Напоминание

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Автор: Минюк Ольга Владимировна
Должность: студентка
Учебное заведение: "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" ФГБОУ ВО "БГПУ им. М. Акмуллы"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 372.882

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О.В М

ИНЮК

студент направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль

«Начальное образование»

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

Аннотация – определить особенности, характеристики, значение

литературного чтения. В статье рассмотрены вопросы значительности

литературного чтения в начальной школе.

Научная новизна работы

заключается в подходе к изучению современных способов изучения и

применения литературного чтения в начальной школе. В результате

выявлены методы применения литературного чтения.

Ключевые слова: литературное чтение, начальная школа, методика,

законодательство.

Необходимо отметить, что чтение в жизни каждого культурного

человека, занимает очень важное место. В настоящее время, несмотря на

наличие телевидения, радио и кино, интерес к чтению остается на высоком

уровне. Чтение способно обогатить внутренний мир человека, дать знания о

жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и

доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и

дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей,

которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать,

привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.

В качестве контроля, за знаниями и умениями учащихся по математике

и русскому языку регулярно проводятся самостоятельные и контрольные

работы, дети пишут диктанты, изложения, сочинения. Что до чтения, то тут

все ограничивается проверкой техники чтения, которая осуществляется

один раз в четверть. Сам по себе этот критерий, несомненно, является

главным показателем сформированности навыка чтения, но стоит ли им

только и ограничиваться? Необходимо построить уроки по литературному

чтения так, чтобы дети отчетливо представляли себе цель своих занятий:

усвоить определенный запас знаний (развить свою речь, научиться

ориентироваться в мире книг и т.д.), которые они смогут показать в ходе

проверочной работы.

В

программе

по

литературному

чтению

для

1-

4

классов

общеобразовательной школы говориться о том, что главной целью уроков в

начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е.

«такого

человека,

у

которого

есть

стойкая

привычка

к

чтению,

сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве

познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой

чтения, так и приемами понимания прочитанного».

Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач, среди

которых:

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений,

нравственных ценностей;

- приобщение детей к литературе как искусству слова, к понимаю того, что

делает

литературу

художественной,

-

через

введение

элементов

литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с

отдельными теоретико-литературными понятиями;

- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение

словаря), развитие творческих способностей детей.

Также выделяются

предметные результаты

освоения основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

по

литературному чтению:

- понимание литературы как явления национальной и мировой

культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и

традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование

представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных

этических

представлений,

понятий

о

добре

и

зле,

нравственности;

успешности

обучения

по

всем

учебным

предметам;

формирование

потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения

(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно

воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,

участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку

поступков героев;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня

читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение

техникой

чтения

вслух

и

про

себя,

элементарными

приёмами

интерпретации,

анализа

и

преобразования

художественных,

научно-

популярных

и

учебных

текстов

с

использованием

элементарных

литературоведческих понятий;

-

умение

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения

дополнительной информации.

Проблема

становления

навыка

чтения,

обучения

восприятию

и

пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения –

одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее

успешное

решение

во

многом

зависит

от

первых

шагов

ребенка,

обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют

иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму

и способу восприятия информации.

Возникает вопрос, как научить детей читать быстро, рационально,

эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает

опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В

процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость

внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная

работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение

как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про

себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики

сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость

чтения 120 слов в минуту. Каждый учитель задумывается над вопросами,

как быстро научить ребенка читать и каждый старается по-своему решить

проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы

уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были

нацелены

на

то,

чтобы

двигать

детей

в

их

идейно-нравственном,

умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у

школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для

жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.

В последнее время существует тенденция, что многие дети читают

неохотно и мало. Уроки чтения для них становятся скучными. Существует

ряд причин:

- общий спад интереса к чтению;

- обилие источников информации помимо чтения;

- уменьшение количества времени на чтение.

Однако

главной

причиной

такого

явления

следует

признать

несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного

формирования читательской деятельности школьника.

По разным данным в начальной школе хорошо умеют читать не более

5% детей, увеличивается число школьников, имеющих нарушения нервно-

психического здоровья и неспособных овладеть навыками чтения.

Методика

совершенствования

техники

чтения

подразумевает

использование

современных

педагогических

технологий

обучения

литературному чтению, в которые вошли идеи многих учёных.

Рассмотрим некоторые из них.

Технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);

Аспект обучения.

Если, например, ученик читает 40 слов в минуту (бывают и такие дети

в школах). Для того чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий,

ему понадобятся три часа. Но при такой низкой технике чтения он за один

раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум

трижды прочитать тексты, а это уже 9 часов. Если прибавить еще затраты

времени на письменные задания и 6 часов, которые пробыл в школе, то

станет ясно, что 24 часов в сутки не хватит ему, чтобы выполнить домашние

задания. И он, конечно, обречен на неуспеваемость.

Аспект развития.

Быстро читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения

совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих

показателей

зависит

умственная

работоспособность.

Высокая

образованность невозможна без хорошей техники чтения.

Среди самых эффективных резервов обучения оптимальному чтению,

можно выделить следующие:

1. Важна не длительность, а частота упражнений. Человеческая память

устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед

глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение

и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести

их до автоматизма, то мы не должны проводить длинные по времени

упражнения, а должны упражнения проводить короткими порциями, но с

большой частотой. Не нужно усаживать ребенка-первоклассника, читать

книжку до конца, на длительное время. Было бы гораздо лучше, если бы

домашняя

тренировка

проводилась

тремя

порциями

по

5

минут.

Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение

часа-полутора за один прием.

2. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают

одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со

своей скоростью в течение 5 минут.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ученика на парте лежит

книга. И любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, труд –

начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме

жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.

4. Чтение перед сном. Еще в древности говорилось: «Студент, науками

живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т. е. учи так, чтобы это было

последним событием дня.

В любых религиях обязательно есть вечерняя молитва. Считалось, что

последнее впечатление дня, связанное с вечерней молитвой, укрепляет

верующих в вере в бога. Если служители культа знали об этом, то уж нам,

учителям, вовсе непростительно не учитывать этот психологический

эффект.

5. Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает

одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой

режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы:

две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Потом

так же следующий кадр. Вполне можно рекомендовать родителям, дети

которых читают неохотно, этот прием обучения.

6. Развитие оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую

картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6–8 слов. Дочитав до

середины, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл

предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом

случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов,

тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. В

каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих

предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова

«Тает снег»– 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46

букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, на одну-

две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два

месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается

настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46

букв, т. е. из восьми-девяти слов.

Список использованной литературы

1. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и

рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического

мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Библиотека в школе. -

2014. - № 17. - С.14-18.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство

реализации ФГОС НОО/ – М.: Баласс, 2011. – 87 с.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.,

2012. – 176 с.

4. Галеева, Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в

начальной школе: методичесоке пособие для учителя/Н.Л. Галиева, Е.С.

Гостимская, Г.Ю. Евдокимова. – М.: 2015. – 90 с.



В раздел образования