Автор: Баранова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. В.П. Силина"
Населённый пункт: г. Богородицк Тульской области
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Повторение пройденного материла"
Раздел: дополнительное образование
1
Урок с.учеником 3-го класса Петровым Ярославом.
Педагог.
Ярослав начнём наш урок с упражнения терциями. Для того,
чтобы играть это упражнение нужно обязательно знать количество знаков в
мажорных тональностях. Давай пройдёмся по белым клавишам и вспомним
их. (ответ)Молодец, теперь сыграй упражнение правой рукой и помни о
пятом пальце. Какие ступени мы постепенно понижаем? (ответ) Остались
чёрные клавиши.(рассказывает количество знаков в тональностях).От
чёрных клавиш мы будем играть упражнение левой рукой. И двумя руками
играем упражнение по хроматизму. Следи за пятым пальцем, чуть выше
поднимай запястье.
Педагог
Ярослав,
мы
переходим
к
пьесе
Дмитрия
Борисовича
Кабалевского «Кавалерийская». Тебе нравится эта пьеса?
Ярослав
Да, очень нравится.
Педагог
Эту пьесу особенно любят мальчики. Их привлекает сам образ
пьесы, вызывающий представление об отваге, героических подвигах,
мужестве. Ярослав, кто такой кавалерист?
Ярослав.
Кавалерист – это военный, служащий в кавалерии.
Педагог
Правильно, Кавалерия – это род войск, в котором для ведения
боевых действий использовалась верховая лошадь. Обладая высокой
подвижностью и маневренностью, кавалерия во многих сражениях играла
решающую роль..
Мелодическая линия проходит в партии левой руки. Одна из трудных
задач, которая возникла перед нами – это добиться точного исполнения
ритмической фигурации, особенно при воспроизведении восьмых с точкой
и шестнадцатых.
Неумелое исполнение пунктирного ритма приводит к
нарушению связности мелодии. Для того, чтобы всё получилось, мы взяли
из пьесы наиболее сложный в ритмическом плане кусочек и сделали их него
упражнение. Давай продемонстрируем. (ритмическое упражнение)
В партии правой руки идет аккордовый аккомпанемент. Красота звучания
зависит в основном от «хватательной» активности пальцев в момент взятия
аккорда. Аккорды рекомендуется исполнять как бы быстрыми "клеваниями"
кисти. Какими должны быть пальцы, Ярослав?
Ярослав.
Пальцы должны быть очень активными и цепкими.
Педагог.
А запястье?
Ярослав.
Свободным.
Педагог.
В средней части мелодия переходит в партию правой руки здесь
свои трудности – нужно очень ясно ощущать расчлененность правой руки
на две части – мелодическую и аккомпанирующую. Чтобы добиться
концентрации веса на пальцах, исполняющих мелодию, мы проучивали её
отдельно, полнозвучно опуская свободную руку на клавиши. Для лучшего
усвоения мы придумали слова к этой мелодии. (Ярослав играет и поёт)
Били мы врага,
Защищали мы Россию-мать!
2
Мы победили опять.
По дороге несутся кони.
Мы возвращаемся домой.
Этот эпизод мы учили ещё следующим образом – играли мелодическую
линию правой рукой, а аккомпанемент левой рукой.(показ)
Педагог.
Теперь давай сыграем пьесу от начала до конца.
Педагог.
Ярослав, я хотела бы чтобы ты услышал, как твою пьесу
исполняют другие дети. Эту девочку зовут Ксения
Щурина, давай
послушаем вместе.
(Видеозапись).
Педагог:
Ну, как? Тебе понравилось?
Ярослав
Да.
Педагог. Оно более технично, виртуозно. Исполняется и слушается «на одном
дыхании». Ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Ещё
предстоит
много
работы
над
техничными
местами,
фразировкой,
координацией.
В нашем репертуаре есть пьеса Владимира Коровицына «Первая проталинка».
Мы уже говорили о том, что композитор Владимир Коровицын
наш
современник, он живет и пишет музыку в Великом Новгороде. Член союза
композиторов России.
Я просила тебя нарисовать Первую проталинку, так, как ты её представляешь
Покажи мне, пожалуйста, свой рисунок.
Ярослав. У меня получилось так.
Педагог. Очень хорошо! Я тоже кое-что для тебя приготовила (показ
иллюстрации).
Когда
Владимир
Коровицын
создавал
свои
произведения,
он
обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и
вдохновение для создания музыкального образа.
Ярослав, как ты можешь охарактеризовать эту пьесу?
Ярослав
она нежная и ласковая.
Педагог.
Как -будто первые, нежные лучи весеннего солнца ласкают
нашу землю. Послушай, есть замечательное стихотворение.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Вся пьеса состоит из коротких мотивов, которые надо очень
выразительно играть. Ты должен себе представить цветок. Первая нотка – это
серцевина цветка она мягкая, нежная И чтобы почувствовать её ты должен
3
глубоко погрузить пальчик, но очень аккуратно, чтобы не поранить цветок. Из
этой серцевинки выходит лепесток. Представь себе его форму – из одной
точечки он расширяется и это очень похоже на нашу вилочку крещендо , дойдя
до середины постепенно сужается и это также похоже на вилку диминуэндо. В
этой пьесе есть аккордовые места, и ты не всегда их правильно исполняешь
плохо слушаешь себя и миришься с блёклостью звучания «верхушек».
С помощью каких музыкальных средств передан характер?
Ярослав.
Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, динамические
оттенки - крещендо, деминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия
певучая, размер ¾ и ритм похожи на вальс.
Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е.
средств
музыкальной
выразительности.
А
теперь
сыграй
нам
своё
произведение.
Ярослав играет пьесу.
Педагог.
И ещё я хотела бы , чтобы ты сегодня вспомнил пьесу
замечательного композитора, Самуила Моисеевича Майкапара, он . известен
как автор фортепианных пьес для детей и юношества . Этот год юбилейный.
150 лет со дня его рождения и к этой дате мы разучили пьесу «В кузнице»
Когда мы разбирали эту пьесу, то представляли себе, что в кузнице работают
два кузница – взрослый мастер-кузнец и его сын. Когда мы играем
акцентированные ноты, то представляем , что на наковальню опускается
большой молот, а остальные нотки, без акцентов – это быстро стучит
молоточек поменьше. Он стучит очень быстро(в тексте это шестнадцатые
ноты) , придавая нужную форму металлу. Ведь если металл остынет, он
потеряет пластичность, ковать его уже нельзя. Итак давай исполним пьесу.
Педагог: Ярослав, ты хорошо поработал дома и на уроке, разобрался с
текстом,
динамикой,
формой.
вспомнил
средства
музыкальной
выразительности
нарисовал
рисунок,
поупражнялся
над
отдельными
элементами произведений. Сегодня за урок я тебе ставлю пятёрку!