлениях воспитательной работы:
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности
человека,
семьи,
дружбы,
сотрудничества
лежат
в
основе
социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность
здоровья
лежит
в
основе
физического
и
оздоровительного
направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности
культуры
и
красоты
лежат
в
основе
этико-эстетического
направления
воспитания.
Программа воспитания разработана с учётом культурно-исторических, этнических,
социально-экономических, демографических и иных особенностей региона – Кострома,
культурно-образовательных
потребностей
детей,
их
родителей
(законных
представителей), традиций и возможностей педагогического коллектива».
От педагогов, реализующих программу воспитания, требуется:
-
знание и понимание современных факторов, оказывающих влияние на воспитание и
личностное развитие ребенка;
-
знание и понимание того, что основой организации воспитательного процесса в
дошкольном возрасте являются представления об особенностях данного возраста и тех
психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных
возрастных этапах дошкольного детства;
- знание
особенностей
психологического
развития
ребенка
в
условиях
всеобщей
цифровизации;
- гибкость в вопросах оперативного внесения в программы изменений, предопределенных
документами стратегического планирования Российской Федерации;
-
готовность к взаимодействию, обратной связи и информационной открытости в
отношении социальных партнеров
Направления воспитательной работы в Программе воспитания
Содержание
рабочей
Программы
воспитания
реализуется
в
ходе
освоения
детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной
из
задач
которого
является
объединение
воспитания
и
обучения
в
целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких
направлений (модулях) воспитательной работы, определённых на основе базовых
ценностей воспитания в России, которые не заменяют и не дополняют собой деятельность
по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых
ценностей в целостном образовательном процессе.
- Патриотическое направление воспитания - (модуль «Я и моя Родина»)
- Социальное направление воспитания - (модуль «Я, моя семья и друзья»)
- Познавательное направление воспитания - (модуль «Хочу всё знать»)
- Физическое и оздоровительное направления воспитания- (модуль «Я и моё здоровье»)
- Трудовое направление воспитания - (модуль «Все профессии нужны – все профессии
важны»)
- Этико-эстетическое направление воспитания - ( модуль «Я в мире прекрасного)
Все перечисленные направления воспитания тесно взаимосвязаны между собой и
обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области
и во все виды детской деятельности в образовательном процессе, согласно ООП ДО.
Патриотическое направление воспитания
Модуль «Я и моя Родина»
Ценности Родина и природа
лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства
любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и
народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия;
ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни
и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
-
когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
-
эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
-
регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности
за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1)
формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2)
воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3)
воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
4)
воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
-
ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и
своего народа;
-
организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей
к российским общенациональным традициям;
-
формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
Дела, выходящие за пределы
ОО
Общесадиковые дела
Групповые дела
Муниципальный открытый
Фестиваль «Кострома
преподобного Никиты»
Выставка работ
изобразительного творчества к
Фестивалю «Кострома
преподобного Никиты»
Тематическая НООД, беседы,
образовательные ситуации,
мотивационно – побудительные
игровые ситуации, обсуждения,
коммуникативные и
дидактические игры.
Муниципальная тематическая
акция «Моя Родина – Россия» к
празднованию Дня народного
единства
Праздники и развлечения
согласно «Календарю
праздников»
Участие в проектах, акциях
Муниципальная тематическая
акция «Посылка солдату» к
празднованию Дня защитника
Отечества
Тематические выставки
фотографий, рисунков.
Организация творческих
мастерских
Муниципальная тематическая
акция «Чтобы знали и
помнили» к празднованию Дня
Победы в Великой
Отечественной войне
Социальные и экологические
тематические акции
Совместные игры
Муниципальная тематическая
акция «Моя Россия – моя
Кострома» к празднованию Дня
города Костромы
Тематические музыкально-
театрализованные постановки
Чтение литературы
Муниципальный смотр-конкурс
по экологическому воспитанию
подрастающего поколения
«Экология. Творчество. Дети»
Тематические спортивно-
оздоровительные мероприятия
индивидуальная работа
Городские заочные конкурсы
МБУДО «Центр внешкольной
работы «Беркут» «Единством
сильны!», «Я горжусь тобой!»,
«Наследники Великой победы»
и др.
Организация виртуальных
экскурсий и образовательных
маршрутов
Городской смотр строя и песни
Городской конкурс чтецов.
Традиции Детского сада. Осенние утренники в старших дошкольных группах имеют
патриотическое направление («Осень в Костроме»). Ежегодно в ДОУ проводятся
сезонные праздники «Осенины», «Калядки», «Масленица», общественно-политические
«День народного единства», «День защитника отечества», «День Победы». Проводятся и
тематические мероприятия «День города», «День флага России», «День Земли». На
группах организуют деятельность по тематическим циклам «С чего начинается Родина»,
«Земля – наш общий дом», «Человек и мир природы».