Напоминание

Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся начальной школы в современных условиях


Автор: Трапезникова Дарья Михайловна
Должность: студентка
Учебное заведение: БГПУ им.Акмуллы
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся начальной школы в современных условиях
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся начальной

школы в современных условиях

Защита духовно–нравственного развития и воспитания гражданина

России является ключевой задачей современной государственной политики

Российской

Федерации,

направленной

на

модернизацию

страны.

В

современной

педагогической

литературе

нравственное

воспитание

рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся

системы нравственных знаний, чувств и стремлений.

Интерес

к

проблеме

ценностей,

ценностных

ориентаций

и

их

осмысление приобретает особую остроту в переломные моменты истории.

Современная

ситуация

требует

принятия

каждым

членом

общества

ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и

ценностных ориентаций. Обращение к ценностям — главная отличительная

черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в

области образования.

Актуальность

проблемы

формирования

ценностных

ориентиров

младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными

запросами,

предъявляемыми

обществом

к

школе,

необходимостью

приобщения

учащихся

к

системе

общечеловеческих

и

специфически

российских

ценностей,

формирования

у

школьников

патриотизма,

национального самосознания и поликультурного мышления.

Изучением духовно – нравственного развития и воспитания детей с

ранних лет, занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В их

трудах описаны понятия воспитания и развития нравственной личности, и

методы нравственного воспитания детей. Школа является главным центром

воспитания младших школьников. Поэтому перед образовательной школой

ставится задача подготовить гражданина, который сможет сам оценить

происходящее и который будет обладать не только знаниями, но и

эстетическими чертами личности. С воспитанием младшего школьника,

тесно связан учебный процесс. Как нам известно, содержание образования в

школах, увеличилось и усложнилось, так воспитание играет важную роль в

обучении младших школьников. При выполнении поручений по учебе, у

младшего школьника формируются нравственные знания и складываются

нравственные отношения с окружающими. Учебный процесс формирует у

детей знания, а также ребенок может решать умственные и нравственные

задачи. Социальные условия и биологические факторы, воздействуют на

развитие младшего школьника, но так как младший школьник обучается в

школе, главную роль играют педагогические условия.

Современная

школа

активно

воздействует

на

формирование

мировоззрения

младших

школьников,

способствует

их

духовно

-

нравственному

воспитанию.

Педагог

помогает

школьникам

устранять

проблемы, связанные с преодолением духовно - нравственного кризиса.

На сегодняшний день, материальные ценности превалируют над

духовными,

в

связи

с

этим

у

детей

неправильно

сформированы

представления о духовно - нравственных качествах. Школьники далеки от

таких

понятий,

как

мораль,

добро,

милосердие,

справедливость,

гражданственность,

патриотизм.

Духовно

-

нравственное

воспитание

является главным этапом в формировании личности младших школьников.

Нашему социуму необходимы образованные, высоконравственные люди,

обладающие не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного

воспитания российских школьников» нравственное воспитание учащихся

рассматривается как, первостепенная задача современной образовательной

системы, и представляет собой важный компонент социального заказа для

образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной

консолидации российского общества. Образовательных предметы начальной

школы указывают на нравственное воспитание младших школьников.

Например, одними из задач курса литературного чтения в начальной школе

по ФГОС, являются:

- понимание литературы как явления национальной и мировой

культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и

традиций;

- формирование представлений о мире, российской культуре и её

ценностях, добре и зле, нравственности и морали.

В курсе изобразительного искусства в начальной школе в ФГОС

говорится

о

формировании

первоначальных

представлений

о

роли

изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-

нравственном развитии человека.

Для нравственного формирования личности важны самостоятельные

действия ребенка. Когда ученик действует не только по указанию учителя и

взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего послушанию. Даже

в младших классах следует избегать давать детям готовые решения. Это

влечет за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный

процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в

которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор

поступка. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за

ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета. Вначале ребенок

совершает

нравственные

поступки

ради

одобрения

взрослых.

Само

поведение еще не вызывает положительных переживаний. Постепенно

нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом

случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы

начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом

«надо» выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать,

а

как

непосредственное

эмоциональное

переживание

необходимости

поступить так, а не иначе. Дети в этом возрасте способны переживать стыд,

недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая

поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость,

гордость. Именно эти чувства побуждают его совершать нравственные

поступки. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом,

предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и

приемов

педагогических

действий.

Нравственное

развитие

младших

школьников отличается заметным своеобразием. В моральном сознании

учащихся начальной школы преобладают императивные (повелительные)

элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя.

Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся еще на

низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной

педагогической работы.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному

становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы

оказать ему помощь в продвижении от примитивных навыков поведения к

наиболее высокому уровню, где необходима самостоятельность принятия

решения и моральный выбор.



В раздел образования