Напоминание

Работа с семьями воспитанников в современных условиях детского сада


Автор: Скоморошко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 168
Населённый пункт: Г.Владивосток Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Работа с семьями воспитанников в современных условиях детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с семьями воспитанников в современных условиях детского сада

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме организации

работы с семьями воспитанников в современных условиях детского сада.

Ключевые слова: семья, воспитанники, детский сад, взаимодействие.

Проблема

организации

работы

с

семьями

воспитанников

в

современных условиях детского садаобусловлена тем, что современные

тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным

и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от

уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической

культуры родителей. Достичь высокого качества воспитания и развития

дошкольников, обеспечить вхождение детей во взрослую социальную

действительность, удовлетворить запросы родителей и интересы детей,

создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только

при условии эффективной организации работы с семьями воспитанников.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей

в вопросах развития, обучения и воспитания детей необходимо вовлечь их в

жизнь детского сада. В соответствии с этим изменяется и позиция

дошкольного учреждения в работе с семьей. Важно совершенствование

содержания, форм и методов сотрудничества воспиттелей и семьи в целях

гармоничного развития ребенка.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста

осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни

образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов,

родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и

родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности

по воспитанию и развитию ребенка;

В настоящее время становятся популярными совместные проекты для

всех участников педагогического процесса: «Неделя здоровья», «Лего и мы»,

«Финансовая грамотность», «Моя семья» (создание «Семейной книги»),

«Генеалогическое древо» и др. Эти проекты предполагают самостоятельную

творческую работу детей и родителей [10, с.74].

В последнее время пользуются популярностью такие формы как

мастер-классы, в ходе которых родителям предоставляется возможность

чему-то научиться: сделать поделку или открытку, провести эксперимент,

изготовить игру, научиться рисовать в нетрадиционной технике, выполнять

упражнения для «гимнастики мозга» и т.д. Знания и навыки, которые

приобретут родители на мастер-классе они потом передадут своим детям.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться

индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям

разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния

специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то

конкретных, но важных вопросах семьи. Поэтому важная роль отводится

индивидуальным беседам, в ходе которых изучаются особенности семейного

воспитания,

культуры,

быта,

особенности

детско-родительских

взаимоотношений, выявляются запросы родителей на проведение тех или

иных консультаций, осуществляется педагогическая поддержка в случае

трудностей воспитания и т.д.

Зарекомендовала себя такая форма работы, как почтовый ящик. Все

родители сейчас очень заняты, много работают и у них не так много времени

на индивидуальные беседы с воспитателем, который тоже занят, окружен

детьми и другими родителями. А почтовый ящик представляет собой

небольшую коробочку, которая крепится на дверь группы. Каждый родитель

может оставить в нем записку с вопросом, пожеланием или с замечаниями. У

воспитателя есть возможность в спокойной обстановке подготовиться к

ответу на письмо, в устной или письменной форме сообщить родителям

ответ.

День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с

образовательным учреждением, его традициями, правилами, особенностями

воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к

участию. Проводится как экскурсия по учреждению с посещением групп, где

воспитываются и обучаются дети пришедших родителей. После экскурсии и

просмотра проводится беседа с родителями. Однако, в связи с обострением

эпидемиологической

ситуации

такая

форма

работы

практически

не

используется. Поэтому можно предложить родителям принять участие в

виртуальной экскурсии по группе. Экскурсия записывается на видео, которое

предлагается родителям в родительском чате для просмотра. Такая форма

особенно актуальна для родителей групп раннего возраста, которые еще не

знакомы с режимом дня, особенностями организации жизни детей в группе и

много переживают по этому поводу.

Главная цель всех форм и видов работы с семьей - установление

доверительных

отношений

между

детьми,

родителями

и

педагогами,

объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с

другом своими проблемами и совместно их решать. В связи с этим можно

использовать командные формы работы соревновательного типа, например,

«Большие и маленькие», «Папы и мамы», «Умники и умницы», «Спортсмены

и спортсменки», в ходе которых родители и дети выполняют какие-то

интересные задания, участвуют в квест-играх, проходят познавательные

испытания, борются за победу своей команды. Игры объединят родителей,

учат их действовать сообща, поднимают дух семьи.

В некоторых детских садах зарекомендовала себя такая форма работы,

как конкурс фотографий «Наша семья на отдыхе», «Как я помогаю», «Наши

бабушки и дедушки». Эти фотографии оформляются на красочный стенд или

в альбом группы, который каждый может в свободное время просмотреть. А

награждение победителей во время праздничных мероприятий детскими

поделками, сувенирами и почетными грамотами будет особенно приятно

родителям и их детям.

Следует сказать и о такой форме работы, как совместное проведение

дней здоровья с участием родителей и их детей. Веселые игры и состязания

будут

способствовать

формированию

здорового

образа

жизни

у

дошкольников. А в летнее время можно организовать совместное проведение

утренней гимнастики на свежем воздухе с участием родителей, которым по

очереди можно предложить проведение своих упражнений. Положительный

пример родителей приобщит детей к физической культуре, сформирует

положительные привычки.

Необходимо обеспечить готовность педагогов и семей сдошкольников

к участию в образовательном процессе группы. Для этого необходимо

выполнение следующих условий:

- установление доверительных отноешний между педагогами и

родителями;

- изучение запросов родителей, их удовлетворенность проводимой

работой в детском саду;

- формирование у педагогов понимания важности участия родителей в

социализации дошкольников и в воспитательно-образовательном процессе

группы;

- в преодолении психологических барьеров во взаимоотношениях

педагогов и родителей;

- в создании нормативно-правовой базы (программ, моделей) для

включения родителей в образовательно-воспитательный процесс группы;

-

в

предложении

родителям

интересных

форм

взаимодействия,

актуальных вопросов для обеспечения гармоничного развития их детей.

Если детский сад готов впустить родителей в орбразовательный

процесс группы, значит он на пути к выстраиванию эффективного

взаимодействия с родителями. С другой стороны, если родители активны,

позитивно

относятся

к

сотрудничеству,

доверяют

педагогам,

это

обеспечивает их вхождение в жизнь группы.

Таким образом, умелый подбор, сочетание и использование различных

видов взаимодействия позволят выявить положительный опыт семейного

воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также

оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая

условия жизни данной семьи.

Список литературы

1.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей

дошкольника.- М.: Детство-Пресс, 2008. – 149 с.

2.

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями

в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

3.

Доронова Т.Н Дошкольные учреждения и семья — единое

пространство детского развития. - М.: Просвещение, 2010. – 148 с.



В раздел образования