Напоминание

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории


Автор: Ункуева Эржена Валентиновна
Должность: преподаватель истории, обществознания и права
Учебное заведение: ГАПОУ РСЯ "МРТК" "Удачнинский горнотехнический филиал"
Населённый пункт: г. Удачный Республика Саха Якутия
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АННОТАЦИЯ

В данной статье описываются задачи, стоящие перед современной школой по

формированию функциональной грамотности у обучающихся.

Актуальность работы определена тем, что на сегодняшний день в системе

образования в период

вступления в силу ФГОС СПО изменились требования к

содержанию учебных дисциплин, в том числе к функциональной грамотности, как к

результату овладения обучающимися системой предметных ключевых компетенций,

позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации,

способность

вступать

в

отношения

с

внешней

средой

и

максимально

быстро

адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности в

процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в

современной системе образования.

Формирование и развитие функциональной грамотности студентов на сегодня

является приоритетной задачей, так как в будущем функциональная грамотность станет

показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной

личности.

Цель опыта: Создание условий формирования функциональной грамотности

учащихся на уроках истории и обществознания с применением действующего на данный

момент программно-методического обеспечения.

Задачи:

1.

Найти методы и приёмы на уроках истории и обществознания,

способствующие

формированию

и

развитию

функциональной

грамотности

у

обучающихся

2. Показать практическую значимость и целесообразность использования данных

приёмов работы на уроках

3. Сформировать навыки функциональной грамотности у обучающихся.

СТАТЬЯ

Формирование функциональной грамотности обучающихся

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально

грамотных

людей.

Что

такое

«функциональная

грамотность»?

Функциональная

грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро

адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности

закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам

речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от

простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса

(история XX-XXI вв.). Затем расширение полученных знаний в 10-11 классе путем

циклического повторения курса. На протяжении всего процесса обучения используются

интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие

задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как

ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной

мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке

Формируется

навык

самообучения,

самообразования

в

учебном

процессе

непрерывно

Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных

дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко

выразить свою мысль)

Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет

найти нужную информацию в источниках

Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания,

необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых

исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему

личностно - значимой деятельности;

II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и

во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и

литературных

героев),

познакомиться

с

правилами

и

формами

сотрудничества,

уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;

III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать

жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества,

приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом,

группой, отдельными людьми;

IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в

самые разные пласты национальной и мировой культуры.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и

обществознания:

пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся

возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или

иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить

их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную

среду для усвоения базовых ценностей;

познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки

сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой

зрения в дискуссиях;

исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией

со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что

позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на

этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться

от

однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и

авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны

примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли

оценивает.

исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических

опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с

родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя

новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами

должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают

широчайшими

возможностями

для

использования

их

в

целях

формирования

функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание

учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить

школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с

сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно

адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне

достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные

воздействовать на личность с разных сторон.



В раздел образования