Автор: Ункуева Эржена Валентиновна
Должность: преподаватель истории, обществознания и права
Учебное заведение: ГАПОУ РСЯ "МРТК" "Удачнинский горнотехнический филиал"
Населённый пункт: г. Удачный Республика Саха Якутия
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории
Раздел: среднее профессиональное
АННОТАЦИЯ
В данной статье описываются задачи, стоящие перед современной школой по
формированию функциональной грамотности у обучающихся.
Актуальность работы определена тем, что на сегодняшний день в системе
образования в период
вступления в силу ФГОС СПО изменились требования к
содержанию учебных дисциплин, в том числе к функциональной грамотности, как к
результату овладения обучающимися системой предметных ключевых компетенций,
позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации,
способность
вступать
в
отношения
с
внешней
средой
и
максимально
быстро
адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности в
процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в
современной системе образования.
Формирование и развитие функциональной грамотности студентов на сегодня
является приоритетной задачей, так как в будущем функциональная грамотность станет
показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной
личности.
Цель опыта: Создание условий формирования функциональной грамотности
учащихся на уроках истории и обществознания с применением действующего на данный
момент программно-методического обеспечения.
Задачи:
1.
Найти методы и приёмы на уроках истории и обществознания,
способствующие
формированию
и
развитию
функциональной
грамотности
у
обучающихся
2. Показать практическую значимость и целесообразность использования данных
приёмов работы на уроках
3. Сформировать навыки функциональной грамотности у обучающихся.
СТАТЬЯ
Формирование функциональной грамотности обучающихся
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально
грамотных
людей.
Что
такое
«функциональная
грамотность»?
Функциональная
грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро
адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам
речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от
простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса
(история XX-XXI вв.). Затем расширение полученных знаний в 10-11 классе путем
циклического повторения курса. На протяжении всего процесса обучения используются
интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие
задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.
В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как
ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.
Это возможно, если:
В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной
мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
Формируется
навык
самообучения,
самообразования
в
учебном
процессе
непрерывно
Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных
дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко
выразить свою мысль)
Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет
найти нужную информацию в источниках
Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания,
необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых
исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему
личностно - значимой деятельности;
II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и
во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и
литературных
героев),
познакомиться
с
правилами
и
формами
сотрудничества,
уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать
жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества,
приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом,
группой, отдельными людьми;
IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в
самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и
обществознания:
пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся
возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или
иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить
их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную
среду для усвоения базовых ценностей;
познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки
сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой
зрения в дискуссиях;
исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией
со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что
позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на
этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться
от
однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и
авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны
примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли
оценивает.
исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических
опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с
родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя
новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами
должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают
широчайшими
возможностями
для
использования
их
в
целях
формирования
функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание
учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить
школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с
сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно
адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне
достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные
воздействовать на личность с разных сторон.