Автор: Горшкова Маргарита Викторовна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26
Населённый пункт: г.Павлово Нижегородская обл.
Наименование материала: Конспект занятия по речевому развитию
Тема: Чтение сказки К.Ушинского "Слепая лошадь" в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
№
26
"Калинка" г. Павлово
Конспект ОД
по развитию речи на тему:
Чтение сказки К. Ушинского
"Слепая лошадь"
в подготовительной группе.
Выполнила воспитатель: высшей категории
Горшкова М.В.
г. Павлово 2021г.
Цель: Беседа детей со сказкой К.Д. Ушинского "Слепая
лошадь". Расширение представлений о добром и
отзывчивом человеке через произведение.
Задачи:
- Формировать представление о доброте, как важном
нравственном качестве человека.
-Развивать умение понимать нравственный смысл
произведения; давать мотивированную оценку поступков и
характеров главных героев.
-Развивать умение правильно формулировать ответ на
вопрос.
- Способствовать эмоциональному восприятию
художественного произведения
- Воспитывать доброе, чуткое отношение ко всему живому.
Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского,
презентация с иллюстрациями к сказке, музыкальное видео
клип "О доброте."
Предварительная работа:
Чтение произведений и сказок К.Д.Ушинского дома с
родителями, в детском саду, книги принесённые из дома.
Дети становятся в круг.
1
.Воспитатель: Дети сейчас я вам загадаю загадку
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (книга).
Воспитатель: А где можно встретить книги?
Дети: (в библиотеке, в книжном магазине, на полке, на
выставке.)
Воспитатель: Ребята, у нас в группе тоже организована
книжная выставка. Вам знакомы эти произведения?
Дети: «Бишка», «История одной яблоньки», Рассказы и
сказки», «Четыре желания», «Трусливый Ваня», «Сбор
животных» " Сумка почтальона" "Лисичкин хлеб"
"Храбрая собака" "Петушок с семьёй" "Два плуга" и
др.
А кто объединяет все эти книги, эти произведения? Кто
автор этих книг? Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Константин Дмитриевич Ушинский.
(Дети присаживаються)
Воспитатель: Много лет тому назад в городе Тула, что
недалеко от Москвы родился Константин Дмитриевич
Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка-
занималась воспитанием детей. С детства он был очень
любознательным и прилежным мальчиком. Учился на
хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский
университет и стал учителем. У него была мечта: научить
маленьких детей читать и писать так, чтобы им было
нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал
сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки.
2.Воспитатель: Ребята какое последнее произведение
Ушинского мы с вами читали?
Дети: сказку "Слепая лошадь"
Воспитатель:Закройте глаза. (Воспитатель Звонит в
колокольчик) Что вы слышите?
Дети: звон колокола
Воспитатель: Кого в сказке спас этот звон?
Дети: лошадь
Воспитатель: Как звон колокола мог спасти лошадь?
Дети: Собрался народ , узнали лошадь купца, и предписали
жадному непорядочному купцу кормить лошадь до самой
смерти.
Воспитатель: А вы помните как звали лошадь купца? Кем
была для Уседома Догони- Ветер? -
Дети: Она была любимой лошадью.
Воспитатель: Почему же он ее выгнал? Что однажды
приключилось с купцом?
Дети: На него напали разбойники.
Воспитатель: Кто спас Уседома?
Дети: Лошадь
Воспитатель: Как Догони-Ветер спас жизнь своего
хозяина?
Дети: Конь опрокинул злодеев и с Уседом как вихрь
помчался вперёд.
Воспитатель: Какое обещание дал Уседом своему коню?
Дети: Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не
дарить, не проганять его, как бы он не состарился и
ежедневно до самой смерти отпускать коню по три меры
лучшего овса.
3.Воспитатель: Давайте ребята одохнём немного, и
проведем физкультминутку( музыкальная под песню"
Молодая лошадь")
Воспитатель: Присаживайтесь.
Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово?
Дети: Нет Уседом не сдержал слово, потому что он купил
молодую лошадь, а этот стал обузой. Прогнать со двора.
Воспитатель: Как вы считаете справедливо поступило
вече- собрание народа?
Дети: Народ решил наказать купца
.
Воспитатель: Да не только вынес приговор, но ещё и
приписал человека, который должен был следить за его
исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы
никто не смел поступать так, как поступил купец.
Воспитатель: У Купца оказалось черствое и забывчивое
сердце. Он выгнал коня, слепого и беспомощного.
4.Воспитатель: Ребята , вам понравилось произведение?
Какие чувства оно у вас вызвало?
Дети: Жалость , грусть ...
5.Чему же учит нас эта сказка?
Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром.
Воспитатель:
А ведь доброта начинаются с любви ко всему живому: к
людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим» . К
сожалению, человек не всегда достойно ведет себя по
отношению к домашним животным, вчерашним своим
друзьям.
6.Воспитатель: Ребята я предлагаю вам посмотреть на эту
тему клип. (Клип о Доброте).
Ушинский К., сказка "Слепая лошадь"
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки "Слепая лошадь" и их
характеристика
Уседом. Жадный, скупой, бесчестный купец.
Неблагодарный.
Догони-Ветер. Жеребец. Самый быстрый в городе. Потом
больной и слепой.
План пересказа сказки "Слепая лошадь"
Винета и Уседом
Догони-Ветер
Встреча с разбойниками
Спасение купца
Обещание купца
Забывчивость купца
Изгнание коня
Вечевой колокол
Решение народа
Кратчайшее содержание сказки "Слепая лошадь" для
читательского дневника в 6 предложений
В городе Винета жил богатый купец Уседом, у которого
был конь Догони-Ветер.
Когда на купца напали разбойники, Догони-Ветер спас его.
Купец обещал вечно кормить коня, но тот заболел и ослеп.
Купец скоро забыл обещание и выгнал коня.
Конь сослепу ухватил веревку колокола и стал звонить.
Народ присудил купцу содержать лошадь до самой смерти.
Главная мысль сказки "Слепая лошадь"
Человек должен держать свое слово.
Чему учит сказка "Слепая лошадь"
Сказка учит помогать тем, кто помог тебе. Учит быть
благодарным, учит бережному, заботливому отношению к
больным и старикам. Учит держать данное слово. Учит
искать защиту у народа, у всеобщего собрания. Учит
добиваться справедливости. Учит не жадничать.
Отзыв на сказку "Слепая лошадь"
Мне понравилась эта назидательная сказка. Конь спас купцу
жизнь, но у того оказалось черствое и забывчивое сердце.
Он выгнал коня, слепого и беспомощного. Но народ сказал
купцу "Имей совесть" и велел содержать коня, да еще и
специального человека. Поделом купцу.
Пословицы к сказке "Слепая лошадь"
Скупой платит дважды.
Друг познается в беде.
Всяк правду ищет, да не всяк ее творит.
До слова - крепись, дал слово - держись.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Синквейн к сказке "Слепая лошадь"
Уседом
Жадный, забывчивый
Обещает, забывает, выгоняет.
Должен содержать коня до смерти.
Купец.
Догони-Ветер
Быстрый, больной
Спасает, заболевает, просит
Общается к народу за справедливостью
Герой-ветеран