Автор: Ганиева Алина Римовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Туймазинский р-он, с. Нижнетроицкий
Наименование материала: статья
Тема: ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Раздел: начальное образование
УДК 378(045)
ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
А. Р. Ганиева (Туймазы).
Для учителей начального образования одной из важных задач является
овладение инновационными процессами и освоение вариативных систем
начального образования.
Вариативность образования – это один из важных принципов и
направлений развития современной системы образования в России. Новые
стандарты начального общего образования требуют, чтобы содержание
основной образовательной программы начального общего образования было
вариативным. Это предполагает что, школы должны ориентироваться на
потребности учащихся и предлагать им различные варианты программ в рамках
одного уровня образования.
Вариативность образования
даёт учащимся большое
многообразие
вариантов
образовательных
траекторий
и
направлена
на
обеспечение
максимально возможной степени индивидуализации образования.
Необходимой
особой
чертой
образовательной
политики
новых
стандартов считается поочередная ориентация на соблюдение принципа
вариативности образования методом сотворения «личных пространств» для
принятия самостоятельных заключений разными членами образовательного
процесса (учениками, педагогами, профессиональными и национальными
сообществами). Под принципом вариативности подразумевается определенная
позиция
учителя,
обеспечивающая
самореализацию
каждого
ученика
в
обучении. Необходимо обеспечить урок всеми возможными специальными
дидактическими материалами. Это даст учащимся возможность выбора формы,
вида и типа задания в соответствии с их личными предпочтениями,
особенностями мышления, интересами. Вариативность так же тесно связана и с
технологией проведения урока, которая подразумевает многообразие видов
работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в
нестандартных ситуациях.
Вариативная часть, так же и внеурочная деятельность, в новых
стандартах определяется временными нормативами реализации содержания
образования, обеспечивающие региональные особенности, индивидуальные
интересы и потребности учащихся. Обе эти системы внедрены в практику
работы
общеобразовательных
учреждений
как
вариативные,
вместе
с
сохранением традиционной системы обучения. С этого времени вариативность
образования в начальной школе возможно рассматривать на 2-ух уровнях:
-
вариативность
целостных
систем
начального
образования:
традиционная, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова;
- вариативность предметных курсов внутри образовательных областей
действующих систем.
Для отечественной образовательной практики вариативность системы
начального образования традиционна и определяет её на всём протяжении
существования обусловленной закономерностями общественно-исторического
развития.
Вариативность считается новым принципом образования в России,
образовавшимся на этапе коренных общественных изменений в России в
начале 90-х гг. прошлого столетия. Оно отображает принципы государственной
политики в области образования, представленные в статье Закона РФ “Об
образовании”:
адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический характер образования.
Как отметила Н.Ф. Виноградова: «Педагогическая общественность с
оптимизмом
приняла
вариативность
как
принцип
российской
системы
образования. Педагог получил свободу выбора, возможность проявлять
инициативу и творчество. Но возникают и трудности. Трудность в том, что
«массовый» учитель не готов к вариативному выбору, затрудняется в оценке
предлагаемых педагогическим рынком программ, учебников, дидактических
материалов. Этому еще предстоит учиться российскому учителю».
В различные исторические периоды акценты вариативности начального
образования
смещались
от
организационных
до
содержательных
и
методических. К целостным моделям вариативного начального образования
относятся:
•система Л.В.Занкова (научный руководитель – Наталия Владимировна
Нечаева),
•система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (научный руководитель Борис
Даниилович Эльконин),
•«Гармония» (научный руководитель-Наталья Борисовна Истомина),
•«Начальная школа 21 века» (научный руководитель-Наталия Федоровна
Виноградова),
•«Школа 2000»… «Школа 2100» (научные руководители- Алексей
Алексеевич Леонтьев, Людмила Георгиевна Петерсон).
Перечисленные УМК участвуют в эксперименте по совершенствованию
структуры и содержания общего образования.
•«Школа России» (под редакцией Андрей Анатольевич Плешакова),
•«Классическая
начальная
школа»
(научный
руководитель-Наталия
Александровна Чуракова),
•«Планета знаний» (научный руководитель-Ирина Анатольевна Петрова),
•«Перспективная начальная школа» (научный руководитель - Р. Г.
Чуракова).
Человек
должен
достойной
жить
в
новом
обществе.
Для
этого
современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-
воспитательного процесса, которые помогут ему в этом. Необходимо создать
условия для обучения, которые позволят получить ребенку качественное
образование. Учащийся должен стать субъектом образовательного процесса,
который будет стремиться учиться.
Именно с начального образования должно начинаться развитие и
воспитание человека культуры, который способен на личную образовательную
траекторию, соотнося её с национальными и общечеловеческими ценностями.
Модель
начального
образования
строится
на
единых
психолого-
педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих
моделях
выстраивается
в
единой
логике.
Этой
логике
соответствует
методический аппарат всех учебников. К целостным моделям относят: модель
“Начальная
школа
21
века”
(научный
руководитель
профессор
Н.Ф.
Виноградова), “Школа 2100” (научный руководитель академик А.А. Леонтьев и
Л.Г. Петерсон), “Гармония” (научный руководитель профессор Н.Б. Истомина),
система Л. В. Занкова и система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. На данный
момент во всех УМК сохранено единство и целостность.
Осознанное целеполагание, способность самореализоваться и вносить
коррективы в свое педагогическую деятельность – всё это входит в модель
учителя начальной школы в системе вариативного образования.
Учителю даётся свободу выбора, возможность проявлять собственную
инициативу и творчество. Но в то же время выбор - сложное дело. Именно
поэтому педагогу необходимо быть компетентным, обладать определенным
набором
качеств
личности,
способным
нести
ответственность
за
предоставленную свободу.
Учителю при выборе УМК необходимо знать:
•концептуальные положения комплекта;
•принципиальные отличительные особенности данного комплекта от
других УМК, используемых на 1 ступени обучения;
•особенности методики преподавания русского языка, литературного
чтения, окружающего мира, математики, ИЗО, технологии:
•особенности формирования у младшего школьника ОУУН и способов
деятельности при реализации на практике выбранного УМК.
На
современном
этапе
вариативность
начального
образования
заключается в единстве многообразия систем и программ обучения, типов и
видов образовательных учреждений, достигаемом их соответствием целям и
принципам образования, требованиям к его качеству, представленным в
Государственном общеобразовательном стандарте.
Школа перестает быть единственным источником знаний и информации
для школьника. Этому способствует развитие средств массовой информации и
сети Интернет.
Обобщение, осмысление новых знаний, сопоставление их с жизненным
опытом ребенка на основе формирования умения учиться всё это является
задачей, в решении которой, школе нет замены. Учащийся сам должен стать
«архитектором и строителем» образовательного процесса.
Учителя начальных классов понимают, что на первом месте начального
образования по-прежнему остаётся формирование общеучебных умений и
навыков. Вместе с этим необходимо формировать у детей и ключевые
компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов
деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения.
Целью своей педагогической деятельности учителя считают создание
условий
для
формирования
и
развития
ключевых
и
предметных
компетентностей младших школьников средствами современного урока и
внеурочной деятельности. Учителя начальных классов полагают, что именно
урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного
процесса.
Именно
на
уроке
необходимо
организовать
познавательную
деятельность учащихся, формировать и развивать предметные и ключевые
компетенции, применять современные образовательные технологии, создавать
«ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечивать сохранение
здоровья учеников. Другими словами осуществлять развитие компетентности
личности младших школьников. Для этого необходимо осваивать и применять
современные образовательные технологии. К таким технологиям относят
обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные
технологии,
здоровье
сберегающие
технологии,
то
есть
личностно-
ориентированные технологии обучения. Учителя начальных классов прививают
своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учат их делать
предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний.
Добывая новую информацию из различных источников, учащиеся
используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Далее
они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают,
классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения
необходимого результата. Выявлены следующие критерии эффективности
применения принципа вариативности в учебно-воспитательном процессе
начальной школы:
•Созданы
условия
для
индивидуально-дифференцированного,
разноуровневого обучения;
•Плодотворно
осуществляется
педагогическая
интеграция
и
мультикультурное образование;
•Созданы условия для самоопределения и самоутверждения педагога;
•Эффективно
реализуется
субъектная
парадигма
образовательной
деятельности учителя начальной школы;
•Созданы условия для вариантов разностороннего развития личности,
творческого саморазвития и культурной самореализации младших школьников.
Использование
вариативных
УМК,
способствует
повышению
эффективности школьного обучения, поскольку на первом плане оказывается
ребенок
как
субъект
деятельности,
у
ребенка
формируется
целостное
представление
об окружающем мире, основные педагогические
усилия
направляются на его познавательное и личностное развитие.
Литература.
1.
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания
образовательной технологии. М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.
2.
Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная
технология. М.: Народное образование, 2000.
3.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под
ред. М. Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.
4.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для
преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.
5.
Советова Е.В. школа нового поколения. Педсовет. Ростов-на-Дону, 2012.
6.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В.
Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
7.
Чернобай
Е.В.
Технология
урока
в
современной
информационной
образовательной среде. М.: Просвещение, 2012.