Напоминание

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Феногенова Мария Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 37 (371) Феногенова М.А.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Изучение данной темы является актуальной, так как

взаимодействие родителей и учителя - одна из типичных проблем, с которой

приходится сталкиваться любому педагогу, повышая качество обучения и

воспитания всего класса.

Ключевые слова: учитель, семья, образование, воспитательная работа.

Взаимодействие педагога с родителями является необходимым условием

организации учебно-воспитательной работы школы на всех этапах обучения.

На начальном этапе школьного обучения сотрудничество педагога и родителей

особенно важно. Ребенок вступает на новый этап своей жизнедеятельности. Он

привыкает к новым условиям, новому виду деятельности. Важно, чтобы

действия

педагога

начальной

школы

и

родителей

носили

единую

направленность. Это упростит процесс адаптации учащегося и облегчит его

жизнедеятельность в школе.

Современное

общество

требует

образованных,

нравственных,

предприимчивых людей. В настоящее время семья развивается в условиях

качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной

стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с

другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению

семейных проблем. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья

была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Это первый

коллектив

ребёнка,

естественная

среда

его

развития,

где

закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает

в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник»

(учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между

педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и

развитии детей. Следовательно, в сложных современных условиях семье

требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно

решать проблему развития школьника. Формы и методы работы с родителями

должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей,

на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного

потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное

включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную

досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

Эффективность воспитания обучения ребенка сильно зависит от того,

насколько

тесно

взаимодействуют

школа

и

семья.

Ведущую

роль

в

организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику,

проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и

участвуют в ее реализации.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие

организации их совместной деятельности и общения.

Виды форм работы с родителями:

Формы

познавательной

деятельности

(творческие

отчёты

по

предметам, дни открытых уроков, турниры знатоков);

Формы трудовой деятельности

(оформление кабинета, генеральная

уборка);

Формы

досуга

(совместные

праздники,

подготовка

концертов,

спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН).

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей

с предметом, методикой преподавания, требованиями учителя. В этот день

педагог проводит уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое

мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным

анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока,

результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются

перспективы.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше

усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно

в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые

школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Можно перечислить данные принципы общения с родителями:

● Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Очень важно быть

умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить достоинство ребёнка

и его родителей.

● Каждая

встреча

должна

стать

для

родителей

полезной

и

результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области

педагогики, психологии, процесса обучения. Помимо общих направляющих

идей, постараться каждому родители дать конкретные индивидуальные

указания для их ребёнка.

● Только в содружестве с родителями можно добиться хороших

результатов.

Так же важна работа с родительским комитетом, которая является

связующим звеном между семьёй школой общественностью, с учащимися

класса

И всё же основной формой работы с родителями является родительское

собрание, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского

коллектива. Оно служит школой воспитания родителей, формирующей

родительское мнение. Это основная форма коллективной работы учителя с

семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных

собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается

ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию и

обучению детей.

За основу воспитательной работы хотелось бы взять принцип союза

учителя, родителей и ребёнка. Работая в начальной школе, я поняла, как важен

контакт учителя и родителей для усвоения учебного процесса ребёнком, его

гармоничное привыкание к школьной жизни. Ведь ребёнок – это не только

объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главной целью в

работе с родителями может быть достижение взаимодействия, согласия с

родителями

в

воспитании

общей

культуры,

создание

эмоционально-

благоприятного климата, ориентирующего на повышения качества обучения

детей. Исходя из цели воспитательной работы с родителями, можно определить

следующие задачи:

1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;

2. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников

учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

3. Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и

взаимодействия с детьми.

Правила при подготовке к родительским собраниям:

1.

Родительское

собрание

должно

просвещать

родителей,

а

не

констатировать ошибки и неудачи детей.

Мониторинг: Ознакомить с достижениями ребенка по темам или итогам

четверти с помощью мониторинга по предметам.

Определила

параметры,

которые

необходимо

систематически

анализировать, в том числе процент качества.

Определила, удобства ввода данных для обработки при помощи кругов,

отметок, баллов.

Данная

информация

доступна

всем

участникам

образовательного

процесса, на страницах электронного журнала. Результаты успеваемости

учащихся распечатываются или вносятся в презентацию. По более сложным

темам провожу учебные лектории, где я объясняю родителям требования по

теме и качество выполнения работ.

От успешного проведения таких мониторингов выигрывают все стороны.

Положительным

результатом

сотрудничества

для

педагога

становится

повышение качества обучения каждого ребёнка и класса в целом. Ведь

показатели качества обучения можно разделить на две основные группы:

Показатели, характеризующие качество учебного процесса;

Показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся;

Возможны два механизма совершенствования качества образования:

- Один из них реализуется в педагогической системе, он включает

выявление

несоответствий

и

проведение

корректирующих

или

предупреждающих действий учителя, зная индивидуальные способности и

возможности ученика.

- Второй механизм заключается в анализе системы знаний со стороны

родителей и доработок навыков и умений, приобретенных учащимся на уроках.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

(посвященные

обсуждению

наиболее

актуальных

и

сложных

вопросов

воспитания и развития учащихся данного возраста)

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и

индивидуальных

особенностей

развития

ребенка,

порой

осуществляют

воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит

позитивных результатов.

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются

наиболее важными факторами в развитии и обучении детей. Некоторым

родителям могут понадобиться соответствующая подготовка. В свою очередь

учитель должен осознать, что его работа в классе не принесет больших

результатов без активного участия родителей. Партнерство семьи и школы

должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его

образование и воспитание.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический

характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии, поднимают интерес темы

анкеты детей и родителей (совпадение взглядов), рисунки. После собрания

раздаются родителям памятки.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей

учащихся.

5. Анкеты по итогам собрания позволяют определить успешность

воспитательного процесса, как складываются отношения между участниками,

формируют

сотрудничество,

способствуют

единению,

устанавливают

взаимопонимание между родителями и детьми. Семья вместе со школой

создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды,

который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Так же важно отметить, что семья должна рассматривать школу как

своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи это

результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего,

предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и

условий

семейного

обучения

и

воспитания

ребенка.

Взаимодействие

участников

педагогического

процесса

должно

быть

спланировано

и

организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе

стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.

Вывод:

Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны

заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.

Обучающий процесс в стенах школы и дома неразрывно связан между

собой. И только тесный контакт педагога и родителя, желание идти на встречу

друг другу в достижении взаимопонимания, с направляющей ролью школы,

может принести ощутимые плоды в процессе обучения ребёнка, формировании

его, как многогранной, полноценной личности.

Список литературы

1. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: 2000.

2. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А.

Гейко // Начальная школа. - 1999. - №3. - С. 43-44.

3. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника / Т.П. Гаврилова // Знание -

1988. - №9.

4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. + новые

собрания / Н.И. Дереклеева - М.: ВАКО, 2011. - 254 с.

5. Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев - М., 1989.

7. Лизинский В.М. «Новый учитель для хорошей школы» / В.М.

Лизинский // «Классный руководитель». - 2007. - №6.

8. Леликова Г.А. Система работы с родителями // Г.А. Леликова, Г.П.

Попова. - Волгоград, Учитель, 2010.

9. Метенова Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития

образования / Н.М. Метенова // Начальная школа. - 2001. - №8.

10. Попова Г.П. Родительские собрания в начальной школе / Г.П. Попова

- Волгоград, Издательство Учитель, 2011.

11. Скребцова М.А. 32 беседы по семейному воспитанию в школе // М.А.

Скребцова, М.М. Лопатина - Учитель, Волгоград, 2008.



В раздел образования