Напоминание

Методическая разработка программы проведения занятий по коррекции звукопроизношения у детей "РЕЧЕВИЧОК"


Автор: Кыркунова Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Огонек"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка программы проведения занятий по коррекции звукопроизношения у детей "РЕЧЕВИЧОК"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка программы проведения занятий по

коррекции звукопроизношения у детей «РЕЧЕВИЧОК»

МАДОУ «ЦРР «Умка»

на учебный год

Составил:

учитель-логопед И.В.Кротова

г. Новый Уренгой

1

Содержание

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

8

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

13

IV. ЛИТЕРАТУРА

15

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Распространёнными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются

нарушения звукопроизношения. Наиболее стойкими, выраженными являются нарушения

фонетической стороны речи, имеющие свой специфический механизм. Нарушения

звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической

недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют на

формирование фонематической, а также лексико-грамматической сторон речи. У детей

нарушена как статика, так и динамика артикуляторных движений. Диагностированы

различные формы нарушения звуков: искажённое произношение звука; отсутствие звука в

речи ребёнка; замена одного звука другим. Наряду с дефектами звукопроизношения

имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и

воспроизведения интонационных структур предложения. Также недостаточно развита и

скоординирована мелкая моторика.

Данная программа построена на основе комплексного междисциплинарного

подхода, взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и родителей, что позволяет

компенсировать несформированность перечисленных функций.

Целью

программы «Речевичок» является коррекция звукопроизношения и

предупреждение обусловленных этим трудностей в обучении.

Задачи данной программы:

Образовательные

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе

развития фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза.

Активизация словарного запаса путём уточнения значений, имеющихся в запасе у

детей слов.

Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов (звук, слог, гласный,

согласный, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие согласные), слов, относящихся к

различным частям речи и за счёт развития у детей умения активно пользоваться

различными способами словообразования.

Коррекционные

Формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение

фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса).

Формирование речевых навыков фонетически правильной речи, интонационной

выразительности.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления.

Развитие мелкой моторики.

Воспитательные

Формирование чувства ответственности, уверенности в себе.

Формирование

личностных

качеств:

организованности,

воспитанности,

взаимоуважения друг к другу.

Воспитание чувства уважения к окружающим, воспитание умения общаться

с другими детьми в коллективе.

Продолжительность реализации программы зависит от сложности нарушения

звукопроизношения, структуры дефекта, индивидуальных особенностей воспитанника,

активности участия родителей в коррекционном процессе.

3

Предполагаемые сроки

коррекционно-логопедического воздействия при нарушении

звукопроизношения

Логопедическое заключение

Предполагаемый срок коррекционно-развивающего

воздействия

Ринолалия

3 года

Дизартрия

2 года

Дислалия ФНР

1 год

Дислалия ФФНР

1,5 года

Занятия проводятся индивидуально или в мини-подгруппах, 3 раза в неделю во

внеурочное время, длительностью 20 минут.

Критерии эффективности реализации программы:

Основными

критериями

оценки

эффективности

курса

являются

данные,

полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования.

Оценка

эффективности

программы:

данная

программа

предусматривает

наблюдение

и

контроль

за

нормализацией

звукопроизношения,

фонематических

процессов.

Для

отслеживания

и

оценивания

результатов

коррекционной

работы

используется методика Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи

младших школьников».

Предполагаемый результат

По окончании коррекционно-развивающих занятий

у воспитанников будут:

устранены дефекты звукопроизношения;

восполнены пробелы фонематического восприятия;

устранены нарушения просодической стороны речи;

отдифференцированы все звуки по акустическим и артикуляторным признакам;

устранены нарушения звукослоговой структуры слов;

воспитанники будут знать:

особенности артикуляционного уклада звуков;

названия органов артикуляционного аппарата;

алгоритм характеристики звуков;

правила переноса и деления слов на слоги;

необходимую терминологию (звук, буква, слог, слово, слияние, гласные - согласные,

твёрдые – мягкие, звонкие – глухие);

воспитанники будут уметь:

выполнять основные артикуляционные позы;

правильно произносить все звуки в спонтанной речи;

ориентироваться в звуковом составе слова, то есть уметь проводить звуко-буквенный

анализ,

дифференцировать парные согласные и фонемы, имеющие акустико-артикуляционное

сходство.

активно пользоваться различными способами словообразования.

точно воспроизводить двухсложные и трехсложные слова с одним стечением

согласных;

пользоваться в учебной деятельности полученными на занятиях знаниями.

4

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Коррекционная работа по нормализации звукопроизношения включает в себя ряд

направлений:

1.

Развитие и коррекция ручной и артикуляционной моторики.

формирование кинетической и кинестетической основы движений;

выработка артикуляторных движений, необходимых для правильного произношения

звуков;

развитие подвижности, точности, плавности переключения, объёма движений

артикуляторного аппарата;

преодоление затруднений в воспроизведении серий движений пальцев правой и левой

руки;

координация движений пальцев, умение плавно переключаться от одного движения к

другому, правильное воспроизведение серий движений.

2.

Развитие речевого дыхания.

развитие плавного, длительного речевого выдоха (особенно при ринолалии);

развитие силы, высоты, тембра голоса, модуляции;

развитие синхронности речевого дыхания и голоса.

3.

Формирование интонационной выразительности речи.

развитие четкости произношения, правильного восприятия и воспроизведения

вопросительной, повествовательной, побудительной интонации;

дифференциация интонаций в импрессивной и экспрессивной речи;

работа по развитию интонационной выразительности речи на материале простых

диалогов.

4.

Развитие лексического запаса.

уточнение семантического значения имеющихся слов;

обогащение словарного запаса за счёт организации семантических полей по типу

парадигматических и синтагматических ассоциаций, тематических, фонетических и

словообразовательных ассоциаций;

перевод слов из пассивного словаря в активный путём включения слова в

грамматические взаимоотношения.

5.

Формирование грамматического строя речи:

развитие

умения

пользоваться

различными

способами

словообразования

(аффиксальный,

морфолого-синтаксический,

лексико-синтаксический,

лексико-

семантический)

совершенствование грамматического строя речи при составлении словосочетаний,

предложений,

овладении

моделями

предложений

различных

синтаксических

конструкций.

6.

Формирование связной речи:

использование правильного произношения звуков при составлении словосочетаний,

предложений;

развитие навыков построения связного высказывания и его программирование;

установление логической последовательности в происходящих действиях;

отбор языковых средств для построения связного высказывания.

7.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

навыков самоконтроля;

устойчивости и распределения внимания;

развитие восприятия и ориентировки в пространстве и времени;

зрительно-слуховой памяти;

образного и абстрактно-логического мышления;

произвольности в общении и поведении

5

Исправление звукопроизношения осуществляется поэтапно: подготовительный,

постановка звуков, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или их

смешения, – этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы,

но на всех этапах необходимо воспитывать внимание, усидчивость, целенаправленность,

самоконтроль, т.е. всё то, что помогает ребёнку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного

закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идёт

частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап

Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

правильному восприятию и воспроизведению звука.

На

этом

этапе работа идёт одновременно по нескольким

направлениям:

формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной

воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка

опорных

звуков.

Формирование

движений

органов

артикуляционного

аппарата

осуществляется

посредством

артикуляционной

гимнастики,

которая

включает

упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки

определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения

всех, звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

В

любом

упражнении

все

движения

органов

артикуляционного

аппарата

осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением. Сначала

упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения

конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок

научится выполнять движение, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя его

собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов

артикуляционного аппарата).

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название и

подбирается картинка-образ.

Произнесение

большинства

звуков

русского

языка

требует

направленной

воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной

гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают

щеки, губы, язык.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки

направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. Это могут быть

настольные дидактические игры типа «Мозаики», различные игры с пальчиками.

К следующему этапу - постановке звука - можно переходить, когда ребенок

научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения

органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать

правильное звучание от искаженного.

Постановка звука

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе

движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной

базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких),

отработка произношения изолированного звука. При постановке используются три

основных способа: по подражанию, с механической помощью и смешанный. При всех

трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции,

кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и

опорные звуки.

6

Таким

образом,

при

постановке

звука

одновременно

активизируются

все

анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного

аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка),

тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает

возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву даже детям с

тяжелыми нарушениями речи.

К следующему этапу – автоматизации звука необходимо переходить только тогда,

когда ребенок по требованию может легко, без предварительной подготовки, без поиска

нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Автоматизация звука

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание

работы

составляет

постепенное,

последовательное

введение

поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в

самостоятельную речь ребенка.

При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с

гласными А, Ы, О, У сначала в прямые слоги, затем в обратные, далее в слоги, где звук

находится между гласными, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те

согласные звуки, которые не нарушены у ребенка). Автоматизацию звука в слогах

проводят в форме игровых упражнений, игр.

Поскольку недостатки звукопроизношения у данной группы детей являются не

самостоятельным дефектом, а частью более сложного нарушения речи, при автоматизации

звуков в словах одновременно работаем над уточнением и расширением словаря, над

слоговой структурой слова. Поэтому при подборе картинок сначала надо предусматривать

знакомые детям слова простой структуры типа: сани, Соня, сова, собака, затем - более

сложной: самокат, салфетка, стакан, скамейка и т. д. Надо также следить, чтобы в составе

слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов.

Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый

звук, и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки.

Сначала придумывает предложение логопед, а ребенок повторяет его. Затем

ребенок диктует предложение, а взрослый записывает его в тетради под картинкой.

Постепенно дети овладевают умениями придумывать предложения с заданными словами,

следить, чтобы в них входило больше слов с нужным звуком.

Необходимо приучать ребенка точно выражать свои мысли, составлять полные,

распространенные предложения, разнообразные по содержанию и структуре. Полезно с

этой целью предлагать ему сравнивать по два предложения, разных по составу.

Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбираем

соответствующий материал. Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка,

а также памяти, мышления.

Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают

правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация

звука

в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объему рассказы,

насыщенные словами с нужным звуком. Логопед читает рассказ сам, потом задает

ребенку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребенок пересказывает текст. Постепенно

у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке,

по серии последовательных картинок, из личного опыта.

Дифференциация звуков

Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно

употреблять их в собственной речи.

7

Содержание

работы:

постепенная,

последовательная

дифференциация

смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных,

затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в

самостоятельной речи.

Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с

помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также

обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить

слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Дифференциация изолированных звуков проводится с использованием картинок-

символов. Для дифференциации по акустическим признакам логопед называет поочередно

дифференцируемые звуки, прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный

контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку-символ.

При дифференциации звуков в слогах используются игровые упражнения.

Закончив дифференциацию в слогах по артикуляционным и акустическим

признакам, переходят к дифференциации звуков словах. Сначала используются картинки,

в названии которых имеется один из звуков.

При дифференциации по акустическим признакам воспитатель берет картинку,

называет ее, а ребенок показывает соответствующую картинку-символ. Если он выполнил

это

правильно,

педагог

перерисовывает

картинку

в

тетрадь

на

страницу

с

соответствующим символом. При дифференциации по моторным признакам ребенок

переворачивает одну картинку за другой (из общей стопки), называет, говорит, какой в

ней звук, затем кладет под соответствующую картинку-символ. Затем логопед называет

слова, различающиеся одним из дифференцируемых звуков, например: кожа - коза, лужа -

луза. Ребенок должен найти соответствующие картинки и сказать, где звук з, а где ж.

После этого ребенку предлагаются картинки, в названиях которых имеются оба

дифференцируемых звука. Ребенок называет их, определяет, какой из двух звуков он

произнес в слове первым.

Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведется и

словарная работа.

При дифференциации звуков в предложениях с отработанными ранее словами

логопед вместе с ребенком составляет фразы, затем ребенок повторяет их. Далее сообща

придумываются потешки, в которых используются дифференцируемые звуки и слова с

этими звуками. Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками,

которые ребенок заучивает, пересказывает.

8

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Логопедическое заключение: Ламбдацизм.

План коррекционной работы.

I этап – подготовительный.

1.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, сравнения,

вывода.

2.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

3.

Устранение

недостаточности

развития

речевой

моторики,

проведение

подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности

органов периферического речевого аппарата.

4.

Формирование правильного речевого выдоха и нижнедиафрагмального дыхания.

Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха.

II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков.

1.

Устранение

неправильного

произношения:

постановка

звука

[Л]

от

артикуляционного уклада.

2.

Формирование

навыка

правильного

использования

звука

[Л]

в

речи

(автоматизация умений).

3.

Автоматизация [Л] в слогах: в прямых, со стечением согласных, в обратных.

4.

Автоматизация [Л] в словах с различной позицией звука.

5.

Автоматизация [Л] в словосочетаниях.

6.

Автоматизация [Л] в предложениях различной синтаксической конструкции

7.

Автоматизация [Л] в стихах, чистоговорках.

8.

Автоматизация [Л] в тексте.

9.

Автоматизация [Л] в скороговорках.

10.

Автоматизация [Л] в спонтанной речи.

11.

Дифференциация [Р-Л] в словах, словах словосочетаниях, предложениях, тексте.

III этап – формирование коммуникативных умений и навыков.

1.

Сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех

ситуациях общения.

2.

Применение различных форм и видов речи.

Логопедическое заключение: Ротацизм.

План коррекционной работы

по постановке и автоматизации звука [Р].

I этап – подготовительный.

1.

Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, произвольного внимания, памяти.

2.

Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха и восприятия.

3.

Развитие артикуляционного праксиса за счет проведения подготовительных

артикуляционных упражнений (статистических, динамических).

4.

Формирование правильного речевого дыхания нижнедиафрагмального.

5.

Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.

II этап – формирование произносительных умений и навыков.

1.

Постановка [Р] различными способами.

2.

Автоматизация [Р] изолированно с механической помощью (от опорного звука, [д,

ж]).

3.

Автоматизация [Р] в словах:

прямых.

9

со стечением согласных.

в обратных словах.

12.

Автоматизация [Л] в спонтанной речи.

13.

Дифференциация [Р-Л] в словах, словах словосочетаниях, предложениях, тексте.

III этап – формирование коммуникативных умений и навыков.

3.

Сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех

ситуациях общения.

4.

Применение различных форм и видов речи.

Логопедическое заключение: Ротацизм.

План коррекционной работы

по постановке и автоматизации звука [Р].

I этап – подготовительный.

6.

Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, произвольного внимания, памяти.

7.

Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха и восприятия.

8.

Развитие артикуляционного праксиса за счет проведения подготовительных

артикуляционных упражнений (статистических, динамических).

9.

Формирование правильного речевого дыхания нижнедиафрагмального.

10.

Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.

II этап – формирование произносительных умений и навыков.

4.

Постановка [Р] различными способами.

5.

Автоматизация [Р] изолированно с механической помощью (от опорного звука, [д,

ж]).

6.

Автоматизация [Р] в словах:

прямых.

со стечением согласных.

в обратных словах.

7.

Автоматизация [Р] в словах

в начале слова.

в конце.

в середине.

8.

Автоматизация [Р] в словосочетаниях.

9.

Автоматизация [Р] в предложениях различной синтаксической конструкции.

10.

Автоматизация [Р] в стихах.

11.

Автоматизация [Р] в чистоговорках.

12.

Автоматизация [Р] в тексте.

13.

Автоматизация [Р] в скороговорках.

14.

Автоматизация в свободной речи.

15.

Дифференциация [Л-Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях,

тексте.

III этап – формирование коммуникативных умений и навыков.

1.

Сформировать умения и навыки безошибочного употребления звука [Р] во всех

ситуациях общения.

2.

Применение различных форм и видов речи.

Логопедическое заключение:

Сигматизм свистящих, сигматизм шипящих, ротацизм.

План коррекционной работы.

I этап – подготовительный.

1.

Развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания, памяти.

2.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, сравнения,

вывода.

10

3.

Развитие артикуляционного праксиса.

4.

Формирование правильного речевого и нижнедиафрагмального дыхания.

II. Этап. Формирование произносительных умений и навыков.

1.

Постановка звука [Ш]. Подготовительные упражнения для постановки звука [С].

2.

Автоматизация [Ш] в слогах, в словах. Постановка звука [С].

3.

Автоматизация [Ш] в словосочетаниях, предложениях. Автоматизация звука [С] в

логах, словах.

4.

Автоматизация [Ш] в стихах, чистоговорках. Автоматизация [С] в словосочетаниях,

предложениях.

5.

Автоматизация [Ш] в тексте. Автоматизация [С] в стихах, чистоговорках. Постановка

[Ж], автоматизация в слогах, словах.

6.

Автоматизация [Ш-С] в тексте, автоматизация [Ж] в словосочетаниях, предложениях.

7.

Автоматизация [Ш-Ж] в речи. Постановка звука [З].

8.

Автоматизация [З] в слогах, словах. Дифференциация [Ш-Ж] в слогах, в словах.

9.

Автоматизация [З] в словосочетаниях, чистоговорках. Дифференциация [Ш-Ж] в

стихах.

10. Автоматизация [З] в речи. Постановка звука [Р].

11. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах. Дифференциация С-З в словах.

12. Автоматизация [Р] в чистоговорках, стихах. Дифференциация [С-З] в речи.

13. Автоматизация [Р] в речи. Дифференциация [С-З-Ж-Ш].

III. Этап. Формирование коммуникативных навыков.

Уметь безошибочно употреблять в речи звуки [С-З-Ж-Ш-Р].

11

Логопедическое заключение: Ламбдацизм, ротацизм.

План коррекционной работы.

I этап. Подготовительный.

1.

Развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания, памяти.

2.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, сравнения,

вывода.

3.

Развитие артикуляторного праксиса.

4.

Формирование правильного речевого и нижнедиафрагмального дыхания.

II этап. Формирование произносительных умений и навыков.

1.

Постановка звука [л]разными способами.

2.

Автоматизация звука [л] в слогах:

автоматизация звука в прямых слогах

автоматизация звука в обратных слогах

автоматизация звука в интервокальной позиции (ала, оло…)

автоматизация звука в слогах со стечением согласных (дла, лво..)

3.

Автоматизация звука в словах:

4.

Автоматизация звука в словосочетаниях.

5.

Автоматизация звука [л] в предложениях. Постановка звука [р] разными способами.

6.

Автоматизация звука [л] в стихах. Постановка звука [р].

7.

Автоматизация звука [л] в тексте. Автоматизация звука [р] в слогах.

8.

Автоматизация звука[р] в словах.

9.

Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.

10. Автоматизация звука [р] в предложениях.

11. Автоматизация звука [р] в стихах.

12. Автоматизация звука [р] в тексте.

III. Дифференциация звуков [л,р]

дифференциация звуков в слогах.

дифференциация звуков в словах

дифференциация звуков в словосочетаниях

дифференциация звуков в предложениях

дифференциация звуков в тексте

IV. Формирование коммуникативных навыков.

Сформировать умение безошибочного употребления звуков.

Логопедическое заключение: Сигматизм шипящих, ротацизм.

План коррекционной работы.

I этап. Подготовительный.

1.

Развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания, памяти.

2.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, сравнения,

вывода.

3.

Развитие артикуляторного праксиса.

4.

Формирование правильного речевого и нижнедиафрагмального дыхания.

II этап. Формирование произносительных умений и навыков.

1.

Подготовительные упражнения для постановки [ш].

2.

Постановка [ш], подготовительные упражнения для постановки [р].

3.

Автоматизация [ш] в слогах. Постановка звука [р].

4.

Автоматизация [ш] в словах. Автоматизация [р] в слогах.

5.

Автоматизация [ш] в словосочетаниях. Автоматизация [р] в словах.

6.

Автоматизация [ш] в предложениях. Автоматизация [р] в словосочетаниях.

7.

Автоматизация [ш] в стихах, чистоговорках. Автоматизация [р] в предложениях

различной синтаксической конструкции.

12

8.

Автоматизация [ш] в тексте, автоматизация [р] в стихах, чистоговорках. Постановка

звука [ж]. Автоматизация в слогах, словах.

9.

Автоматизация [ш, р] в тексте, [ж] в словосочетаниях, предложениях.

10. Автоматизация [ш, ж] в речи. Постановка звука [щ].

11. Дифференциация [ш-ж]. автоматизация [р] в речи. Автоматизация [щ] в слогах, словах.

12. Дифференциация [р-л]. Автоматизация [щ] в словосочетаниях, предложениях.

13. Дифференциация [р-л]. Автоматизация [щ] в речи. Постановка [ч].

14. Дифференциация [ш-щ]. Автоматизация [ч] в слогах, словах.

15. Дифференциация [щ-с′]. Автоматизация [ч] в предложениях, словосочетаниях.

16. Дифференциация [ж-з]. автоматизация [ч] в стихах.

17. Автоматизация [ш, ж, ч, щ] в речи. Дифференциация [р-л].

III этап. Формирование коммуникативных навыков.

Уметь безошибочно употреблять звуки [ш, ж, ч, щ, р] во всех видах речи.

Логопедическое заключение:

Ротацизм, ламбдацизм, межзубный сигматизм свистящих.

План коррекционной работы.

I этап – подготовительный.

1.

Развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания, памяти.

2.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, сравнения,

вывода.

3.

Развитие артикуляционного праксиса.

4.

Формирование правильного речевого и нижнедиафрагмального дыхания.

II этап – Формирование произносительных умений и навыков.

1.

Постановка звука С, подготовительные упражнения для звука Л.

2.

Автоматизация С в слогах, в словах. Постановка звука Л.

3.

Автоматизация С в словосочетаниях, в предложениях. Автоматизация Л в слогах, в

словах.

4.

Автоматизация С в стихах, чистоговорках. Автоматизация Л в словосочетаниях,

предложениях.

5.

Автоматизация С в тексте. Автоматизация Л в стихах, чистоговорках. Постановка

З, автоматизация в слогах, словах.

6.

Автоматизация С,Л в тексте. Автоматизация З в словосочетаниях, предложениях.

7.

Автоматизация С, З в речи. Постановка звука Р.

8.

Дифференциация С, З. Автоматизация Р в слогах, словах.

9.

Дифференциация С, З. Автоматизация Л в речи. Автоматизация Р в словах.

10. Автоматизация Р в словах, в словосочетаниях. Дифференциация Л, Р в словах.

11. Автоматизация Ш, Ж в словах. Дифференциация Л,Р в словосочетаниях.

12. Дифференциация Ш, Ж, С, З в тексте.

III этап - формирование коммуникативных навыков.

Уметь безошибочно употреблять звуки С,З,Л,Р.

Логопедическое заключение:

Межзубный сигматизм свистящих, ламбдацизм.

План коррекционной работы.

I этап. Подготовительный:

-развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания, памяти;

-развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, сравнения,

вывода;

-развитие артикуляционного праксиса;

-формирование правильного речевого и нижнедиафрагмального дыхания.

II этап. Формирование произносительных умений и навыков.

13

1. Постановка звука С, подготовительные упражнения для звука Л.

2. Автоматизация звука С в слогах. Постановка звука Л.

3. Автоматизация звука С в словах. Автоматизация звука Л в слогах.

4. Автоматизация С в словосочетаниях. Автоматизация Л в словах.

5. Автоматизация С в предложениях. Автоматизация Л в словосочетаниях.

6. Автоматизация С в стихах. Автоматизация Л в предложениях.

7. Автоматизация С в чистоговорках. Автоматизация Л в стихах.

8. Автоматизация С в тексте. Автоматизация Л в чистоговорках.

9. Постановка звука З. Автоматизация С, Л в тексте.

10. Автоматизация З в слогах.

11. Автоматизация звука З в словах.

12. Автоматизация звука З в словосочетаниях,.

13. Автоматизация звука З в предложениях.

14. Автоматизация С,З в речи.

15. Дифференциация С,З в слогах.

16. Дифференциация С,З в предложениях

10. Дифференциация С,З во всех видах речи.

III этап. Формирование коммуникативных умений и навыков.

Сформировать умение безошибочного употребления звуков С, З, Л в речи.

Логопедическое заключение:

Ламбдацизм, сигматизм свистящих и шипящих

.

План коррекционной работы.

I этап. Подготовительный.

-развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания, памяти;

-развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, сравнения,

вывода;

-развитие артикуляционного праксиса;

-формирование правильного речевого и нижнедиафрагмального дыхания.

II этап. Формирование произносительных умений и навыков.

1.

Постановка звука С. Подготовительные упражнения для звука Л.

2.

Автоматизация С в слогах. Постановка звука Л.

3.

Автоматизация С в словах. Постановка звука Л.

4.

Автоматизация С в словосочетаниях. Автоматизация Л в слогах.

5.

Автоматизация С в предложениях. Автоматизация Л в словах.

6.

Автоматизация С в стихах. Автоматизация Л в словосочетаниях.

7.

Автоматизация звука С в чистоговорках. Автоматизация звука Л предложениях.

8.

Автоматизация С в тексте. Автоматизация Л в стихах.

9.

Постановка звука З. Автоматизация С,Л в тексте.

10. Автоматизация З в слогах. Автоматизация С, Л в тексте.

11. Автоматизация З в словах. Постановка Ш.

12. Автоматизация З в предложениях. Автоматизация Ш в слогах.

13. Автоматизация З в стихах. Автоматизация Ш в словах.

14. Дифференциация З,С в словах. Автоматизация Ш в стихах.

15. Дифференциация З,С в предложениях. Автоматизация Л в речи. Автоматизация Ш в

чистоговорках.

16. Автоматизация звука Ш в речи. Постановка Ж, автоматизация в слогах, в словах.

17. Дифференциация З-С. Автоматизация Ж в стихах, чистоговорках.

18. Дифференциация Ж,Ш. Автоматизация Л в речи.

19. Дифференциация С, З, Ж, Ш в речи.

III этап. Формирование коммуникативных навыков.

Учить безошибочно употреблять в речи звуки Ж,Ш,С,З.

14

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Последовательность постановки звукопроизношения определяется несколькими

факторами. Подбор грамматических и лексических тем и их последовательность

определяется как спецификой речевого нарушения, так и особенностями усвоения

русского языка детьми-логопатами, с учётом таких важнейших принципов коррекционной

педагогики, как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический

принцип.

Данная

программа

позволяет

реализовывать

общедидактические

принципы,

занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность,

доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики

сотрудничества.

В коррекционном обучении используются следующие методы:

практические;

наглядно-демонстрационные;

игровые;

методы ролевого моделирования типовых ситуаций;

словесные.

Каждый

метод

имеет

целый

комплекс

разнообразных

приёмов,

которые

объединяются общностью задачи и единым подходом к её решению.

Логопедическая коррекция звукопроизношения у детей с общим недоразвитием

речи проводится на индивидуальных логопедических занятиях.

Основными формами проведения занятий являются:

практическое занятие на этапе постановки звука;

занятие с использованием компьютерных технологий;

занятие-игра на этапе автоматизации и дифференциации звуков;

занятие-спектакль на этапе автоматизации и употребления в спонтанной речи;

занятие-путешествие на этапе автоматизации и употребления в спонтанной речи.

Структура логопедического занятия:

По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный,

основной и заключительный этапы.

Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам.

Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться логопед), содержание (игра,

упражнение и т.п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам педагога.

При

подготовке

к

занятию

педагог

продумывает,

какую

дать

инструкцию

(немногословную, но четкую), как организовать то или иное упражнение (на что обратить

внимание ребенка), как подвести итог.

Необходимо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и

дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же

содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и

т.д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует тщательной

подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических

особенностей ребенка.

В работу максимально подключаются все анализаторные системы; слуховая,

зрительная, кинестетическая, тактильная. Выбор метода и приёма зависит от структуры

речевого дефекта, от индивидуальных компенсаторных возможностей ребёнка, от

возрастных и психофизиологических особенностей.

15

IV. ЛИТЕРАТУРА

1.

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению

стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

2.

Волкова Л.С. Логопедия. – М., 1995.

3.

Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М., 2006.

4.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

5.

Козырева Л.М. Логопедическое пособие: звуковые разминки и упражнения.

– М., 2004.

6.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Логопедические занятия по коррекции

звукопроизношения. – М., 1999.

7.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и

родителей. – СПб, 1997.

8.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). –

Гуманит.изд.центр ВЛАДОС. – М., 1999

9.

Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.

10.

Фотекова

Т.А.,

Ахутина

Т.В.

Диагностика

речевых

нарушений

с

использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов, -

М.:АРКТИ, 2002.

11.

Цвынтарный В.В., Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт –

Петербург, 1996.

16



В раздел образования