Напоминание

Организация занятий по волейболу


Автор: Машенцева Лариса Александровна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 1"
Населённый пункт: город Дальнегорск, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Организация занятий по волейболу
Раздел: полное образование





Назад




Организация занятий по волейболу

Волейбол – популярная игра. Её любят и взрослые, и дети за доступность,

зрелищность, эмоциональность. Волейбол может использоваться для повышения

работоспособности, оздоровления и, конечно же, для улучшения настроения.

Но внешне простой характер игры, для начинающих оказывается не таким уж и

простым. И чтобы овладеть двигательными умениями и навыками, надо прило-

жить немало усилий. Работая в школе уже более 30 лет, хочу поделиться соб-

ственным опытом.

Применение в практической деятельности наиболее разнообразных доступ-

ных форм, методов и средств обучения, описанных в статье, помогут учителям

физической культуры организовать учебную работу и досуг детей среднего звена

и подростков. Задача учителя, научив необходимым первоначальным волейболь-

ным навыкам, увлечь и приобщить к регулярным занятиям физкультурой и спор-

том. Нужно помочь школьнику организовать его действия и направить интересы

на достижение высоких результатов.

Необходимым условием учебного процесса является формирование сознательно-

го отношения к работе на уроке и на тренировке, соблюдение дисциплины и правил

техники безопасности на протяжении всего занятия. Большое значение имеет постоян-

ная требовательность учителя к вниманию учащихся, к качеству выполнения заданий.

Для того чтобы учащиеся лучше слушали, понимали и старались правильно выполнить

задания, необходимо поддержание определённого порядка на уроке, допустим только

рабочий шум. Тогда есть возможность для исправления ошибок. Эффективность учеб-

ного процесса во многом зависит от того, насколько внимательны ученики. Часто

ошибки в освоении двигательных навыков связаны с недостаточным вниманием детей.

Для более успешного усвоения материала, необходимо доступно объяснять и показы-

вать, как правильно выполнить данное упражнение. И, конечно, учащиеся быстрее и

лучше поймут педагога при сохранении разумной тишины.

На уроках физкультуры по программе волейбол начинают изучать с 5 класса.

Это самый подходящий возраст. Но при определённых условиях вполне возмож-

но осваивать волейбольные приёмы и раньше. И если педагог хочет научить всех

ребят играть в волейбол, то подвижные игры с элементами волейбола, изучаемые

в начальной школе, помогут быстрее решить эту задачу.

В 5-6 классе ребята быстро осваивают то, что им интересно. Если у них есть воз-

можность увидеть, как играют ребята даже одним годом старше, и у них уже здорово

получается, – это служит хорошим примером. Желание начать играть, как они, огром-

но и является большим стимулом к работе на уроках и дополнительным тренировоч-

ным занятиям в спортивной секции.

Для более успешного обучения, особенно в первое время, будет не лишним, напо-

минать учащимся об исходном положении волейболиста – волейбольной стойке. На

каждом занятии следует выполнять несколько упражнений на технику перемещений.

Их можно включать в подготовительную часть урока. Интерес к занятиям волейболом

так же формируется успешно при освоении разнообразных упражнений. Варианты раз-

минки могут быть разными. Медленным бегом можно бежать вокруг всей волейболь-

ной площадки, а можно по одной половине. Мальчики отличаются своими физически-

ми способностями от девочек, и обычно хотят бежать быстрее. Как вариант, можно

группе мальчиков дать задание бежать по своей половине, а группе девочек по другой.

Можно поставить фишки (конусы) и, огибая их, бежать «змейкой».

Так как половины представляют квадрат 9х9 м, то по диагонали двух квадратов с

угла на угол зеркально можно выполнить бег по заданию (например, с высоким подни-

манием бедра), начиная симметрично с дальних углов волейбольного поля от лицевых

линий, приблизиться к сетке. Далее вдоль сетки синхронно выполнить перемещения

приставными шагами правым (левым) боком. Расходиться, отдыхая, шагом, пройти

две стороны квадрата. Начиная с дальних углов квадратов по диагонали, снова бег по

заданию (например, с захлёстыванием голени назад). Далее вдоль сетки синхронно вы-

полнить перемещения приставными шагами левым (правым) боком. Расходиться,

отдыхая шагом, пройти две стороны квадрата в обратном направлении. Начиная с уг-

лов по диагонали квадратов, снова бег по заданию (например, «скрёстными» шагами

правым боком). Далее вдоль сетки синхронно выполнить имитацию блокирующих

действий через приставной шаг правым (левым) боком. Затем по диагонали, снова бег

по заданию (например, «скрёстными» шагами левым боком), подскоки с ноги на ногу.

А вдоль сетки синхронно выполнить имитацию блокирующих действий через пристав-

ной шаг левым (правым) боком и имитацию нападающих ударов, отходя от сетки на-

зад до линии нападения.

Вариантов выполнения общеразвивающих упражнений достаточно много: в дви-

жении, стоя в шеренгах, в одном круге, в двух кругах, в парах и так далее. Начать же-

лательно с пальцев рук, кистей, предплечья, плеча. Затем наклоны, приседания, прыж-

ки. Не лишним будет повторить стойку, технику перемещений, технику верхних и

нижних передач мяча над собой, включая игровые и имитационные упражнения. В

разминку следует включить передачи мяча в стенку, над собой, в парах, в парах в дви-

жении приставными шагами, в парах через сетку, в парах через сетку в движении при-

ставными шагами, в тройках, в кругах («Мяч среднему», «Не дай мяч водящему»,

«Гонка мячей»).

После передачи мяча, например, в парах через сетку в движении приставными ша-

гами правым (левым) боком, можно выполнить передачу мяча, стоя в шеренге. Это

упражнение помогает хорошо прочувствовать движения с внешней помощью. Прежде

надо разомкнуть учащихся на интервалы 30 - 40 см. Учитель находится в начале ше-

ренги и выдаёт по очереди мячи каждому следующему ученику. Учащийся, стоящий

первым, выходит вперёд, получает мяч, поворачивается кругом, и, смещаясь вправо,

выполняет верхнюю передачу с каждым учеником. За ним также двигается второй, за-

тем третий и так далее. Дойдя до конца шеренги, каждый ученик броском отдаёт мяч

учителю, стоящему в начале, а сам становится в конце. Учащиеся постоянно должны

смещаться вправо, к учителю, поочерёдно выдающему мячи.

Применение эстафет и подвижных игр поможет разнообразить обучение и вызвать

положительные эмоции. В зависимости от целей и задач урока можно применить раз-

личные эстафеты. Например, некоторые из них для двух-трёх команд:

1. Учащиеся в колоннах стоят за лицевой линией. Задание: по сигналу учителя

покатить мяч до линии нападения, догнать его, выполнить волейбольную передачу

второму участнику команды, бежать назад и встать в конец колонны. Побеждает ко-

манда, быстрее выполнившая задание.

2. Капитаны становятся за волейбольной сеткой. Учащиеся в колоннах стоят за

лицевой линией. Задание: по сигналу первые участники бегут к линии нападения.

Капитаны кидают мяч им через сетку. Волейбольной передачей они посылают его

обратно и бегут в конец своей колонны, касаясь следующего участника рукой. Побе-

ждает команда, быстрее выполнившая задание.

3. Учащиеся в колоннах стоят за лицевой линией. Капитаны выходят вперёд и

становятся перед командой. Задание: по сигналу капитаны выполняют волейбольные

передачи первым участникам. Они возвращают мяч назад и бегут вперёд, оббегая

капитана, и возвращаются назад в конец своей колонны. Последние участники долж-

ны, как можно быстрее, пересечь стартовую линию. Побеждает команда, быстрее вы-

полнившая задание.

Для закрепления и совершенствования двигательных навыков уместно применять

игровые упражнения. Если участников много, то целесообразно делить класс на ко-

манды. Например:

1. Две команды становятся на разных половинах волейбольной площадки. Стоя

колоннами по два-три-четыре человека в 1-й, 5-й, 2-й, 4-й зонах, каждая команда обра-

зует квадрат. Задание: по сигналу первые участники из 1-й зоны выполняют верхнюю

передачу первому участнику 5-й зоны, бегут туда же и становится в конец колонны.

Первый участник 5-й зоны выполняет передачу первому во 2-ю зону, бежит туда же и

становится в конец колонны. Первый участник 2-й зоны выполняет передачу первому

в 4-ю зону, бежит туда же и становится в конец колонны. Первый участник 4-й зоны

выполняет передачу первому в 1-ю зону, бежит туда же и становится в конец колонны.

Участники продолжают выполнять задание до тех пор, пока у какой-то команды не

упадёт мяч.

2. Участники стоят у сетки по 4 человека: два на одной половине волейбольной

площадки (условно в 4-й и 3-й зоне), два на другой. По сигналу: игрок зоны 4 выпол-

няет передачу в 3-ю зону, игрок зоны 3 выполняет передачу обратно в 4-ю зону, игрок

зоны 4 выполняет передачу через сетку игроку в зону 4. Каждый раз после передачи

через сетку игроки на своей стороне площадки меняются местами. А дальше также: из

зоны 4 мяч передаётся в зону 3, из зоны 3 в зону 4, из зоны 4 через сетку в зону 4, иг-

роки между собой меняются местами.

3. Игроки стоят у сетки по 3 человека, образуя небольшой треугольник: два на

одной стороне, один на другой. По сигналу игрок зоны 4 выполняет передачу над со-

бой, затем, условно, в зону 3. Игрок зоны 3 выполняет передачу над собой (и так каж-

дый участник), затем обратно в зону 4 (передача над собой). Из зоны 4 передача через

сетку в зону 4. Пока игрок в зоне 4 выполняет передачу над собой, надо участникам

смещаться (меняться местами) по треугольнику. Из зоны 4 передача в зону 3 (передача

над собой), затем обратно в зону 4 (передача над собой). Из зоны 4 передача в зону 4

(передача над собой). Смещение игрока из зоны 4 в зону 3. Из зоны 3 передача в зону 4

(передача над собой), затем обратно в зону 3 (передача над собой). Из зоны 3 передача

в зону 4 (передача над собой). Смещение игрока из зоны 3 в зону 4.

Далее для повторения нападающих ударов из разных зон и блокирующих дей-

ствий необходимо применить несколько упражнений. Исходя из задач урока, много

упражнений может сделать и не получится, но на тренировочных занятиях можно бо-

лее детально подойти к решению этого вопроса.

Не лишними будут упражнения для повторения обманных действий (финтов). Вла-

дея запасом таких знаний и умений, учащиеся смогут разнообразить свои действия, бу-

дут стараться посылать мяч на сторону соперника прицельно, в наиболее уязвимые ме-

ста. Эти упражнения очень важны и должны занимать особое место в тренировочном

процессе.

Повторение подач помогает сориентироваться и почувствовать, как правильно

подкинуть мяч и ударить по нему. Чтобы учащиеся не получили травму, стоит соблю-

дать очерёдность при выполнении подач. Стоя за лицевой линией в шеренге, лучше

выполнять подачу сначала ученикам с одной стороны площадки, а затем с другой.

Можно давать команды, называя поочерёдно учащихся по имени, или по свистку.

Игра на укороченной площадке по упрощённым правилам будет отличным упраж-

нением для обучения и закрепления двигательных навыков. К тому же значительно

увеличивается плотность занятия, а значит, их эффективность. В ограниченных усло-

виях есть возможность за более короткое время усвоить технические и тактические

приёмы игры. Это происходит от того, что мяч в полёте находится меньше времени,

что позволяет игрокам больше и чаще работать с мячом, а не находиться в состоянии

ожидания его прилёта. Здесь требуется от учащихся высокая скорость реакции, пото-

му что игрок должен постоянно быть в состоянии «боевой готовности».

И, конечно, хорошая разминка, повторение различных упражнений на технику

перемещений, передач мяча, нападающих ударов, обманных и блокирующих дей-

ствий, подач в разные зоны площадки подготовят учащихся к игре в волейбол по всем

правилам. Ученики, хорошо готовые к предстоящей работе, будут меньше совершать

ошибок и быстрее добьются успеха.

Хорошо организованные занятия физическими упражнениями вызывают прилив

положительных эмоций, бодрости. Удовлетворение возникает при достижении желае-

мых результатов. Школьные соревнования по волейболу являются своеобразным пока-

зателем достигнутых результатов в работе. Они стимулируют обучение, повышая ин-

терес к урокам и тренировочным занятиям. В результате учебный процесс проходит

плодотворнее. Появляется возможность для создания сборной команды школы для

участия в спартакиаде школьных спортивных клубов. Успешные выступления на рай-

онных соревнованиях вдохновляют учащихся ещё упорней тренироваться и добивать-

ся новых побед.

Л.А. МАШЕНЦЕВА,

учитель физической культуры высшей

категории МОБУ «СОШ № 1»,

г. Дальнегорск, Приморский край



В раздел образования