Напоминание

Воспитательная составляющая педагогического процесса дошкольной образовательной организации. Рабочая программа Воспитания в детском саду


Автор: Козлова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Костромы "Детский сад № 59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательная составляющая педагогического процесса дошкольной образовательной организации. Рабочая программа Воспитания в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитательная

составляющая

педагогического

процесса

дошкольной

образовательной организации. Рабочая программа Воспитания в детском саду».

Изменения, внесённые в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

год

назад,

ставят

перед

образовательными

организациями

задачу

усиления

воспитательной составляющей их деятельности, а также создания рабочей программы

воспитания.

Под

воспитанием

понимается

«деятельность,

направленная

на

развитие

личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе

правил

и

норм

поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства,

формирование

у

обучающихся

чувства

патриотизма,

гражданственности,

уважения

к

памяти

защитников

Отечества

и

подвигам

Героев

Отечества,

закону

и

правопорядку, человеку

труда и старшему поколению, взаимного уважения,

бережного

отношения

к культурному наследию и традициям многонационального

народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (п.2. Ст.2 Федерального

Закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О

внесении изменений в Федеральный закон

«Об

образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»)

Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на

гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего

человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех

сферах жизни и деятельности.

В основе процесса воспитания детей лежат конституционные

и национальные

ценности российского общества.

Для того чтобы эти ценности

осваивались ребенком, они

должны найти свое

отражение в основных направлениях воспитательной работы:

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности

человека,

семьи,

дружбы,

сотрудничества

лежат

в

основе

социального

направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность

здоровья

лежит

в

основе

физического

и

оздоровительного

направления

воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности

культуры

и

красоты

лежат

в

основе

этико-эстетического

направления

воспитания.

Программа воспитания разработана с учётом культурно-исторических, этнических,

социально-экономических, демографических и иных особенностей региона – Кострома,

культурно-образовательных

потребностей

детей,

их

родителей

(законных

представителей), традиций и возможностей педагогического коллектива».

От педагогов, реализующих программу воспитания, требуется:

-

знание и понимание современных факторов, оказывающих влияние на воспитание и

личностное развитие ребенка;

-

знание и понимание того, что основой организации воспитательного процесса в

дошкольном возрасте являются представления об особенностях данного возраста и тех

психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных

возрастных этапах дошкольного детства;

- знание

особенностей

психологического

развития

ребенка

в

условиях

всеобщей

цифровизации;

- гибкость в вопросах оперативного внесения в программы изменений, предопределенных

документами стратегического планирования Российской Федерации;

-

готовность к взаимодействию, обратной связи и информационной открытости в

отношении социальных партнеров

Направления воспитательной работы в Программе воспитания

Содержание

рабочей

Программы

воспитания

реализуется

в

ходе

освоения

детьми

дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной

из

задач

которого

является

объединение

воспитания

и

обучения

в

целостный

образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей

и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких

направлений (модулях) воспитательной работы, определённых на основе базовых

ценностей воспитания в России, которые не заменяют и не дополняют собой деятельность

по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых

ценностей в целостном образовательном процессе.

- Патриотическое направление воспитания - (модуль «Я и моя Родина»)

- Социальное направление воспитания - (модуль «Я, моя семья и друзья»)

- Познавательное направление воспитания - (модуль «Хочу всё знать»)

- Физическое и оздоровительное направления воспитания- (модуль «Я и моё здоровье»)

- Трудовое направление воспитания - (модуль «Все профессии нужны – все профессии

важны»)

- Этико-эстетическое направление воспитания - ( модуль «Я в мире прекрасного)

Все перечисленные направления воспитания тесно взаимосвязаны между собой и

обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области

и во все виды детской деятельности в образовательном процессе, согласно ООП ДО.

Патриотическое направление воспитания

Модуль «Я и моя Родина»

Ценности Родина и природа

лежат в основе патриотического направления

воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства

любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и

народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия;

ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как

нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,

особенностей образа жизни

и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого

понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

-

когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,

духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;

-

эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,

уважением к своему народу, народу России в целом;

-

регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и

культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности

за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

1)

формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,

культурному наследию своего народа;

2)

воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства

собственного достоинства как представителя своего народа;

3)

воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим

соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,

родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической

принадлежности;

4)

воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания

единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое

внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

-

ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и

своего народа;

-

организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение

детей

к российским общенациональным традициям;

-

формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного

отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности

человека.

Дела, выходящие за пределы

ОО

Общесадиковые дела

Групповые дела

Муниципальный открытый

Фестиваль «Кострома

преподобного Никиты»

Выставка работ

изобразительного творчества к

Фестивалю «Кострома

преподобного Никиты»

Тематическая НООД, беседы,

образовательные ситуации,

мотивационно – побудительные

игровые ситуации, обсуждения,

коммуникативные и

дидактические игры.

Муниципальная тематическая

акция «Моя Родина – Россия» к

празднованию Дня народного

единства

Праздники и развлечения

согласно «Календарю

праздников»

Участие в проектах, акциях

Муниципальная тематическая

акция «Посылка солдату» к

празднованию Дня защитника

Отечества

Тематические выставки

фотографий, рисунков.

Организация творческих

мастерских

Муниципальная тематическая

акция «Чтобы знали и

помнили» к празднованию Дня

Победы в Великой

Отечественной войне

Социальные и экологические

тематические акции

Совместные игры

Муниципальная тематическая

акция «Моя Россия – моя

Кострома» к празднованию Дня

города Костромы

Тематические музыкально-

театрализованные постановки

Чтение литературы

Муниципальный смотр-конкурс

по экологическому воспитанию

подрастающего поколения

«Экология. Творчество. Дети»

Тематические спортивно-

оздоровительные мероприятия

индивидуальная работа

Городские заочные конкурсы

МБУДО «Центр внешкольной

работы «Беркут» «Единством

сильны!», «Я горжусь тобой!»,

«Наследники Великой победы»

и др.

Организация виртуальных

экскурсий и образовательных

маршрутов

Городской смотр строя и песни

Городской конкурс чтецов.

Традиции Детского сада. Осенние утренники в старших дошкольных группах имеют

патриотическое направление («Осень в Костроме»). Ежегодно в ДОУ проводятся

сезонные праздники «Осенины», «Калядки», «Масленица», общественно-политические

«День народного единства», «День защитника отечества», «День Победы». Проводятся и

тематические мероприятия «День города», «День флага России», «День Земли». На

группах организуют деятельность по тематическим циклам «С чего начинается Родина»,

«Земля – наш общий дом», «Человек и мир природы».



В раздел образования