Напоминание

Функциональная грамотность младших школьников на уроках окружающего мира


Авторы: Маркина Яна Витальевна, Галина Юлия Ринатовна
Должность: студентки
Учебное заведение: "Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы" ФГБОУ ВО "БГПУ им. М. Акмуллы"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Функциональная грамотность младших школьников на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад




МАРКИНА Я.В., ГАЛИНА Ю.Р.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИ-

КОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Функциональная грамотность – это способность человека использо-

вать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона

жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений»

А.А. Леонтьев

Современный мир постоянно меняется, заставляя динамично совершен-

ствоваться все сферы нашей жизни, в том числе и образование. Доказатель-

ством этого явился Федеральный государственный стандарт начального общего

образования (ФГОС НОО), начавший своё действие первого сентября 2011

года. В соответствии с ним выпускник начальной школы должен обладать таки-

ми характеристиками, как:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации соб-

ственной деятельности;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосно-

вывать свою позицию, высказывать своё мнение.

ФГОС НОО определил приоритетные направления развития образования.

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамот-

ность», появилось понятие «функциональная грамотность».

Одно из наиболее распространённых определений функциональной гра-

мотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич

Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использо-

вать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона

жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности:

Математическая грамотность

Естественно - научная грамотность

Читательская грамотность

Финансовая грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентиру-

ющаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями,

интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициати-

вен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные ре-

шения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества

сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и

заканчивая выпускным.

Сделаем на них акцент:

самостоятельность

2

ответственность

инициативность

способность принимать нестандартные решения в различных жизненных

ситуациях

готовность к получению новых знаний в течение всей жизни

умение выбрать свой профессиональный путь

А также:

умение легко адаптироваться в любом социуме

умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит по-

стоянно искать новые решения

отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимо-

действия с окружающими

отличное владение информационными технологиями

Все методы, приёмы, формы работы, технологии, которые использует пе-

дагог в своей деятельности, должны быть направлены на развитие познаватель-

ной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отра-

ботку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной

грамотности. Колоссальная работа начинается в начальной школе. Ведь имен-

но учитель в начальной школе должен перевести мышление из наглядно-дей-

ственного в абстрактно-логическое, развить речь, аналитико-синтетические

способности, развить память, внимание, фантазию и воображение, про-

странственное восприятие, коммуникативные способности, умение контроли-

ровать эмоции, управлять своим поведением.

Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать сле-

дующие технологии:

1.

Технология проектной деятельности

2.

Информационно-коммуникативные технологии

3.

Технология оценивания учебных достижений

4.

Технология продуктивного чтения

5.

Технология проблемного обучения

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной гра-

мотности:

1.

Групповая форма работы

2.

Игровая форма работы

3.

Творческие задания

4.

Тестовые задания

5.

Практическая работа

6.

Ролевые и деловые игры

7.

Исследовательская деятельность

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компонен-

ты: общеучебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуа-

ции, в которых используются естественнонаучные знания.

Виды заданий на уроках окружающего мира

3

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной гра-

мотности.

2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении

нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых,

если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побуди-

тельный, мотивирующий смысл для ученика.

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосто-

ронний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через

систематическую каждодневную работу на уроках, умело, грамотно сочетая

различные современные образовательные педагогические технологии.

Развитие функциональной грамотности предполагает в итоге, что выпуск-

ник будет обладать совокупностью ключевых компетенций:

• изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь

своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обу-

чения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением;

• искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение;

консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с доку-

ментами и классифицировать их;

• думать: организовывать связь прошлых и настоящих событий; критиче-

ски относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь про-

тивостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вы-

ковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономи-

ческого окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социаль-

ные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; уметь оцени-

вать произведения искусства и литературы;

• сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать ре-

шения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь раз-

рабатывать и выполнять контракты;

• приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; вой-

ти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь

пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

• адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и

коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить но-

вые решения.

4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Гершунский Б.С. Философия образования [Текст]. - М.: МПСИ,

Флинта, 1998 - 432с.

2.

Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические

основы функциональной грамотности в современных условиях: По-

собие для работников системы образования [Текст]/Российская ака-

демия образования, теории образования и педагогики. - М.: ИТОП

РАО, 1999. - 228с.

3.

Онушкин В.Г., Огарев В.И. Проблема грамотности в контексте со-

циальных перемен [Текст] //Человеки образование. - 2006. - №8,9. -

с.44-49.

4.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школь-

ные технологии - 2004г. №5.



В раздел образования