Автор: Дудкина Маргарита Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 263
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Особенности развивающей предметно-пространственной
среды для детей с ОВЗ.
Подготовила воспитатель
Дудкина М.Н.
Современная политика в сфере дошкольного образования основана на введении и
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
в
содержании
которого
определено
создание
развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как необходимого условия
реализации основной образовательной программы.
Под понятием «развивающая предметно-пространственная среда» федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования
понимается
система
предметных
сред,
насыщенных
играми,
игрушками,
пособиями,
оборудованием
и
материалами
для
организации
непрерывной,
совместной со взрослыми и самостоятельной творческой деятельности детей. Среда
это
система
материальных
объектов
деятельности
ребенка,
функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Чтобы
образовательное
пространство
выступало
как
развивающая
образовательная среда, оно должно приобрести определенные свойства:
гибкость, которая проявляется в способности образовательных структур к
быстрому пристраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями
личности, окружающей среды, общества;
непрерывность,
которая
выражается
во
взаимодействии
и
преемственности входящих в нее элементов;
вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии
с потребностями ребенка дошкольного возраста в коррекции имеющихся
отклонений;
интегрированность, обеспечивающая решение воспитательных задач через
усиление взаимодействия входящих в нее структур;
открытость,
которая
предусматривает
широкое
участие
всех
субъектов
образования в коррекционном образовательном процессе (педагогов, родителей,
заинтересованной общественности социальные службы, психолого-медико-
педагогические консультации).
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования предъявлены требования к развивающей предметно-пространственной
среде:
развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
ДОУ,
группы,
материалов, коррекционно-развивающего оборудования для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, направленность на коррекцию
недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
обеспечивать
возможность
общения
и
совместной
деятельности
детей
и
взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для их отдыха и
уединения;
развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
обеспечивать
реализацию адаптированной образовательной программы; учет возрастных и
психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями
здоровья;
развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной
и безопасной.
В
соответствии
с
требованиями
Федерального
закона
«Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями
имеют
право
на
получение
качественного
образования.
Категории
детей,
относящиеся к лицам с ограниченными возможностями здоровья: это дети с
нарушениями зрения; с нарушениями слуха; с нарушениями опорно-двигательного
аппарата; с задержкой психического развития; с нарушениями речи; с нарушениями
интеллектуального развития; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с
комплексными (сложными) нарушениями развития.
Для
получения
качественного
образования
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
создаются
необходимые
условия,
в
том
числе
развивающая
предметно-пространственная
среда
группы
и
учреждения
в
целом.
Ребенок дошкольного возраста осваивает содержание образования, получает
коррекционную помощь и поддержку со стороны педагогов (воспитателя, учителя-
дефектолога) не только в регламентированных видах деятельности, но и через
созданную развивающую предметно-пространственную среду,
отражающую
основное содержание образования. Такая среда должна быть выстроена в
соответствии с особенностями развития детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Примерная модель проектирования развивающей предметно-пространственной
среды для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
включает в себя следующие структурные составляющие:
нормативные
основания
модели
развивающей
предметно-
пространственной среды;
принципы
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования при построении среды;
клинико-психологические
особенности
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья;
особенности
содержания
развивающей
среды
для
детей
с
ограниченными возможностями здоровья;
учет субъектной позиции ребенка с ограниченными возможностями здоровья
при построении развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной
организации, где воспитываются и обучаются дети дошкольного возраста с
ограниченными
возможностями
здоровья,
выстраивается
в
соответствии
с
нормативно-правовыми основаниями федерального, регионального уровней и
локальными актами учреждения, в состав которых входят:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (обеспечение
качества образования на всех его уровнях);
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (требования к развивающей предметно-пространственной среде
дошкольной образовательной организации);
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
(особенности
развивающей
предметно-пространственной
среды
по
реализации
инвариантной
части
адаптированной
образовательной
программы);
Государственная программа развития образования на период 2018–2025 годы
(создания условий для свободного функционирования и развития системы
образования Российской Федерации);
Примерные
адаптированные
образовательные
программы
для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
для
детей
с
ограниченными возможностями здоровья выстраивается с учетом следующих
принципов.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередным условием осуществления личностно ориентированной модели
взаимодействия взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья
является установление контакта между ними. Отсутствие контакта, не позволяет
решить какие бы то ни было образовательные, в том числе коррекционно-
развивающие
задачи,
которые
ставит
перед
собой
педагог.
Личностно-
ориентированное общение взрослого с ребенком с ограниченными возможностями
здоровья, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа
«глаза в глаза».
Одно из условий среды, которое делает такое общение легко осуществимым, это
разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только взрослый без
затруднений мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок
мог «подняться» до позиции взрослого, а иногда и посмотреть на него сверху.
Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию,
общее психологическое пространство общения с каждым ребенком и с группой
детей в целом. В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы
каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его
эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или,
наоборот,
позволяющее
ощущать
тесный
контакт
с
ними,
или
же
предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.
2. Принцип активности.
В развивающем образовательном пространстве должна быть заложена
возможность
формирования
активности
у
детей
и
проявления
активности
взрослыми. Ребенок и взрослый должны стать творцами своего предметного
окружения, а в процессе личностно развивающего взаимодействия взрослого и
ребенка с ограниченными возможностям здоровья – творцами своей личности и
своего здорового тела.
В игровом пространстве должны быть созданы реальные условия для воссоздания
ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым
операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее
завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом
развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые
способности ребенка, организуя коррекционно-развивающее обучение.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.
Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что
особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья), может быть
реализована с помощью применения раздвижных или раскручивающихся рулонных
перегородок.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Жизненное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья
должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся
сфер их активности. Это позволит детям в соответствии со своими особенностями в
развитии, интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными
видами деятельности (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием,
рассматриванием иллюстраций, математическими играми, наблюдениями и т. д.), не
мешая друг другу. Для реализации данного принципа необходима трансформация
помещений, которая может быть также обеспечена раздвижными легкими
перегородками.
5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия
каждого ребенка и взрослого.
Для того чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой
может развиваться и комфортно себя чувствовать ребенок с ограниченными
возможностями здоровья, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по
количеству и качеству. Среда должна быть организована так, чтобы побуждать
детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым
функциональную
активность
ребенка.
Окружение
должно
давать
детям
разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда должна учитывать двигательную
активность детей, давать им возможность осуществлять разнообразные движения,
испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь
свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это
необходимо. Здесь немаловажную роль играет цветовое оформление помещений,
размещение игрового материала. Все должно создавать уют и комфорт для ребенка.
Важнейшим основанием развивающей предметно-пространственной среды для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
является
учет
их
психофизиологических
и
клинико-психологических
особенностей.
Характерные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
должны быть учтены педагогами при отборе содержания развивающей предметно-
пространственной среды групп и функциональных помещений дошкольной
образовательной организации.
Особенности
развивающей предметно-пространственной среды для детей
с
ограниченными возможностями здоровья:
отражение
требований
построения
развивающей
предметно-
пространственной
среды,
определенных
ФГОС
ДО
с
учетом
психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями
здоровья;
среда
группы
должна
отражать
содержание
тематики
недель в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом возможностей
детей в освоении данного содержания;
учет принципов гендерного подхода;
обеспечение
индивидуального
пространства
ребенка,
учет
его
субъектной
позиции
при
построении
развивающей
среды
(содержание
уголков
познавательной
направленности
должно
быть
выстроено
с
учетом
зоны
ближайшего
развития
ребенка,
уголок физического саморазвития должен включать то оборудование, которое
ребенок может в силу своих отклонений использовать);
среда
группы
отражает
содержание
совместных
проектов
взрослых
и
детей
(социальные
проекты,
экологические
проекты,
природоохранные акции и т. д.);
развивающая
предметно-пространственная
среда
групп
детей с ОВЗ должна быть выстроена в соответствии с содержанием
адаптированной
основной
образовательной
программы
ДОУ,
с
учетом
особенностей
развития
детей
с
нарушениями
в
развитии,
клинико-психологических
особенностей
и
с
учетом
зоны ближайшего развития каждого ребенка с ОВЗ.
Таким образом, выстроенная и реализованная модель развивающей предметно-
пространственной среды для детей дошкольного возраста с ограниченными
возможностями
здоровья
является
условием
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
обеспечивает освоение детьми адаптированной образовательной программы
ДОУ,
достаточный
уровень
социализации
выпускников
ДОУ,
их
конкурентоспособность и успешность в школьном обучении. Основаниями
построения развивающей предметно-пространственной среды для детей с
ограниченными возможностями здоровья являются: нормативные документы в
сфере дошкольного образования, клинико-психологические особенности детей,
принципы
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
при
построении
среды,
особенности
отбора
содержания развивающей среды для детей с ограниченными возможностями
здоровья, учет субъектной позиции ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.