Напоминание

"Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ"


Автор: Дудкина Маргарита Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 263
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развивающей предметно-пространственной

среды для детей с ОВЗ.

Подготовила воспитатель

Дудкина М.Н.

Современная политика в сфере дошкольного образования основана на введении и

реализации

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

в

содержании

которого

определено

создание

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как необходимого условия

реализации основной образовательной программы.

Под понятием «развивающая предметно-пространственная среда» федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования

понимается

система

предметных

сред,

насыщенных

играми,

игрушками,

пособиями,

оборудованием

и

материалами

для

организации

непрерывной,

совместной со взрослыми и самостоятельной творческой деятельности детей. Среда

это

система

материальных

объектов

деятельности

ребенка,

функционально

моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Чтобы

образовательное

пространство

выступало

как

развивающая

образовательная среда, оно должно приобрести определенные свойства:

гибкость, которая проявляется в способности образовательных структур к

быстрому пристраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями

личности, окружающей среды, общества;

непрерывность,

которая

выражается

во

взаимодействии

и

преемственности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии

с потребностями ребенка дошкольного возраста в коррекции имеющихся

отклонений;

интегрированность, обеспечивающая решение воспитательных задач через

усиление взаимодействия входящих в нее структур;

открытость,

которая

предусматривает

широкое

участие

всех

субъектов

образования в коррекционном образовательном процессе (педагогов, родителей,

заинтересованной общественности социальные службы, психолого-медико-

педагогические консультации).

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования предъявлены требования к развивающей предметно-пространственной

среде:

развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную

реализацию

образовательного

потенциала

пространства

ДОУ,

группы,

материалов, коррекционно-развивающего оборудования для развития детей

дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного

этапа, охраны и укрепления их здоровья, направленность на коррекцию

недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

обеспечивать

возможность

общения

и

совместной

деятельности

детей

и

взрослых,

двигательной активности детей, а также возможности для их отдыха и

уединения;

развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

обеспечивать

реализацию адаптированной образовательной программы; учет возрастных и

психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями

здоровья;

развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-

насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной

и безопасной.

В

соответствии

с

требованиями

Федерального

закона

«Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями

имеют

право

на

получение

качественного

образования.

Категории

детей,

относящиеся к лицам с ограниченными возможностями здоровья: это дети с

нарушениями зрения; с нарушениями слуха; с нарушениями опорно-двигательного

аппарата; с задержкой психического развития; с нарушениями речи; с нарушениями

интеллектуального развития; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с

комплексными (сложными) нарушениями развития.

Для

получения

качественного

образования

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

создаются

необходимые

условия,

в

том

числе

развивающая

предметно-пространственная

среда

группы

и

учреждения

в

целом.

Ребенок дошкольного возраста осваивает содержание образования, получает

коррекционную помощь и поддержку со стороны педагогов (воспитателя, учителя-

дефектолога) не только в регламентированных видах деятельности, но и через

созданную развивающую предметно-пространственную среду,

отражающую

основное содержание образования. Такая среда должна быть выстроена в

соответствии с особенностями развития детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Примерная модель проектирования развивающей предметно-пространственной

среды для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

включает в себя следующие структурные составляющие:

нормативные

основания

модели

развивающей

предметно-

пространственной среды;

принципы

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования при построении среды;

клинико-психологические

особенности

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья;

особенности

содержания

развивающей

среды

для

детей

с

ограниченными возможностями здоровья;

учет субъектной позиции ребенка с ограниченными возможностями здоровья

при построении развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной

организации, где воспитываются и обучаются дети дошкольного возраста с

ограниченными

возможностями

здоровья,

выстраивается

в

соответствии

с

нормативно-правовыми основаниями федерального, регионального уровней и

локальными актами учреждения, в состав которых входят:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (обеспечение

качества образования на всех его уровнях);

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования (требования к развивающей предметно-пространственной среде

дошкольной образовательной организации);

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

(особенности

развивающей

предметно-пространственной

среды

по

реализации

инвариантной

части

адаптированной

образовательной

программы);

Государственная программа развития образования на период 2018–2025 годы

(создания условий для свободного функционирования и развития системы

образования Российской Федерации);

Примерные

адаптированные

образовательные

программы

для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

для

детей

с

ограниченными возможностями здоровья выстраивается с учетом следующих

принципов.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием осуществления личностно ориентированной модели

взаимодействия взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья

является установление контакта между ними. Отсутствие контакта, не позволяет

решить какие бы то ни было образовательные, в том числе коррекционно-

развивающие

задачи,

которые

ставит

перед

собой

педагог.

Личностно-

ориентированное общение взрослого с ребенком с ограниченными возможностями

здоровья, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа

«глаза в глаза».

Одно из условий среды, которое делает такое общение легко осуществимым, это

разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только взрослый без

затруднений мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок

мог «подняться» до позиции взрослого, а иногда и посмотреть на него сверху.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию,

общее психологическое пространство общения с каждым ребенком и с группой

детей в целом. В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы

каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его

эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или,

наоборот,

позволяющее

ощущать

тесный

контакт

с

ними,

или

же

предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

2. Принцип активности.

В развивающем образовательном пространстве должна быть заложена

возможность

формирования

активности

у

детей

и

проявления

активности

взрослыми. Ребенок и взрослый должны стать творцами своего предметного

окружения, а в процессе личностно развивающего взаимодействия взрослого и

ребенка с ограниченными возможностям здоровья – творцами своей личности и

своего здорового тела.

В игровом пространстве должны быть созданы реальные условия для воссоздания

ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым

операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее

завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом

развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые

способности ребенка, организуя коррекционно-развивающее обучение.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что

особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья), может быть

реализована с помощью применения раздвижных или раскручивающихся рулонных

перегородок.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья

должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся

сфер их активности. Это позволит детям в соответствии со своими особенностями в

развитии, интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными

видами деятельности (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием,

рассматриванием иллюстраций, математическими играми, наблюдениями и т. д.), не

мешая друг другу. Для реализации данного принципа необходима трансформация

помещений, которая может быть также обеспечена раздвижными легкими

перегородками.

5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия

каждого ребенка и взрослого.

Для того чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой

может развиваться и комфортно себя чувствовать ребенок с ограниченными

возможностями здоровья, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по

количеству и качеству. Среда должна быть организована так, чтобы побуждать

детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым

функциональную

активность

ребенка.

Окружение

должно

давать

детям

разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда должна учитывать двигательную

активность детей, давать им возможность осуществлять разнообразные движения,

испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь

свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это

необходимо. Здесь немаловажную роль играет цветовое оформление помещений,

размещение игрового материала. Все должно создавать уют и комфорт для ребенка.

Важнейшим основанием развивающей предметно-пространственной среды для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

является

учет

их

психофизиологических

и

клинико-психологических

особенностей.

Характерные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

должны быть учтены педагогами при отборе содержания развивающей предметно-

пространственной среды групп и функциональных помещений дошкольной

образовательной организации.

Особенности

развивающей предметно-пространственной среды для детей

с

ограниченными возможностями здоровья:

отражение

требований

построения

развивающей

предметно-

пространственной

среды,

определенных

ФГОС

ДО

с

учетом

психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями

здоровья;

среда

группы

должна

отражать

содержание

тематики

недель в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом возможностей

детей в освоении данного содержания;

учет принципов гендерного подхода;

обеспечение

индивидуального

пространства

ребенка,

учет

его

субъектной

позиции

при

построении

развивающей

среды

(содержание

уголков

познавательной

направленности

должно

быть

выстроено

с

учетом

зоны

ближайшего

развития

ребенка,

уголок физического саморазвития должен включать то оборудование, которое

ребенок может в силу своих отклонений использовать);

среда

группы

отражает

содержание

совместных

проектов

взрослых

и

детей

(социальные

проекты,

экологические

проекты,

природоохранные акции и т. д.);

развивающая

предметно-пространственная

среда

групп

детей с ОВЗ должна быть выстроена в соответствии с содержанием

адаптированной

основной

образовательной

программы

ДОУ,

с

учетом

особенностей

развития

детей

с

нарушениями

в

развитии,

клинико-психологических

особенностей

и

с

учетом

зоны ближайшего развития каждого ребенка с ОВЗ.

Таким образом, выстроенная и реализованная модель развивающей предметно-

пространственной среды для детей дошкольного возраста с ограниченными

возможностями

здоровья

является

условием

реализации

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

обеспечивает освоение детьми адаптированной образовательной программы

ДОУ,

достаточный

уровень

социализации

выпускников

ДОУ,

их

конкурентоспособность и успешность в школьном обучении. Основаниями

построения развивающей предметно-пространственной среды для детей с

ограниченными возможностями здоровья являются: нормативные документы в

сфере дошкольного образования, клинико-психологические особенности детей,

принципы

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

при

построении

среды,

особенности

отбора

содержания развивающей среды для детей с ограниченными возможностями

здоровья, учет субъектной позиции ребенка с ограниченными возможностями

здоровья.



В раздел образования