Авторы: Маркина Яна Витальевна, Галина Юлия Ринатовна
Должность: студентки
Учебное заведение: "Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы" ФГБОУ ВО "БГПУ им. М. Акмуллы"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Функциональная грамотность младших школьников на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование
МАРКИНА Я.В., ГАЛИНА Ю.Р.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИ-
КОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Функциональная грамотность – это способность человека использо-
вать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений»
А.А. Леонтьев
Современный мир постоянно меняется, заставляя динамично совершен-
ствоваться все сферы нашей жизни, в том числе и образование. Доказатель-
ством этого явился Федеральный государственный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО), начавший своё действие первого сентября 2011
года. В соответствии с ним выпускник начальной школы должен обладать таки-
ми характеристиками, как:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации соб-
ственной деятельности;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосно-
вывать свою позицию, высказывать своё мнение.
ФГОС НОО определил приоритетные направления развития образования.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамот-
ность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Одно из наиболее распространённых определений функциональной гра-
мотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич
Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использо-
вать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений».
Составляющие функциональной грамотности:
Математическая грамотность
Естественно - научная грамотность
Читательская грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентиру-
ющаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями,
интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициати-
вен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные ре-
шения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества
сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и
заканчивая выпускным.
Сделаем на них акцент:
самостоятельность
2
ответственность
инициативность
способность принимать нестандартные решения в различных жизненных
ситуациях
готовность к получению новых знаний в течение всей жизни
умение выбрать свой профессиональный путь
А также:
умение легко адаптироваться в любом социуме
умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит по-
стоянно искать новые решения
отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимо-
действия с окружающими
отличное владение информационными технологиями
Все методы, приёмы, формы работы, технологии, которые использует пе-
дагог в своей деятельности, должны быть направлены на развитие познаватель-
ной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отра-
ботку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной
грамотности. Колоссальная работа начинается в начальной школе. Ведь имен-
но учитель в начальной школе должен перевести мышление из наглядно-дей-
ственного в абстрактно-логическое, развить речь, аналитико-синтетические
способности, развить память, внимание, фантазию и воображение, про-
странственное восприятие, коммуникативные способности, умение контроли-
ровать эмоции, управлять своим поведением.
Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать сле-
дующие технологии:
1.
Технология проектной деятельности
2.
Информационно-коммуникативные технологии
3.
Технология оценивания учебных достижений
4.
Технология продуктивного чтения
5.
Технология проблемного обучения
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной гра-
мотности:
1.
Групповая форма работы
2.
Игровая форма работы
3.
Творческие задания
4.
Тестовые задания
5.
Практическая работа
6.
Ролевые и деловые игры
7.
Исследовательская деятельность
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компонен-
ты: общеучебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуа-
ции, в которых используются естественнонаучные знания.
Виды заданий на уроках окружающего мира
3
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной гра-
мотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении
нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых,
если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побуди-
тельный, мотивирующий смысл для ученика.
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосто-
ронний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через
систематическую каждодневную работу на уроках, умело, грамотно сочетая
различные современные образовательные педагогические технологии.
Развитие функциональной грамотности предполагает в итоге, что выпуск-
ник будет обладать совокупностью ключевых компетенций:
• изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь
своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обу-
чения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением;
• искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение;
консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с доку-
ментами и классифицировать их;
• думать: организовывать связь прошлых и настоящих событий; критиче-
ски относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь про-
тивостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вы-
ковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономи-
ческого окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социаль-
ные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; уметь оцени-
вать произведения искусства и литературы;
• сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать ре-
шения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь раз-
рабатывать и выполнять контракты;
• приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; вой-
ти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь
пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
• адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и
коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить но-
вые решения.
4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Гершунский Б.С. Философия образования [Текст]. - М.: МПСИ,
Флинта, 1998 - 432с.
2.
Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические
основы функциональной грамотности в современных условиях: По-
собие для работников системы образования [Текст]/Российская ака-
демия образования, теории образования и педагогики. - М.: ИТОП
РАО, 1999. - 228с.
3.
Онушкин В.Г., Огарев В.И. Проблема грамотности в контексте со-
циальных перемен [Текст] //Человеки образование. - 2006. - №8,9. -
с.44-49.
4.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школь-
ные технологии - 2004г. №5.