Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"


Автор: Булатова Юлия Анваровна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФБГОУ ВО "БГПУ им.М.Акмуллы"
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 378(045)

Булатова Юлия Анваровна

БГПУ им. М Акмуллы (г.Уфа)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Глобальные

изменения

в

сфере

образования

кардинальным

образом

изменили представления о целях образования и путях их достижения.

Сегодня цель образования по ФГОС ― это общекультурное, личностное и

познавательное развитие учеников. Оно создает главную компетенцию:

умение учиться.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного

стандарта

младший

школьник

должен

овладеть

следующими

универсальными учебными коммуникативными действиями -

общение и совместная деятельность.

Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают особое

место

в

общей

системе

УУД.

Главной

в

активной

мыслительной

деятельности учащихся является способность адекватно

воспринимать

информацию и передавать ее другим. Следовательно, формирование умений

коммуникации должно стать первостепенной задачей учителя начальных

классов. Кроме того, данные умения особенно существенными становятся в

условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без

чего

невозможно

сформировать

личностные,

регулятивные

и

сами

коммуникативные умения.

Учащийся готовится сотрудничать в социуме,

приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном

обсуждении

проблем,

обосновывать

собственные

высказывания,

точно

формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от

учащихся

умений

взаимодействовать,

организовывать

собственную

деятельность и деятельность других.

Особым этапом становления ребёнка как члена общества является младший

школьный возраст. Ведущей в этот возрастной период у школьников

становится учебная деятельность, которая является не просто деятельность

по усвоению знаний, умений и навыков. На основе познавательной

предметной деятельности у младших школьников формируются важнейшие

навыки межличностного общения и нравственного поведения.

Общение - необходимое условие формирования личности, ее сознания и

самосознания. Общение является важнейшей социальной потребностью, без

которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Человек постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми.

Межличностное

общение

в

группе

сверстников

является

ценным,

привлекательным для младшего школьника, и от того, каким образом оно

протекает, зависит направление дальнейшего развития его личности. Однако

не всегда учебная деятельность обеспечивает успешное развитие навыков

общения детей. В некоторых случаях она является необходимым, но

недостаточным условиям для успешного развития навыков общения.

Большое

влияние

на

развитие

межличностных

отношений

имеют

возможности внеклассной работы педагога с младшими школьниками.

При недостаточном внимании педагога к проблемам общения учащихся

нередки случаи негативных проявлений общения в группе - агрессии при

взаимодействии,

изолированности

отдельных

учащихся

и

пр.

Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается на всех

сферах жизни младшего школьника: от поведения до успеваемости, толкает

порой на различные противоправные поступки. В случаях неблагоприятного

социального

положения

школьника

в

группе

сверстников

требуется

вмешательство других школьных специалистов - социального педагога,

психолога.

Для того чтобы у учащихся развивались коммуникативные навыки, их этому

нужно учить. Образовательный процесс в начальной школе, направленный на

формирование

коммуникативных

умений

младших

школьников

при

изучении предмета «Окружающий мир» будет успешным, если используются

все средства коммуникативной компетенции

Одним

из

средств

формирования

коммуникационных

компетенций,

используемых на уроках, является монолог. Необходимо учить детей

рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы,

доказывать свою точку зрения.

Такие

коммуникативные

умения

учащиеся

получают

на

уроках

«Окружающего мира», когда дети участвуют в беседе о прочитанном,

высказывают своё мнение.

В курсе «Окружающий мир» (автор Плешаков А.А.) для достижения

результата задания во всех разделах учебника 1 класса побуждают к

активному использованию речевых средств. Например, в 1 классе: «Что вы

хотели бы узнать об окружающем мире? Задайте разные вопросы о том, что

здесь нарисовано. Подумайте и скажите, с каких слов начинаются ваши

вопросы. Придумайте другие вопросы с каждым из этих слов» (тема

«Задавайте вопросы»); «Расскажите по фотографиям, что делают люди в

праздничные дни, в каких праздниках вы сами принимали участие?» (тема

«Что

мы

знаем

о

народах

России?»);

«С

помощью

рисунка-схемы

расскажите, что умеет компьютер. Обсудите значение компьютера в нашей

жизни»

(тема

«Что

умеет

компьютер?»).

Обучающиеся

строят

монологические высказывания.

Все ныне известные инновационные технологии обучения так или иначе

тяготеют к организации работы малых групп. Идея группового обучения, где

все обучают каждого, и каждый обучает всех, не нова, но время вносит свои

акценты в определение целей. Групповая работа - одно из самых

продуктивных средств организации учебного сотрудничества детей.

Преимущества групповой формы работы следующие.

Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка

положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение

результативности учебного процесса.

Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств,

которые требуются для успешного контакта с другими людьми. В-третьих,

работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки

навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности,

речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). В процессе общения

учащиеся

учатся

правильно

оценивать

свои

собственные

поступки,

регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий

окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы

добиться большего взаимопонимания.

В курсе «Окружающий мир» есть много заданий для их выполнения в парах

и группах, что позволяет обучающимся использовать полученные знания в

практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные

герои (дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои

страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и

задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных компетенций и

пр.

На работу в группах ориентированы представленные в учебниках задания

рубрики «Наши проекты» разнообразной тематики. Преимущество метода

проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в

активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно

выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в

совместном труде, в процессе общения. Одним из результатов проектов

является

развитие

умения

личности

сотрудничать

с

другими,

что

положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности, а

также на получение социального опыта. Некоторые из этих проектов

предполагают организацию сотрудничества с взрослыми (1 класс, проект

«Мой класс и моя школа!»: составляется альбом о жизни класса, в

оформлении которого принимают участие родители).

Таким образом, коммуникативные УУД являются действиями, которые

обеспечивают как социальную компетентность, так и ориентацию учащихся

на точку зрения другого человека. Готовность и способность слушать и

слышать «другого», включаться в диалог, принимать участие в коллективном

обсуждении

рассматриваемых

проблем,

интегрироваться

в

группу

сверстников, выстраивать с ними продуктивное взаимодействие, включаться

в сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные умения

можно и нужно формировать в младшем школьном возрасте, так как этот

возраст является сенситивным для введения ребенка в речевую среду и

ознакомления

его

с

разнообразными

речевыми

ситуациями.

Ребенок

знакомится со средствами выражениясвоих мыслей, эмоций, чувств вслух,

пытается

строить

понятные

для

партнера

высказывания,

учится

договариваться и приходить к общему решению, учитывая разные точки

зрения.

Литература:

1.

Барахоева,

И.Б.

Формирование

коммуникативных

универсальных

учебных действий у младших школьников в процессе познавательной

деятельности с применением регионального учебно-методического

комплекта / И.Б. Барахоева // Фундаментальные исследования. – 2014.

– № 8.

2.

Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для

студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Белкин. – М.: Издательский

центр Академия, 2000.

3.

Конышева, А.В. Групповой метод обучения / А.В. Конышева // Высшее

образование в России. - 2010. - №7.

4.

Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:

Издательство «Азь», 1992г.

5.

Плешаков, А.А. Окружающий мир: учебники для 1-4 классов в двух

частях / А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011 г.

6.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования от 31.05.2021г.



В раздел образования