Автор: Светлана Валентиновна Авцина
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: КГА ПОУ "ДИТК"
Населённый пункт: Приморский край, г. Дальнегорск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Дальнегорский индустриально-технологический колледж
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»
Авцина Светлана
Валентиновна,Руководител
ь проекта: преподаватель
Авцина С.В.
г. Дальнегорск
Предмет: История
Тема урока: Новая экономическая политика
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая
Методы обучения: словесный, частично-поисковой, информационный.
Цель урока: формирование объективного представления о новой экономической политике
Советского государства в 1920-е годы.
Задачи урока:
а) Образовательная – раскрыть причины перехода к новой экономической политике,
её сущность, основные мероприятия и итоги, проанализировать противоречия новой
экономической политики и разногласия в партии большевиков.
б) Развивающая – развивать навыки самостоятельной работы, сформировать умения
сравнительного анализа, умения логично и доказательно выстраивать свой ответ,
формировать коммуникативные навыки работы в группе, развивать навыки грамотной
устной речи.
в) Воспитательная – способствовать формированию интереса к истории своей страны,
формировать умения высказывать собственную позицию в отношении исторических
событий, растить гражданина с активной жизненной позицией.
Учебно - методическое оснащение урока: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., «История»,
ч.II, 2015г
Необходимое оборудование и материалы:
1.
Опорные конспекты
2.
Раздаточный материал
3.
Компьютер
4.
Экран
5.
Проектор
6.
Презентация
7.
Карта «Советская Россия в 1920 – 1930 годы».
Время реализации урока 45 минут
План проведения урока:
№ Название этапа урока
Время
(мин)
1.
Организационный момент
1мин
2.
Вводная беседа
5мин
3.
Изучение нового материала:
а) объяснение
б) выступления учащихся с сообщениями:
«Антоновский мятеж»
«Кронштадский мятеж»
в) самостоятельная работа учащихся в группах
г) проверка работы, обмен знаниями
5мин
5мин
10мин
8мин
4.
Закрепление изученного материала (тестовая работа с
взаимопроверкой)
5мин
5.
Рефлексия (анкета для учащихся об усвоении материала и
участии в работе группы, собственное оценивание
полученных знаний)
4мин
6.
Домашнее задание: на «5» -п.14, творческая работа:
«Письмо другу». В письме должно быть выражено отношение
к новой политике Советского государства от имени рабочего,
крестьянина, коммуниста, предпринимателя(по выбору); на
«4» -п.14, составить сравнительную таблицу:
«Экономические, политические и социальные итоги НЭПа:
положительные и отрицательные стороны»; на «3» - п.14,
составить конспект.
2мин
Ход урока
:
1.
Организационный момент
- приветствие учащихся;
- проверка посещаемости;
- готовность учащихся к уроку.
2.
Вводная беседа
Ребята на прошлом уроке мы закончили изучение темы Гражданская война и
иностранная интервенция в России. Для того чтобы приступить к изучению новой
темы, необходимо повторить предыдущий материал.
- Когда и чем закончилась Гражданская война?
- Как называлась экономическая политика Советского государства в годы
Гражданской войны?
- Перечислите основные мероприятия политики «военного коммунизма»?
- Как относились крестьяне к политике «военного коммунизма»?
- Как звучит тема нашего урока?
- Попробуйте самостоятельно сформулировать цели нашего урока.
Сегодняшний урок стоит первым в изучении очень важного периода нашей страны
– периода восстановления экономики после Гражданской войны, периода
восстановления советской государственности.
В ходе урока мы должны выяснить, почему большевики отказались от политики
«военного коммунизма», с помощью каких мер удалось вывести страну из глубокого
экономического и политического кризиса, выяснить особенности и противоречия
новой экономической политики.
Итак, тема нашего урока: «Новая экономическая политика» (учащиеся записывают
число, тему урока)
План
1.
Политический и экономический кризис 1921 года.
2.
Переход к новой экономической политике: основные мероприятия, первые
итоги.
3.
Противоречия НЭПа и разногласия в партии большевиков.
3.
Изучение нового материала
а) Объяснение нового материала.
Экономический и политический кризис 1921 года
Вам дома предлагалось поработать с терминами кризис, либерализация.
- Что такое кризис?
- Какие бывают кризисы?
- В каком случае можно сказать, что государство находится в кризисе?
- Что такое либерализация?
4 года продолжалась
Первая
Мировая война
Потери: 20 млн. человек,
лишились
⅟
4 национального
богатства
Революция
Промышленность: по
Общему уровню отброшена
На десятилетия назад:
Гражданская война
По добыче угля – к концу
XIX века, чугуна – к 1857
году
Интервенция
Сельское хозяйство: резко
сократились посевные
площади.
Политика
``военного
коммунизма``
Транспорт: прекратилось
Движение на 30 дорожных
линиях.
В стране голод, эпидемии,
Беспризорность.
Рвались связи между
Городом и деревней. Летом
1921 г. голод в Поволжье,
погибло 5 млн. человек.
Задание № 1 . Учащимся предлагается проанализировать данные, приведенные на
экране.
- На основе презентации, какой вывод можно сделать о положении в стране?
Эталон ответа: эти данные свидетельствуют о том, что в стране сложился экономический
кризис.
Задание № 2
- Сравните и оцените две точки зрения.
Точка зрения. Ленин: «…В нашей стране мелкого крестьянства наша главная и основная
задача – суметь перейти к государственному принуждению, чтобы крестьянское хозяйство
поднять. Диктатура пролетариата не боится принуждения и резкого, решительного,
беспощадного выражения государственного принуждения, ибо передовой класс имеет
право осуществлять это принуждение…»
Точка зрения. Дан: «Продовольственная политика, основанная на насилии,
обанкротилась, ибо, хотя она выкачала 300 млн. пудов, но это куплено повсеместным
сокращением посевных площадей, достигшим почти одной четверти прежних засевов,
сокращением скотоводства, прекращением посевов технических культур, глубоким
упадком с/х и выколачиванием из деревни хлеба».
Точка зрения. Вольский: «… Система, которая сейчас проводится, состоящая в
отбирании излишков и оставлении малых остатков, должна быть заменена системой
налогов».
- Судя по высказываниям, все ли руководство страны осознавало глубину кризиса
Советской России?
Эталон ответа: Лидер партии большевиков Ленин не осознавал.
Сообщение преподавателя: Чтобы увидеть, что страна находится в глубоком кризисе,
большевикам потребовался кризис политический. У лидеров большевиков оставались
определенные надежды, что они справятся с возникшей ситуацией. Несмотря на
окончание Гражданской войны, политика «военного коммунизма» не отменялась. Более
того, во многих сельскохозяйственных районах продразверстка еще более ужесточилась,
что повлекло за собой массовое недовольство населения существующей политикой. В
конце 1920 – начале 1921 года бушевали по стране крестьянские восстания. В западной
Сибири, на Урале, на Дону, на Кубани, в Поволжье против Советской власти выступали
крестьяне, еще вчера воевавшие против белых и интервентов. Масштабы выступлений
были огромны. Самое значительное выступление – восстание в Тамбовской губернии,
получившие названия по имени руководителя - «Антоновский мятеж» Следующими
проявили недовольство рабочие. В Петрограде, Москве, Иваново – Вознесенске, Туле и
других городах прошли забастовки на предприятиях. Кульминацией выступлений стало
восстание матросов Кронштадта.
б) Выступления учащихся с сообщениями: (сопровождается показом презентаций)
Антоновский мятеж
Кронштадский мятеж
Преподаватель: Таким образом, в стране складывалась критическая ситуация.
Недовольство существующей политикой проявили все слои населения. В.И. Ленин,
так охарактеризовал ситуацию: «В 1921 году … мы натолкнулись на большой, - я
полагаю, на самый большой, - внутренний политический кризис советской России»
Переход к Новой экономической политике: основные мероприятия и первые итоги.
Сообщение преподавателя: Преодолеть кризис только репрессивными мерами, без
устранения его причин было практически невозможно. Политика «военного коммунизма»
исчерпала свой потенциал, необходимо было найти новые механизмы, которые смогли бы
помочь в кротчайшие сроки восстановить разрушенную экономику. Большевики спорят, в
партии разногласия по поводу дальнейшего развития страны. На X съезде партии,
который проходил в марте1921 года, с докладом выступил В.И. Ленин, он обосновал
необходимость перехода к новой экономической политике. Новая экономическая
политика – система экономических мер, призванных стимулировать рост сельского
хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений. Таким образом,
переход к новой экономической политике был осуществлен под жестким давлением
всеобщего недовольства в стране в целях нормализации экономических, социальных,
политических отношений.
в) Работа в группах.
Группа делится на 4 малых подгруппы. Каждой группе предлагается задание. Время
работы над заданием 10 минут. По окончании работы каждая группа представляет свой
результат, происходит обмен знаниями. На это отводится каждой группе – 2 минуты
Задание
I
группе:
Работая с материалом учебника § 14 стр. 137, выбрать основные
мероприятия новой экономической политики и провести сравнительную характеристику
политики ``военного коммунизма`` и новой экономической политики.
Задание
II
группе:
Работая с материалом учебника § 14 стр. 138, раскрыть первые итоги
новой экономической политики.
Задание
III
группе:
Работая с материалом учебника § 14 стр. 139, рассмотреть
противоречия новой экономической политики.
Задание
IV
группе:
Работая с материалами учебника, рассмотреть разногласия в партии
большевиков.
г) Проверка работы групп.
Эталон ответа I группы.
Мероприятия НЭПа:
1.
замена продразверстки продналогом;
2.
аренда земли и право эксплуатации наемного труда;
3.
разрешение крестьянам продажи излишков продукции;
4.
развитие сельскохозяйственной кооперации;
5.
децентрализация мелкой и средней промышленности;
6.
перевод крупных предприятий на хозрасчет;
7.
допущение вкладывания в экономику иностранного капитала ( при этом
государство оставляло за собой командные высоты в экономике,
предпринимателей называли – нэпманами), свободный наем рабочей силы,
создание биржи труда;
8.
денежная реформа-введение золотого червонца, 1 рубль 1927г. стоил 6
долларов США
Таблица Экономическая политика большевиков в 20-е годы
«Военный коммунизм»
«НЭП»
Производство
Национализация
промышленности,
ликвидация частной
собственности.
Разрешение мелкого частичного
бизнеса, допущение иностранного и
частичного капитала в
промышленность. Разрешение
найма рабочей силы.
Сельское
Хозяйство
Продразверстка.
Продналог. Разрешение аренды
земли и найма рабочей силы.
Развитие кооперации.
Характер
Труда
Всеобщая трудовая
повинность.
Возрождение стимула к труду,
создание биржи труда
Характер
управления
Жесткая централизация,
командные методы
управления.
Рыночные методы управления
хозяйством
Эталон ответа II группы.
К 1925-1927 годам по основным показателям производства зерновых и животноводству
удалось достичь уровня России 1913 года.
1.
Пополнился бюджет за счет налогов.
2.
Экономили на управленческих и военных расходах.
3.
В 1924-1926 годах червонец стал одной из самых устойчивых валют в мире.
4.
Была снята проблема беспризорности детей.
5.
Восстановлены системы образования и здравоохранения.
6.
Началось строительство мелких и крупных гидроэлектростанций.
7.
Приступили к возведению Днепровской ГЭС.
8.
По производству электроэнергии в 1925 году удалось превзойти уровень в 1,5р.
9.
К концу 1920-х годов по развитию промышленного производства были достигнуты
показатели довоенной России.
Вывод: Либерализация экономики привела к значительным результатам.
Эталон ответа III группы.
НЭП доказала свои преимущества, но политика партии препятствовала их реализации.
Сложились следующие противоречия:
1.
Государство считало приоритетом развитие тяжелой промышленности, оборонной.
Для нормального товарооборота требовалось развитие легкой, пищевой
промышленности.
2.
Государство прибегало к принудительному регулированию цен на промышленные
и сельскохозяйственные товары: завышение на промышленные товары и
занижение на сельскохозяйственные.
3.
Противоречивость политики приводила к кризисам: 1923, 1925, 1927 годы.
4.
Рыночные отношения способствовали появлению зажиточных слоев населения,
они платили налоги. С точки зрения партии, которая опиралась на рабочих и
крестьянскую бедноту, нэпманы были классовыми врагами.
5.
Предприниматели чувствовали негативное к себе отношение со стороны правящих
органов, поэтому воздерживались от крупных вложений средств, в развитие
предприятий, ограничивались торговлей, не проявляли заинтересованности в
сотрудничестве с советской властью.
Эталон ответа IV группы.
Руководство партии учитывало, что переход к \НЭПу вызовет обострение
социальных противоречий в стране, поэтому стремилось предотвратить их любой
ценой.
Изменения произошли и в партии большевиков:
1)
Запретили фракции партийного аппарата;
2)
Учредили пост Генерального секретаря;
3)
Усилили контроль партийного аппарата;
4)
Ограничили внутреннюю демократию;
5)
Разгромили сторонников ``мягкого`` внутрипартийного режима;
6)
В 1922г. из России были высланы известные богословы, юристы,
философы, историки, экономисты – более 150 деятелей;
7)
Жесткому разгрому подверглась русская православная церковь:
конфискация церковных ценностей, судебные процессы над священниками.
Но все эти меры не обеспечили единства в партии по поводу НЭПа. В партии боролись
две точки зрения:
Троцкий – выражал позицию многих рядовых членов партии, обвинял тех, кто за НЭП, в
предательстве революционных идеалов, предлагал отказаться от НЭПа и возвратиться к
«военному коммунизму»
Бухарин, Рыков – видели преодоление кризиса в стране в расширении рыночных
отношений. Сталин поддерживал Бухарина, НЭП устоял, но ненадолго.
Обострение международной обстановки в 1927 году привело к массовой скупе товаров
первой необходимости. Возникли трудности со сбором налога, росли цены на хлеб. Это
привело к взрыву политической борьбы в партийной элите. Сталин решил принять
чрезвычайные меры для сбора сельскохозяйственной продукций.
К 1929 году с НЭПом было покончено. Военная тревога 1929 года подтолкнула партию к
политике ускоренной индустриализации.
IV. Закрепление изученного материала
Тестовые работы с взаимопроверкой. (Эталоны ответа и критерии оценивания
представляют на экране по окончанию работы).
Критерии оценки:
на «5» - 6 вопросов
на «4» - 5;4 вопросов
на «3» - 3 вопроса
на «2» - менее 3.
Тестовый контроль знаний
№ п/п
Тестовые задания
Эталон ответа
1.
Что относится к причинам принятия НЭПа:
а) увеличение антиправительственных выступлений
крестьян;
б) резкое сокращение уровня промышленного
производства;
в) недовольство населения политикой «военного
коммунизма»;
г) стабилизация рубля.
а, б, в
2.
Где происходило одно из крупнейших выступлений
матросов, солдат?
а) в Одессе;
б) в Кронштадте;
в) во Владивостоке.
б
3.
В чем сторонники Ленина видели политический смысл
НЭПа?
а) один из возможных путей перехода к социализму;
б) временное отступление от политики построения
социализма;
в) ужесточение политического режима.
а
4.
В каких хронологических рамках осуществлялся НЭП?
а) 1921 – 1929 гг.
б) 1920 – 1930 гг.
в) 1921 – 1931 гг.
а
5.
Какие мероприятия не относятся к НЭПу?
а) замена продразверстки продналогом;
б) продуктообмен между городом и деревней;
в) допуск частного капитала в промышленность;
г) введение трудовой повинности
д) разрешение аренды земли
е) запрещение частной торговли
б, г, е
ж) укрепление денежной системы.
6.
Каковы итоги НЭПа?
а) посевная площадь достигла довоенного уровня;
б) увеличился выпуск продукции тяжелой промышленности;
в) рубль стал конвертируем;
г) закончилась международная изоляция.
а, б, в
V. Рефлексия
Попробуйте оценить свою работу на уроке и поставьте себе оценки.
АНКЕТА
I.
Как я усвоил материал?
1.
Получил прочные знания, усвоил весь материал (9 – 10 баллов)
2.
Усвоил материал частично (7 – 8 баллов)
3.
Мало что понял, необходимо еще поработать (4 – 6 баллов)
II.
Как я работал?
1.
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен (9 – 10 баллов)
2.
Допустил ошибку (7 – 8 баллов)
3.
Не справился ( 4 – 6 баллов)
III. Как я работал в группе?
1.
Дружно, совместно решал задания (9 – 10 баллов)
2.
Не активно участвовал в обсуждениях (7 – 8 баллов)
3.
Работал вяло, тема была неинтересная (4 – 6 баллов)
Критерии оценивания: (выводятся на экран)
от 27 до 30 баллов - «5»
от 21 до 24 баллов - «4»
от 15 до 18 баллов - «3»
ниже - «2»
VI. Домашнее задание:
на «5» - §14, творческая работа: «Письмо другу». В письме должно быть
выражено отношение к новой политике Советского государства от имени
крестьянина, рабочего, интеллигента, предпринимателя, коммуниста (по выбору);
на «4» - §14, составить сравнительную таблицу: «Экономические, политические и
социальные итоги НЭПа: положительные и отрицательные стороны».
На «3» - §14, составить конспект.