Напоминание

Рабочая программа по театрализованной деятельности "Золотой ключик"


Автор: Дудлив Ольга Константиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 83
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по театрализованной деятельности "Золотой ключик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД г. МУРМАНСКА № 83 Рекомендовано к утверждению педсоветом №1 от 16.09.2016г. УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ № 83 ___________ О.Н.Полулех приказ № от 12.09.2016 г.
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети» Составитель: старший воспитатель первой квалификационной категории Дудлив Ольга Константиновна Мурманск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт Программы
3
1. Пояснительная записка
5 1.1. Цель и задачи программы 6 1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей, имеющих нарушения речи 7 1.3. Организационные условия реализации Программы 8 1.4. Принципы организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками 10
2. Учебно-методическое обеспечение Программы


11
3. Содержание программы
12 3.1. Календарно – тематическое планирование 16
4. Требования к уровню подготовки воспитанников


31
5. Способы проверки знаний, умений и навыков


34 5.1. Протокол обследования уровней сформированности театральных способностей детей старшего дошкольного возраста 34 5.2. Качественная характеристика уровней сформированности театральных способностей детей старшего дошкольного возраста 35
Список литературы


37

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование дополнительной платной услуги Проведение занятий по развитию те ат ральных способностей у детей Наименование Программы «Золотой ключик», программа по развитию театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста Основание для разработки программы - Конституция Российской Федерации; - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Конвенция ООН о правах ребенка; - Рекомендации департамента образования города Нижневартовска; - СанПиН – 2.4.1.3049–13 от 15.05.2013 № 26 - Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. №65-23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Программа «От рождения до школы» Под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., исправленное и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014; - Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Театр – творчество – дети» Организация- исполнитель Программы Администрация МБДОУ № 83 Составители Программы Дудлив О.К., старший воспитатель, Смолякова В.М., музыкальный руководитель Целевая группа Дети старшего дошкольного возраста Цель Программы Развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театральных игр и игр- представлений. Задачи Программы  Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, видами театров).  Обучать элементам актерского мастерства (мимика, жест, движения, интонация).  Спо собствовать развитию сферы ч у в с т в , воображения, фантазии, сценического творчества, ко м м у н и к а т и в н ы х у м е н и й с р е д с т в а м и
театрализованных игр. Планируемые результаты В ходе реализации Программы дети  овладеют элементарными навыками театральной культуры;  научатся понимать эмоциональное состояние персонажа и выражать его через пластические движения, жесты и мимику;  овладеют доступными возрасту навыками сценического творчества. Срок реализации Программы 2016-2017 учебный год Координация и контроль реализации Программы Осуществляется администрацией МБДОУ № 83 и родительской общественностью. Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:  спектакли для детей и родителей (законных представителей),  участие в качестве персонажа на праздниках, в развлечениях, Механизм реализации Программы Администрация ДОУ: - анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы, - вносит предложения по ее корректировке, - осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы. Краткая характеристика Программы В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельно сти, о бо с н о ва н о распределение их в соответствии с психолого- педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе, среди которых и развитие у них творческих способностей. Под творческими способностями понимают индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, требующей от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя. Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом
удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. В процессе освоения театрализованной деятельности у детей обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется интонационный диапазон, что немало важно для детей, имеющих речевые нарушения. Однако практика показывает, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Это объясняется - недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка; - отсутствием у дошкольников опыта восприятия театрального искусства; - применением театральных игр в виде «зрелища» на праздниках; - невмешательством взрослого в театрализованную игру. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представления о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность. Программа «Золотой ключик», разработанная на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество – дети», направлена на устранение дефицита театрального искусства в жизни детей, развитие их театральных способностей.

2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе, среди которых и развитие у них творческих способностей. Под творческими способностями понимают индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, требующей от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя. Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого
педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. В процессе освоения театрализованной деятельности у детей обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется интонационный диапазон, что немало важно для детей, имеющих речевые нарушения. Однако практика показывает, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Это объясняется - недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка; - отсутствием у дошкольников опыта восприятия театрального искусства; - применением театральных игр в виде «зрелища» на праздниках; - невмешательством взрослого в театрализованную игру. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представления о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.

1.1.

Цели и задачи Программы

Целью
программы является развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театральных игр и игр- представлений. Для решения поставленной цели были сформулированы
задачи
:  Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, видами театров).  Обучать элементам актерского мастерства (мимика, жест, движения, интонация).  Способствовать развитию сферы чувств, воображения, фантазии, сценического творчества, коммуникативных умений средствами театрализованных игр. Реализация программных задач позволит добиться следующих
результатов:
дети  овладеют элементарными навыками театральной культуры;  научатся понимать эмоциональное состояние персонажа и выражать его через пластические движения, жесты и мимику;  овладеют доступными возрасту навыками сценического творчества
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей, имеющих

нарушения речи
С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями, для которых характерны: - неустойчивость внимания, - плохая слуховая и зрительная память, - слабость мотивации и контроля, - трудности при ориентировке в пространстве, - недостаточное развитие познавательной деятельности, - нечёткая дифференцированность словаря, - нарушения грамматического строя речи, - недостаточность фонетико-фонематического восприятия,
- несформированность целенаправленной деятельности, - незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Речевая неполноценность порождает неуверенность в своих силах, замкнутость, раздражительность, обидчивость, вызывает усиление негативизма в общении, особенно со сверстниками. Все эти факторы необходимо учитывать при проведении занятий по развитию театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Организационные условия реализации Программы
Программа «Золотой ключик» рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста. Формирование групп осуществляется через заключение договора с родителями (законными представителями) воспитанников об оказании дополнительных платных образовательных услуг на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. Услуга предоставляется в театральной студии дошкольного учреждения воспитателем высшей квалификационной категории. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц включительно.

Учебный план
Таблица №1


п/

п

Наименование услуги

Кол-во

занятий в

неделю/меся

ц

Кол-во часов

в неделю/

месяц

Форма

проведения
1. Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей 2/8 60/240 фронтальная Итого в год 72 2160 Программа состоит из 4 разделов, работа над которыми ведётся параллельно:  Театральная игра  Ритмопластика  Культура речи  Основы театральной культуры В программе систематизированы средства и методы театрально- игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Основными
методами
работы по данной программе являются: 1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога). 2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию). 3. Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности. 4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, просмотр на видеозаписи своих мини-спектаклей и последующее обсуждение; подбор
произведений для театрализации согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок. Формами подведения итогов реализации программы являются: - спектакли для детей и родителей (законных представителей); - участие в качестве персонажей на праздниках и развлечениях ДОУ.
1.4. Принципы организации театрально-игровой деятельности с

дошкольниками
Концепция программы построена на основных педагогических принципах, следование которым обеспечивает реализацию ее целевого назначения.
Принцип эвристичности.
Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие их творческих способностей. При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Если среда неисчерпаема, информативна, она дает возможность открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.
Принцип

единства
процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагога на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.
Принцип

отсутствия

принуждения
предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и ее руководстве исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

Принцип поддержания игровой атмосферы
предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.
Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен в жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, на занятиях, были перенесены в их игровую деятельность, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы требуются следующее оборудование: видео-, аудиоаппаратура, фонотека.
Наглядный материал
: настольный, бибабо, перчаточный, пальчиковый театры. Мягкая игрушка, маски-шапочки, ширма, декорации, костюмы, атрибуты; художественная литература. С целью успешной реализации программы следует придерживаться следующих рекомендаций: Следует выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объёму и нравственному значению. При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе. При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребёнка. Даже если у ребёнка есть дефект речи, нужно давать ему хотя бы маленькую роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя. Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные
движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает работу с детьми по четырём видам творческой деятельности:
Распределение учебного материала
Таблица №2
Вид деятельности

В месяц (8 занятий)

В год

1

неделя

2

неделя

3

неделя

4

неделя
Театральная игра 1 1 1 24 Ритмопластика 1 1 16 Культура речи 1 1 16 Основы театральной культуры 1 16 Итого: 2 2 2 2 72
1.

Основы театральной культуры
Данный раздел способствует формированию представлений детей о театре, знакомство с его устройством, приобщение к театральной культуре. Основными формами работы являются: беседы о театре, театральных профессиях, правилах поведения в театре; посещение театральных спектаклей; участие в утренниках ДОУ.
2.

Культура и техника речи
Этот вид деятельности включает развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, дикции, а так же способствует развитию умения пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито; строить диалоги.
Навык четкого произношения формируется через игры и упражнения; скороговорки, чистоговорки, потешки, стихи, мини- этюды, игры на пальцах (В. Цвынтарной).
2.

Театральная игра
Данный вид творческой деятельности способствует развитию навыков общения и взаимодействия в игре, учит детей договариваться с партнёром, подчиняться правилам. Развивает фантазию, логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность и включает игры – словесные, сказкотерапии, на развитие воображения, драматизации, с движениями, пантомимы.
3.

Ритмопластика
Раздел состоит из основ актёрского мастерства, самостоятельной театральной деятельности, пантомимики, танцевального творчества, пиктограмм и предполагает обучение детей имитации характерных действий персонажей сказок, развивает умение разыгрывать сценки, мини-сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Воспитанники учатся различать в музыке разнообразное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, а так же находить эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. Для этого используются: этюды М. Чистяковой, фонограммы, атрибуты, костюмы, декорации необходимые для данных упражнений, средства из предметного окружения по собственному замыслу. Изучение программного материала начинается с несложных заданий, которые постепенно, с накоплением опыта детей, усложняются. Таблица №3
Виды

творческой

деятельности

Содержание

деятельности

Цель

Средства

обучения
1 2 3 4 Театральная игра Словесная игра. Игра-терапия. И г р ы н а развитие Способствовать р а з в и т и ю н а в ы ко в о б щ е н и я и взаимодействия детей в Атрибуты, необходимые для игры.
воображения. Игры- драматизации. И г р ы с движениями. Пантомима. и гр е . У ч и т ь д е т е й д о г о в а р и в а т ь с я с партнёром, подчиняться правилам. Развивать фантазию д е т е й , л о г и ч е с к о е мышление, познавательный интерес, сообразительность. Ритмопластика Основы актёрского мастерства. Самостоятельна я те ат ра л ь н ая деятельность. Пантомимика. Танцевальное творчество. Пиктограммы. У ч и т ь д е т е й имитировать характерные действия персонажей с ка з о к . Развивать умение детей разыгрывать сценки, м и н и - с ц е н к и п о зна комым с к а з к а м , с т и х о т в о р е н и я м с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. У ч и т ь с л ы ш а т ь в м у з ы к е р а з н о е эмоциональное состояние и передавать е г о д в и ж е н и я м и , же ст ами, м и м и ко й . Вызвать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. Этюды М.Чистяковой; фонограмма; атрибуты, костюмы, декорации необходимые для данных упражнений; выбор средств из предметного окружения п о собственному замыслу. К у л ь т у р а и техника речи Р а з в и в ат ь р е ч е в о е д ы х а н и е и артикуляционный аппарат; р а з в и в а т ь д и к ц и ю . У ч и т ь пользоваться интонациями, п р о и з н о с я ф р а з ы грустно, р а д о с т н о , удивлённо, с ердито. Учить строить диалоги. Совершенствовать н а в ы к ч е т к о г о произношения. И г р ы и упражнения; Скороговорки, чистоговорки, потешки, стихи, мини- этюды. Игры на пальцах (В. Цвынтарная).
Основы театральной культуры Беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах п о в е д е н и я в театре; посещение театральных спектаклей, у ч а с т и е в утренниках ДОУ. Формировать представление детей о театре, знакомить с его устройством; п о з н а к о м и т ь с правилами поведения в театре; приобщать к театральной культуре. Набор открыток, фотографий театров родного города; л и т е р а т у р а о театрах.
3.1. Календарно-тематическое планирование
Таблица №4
Недел

я



заняти

я

Тема

Программные задачи

Методические

приемы

Сентябрь

1
1 Диагностика В ы я в и т ь у д е т е й у м е н и я в л а д е т ь мимикой и жестами в процессе инсценирования, выразительности движений, темпом и т е м б р о м г о л о с а , интонационной выразительностью речи. Уточнить знания д е т е й о разновидностях театра. 1 Беседа. 2 Упражнения 3.Рассматривание иллюстраций. 4.Проигрывание эпизодов сказок. 5.Упражнения на развитие эмоций (пиктограммы). 6.Этюды. 2 «Мы пришли в театр» Развивать коммуникативные способности, желание у ч а с т в о в а т ь в театрализованных представлениях, у м е н и е с л у ш а т ь , запоминать, повторять за педагогом. 1.Муз. разминка 2.Рассказ о театре (виды т е ат р о в ) . Иллюстрации. 3.Просмотр кукольного театра «Колобок».

2
3 «Эмоции» знакомство с пиктограммам и Развивать у д е т е й воображение, фантазию, пантомимические н а в ы к и , у м е н и е пользоваться мимикой и жестами. Обучать имитации характерных движения сказочных персонажей. Воспитывать желание активно участвовать в театрализованной игре. 1.Муз. разминка 2.Пиктограммы. Упражнение «Узнай и покажи». 3.Мини-сценка «Про брусничку». 4.Пантомима под музыку «Почемучка». 4 «В лес на прогулку» Учить проговаривать фразы с различной с и л о й г о л о с а , эмоционально воспроизводить приветственные интонации, активизировать лексику. Р а з в и ват ь подражательные навыки. 1.Сюрпризный момент – игрушки животных. 2.Чистоговорки. 3.Упражнения на модуляцию голоса. 4.Игровая в и к т о р и н а п о произведениям А.Л. Барто. 5.Этюд «Пирожок».
3
5 Драматизаци я «Два весёлых гуся» Учить детей с оч е т ат ь н а п е в н у ю р е ч ь с пластическими движениями, проговаривать заданную фразу с определённой интонацией в сочетании с жестами. Во спитывать коммуникативные навыки о б щ е н и я , ж е л а н и е у ч а с т в о в а т ь в театрализованной игре. 1.Муз. разминка 2 . Уп р а ж н е н и е н а модуляцию голоса. 3.Драматизация игры «Два весёлых гуся». 4 . Уп р а ж н е н и е н а развитие ритмических движений. 5.Этюд «Говорит гусь Коле». 6 «Вежливые слова» Развивать диалогическую и монологическую речь и е ё и н т о н а ц и о н н у ю выразительность. П р и в л е к а т ь д е т е й к р е ж и с с ё р с к о й и г р е . Воспитывать коммуникативные качества у детей. 1.Сюрпризный момент (игрушки театра би-ба- бо). 2 . И г р ы с к у к л а м и ( Д е т и в ы б и р а ю т игрушку и из-за ширмы показывают концерт, в котором рассказывают – с т и х и , з а г а д к и , потешки, песенки). 3.Спектакль
«Вежливые слова»
4
7 Драматизаци я сказки «Репка» Формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству. Учить выражать с во и эмоции. Развивать фантазию и умение ориентироваться в про странстве, н а в ы к и имитации. Воспитывать дружеские отношения в игре. 1.Муз. разминка. 2.Сюрпризный момент «Письмо» (мнемотаблицы). 3 . Уп р а ж н е н и е н а имитацию движений персонажей сказки. 4.Проигрывание эпизодов сказки. 8 «Представьте себе» (развитие воображения и фантазии). Формировать коммуникативные способности и навыки импровизации. У ч и т ь детей интонационно и выразительно произносить заданные фразы. Развивать пантомимические навыки, творческое воображение и фантазию. 1.Муз. разминка. 2.Чистоговорка «Мыши» 3.Пантомима «Мухи» 4.Игра «Разговор по телефону» 5.Игра «Нарисуй и скажи».
Октябрь

5
9 «Путешествие в зоопарк» Формировать коммуникативные качества детей и элементарные э т и ч е с к и е н о р м ы п оведен и я. Р а з в и в а т ь фантазию и воображение в театрализованной игре; психофизические с п о с о б н о с т и д е т е й . Закреплять знания детей об окружающем мире. 1.Муз. разминка. 2.Композиция «Мы едем, едем, едем». 3 . И г р а « Ч уд е с н ы е превращения». 4 . Уп р а ж н е н и е н а развитие мимики и жестов. 5.Этюд «Хозяйка и кот». 10 Знакомство с театральными профессиями Поз н аком и ть детей с театральными профессиями ( г р и м ё р , костюмер, артисты). Учить д е т е й и н т о н а ц и о н н о выразительно проговаривать ф р а з ы . Развивать пантомимические навыки и артикуляцию, активное о б щ е н и е ч е р е з и г р у. Воспитывать творческую инициативу. 1.Муз. разминка. 2.Беседа о театральных профессиях. 3.Игра «Преобразились» 4.Театрализованная и г р а « В е с ё л ы й С т а р и ч о к - Лесовичок». 5.Игра на имитацию движений. 6 . Уп р а ж н е н и е н а развитие артикуляции
«Немой диалог»
6
11 «Бродячий цирк» Развивать фантазию к импровизации, пантомимические с п о с о б н о с т и д е т е й . Расширять знания о цирке. Воспитывать доброжелательные отношения взаимоотношения. 1.Муз. разминка. 2.Игра «Цирк». 3.Пантомимы: «Канатоходцы», «Знаме-нитые силачи», «Учёные с о б ач к и » , «Клоуны», «Укротители». 4 . А н т р а к т : « К т о больше знает цирковых слов» 5.Этюды. 12 Драматизация «Кошкин дом» (отрывок) Учить детей сочетать речь с движениями. Развивать артикуляционный аппарат, логику, имитационные н а в ы к и , т в о р ч е с к и е способности. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. 1.Муз. разминка. 2.Игра с движениями «Если весело живётся». 3. Иг ра « П р од о л ж и фразу и покажи». 4Драматизация о т р ы в к а « Ко ш к и н дом».
7
13 Подготовка к спектаклю «Новый колобок» Формировать у д е т е й ж и в о й и н т е р е с к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии. Развивать речь, умение с т р о и т ь диалоги. 1.Муз.разминка. 2.Рассматривание иллюстраций к сказке. 3.Чтение 4.Распределение ролей. 14 «Мы артисты» Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы из стихотворного т е кс т а . Развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорок, творческие способности детей. 1.Муз.разминка. 2.Проговаривание чистоговорок. 3.Мини-сценка «Пчёлки и медведь». 4.Танец игра «Паучок». 5.Этюд «Паук и мухи»
8
15 Знакомство со сказкой «Новый колобок» Формировать у д е т е й умение согласовывать свои действия с действиями п а р т н ё р а . Р а з в и в а т ь творчество детей, умение поддерживать д и а л о г, использовать жесты и мимику, характерную для персонажей. 1.Муз.разминка. 2.Игра на имитацию движений «Кто на кого похож». 3. Обсуждение сказки, выбор ролей. 16 Мимика и жесты. Продолжать работу над м и м и ко й и ж е с т а м и . 1.Муз.разминка. 2.Упражнение
Ф о рм и р о в ат ь н а в ы к и работы с воображаемыми предметами. Развивать мелкую моторику рук в с о ч е т а н и и с р е ч ь ю . Воспитывать гуманное отношение к животным. «Угадай». 3.Задания на развитие мимики лица. 4 . З а д а н и е н а различение жестов. 5.Игра на пальцах. 6.Этюд «Хозяйка и кот». 7.Этюд «Киска».
Ноябрь

9
17 Р.Н.С. «Маша и медведь» Формировать интерес к русскому фольклору и театральной деятельности. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания с к а з к и , в о с п и т ы в а т ь ж е л а н и е а к т и в н о участвовать в действии. 1Муз.разминка. 2.Беседа о праздниках на Руси. 3.Хороводы: «Ах, вы с е н и » , « П о п о л ю - полю», «На горе-то калина». 4.Сюрприз (медведь и скоморох). 5.Про смотр с к а з к и (кукольный театр). 18 «Какие бывают театры» Продолжать знакомить д е т е й с т е а т р о м . Расширять знания о том, какие бывают т е ат р ы (кукольный, пальчиковый, н а с т о л ь н ы й и т . д . ) . Во спитывать же л а н и е узнать больше о театре. 1.Муз.разминка. 2.Игра «Превращения» 3 . Б е с е д а о разновидностях театров. 4.Игры детей с куклами по желанию.
10
19 Сказка «Под грибом» Учить сочетать движения и р е ч ь , в ы р а з и т е л ь н о п р о и з н о с и т ь ф р а з ы , н е с у щ и е р а з л и ч н у ю эмоциональную окраску. Развивать пантомимические навыки и мелкую моторику рук, воображение и творческую инициативу у детей. 1.Муз.разминка. 2.Этюд «Доброе утро». 3 . Уп р а ж н е н и я н а р а з в и т и е п а м я т и физических действий (имитационные движения-дети гуляют в саду или огороде). 4.Игра «Представьте- ка» 5.Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». 20 «Прогулка по осеннему лесу» Формировать необходимый запас эмоций. Учить детей эмоционально проговаривать ф р а з ы . Учить использовать в игре в с ё п р о с т р а н с т в о . Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над 1.Муз.разминка. 2.Стих «Две лягушки». 3 . Уп р а ж н е н и е н а модуляцию го л о с а , т е м б р и р а з в и т и е выразительной интонации. 4.Игра «Лягушата». 5.П/и: «С кочки на
интонационной выразительностью, коммуникативные качества. кочку». 6.Мини-сценка «Полянка».
11
21 Подготовка к спектаклю «Новый Колобок» Продолжать учить детей отожде ствлять себя с заданным персонажем, интонационно выразительно проговаривать заданные фразы. Воспитывать у детей желание участвовать в театрализованной игре, поддерживая творческую инициативу. 1.Муз. разминка. Работа над ролями (разучивание ролей, проигрывание отдельных эпизодов). 22 «Сочиняем сказки» Продолжать работу по раскрытию творче ских наклонностей. Развивать эмоциональное отношение к х у д о ж е с т в е н н ы м п рои зведен и ям, р е ч ь , воображение. Воспитывать умение дослушивать до конца сказку сверстника. 1.Музыкальная разминка. 2.Игра «Назови сказки» (с и с п о л ь з о в а н и е м иллюстраций) 3.Сочинение сказок (мнемотаблицы)
12
23 «Играем в театр» Формировать активную позицию (желание брать на себя роль). Р а з в и ват ь ф а н т а з и ю , о б р а з н о е мышлен и е, а к т ё р с к и е с п о с о б н о с т и ( у м е н и е д е й с т в о ват ь в п а р е ) , интонационную в ы р а з и т е л ь н о с т ь и пластику. Воспитывать у д е т е й в н и м а т е л ь н о е отношение друг к другу. 1.Муз.разминка. 2.Стихотворение В.Н.Орлова «Это всё моё родное». 3 . Уп р а ж н е н и е н а развитие воображения «Чудесные превращения». 4.Мини-сценка «Ёж». 5.Этюды: «Пирожок», « Ф и л я и У л я » , «Брусничка». 24 Репетиция Продолжать работу над с п е к т а к л е м ( и н т о н а - ционной выразительностью речи д е т е й и и х у м е н и е м имитировать движения персонажей театрального действия). Воспитывать у в а ж и - т е л ь н о е и доброжелательное отношение к партнёру. П о в т о р е н и е с л о в , проговаривание диалогов, действия не сценической площадке.
Декабрь

13
25 Чтение Учить сочетать движения и 1.Муз.разминка.
«Сказка о глупом мышонке» речь. Развивать мелкую м о т о р и к у р у к . Воспитывать уважение и любовь к семье, к матери, желание детей участвовать в театрализованной игре. 2.Игра на п а л ь ц а х «Дружная семья». 3. «Мамочка». 4 . Уп р а ж н е н и е н а развитие интонационной выразительности. 5.Игра с движениями «Мама спит». 6.Чтение сказки. 26 «Мы пришли в театр» Продолжать знакомить д е т е й с т е а т р о м ( у с т р о й с т в о т е а т р а ) . Формировать коммуникативные качества д е т е й и п р и в и в а т ь элементарные этические нормы поведения в театре. 1.Муз. разминка. 2.Беседа о театре. 3.Бе седа о н о рм а х поведения в театре.
14
27 «Моя Вообразилия» Р а з в и в а т ь н а в ы к и импровизации, пантомимику, творческую инициативу, фантазию, коммуникативные качества. 1.Муз. разминка. 2 . Ги м н а с т и к а д л я язычка 3.Стих Б. Заходера «Моя Вообразилия» 4.Мини-сценка «Рак- бездельник». 5 . Уп р а ж н е н и я н а имитационные движения «Комары», «Птенчики», «Земляника», «Лиса», «Две лягушки» (под муз. сопровождение). 28 «Зимние забавы» Учить детей с оч е т ат ь д в и ж е н и я и р е ч ь , определенный голосовой д и а п а з о н д е т е й п р и проговаривании стихотворения. Развивать фантазию, подражательные н а в ы к и , у м е н и е импровизировать. Закреплять знания детей о зиме. 1.Муз.разминка. 2.Беседа о зиме. 3 . Т е а т р р у к «Кораблик». 4.Игра с движениями «Пингвины на льду». 5.Самомоссаж. 6.Игра с движениями «Море волнуется».
15
2 9 Театрализованны й праздник «В гостях у Мойдодыра» Формировать н е о бход и м ы й з а п а с эмоций и впечатлений. Развивать воображение 1.Муз. разминка. 2.Диалог Мойдодыра и ведущего с детьми. 3.Хоровод «Водица».
и л и ч н о с т н о е восприятие окружающего м и р а , и н т е р е с к театрализованной игре. Закреплять знания о культурно- гигиенических правилах, совершенствовать и укреп лять з д о р о в ь е детей, их физическое развитие. 4 . Уп р а ж н е н и я н а имитацию движений: « К т о б ы с т р е е умоется?» (играют две команды «Чистюли» и «Умывайки». 5 . И г р а « Ч т о н а м нужно?». 6 . О б щ а я и г р а «Ровным кругом». 7.Игра «Кораблики». 8.Игра «Кто больше наберёт витаминов». 9.Общий танец. 3 0 Репетиция спектакля Продолжать учить детей и н т о н а ц и о н н о и выразительно произносить диалоги. Развивать речь, умение импровизировать; имитационные навыки, м и м и к у и ж е с т ы . Воспитывать у детей желание участвовать в об щ ем т е а т р а л ь н о м действии. 1.Муз.разминка. 2.Игра «Угадай, чей голосок». 3 . И г р ы с воображаемыми предметами. 4.Игры: «Передавалки», «Передай эмоцию». 5 . Р а б о т а н а д спектаклем.
16
3 1 «Новый год» Развивать коммуникативные способности, умение и желание выступать на публике. Воспитывать у д е т е й ж е л а н и е принимать а кт и в н о е участие в мероприятиях детского сада. У ч а с т и е н а у т р е н н и к а х в младших группах. 3 2 Викторина Развивать фантазию, эмоциональную память, творчество. Продолжать р а б о т у н а д интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия. Воспитывать дружеские отношения, эмоциональный отклик н а т е а т р а л и з а ц и ю знакомых произведений. 1.Муз.разминка. 2 . И г р а « Н а з о в и сказку, персонажей». 3.Проговаривание с т и х о в с использованием мимики, жестов. 4.Имитация движений персонажей сказок. 5.Этюды (повторение).

Январь

17
3 3 Игры- импровизации отрывки из знакомых сказок Продолжать учить детей сочетать движения и речь. Развивать логику, творческие способности, имитационные навыки, артикуляционный аппарат. Воспитывать доброжелательное о т н о ш е н и е к о к р у ж а ю щ и м и положительный эмоциональный настрой. 1.Муз. разминка. 2.Игра с движениями « Е с л и в е с е л о живётся». 3.Игра «Продолжи фразу и покажи». 4. Игры- импровизации 3 4 Виды театров Продолжать знакомить детей с разными видами т е ат р о в . Р а з в и в а т ь моторику рук и пальцев, р е ч ь . П о о щ р я т ь творческую инициативу, умение импровизировать. Воспитывать партнёрские отношения в игре. 1.Муз.разминка. 2.Знакомство детей с видами театров. 3 . И г р ы д е т е й с куклами.
18
3 5 Игры с пальчиками У ч и т ь и м и т и р о в а т ь г о л о с а ж и в о т н ы х , интонировать. Развивать коммуникативные качества детей, мелкую м о т о р и к у р у к в сочетании с р еч ь ю . Воспитывать заботливое отношение к животным, творческую инициативу, умение импровизировать. 1.Муз.разминка. 2 . Р а з м и н к а д л я пальцев рук. 3.Игры на имитацию г о л о с а с использованием пальчикового театра «Доктор Айболит». 4.Игра «Оркестр» из с е р и и и г р «Представьте себе» на воображение. 3 6 «Весёлый концерт» У ч и т ь д е т е й ч ё т к о проговаривать слова ч и с т о г о в о р к и с различными интонациями. Развивать п а м я т ь ф и з и ч е с к и х ощущений, воображение, желание у ч а с т в о в а т ь в театрализованной игре. 1. Муз. разминка. 2.Проговаривание ч и с т о г о в о р к и с различной интонацией. 3. Мини-сценка «Таня и м я ч и к » (разыгрывание п о ролям). 4 . И г р а «Передавалки». 5. Весёлый концерт.
19
3 7 Кукольный театр «Колобок» У ч и т ь с о ч е т а т ь д в и ж е н и я и р е ч ь . 1.Муз.разминка. 2.Проговаривание
Развивать интонационную выразительность речи, исполнительские умения, т в о рч е с т в о , м о т о р и к у р у к . Воспитывать у детей желание участвовать в театрализованной игре. п о т е ш к и с движениями. 3.Игры на пальцах «Дом и ворота». 4.Кукольный те ат р «Колобок». 3 8 «Зимние развлечения» Учить детей длинному и прерывистому выдоху. Развивать фантазию и п а м я т ь ф и з и ч е с к и х действий. Закреплять правильное произношение звуков, п р о и з н о с и т ь и х протяжно и с разной силой голоса. 1.Муз.разминка. 2.Беседа о зиме. 3 . Уп р а ж н е н и я н а имитацию движений «Кружатся снежинки». 4.Артикуляционная гимнастика. 5.Дыхательные упражнения. 6.Игра «Снежинка». 7 . И г р а « С н е ж н а я б а б а » ( и м и т а ц и я движений).
20
3 9 «Представьте себе» У ч и т ь д е т е й и н т о н а ц и о н н о и выразительно проговаривать заданные ф р а з ы . Р а з в и в а т ь коммуникативные способности и навыки импровизации, пантомимические навыки и творческое воображение, фантазию. Воспитывать дружеские отношения. 1.Муз.разминка. 2.Чистоговорка «Мыши» 3.Пантомима «Мухи». 4.Игра «Разговор по телефону». 5 . М у з . и г р а « Т р и синички». 6.Игра «Нарисуй и скажи». 4 0 «Мы играем» У ч и т ь д е т е й инсценированию знакомых произведений. Развивать интонационную выразительность речи, пантомимические н а в ы к и , м е л к у ю м о т о р и к у р у к , творчество. 1.Муз.разминка. 2.Загадки. 3.Пальчиковая гимнастика. 4 . И г р а « В е с ё л ы е превращения». 5.Игра-пантомима «Жадныйпёс».
Февраль

21
4 1 Репетиция Продолжать работу по подготовке к с п е к т а к л ю « Н о в ы й Работа над ролями.
колобок». 4 2 «Всё о театре» Формировать у детей э т и ч е с к и е н о р м ы поведения в т е ат р е . Продолжать знакомить д е т е й с т е а т р о м . Закреплять знания о п р о ф е с с и я х , о б у с т р о й с т в е т е а т р а . Воспитывать у детей доброжелательное отношение к людям, работающим, в театре. 1.Муз.разминка. 2.Беседа о театре. 3.Рассматривание открыток, иллюстра- ций. 4 . Ч т е н и е : Э . Машковская «Вежливые слова»
22
4 3 Пантомима Развивать коммуникативные качества, воображение, логическое мышление, инициативу, пантомимические навыки. Воспитывать у д е т е й ж е л а н и е принимать а кт и в н о е у ч а с т и е у ч а с т и ю в театрализованных играх. 1.Муз.разминка. 2.Сюрпризный момент (появление Петрушки). 3Игра «Волшебные игрушки». 4.Игра «Поиграем- угадаем». 5.Пантомимические загадки. 6.Настольный театр «Теремок». 4 4 «Весёлые лягушата» У ч и т ь д е т е й использовать в игре всё пространство. Развивать артикуляционный аппарат и продолжать р а б о т у н а д интонационной выразительностью и коммуникативные качества. 1.Муз.разминка. 2 . С т и х « Д в е лягушки». 3 . Уп р а ж н е н и я н а модуляцию голо са, т е м б р , р а з в и т и е интонационной выразительности. 4.Игра «Лягушата». 5.П/и «С кочки на кочку». 6.Мини-сценка «Полянка».
23
4 5 Репетиция Продолжать учить детей интонационно выразительно передавать характерные особенности персонажа. Развивать устойчивый и н т е р е с к театрализованной деятельности. Воспитывать 1.Муз.разминка. 2 . П о д г о т о в к а к драматизации. 3.Проигрывание эпизодов сказки с муз. сопровождением.
партнёрские отношения между детьми.
23
4 6 «Кто колечко найдёт» Р а з в и в а т ь с в я з н у ю монологическую речь, интонационную выразительность, мелкую моторику рук, пантомимические навыки. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. 1.Муз.разминка. 2.Пальчиковая гимнастика «Мизинчик» 3.Упражнение «Злой волшебник». 4.Игра-пантомима «Был у зайца огород». 5.Сказка – игра «Кто колечко найдёт».
24
4 7 К.В.Н. Развивать коммуникативные навыки, творческое воображение, инициативу, фантазию, пантомимические н а в ы к и , у м е н и е э м о ц и о н а л ь н о и выразительно общаться. Обогащать представления детей о театрализованной деятельности. 1.Муз. разминка. 2.Викторина «Сами с усами». 3.Игра «Кто сказал?». 4.Игра «Зеркало». 5.Игра «Телефон». 6.Игра «Пантомима». 7.Мини-сценки (по выбору детей). 8.Подведение итогов. 4 8 «Вот как я умею» Развивать коммуникативные качества, ф а н т а з и ю, творческие способности, ассоциативное мышление, эмоции и п е р е д а в а т ь и х в процессе обыгрывания этюдов. 1.Муз.разминка. 2.Игра «Что я умею» ( н а р а з в и т и е воображения). 3.Чтение с т и хо т в о р е н и я Б . Заходера «Вот как я умею». 4.Этюд «Пирожок». 5 . Уп р а ж н е н и я н а развитие эмоций. 4 9 «Весна» (фольклор) Формировать представление о русском фольклоре, прививать л ю б о в ь к р у с с ко м у творчеству. Развивать фантазию и п а мя т ь, способность работать с воображаемыми предметами. Воспитывать умение э м о ц и о н а л ь н о и выразительно общаться. 1.Муз.разминка. 2.Закличка о весне. 3.Беседа о весне, о весенних праздниках. 4.Частушки. 5.Игра на имитацию д в и ж е н и й « К а к варили суп». 6 . И г р ы н а воображение. 7.Просмотр сказки «Хаврошечка»
Март


25
5 0 «Всё о театре» Продолжать знакомить д е т е й с т е а т р о м (декорации). Закреплять р а н е е п о л у ч е н н ы е знания. Воспитывать у детей желание узнать б ол ь ш е о т е ат р е и активно участвовать в театрализованных действах. 1.Муз.разминка. 2.Беседа о театре. 3.Рассматривание декораций. 4.Изготовление декораций из бумаги.
26
5 1 «Выражение лица» (мимика и жесты) Формировать умение согласов ы вать с в о и действия с действиями партнёра. Р а з в и в ат ь коммуникативные способности детей, их пантомимические навыки, творч е с кую инициативу. 1.Муз.разминка. 2.Л.Фадеева «Выражение лица». 3.Мимическая игра «Передавалки». 4.Рассказ стихов с помощью жестов и мимики. 5.Этюд «Брусничка». 6.Мини-сценка «Филя и Уля». 5 2 Чтение В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?» Формировать пантомимические н ав ы ки , т в о р ч е с ко е воображение. Развивать у м е н и е ч ё т к о п р о и з н о с и т ь с л о в а . Продолжать работу над интонационной выразительностью речи. Воспитывать у детей чувство коллективизма. 1.Муз.разминка. 2.Чистоговорка ( с разной силой голоса, интонацией). 3.Игра-пантомима «Шёпот и шорох». 4.Сказка «Кто сказал «Мяу».
27
5 3 «Дружно весело играем» Развивать коммуникативные сп о соб н о сти д е т е й . Воспитывать у детей жел ан и е п р и н и м ат ь активно е участие в театрализованных играх. 1.Муз.разминка. 2.Инсценировка «Три мамы». 3.Этюд «Мама спит». 4.Игры на развитие мимики и ж е с т о в «Угадай и покажи». 5.Повторение этюдов по желанию детей. 5 4 «Развиваем речь» Развивать интонационную выразительность, д и а л о г и ч е с к у ю и монологическую связную речь р е ч и , артикуляционный аппарат, пантомимические 1.Муз.разминка. 2.Чистоговорка. 3.Игра «Придумай весёлый диалог». 4.Игра-пантомима «Черепаха». 5 . Уп р а ж н е н и я н а развитие мимики.
навыки, воображение.
28

Мар

т
5 5 Премьера спектакля «Новый Колобок» Развивать способность к о б щ е н и ю и взаимодействию детей в и г р е , у с т о й ч и в ы й интерес к театрально- игровой деятельности. Показ спектакля для д е т е й м л а д ш е г о возраста 5 6 Спектакль «Новый Колобок» Развивать коммуникативные сп о соб н о сти д е т е й . Воспитывать партнёрские качества. Показ спектакля для д е т е й с т а р ш е г о возраста
Апрель

29
5 7 Театральные игры У ч и т ь д е т е й интонационно выразительно передавать ха р а кт е р выбранного персонажа и е го э м о ц и о н а л ь н о е состояние. Развивать мелкую мускулатуру па льцев и с оч е т а т ь движения рук с речью. Поощрять творческую и н и ц и а т и в у д е т е й , желание принимать на себя роль и играть её. Воспитывать доброжелательные отношения в игре. 1.Муз.разминка. 2 . П у т е ш е с т в и е в весенний лес. 3.Игра на имитацию движений «Зверушки». 4.Игра на пальцах «Сороконожки». 5.Разыгрывание мини- сценок. 6.Заключительный танец 5 8 «Театр изнутри и снаружи» Развивать интерес к театральным и г р а м , ж е л а н и е у з н а в а т ь больше. Продолжать закреплять знания детей о театре и всё, что с ним связанно. Воспитывать доброжелательное отношение к театру и людям, работающим в нём. 1.Муз.разминка. 2.Беседа о театре. 3.Рассматривание о т к р ы т о к и иллюстраций 4 . И г р ы д е т е й с игрушками разных видов театра.
30
5 9 Пантомима Формировать умение э м о ц и о н а л ь н о и выразительно общаться. Развивать интонационную в ы р а з и т е л ь н о с т ь и монологическую речь. 1.Муз.разминка. 2.Беседа о весне. 3.Чистоговорка «Сойка». 4.Игры пантомимы «Сугроб», «Медве- жата». 5.Разыгрывание по
ролям «Воробушки», «Лось». 6 0 «Учимся говорить и играть» Учить детей чётко п р о и з н о с и т ь с л о в а чистоговорки, меняя и н тон ац и и , с о ч е т а я д в и ж е н и я и р е ч ь . Развивать воображение и р е ч ь , пантомимические навыки. П р и вл е кат ь детей к проигрыванию мини-сценок. 1.Муз разминка. 2.Проговаривание чистоговорки. 3.Театрализованная игра «Загадки бе з слов». 4.Разыгрывание по ролям мини-сценки «Мыши».
31
6 1 Беседа по сказке: «Кто сказал «Мяу» Развивать речь, мимику и ж е с т ы , у м е н и е в ы р а з и т е л ь н о и эмоционально п е р е д а в а т ь о б р а з персонажа, с оч е т ат ь движения с музыкой, использовать в игре всё пространство. Воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу. 1.Муз.разминка. 2.Беседа. 3.Имитационные движения. 4. Проговаривание диалогов. 6 2 Викторина Развивать речь, память, воображение, фантазию, импровизационные навыки. Воспитывать доброжелательные о т н о ш е н и я д е т е й , ж е л а н и е а к т и в н о у ч а с т в о в а т ь в театрализованных играх. 1.Муз.разминка. 2.Викторина «Мой маленький театр». 3.Ритмический рисунок. 4.Разыгрывание по р о л я м « Р ы б а к и р ы б к а » , « К а к п о речке, по реке». 5 . З а д а н и е н а имитацию движений. 6.Пропеть фразу. 7. «Танец утят». 8.Общий танец.
32
6 3 Инсценировка «Кто сказал «Мяу» Воспитывать у детей ж е л а н и е а к т и в н о у ч а с т в о в а т ь в инсценировке. Проигрывание под муз. сопровождение. 6 4 Репетиция «Кто сказал «Мяу» Продолжать формировать умение согласо-вывать с во и действия с действиями партнёров. Способствовать укреплению П р о и г р ы в а н и е в костюмах с декорациями и муз. сопровождением.
коммуникатив-ных о т н о ш е н и й м е ж д у детьми.
Май

33
6 5 Премьера спектакля «Кто сказал «Мяу» Воспитывать у детей ж е л а н и е а к т и в н о участвовать в общем театрализованном действии. Показ спектакля для детей младших групп 6 6 Показ спектакля «Кто сказал «Мяу» Воспитывать у детей ж е л а н и е а к т и в н о участвовать в общем театрализованном действии, с о зд а в ат ь положительный эмоциональный настрой. Показ спектакля для детей старших групп.
34
6 7 Мы артисты» В ы я в и т ь у д е т е й способность общаться, д о г о в а р и в а т ь с я с п а р т н ё р о м , у м е н и е раскрепощаться. Беседа. Проигрывание мини-этюдов, мини сценок. 6 8 «Вот как мы умеем» Выявить у детей умения владения мимикой и жестами в проце сс е инсценирования, имитировать характерные особенности персонажей сказок. Упражнения. Этюды М. Чистяковой.
35
6 9 «Мы умеем говорить» Выявить у детей умения передавать интонационную выразительность речи, темп и тембр р еч и , модуляцию голоса. Игры на пальцах В. Цвынтарной. Мини- с ц е н к и . Д и а л о г и . Ч и с т о г о в о р к и и скороговорки. Игры и упражнения. 7 0 «Мой театр» В ы я в и т ь у д е т е й представление о театре, о разновидностях театра, о п р о ф е с с и я х , о б э т и ч е с к и х н о р м а х поведения в театре. Б е с е д а с использованием наглядного материала.
36
7 1 «Мы артисты» Активизировать детей, в ы з в а т ь ж е л а н и е принимать участие в р а з л и ч н ы х в и д а х театрализованной деятельности. Д е н ь « О т к р ы т ы х дверей» 7 Спектакли Активизировать детей, Показ с п е к т а к л е й
2 в ы з в а т ь ж е л а н и е принимать участие в р а з л и ч н ы х в и д а х театрализованной деятельности. родителям.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Таблица №5
Результат

Способы проверки
1 2 1. Ребёнок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить своё состояние Беседы с психологом
,
наблюдения 2.У ребёнка развит устойчивый интерес к т е а т р а л ь н о - и г р о в о й д е я т е л ь н о с т и с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестами, выразительными движениями, интонацией Диагностика Н.Ф.Комаровой «Определение уровня развития игры» 3. Ребёнок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; составляет небольшие сказки на основе моделей; умеет придумывать сказку на предложенную тему, по картинкам; может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец), охотно поддерживает беседу с взрослыми и сверстниками; формулирует полные предложения Н а б л ю д е н и е , собеседование, творческое задание 4.В группе создан комфортный психологический климат, у детей наблюдается снижение зажатости, проявление взаимопомощи. Наблюдение
Показатели уровня подготовки воспитанников
Таблица №6
Возрас

т детей

Требования к умениям, навыкам и знаниям ребёнка,

приобретённым в результате реализации программы

Должен уметь

Должен знать

1 2 3 5-6 лет Сопровождать речью свою деятельность. Употреблять с л о в а , о б о з н а ч а ю щ и е эмоциональное со стояние, э т и ч е с к и е к а ч е с т в а , эстетические характеристики. С п о м о щ ь ю в з р о с л о г о сочинять небольшие сказки. Р а зы гр ы ват ь н е с л ож н ы е сценки, сюжеты, правильно использовать интонацию, мимику, жесты. Чувствовать эмоциональное со стояние героев. Передавать диалоги выразительно. Заниматься театрально-игровой деятельностью. Сказки, стихотворения (согласно возрасту), их различия. Некоторые в и д ы т е а т р а ( к у к о л ь н ы й , драматический, театр зверей, музыкальный). Определенные представление о театре, театральной культуре, р о л и а р т и с т о в , п р а в и л а поведения. 6-7 лет Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, говорить спокойно, не повышая голоса. Пересказывать и передавать в и г р е – д р а м а т и з а ц и и содержание произведения. Сочинять небольшие сказки. Самостоятельно организовывать театральные игры. Использовать в играх различные виды театра. Сказки, стихотворения, загадки (согласно возрасту), их различия. В и д ы т е а т р а ( к у к о л ь н ы й , драматический, театр зверей, детский театр, музыкальный). Некоторые приёмы манипуляции к у к л а м и . О п р е д е л е н н ы е представление о театре, истории театра, театральной культуре, правилах поведения в театре, устройстве театра, театральных профессиях.

Диагностика

развития

театральных способностей

детей старшего

дошкольного

возраста
. 1. Степень проявления инициативности (обогащают сюжет, игровые действия, фантазируют) в театрализованных играх, играх – драматизациях. 2. Совместно со сверстниками договариваются о сюжете, создают игровую обстановку в том числе: - используют ряженье; - делают новые детали костюмов. 3. Уровень освоения игрового сюжето-сложения: - передача знакомых сказок и историй; - внесение изменений в знакомый сказочный сюжет; - создание новых сюжетов. 4. Способность передать в роли: - физическое состояние персонажа; - систему игровых действий и отношений; - настроение персонажа, эмоциональное состояние (мимику, пантомимику, интонацию); - характер персонажа. 5. Способность: - назвать свою роль; - рассказать об изображаемом событии, созданной обстановкой; - пользоваться приёмом условного проигрывания частей сюжета (приём «как – будто»; - создания разных игровых образов в играх – имитациях, выразительной передаче их действий, физического состояния. 6. Уровень умений в театральных играх определить место для «сцены», подготовить декорации, разыграть спектакли разных видов театров.

5. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Мониторинг проводится два раза в год: начальный - в сентябре, итоговый – в мае. Качественный и количественный анализ показателей развития ребёнка оценивается по трём уровням и трехбалльной системе.
5.1. Протокол обследования уровней сформированности театральных способностей детей

старшего дошкольного возраста



Ф.И. ребенка

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Основы театральной

культуры

Общее

кол-во

балло

в

Урове

нь
Вступает в контакт со взрослыми и детьми Умеет согласовывать свои действия с Умеет принимать на себя роль Мимика Жесты Пластика Интонационная выразительность Умеет строить диалог Умеет составлять небольшие сказки Знает различные виды театров Знает устройство театра и театральные профессии Владеет нормами поведения в театре н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н.г к.г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н.г к.г н . г к . г н. г к. г н. г к. г
Оценка:

3

балла
- ребёнок свободно общается со взрослыми и сверстниками, правильно и самостоятельно передает выразительные, пластические движения, мимику, жесты, свободно строит диалоги с партнером, сочиняет небольшие сказки.
2 балла
– ребенок правильно выполняет задание, с небольшой помощью взрослого или при повторном его предъявлении.
1 балл
- ребенок не дает правильный ответ или отказывается отвечать.
0 баллов
- выполнение задания недоступно ребёнку.
Оценка:

3 балла -ребёнок свободно общается со взрослыми и сверстниками, правильно и самостоятельно передает выразительные, пластические движения , мимику, жесты, свободно строит диалоги с партнером, сочиняет небольшие сказки. 2 балла – ребенок правильно выполняет задание, с небольшой помощью взрослого или при повторном его предъявлении. 1 балл - ребенок не дает правильный ответ или отказывается отвечать. 0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку. Высокий уровень: от 25 до 36 баллов Высокий уровень (н)______(к)_________ Средний уровень: от 15 до 24 баллов Средний уровень(н)______(к)_________ Низкий уровень: ниже 15 баллов Низкий уровень(н)_______(к)__________ Выводы, рекомендации: Начало года:_____________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ ______________________ К о н е ц года:_____________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ ______________________

5.2. Качественная характеристика уровней сформированности

театральных способностей детей старшего дошкольного возраста

Высокий

уровень

(30-36

баллов):
Дети проявляют стремление к общению. Испытывают удовольствие от игры драматизации. В процессе деятельности стремятся к самостоятельности, качественному выполнения задания, поиску способов выразительного исполнения. Правильно осознают поступки героев, их переживания, мысли, чувства. Дети умеют придумывать сюжет, соответствующий предложенной теме. Правильно передают диалоги действующих лиц, раскрывают чувства героев. Диалог – выразительный, с изменением силы голоса и интонации.
Средний

уровень

(22-29

баллов):
Дети легко идут на контакт со взрослым, устанавливают дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвуют в игре, предложенной другими детьми. Дети знают большинство художественных произведений программы. Могут объяснить их смысл, обращают внимание на поступки героев, но игнорируют их внутренние переживания. Охотно принимают участие в играх, драматизациях, но не проявляют творческой инициативы. Речь и движения не очень выразительны, дети нуждаются в помощи взрослого.
Низкий уровень (21 балл и ниже)
: Дети не умеют сосредоточенно воспринимать литературное произведение, представленное в форме драматизации. Восприятие содержания поверхностное, отсутствует понимание смысла произведения, нет сопереживания героям. Дети не способны проявить самостоятельность при исполнении роли. Речь и движения невыразительны. Дети затрудняются в выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствуют. Текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедлен. Встречается много остановок, пауза, повтор слов.
Дети положительно откликаются на участие в драматизации, но не могут преодолеть связанные с этим трудности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет /Игровые технологии/. – М.: Творческий центр, 2005. 2. Буренина, И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985. 3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /психологический очерк/ – 2-е издание. – М., 1967. 4. Доронова, Т.И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005. 5. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества /Пособие для воспитателей детского сада/. – М., 1985. 6. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества /Книга для педагогов дошкольных учреждений/. – М.: Мнемозина, 1999. 7. Махнёва, М.Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для работников дошкольных учреждений/. – М.: Творческий Центр, 2001. 8. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников /Пособие для работников детских дошкольных учреждений/. – М.: Аркти, 2000. 9. Петрова, Т.Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т.Н Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000. 10.Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001. 11.Прохорова, С.П. Театрализованные игры для дошкольников. – М., 1988. 12.Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М.: Аркти, 2002. 13.Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество – дети». 14.Сорокина, Н.Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004. 15. Фёдорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. 16. Чистякова, М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1999.
17.Царенко, Л. От потешек к Пушкинскому балу. – М.: Линка-Пресс, 1999.


В раздел образования