Напоминание

"Развитие познавательной активности младших дошкольников на занятиях по экологическому воспитанию в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Васильева Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад № 125"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Развитие познавательной активности младших дошкольников на занятиях по экологическому воспитанию в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательной активности младших дошкольников

на занятиях по экологическому воспитанию

в практике работы воспитателя ДОУ

Васильева Юлия Михайловна , воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125» г.Новокузнецк

Формирование экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

происходит через ознакомление с миром природы в рамках образовательной области

«Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и

окружающему миру в целом.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми в формировании

экологических знаний считаются такие формы, в которых дошкольники получают

возможность непосредственного контакта с природой и получения практического опыта.

К

таким

формам

взаимодействия

относятся

прогулки,

наблюдения,

экскурсии,

экспериментирование и т.п.

Вся работа по экологическому воспитанию должна осуществляться в двух направлениях:

в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.Знания,

полученные на занятиях, помогают детям во время наблюдений сделать выводы,

способствуют формированию безопасного поведения детей в природе.

Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, и сейчас они

как никогда близки к природе. Именно с этого возраста формируется положительное

отношение ко всему живому. Главная задача экологического воспитания в младшем

дошкольном

возрасте

— дать начальное

представление

об устройстве мира и

существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.

Следует помнить, что дети в дошкольном возрасте плохо воспринимают только речевую

информацию, она обязательно должна подкрепляться наглядностью. Ребёнок должен

иметь возможность видеть то, о чём говорят, а ещё лучше — потрогать или поучаствовать.

Самая лучшая форма обучения на этом этапе развития — игровая. Дети познают мир

через игру и действие.

Формы занятий

В младшей группе экологическое воспитание может проходить в виде:

занятий — ведущей формы организации работы по ознакомлению детей с

окружающим миром;

экологических праздников и досугов, вызывающих эмоциональный отклик детей

на их «природное содержание»;

ознакомления детей с природой в повседневной жизни (на прогулках и в процессе

игр с природным материалом).

Временной план занятия по экологии в младших группах ДОУ

Занятия в первой и второй младших группах длятся 15 минут вместе с разминочными

паузами. Если используется активная игра, то она в эти 15 минут не входит, то есть время

занятия удлиняется.

Этапы занятия:

1.

Просмотр диафильма или мультфильма (2–3 мин.).

2.

Обсуждение просмотренного (2–3 мин.).

3.

Разминка (1 мин.).

4.

Изучение основной темы (5 мин.).

5.

Игровая пауза по теме (5–10 мин.).

6.

Закрепление материала (3–4 мин.).

Занятия по экологии в первой младшей группе

Экологические занятия в первой младшей группе могут проводиться как в помещении, так

и на улице. В этом возрасте лучше просто наблюдать за обитателями живого уголка,

близкий контакт допускается только с очень спокойными животными и под контролем

воспитателя. Нельзя разрешать детям брать животных на руки, поскольку это опасно для

обеих сторон. Дети могут уронить питомцев или сильно сжать, что чревато травмами, а

животные могут покусать или поцарапать малышей.

Картотека тем для экологических занятий

«Зима-волшебница»;

«В лесу родилась ёлочка»;

«Пасека — мир пчёл»;

«Насекомые — наши друзья»;

«Путаница в лесу»: по мотивам стихотворения Корнея Чуковского «Путаница», т.

е. представить детям ситуацию (например, зайцы скачут по деревьям, белки

охотятся на волков, волки едят траву, лиса готовится к зимней спячке в берлоге и т.

д.) и предложить её распутать;

«Путешествие капельки»: путешествие капельки от ключа и маленького ручейка до

моря;

«Что растёт в огороде»;

«Наш аквариум»: наблюдение за аквариумом в живом уголке;

«Наш весёлый кролик»: наблюдение за кроликом в живом уголке;

«Кто спит всю зиму».

Занятия по экологии во второй младшей группе

На экологических занятиях во второй младшей группе разбираются практически те же

темы, что и в первой, но более расширенно. То есть если в прошлом году вы проходили

основных домашних животных, привычных в вашей местности (например, корова, коза,

лошадь, свинья), то в этом вы можете рассказать, каких домашних животных разводят

люди в других краях (например, осёл, верблюд, северный олень). Также можно добавить

какие-то новые факты о повадках и образе жизни уже известных детям животных, в том

числе и диких. То же самое касается и других тем — мы постепенно расширяем их. И

будем продолжать делать это и в последующие годы, прибавляя новые. Не забываем о

наглядности. Все дидактические пособия должны быть реалистичными и давать полное

представление об изучаемом материале.

Картотека тем

«Чудесная вода» (почему невозможно прожить без воды);

«Непорядок в лесу» (о правилах поведения в лесу);

«Весёлый огород»;

«Птичий двор»;

«Здравствуй, дерево!»;

«Что едят кролики» (учимся кормить кролика в живом уголке);

«Зачем нам растения»;

«Животные и их детёныши» (как называются домашние животные и их

потомство);

«Перелётные птицы»;

«Как лес готовится к зиме»;

«Запасы на зиму» (как разные животные делают запасы на зиму).

Время года диктует свои требования и даёт определённые возможности для проведения

экологических занятий. Рассмотрим, как можно планировать занятия осенью, зимой и

весной. Хорошим проводником для детей по месяцам года станет Зинька из сказки В. В.

Бианки «Синичкин календарь». Можно начинать первое занятие в месяце с чтения

соответствующей главы.

Таблица: планирование экологических занятий в младших группах

Время

года

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Осень

Гуляем по экологической тропе.

Наблюдаем

за

деревьями,

как

листья меняют цвет и опадают.

Собираем осенние листья, каштаны,

шишки,

жёлуди

и

другие

растительные материалы, которые

потом можно будет использовать

для поделок.

Играем и ставим опыты с песком.

Изучаем

тему

«Какие

растения

можно встретить в лесу». Трава,

цветы, кустарники, деревья. Почему

деревья сбрасывают листья.

В

живом

уголке

наблюдаем

за

рыбками,

смотрим,

как

устроен

аквариум.

Читаем

стихи

и

рассказы,

разучиваем песенки об осени.

Гуляем по экологической тропе.

Наблюдаем

за

деревьями,

как

листья меняют цвет и опадают.

Собираем

осенние

листья,

каштаны, шишки, жёлуди и другие

растительные материалы, которые

потом можно будет использовать

для поделок.

Играем и ставим опыты с песком.

Изучаем

тему

«Как

животные

готовятся к зиме». Какие птицы

улетают,

какие

остаются,

как

животные

меняют

шубки.

Кто

готовится к зимней спячке, как

делают запасы на зиму.

В живом уголке наблюдаем за

рыбками,

учимся

правильно

поливать цветы.

Ведём календарь погоды.

Читаем

стихи

и

рассказы,

разучиваем песенки об осени.

Зима

Во время прогулок кормим птиц,

наблюдаем за ними.

Играем и проводим опыты со

снегом как на улице, так и в

помещении.

Во время прогулок кормим птиц,

наблюдаем за ними, узнаём, какие

птицы

зимуют

в

данной

местности.

Играем и проводим опыты со

Изучаем

тему

«Как

животные

зимуют».

В живом уголке наблюдаем за

кроликом.

Сажаем и выращиваем лук.

Наблюдаем за погодой.

Изучаем

тему

«Домашние

животные».

Читаем стихи и рассказы,

разучиваем песенки о зиме.

снегом как на улице, так и в

помещении.

Изучаем

тему

«Какие

птицы

остаются

зимовать

в

нашей

местности».

В живом уголке учимся ухаживать

за кроликом. Узнаём, чем кролик

отличается от зайца, какой заяц

меняет шубку на зиму, а какой —

нет.

Сеем и выращиваем кресс-салат.

Ведём календарь природы.

Изучаем тему «Дикие животные

нашего края».

Читаем стихи и рассказы,

разучиваем песенки о зиме.

Весна

Во время прогулок наблюдаем,

как тает снег, как начинает расти

новая

трава,

как

зацветают

первоцветы,

как

распускаются

листочки.

Играем

и

проводим

опыты

с

водой.

В живом уголке наблюдаем, как

растёт рассада, которую посеяли

дети из старших групп.

Наблюдаем за погодой.

Изучаем тему «Какие животные

живут в лесу».

Читаем стихи и рассказы,

разучиваем песенки о весне.

Во время прогулок наблюдаем,

как тает снег, как начинает расти

новая

трава,

как

зацветают

первоцветы,

как

распускаются

листочки.

Играем и проводим опыты с

водой.

В живом уголке сеем помидоры

на рассаду (если в детском саду

нет места для огородика,

то

можно

подобрать

сорта

комнатных

или

балконных

томатов).

Ведём

календарь

природы

и

наблюдаем за погодой.

Изучаем

тему

«Перелётные

птицы нашего края».

Читаем стихи и рассказы,

разучиваем песенки о весне.

Воспитатель должен так планировать занятия для малышей, чтобы им было, во-

первых, весело и интересно, во-вторых, познавательно, а в-третьих, чтобы они постоянно

узнавали что-то новое, запоминали и могли применять на практике.

Детей

заинтересует

появление

в

группе

сказочного

персонажа

или

игрушки,

рассказывающей о своей беде и просящей детей о помощи. Например, к малышам

приходит кукла Маша и приглашает их поехать на паровозике в лес. С песнями, стихами и

загадками ребята отправляются в путешествие.

Начинать занятия можно с русских народных сказок, например, «Репка», «Курочка Ряба»,

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Можно просто

прочитать эти сказки, использовать кукольный театр, показать мультфильм или диафильм.

Кстати,

диафильмы для детей этого возраста предпочтительнее. Малыши лучше

воспринимают статичную картинку — нужно какое-то время, чтобы они её разглядели и

осознали что видят, рассмотрели детали.

В первой младшей группе

занятия можно начинать с чтения следующих русских

народных сказок:

«Репка». На основе этой сказки можно проводить занятия на тему «Что растёт в

огороде». Главный герой Дед приходит к ребятам и рассказывает, какие растения

есть ещё у него в огороде, как они растут, как используются.

«Курочка Ряба». В гости к ребятам приходит Баба. Она рассказывает, что у неё в

хозяйстве есть не только курочка, но и другие животные: коровка, козочка,

лошадка, овечка и т. д. Показывает, как они выглядят, объясняет, для чего они

нужны. Эту тему можно продолжить на занятии по конструированию, на котором

детям предлагается построить загончик для животных.

«Колобок», «Теремок». На основе этих сказок можно проводить занятия по

изучению диких животных, живущих в лесу.

Для второй младшей группы подойдут сказки:

«Заюшкина избушка». На сравнении двух избушек из этой сказки можно дать

представление о разных материалах и смене времён года. Зимой было холодно,

поэтому лёд не таял, а весной стало тепло и он превратился в воду, лиса осталась

без дома. А вот деревянной избушке зайчика смена времён года — не помеха.

«Волк и семеро козлят». Эта сказка поможет в объяснении, что бывают животные

хищные и травоядные. Волк — хищник, а коза с козлятами — травоядные. Какие

ещё бывают хищники, а какие травоядные?

В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять

исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных

проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные

проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть

различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до

буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста.

Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку»,

«Огород на подоконнике», «Аквариум — рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий,

предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений,

исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно

представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Темы для проектной деятельности в первой младшей группе

«Зачем нужна фасоль»;

«Что такое листопад»;

«Кормим птиц»;

«Наблюдаем за рыбками»;

«Для чего нужны дождевые червяки»;

«Какого цвета осень».

Темы для проектной деятельности во второй младшей группе

«Кто в норке живёт»;

«Выращиваем фасоль»;

«Кормим птиц»;

«Как устроен аквариум»;

«Удивительные бабочки»;

«Удивительный снег».

Форм для проведения экологических занятий очень много. Если их все

использовать, то усилия педагогов ДОУ не пропадут даром — дети познакомятся с

природой, узнают много интересного и полезного, и им никогда не будет скучно на

занятиях в детском саду. В результате правильно организованного экологического

воспитания у дошкольников сформируется бережное и заботливое отношение к природе.

Список литературы

1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. –

Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2.Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников:

Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений,

учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

3.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. –

72с.: ил.

4.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и

творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь,

2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

5.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для

воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

6.Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. –

2010. - № 7. – С. 105-112.

7.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для

дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

8.Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.

ПРИЛОЖЕНИЕ

.

Таблица: конспект занятия «Дикие животные: ёжик»

Цель занятия

Изучение животного ёж — где живёт, чем питается, как зимует,

повадки.

В игровой паузе — действовать слаженно, по команде.

Материалы

Стихотворение С. Я. Маршака «Тихая сказка» (можно использовать

предложенное видео, самостоятельно отсканировать страницы с

иллюстрациями или подобрать картинки по теме).

Картинки с изображениями ежей.

Обручи, кегли и шнуры для игровой паузы.

Оборудование

дорожки

для игровой

паузы

Устанавливаются 5 кеглей в ряд с расстоянием 60–70 см друг от

друга;

делается мостик через речку при помощи 2 шнуров (метр в длину,

расстояние между шнурами — 20 см);

раскладываются 6 небольших обручей в шахматном порядке на

расстоянии 15 см друг от друга.

Вид

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

I

Вступительная

часть

Слушают стихотворение «Тихая сказка» и

смотрят презентацию.

II

Обсуждение

Воспитатель задаёт вопросы:

Дети, про кого эта сказка?

Почему ежи не стали убегать от волков?

Может ли волк съесть ежа?

Почему?

Чего испугались волки?

Страшна ли охотничья собака ежам?

Ответы детей

III

Игровая пауза

А теперь давайте поиграем в «Тихую сказку».

1.

Отправились ёжики погулять.

2.

Пробираются через чащу.

3.

А вот деревья растут, надо бы их

обойти.

4.

Вот речка, а через неё брёвнышко

мостиком лежит.

5.

Речку перешли, а тут болотце

небольшое, надо с кочки на кочку

перепрыгивать.

6.

А вот волчье логово. Волки спят, надо

их не разбудить. Обойдём тихо-тихо.

7.

Ну вот, погуляли, теперь надо обратно

1.

Встают со стульчиков и

выстраиваются в

шеренгу.

2.

Идут друг за другом и

раздвигают руками

воображаемые ветки.

3.

Обходят змейкой

расставленные кегли.

4.

Переходят речку по

выложенной дорожке —

заступать за шнур

нельзя.

5.

Перепрыгивают двумя

ногами из обруча в

домой возвращаться.

8.

Ну вот мы и дома.

обруч.

6.

Идут медленно и

тихонечко на цыпочках.

7.

Проделывают все в

обратном порядке.

8.

Рассаживаются по

стульчикам.

IY

Основная

часть

Фото 1. Ёж — небольшое животное, от 20 до

30 см в длину. У ежа есть очень маленький

хвостик. Зубы у ежа маленькие и острые.

Нос чёрного цвета и всегда влажный. Голова,

спина и бока покрыты иглами, а на мордочке

и животе растёт грубая шерсть.

Фото 2. Рассмотрим подробнее иголки ежа.

Длина иголок от 2 до 3 см. Посмотрите на

окрас иголок. Каждая иголочка тёмная в

середине и светлая по краям. Такая окраска

помогает ёжику оставаться незаметным в

лесу. Иголки у ежей внутри пустые и

наполнены воздухом. Посмотрите, как

растут иголки — в разные стороны.

Фото 3. Таким образом ёжик полностью

защищён, когда сворачивается в клубок. Вот

так он выглядит снаружи.

Фото 4. А вот так, если его перевернуть.

Видите, до него практически нельзя

добраться.

Фото 5. Рождаются ежата без иголок. Но уже

через 2 часа у них появляются мягкие белые

иголки.

Фото 6. Через 2 дня иголки у ежат

становятся твёрдыми.

Фото 7. Когда мама-ежиха ведёт своих детей

на прогулку, то идёт впереди, а ежата за ней,

как вы сегодня, когда играли в «Тихую

сказку».

Фото 8. Но если надо, мама переносит ежат

сама.

Фото 9. Ежи питаются в основном

насекомыми. Поэтому их называют

насекомоядными. Но могут полакомиться

улитками, слизнями, червяками, яйцами и

птенцами птиц, которые вьют гнёзда на

земле. Иногда едят ягоды, фрукты и грибы.

Слушают воспитателя и

рассматривают фотографии.

Фото 10. Ежи очень хорошо плавают.

Фото 11. Зимой ежи впадают в спячку. Для

этого они осенью много едят, чтобы

запастись жиром. Потом заворачиваются в

листья и устраиваются в своём гнезде.

Весной ежи вылезают из гнезда, когда станет

совсем тепло.

Фото 12. Ежи часто живут рядом с

человеком. Они поедают вредных насекомых

и слизней и таким образом защищают огород

от вредителей. Поэтому многие люди

стараются привлечь ежей на свои участки и

подкармливают их. Подкармливать можно.

А вот ловить и нести домой — не нужно. Ёж

— не домашнее животное, он должен

спокойно жить в дикой природе.

Y

Разминочная

пауза

Что-то мы с вами засиделись. Давайте

немного разомнёмся и представим себя

ёжиками. Как я хлопну в ладоши, вы

садитесь на корточки и «сворачивайтесь в

клубок». Я хлопаю 2 раза — вы встаёте.

Чтобы развить внимательность, хлопайте не

по порядку, а например, 1 – 2 – 1 – 1 – 2 – 2,

ну и так далее.

Дети встают со стульчиков

и играют в ёжиков.

YI

Закрепление

пройденного

А теперь давайте посмотрим, что вы усвоили.

Какие у ежа иголки?

Какой у ежа нос?

Что ест ёж?

Как гуляют ежата?

Что делают ежи осенью?

Что делают ежи зимой?

Почему ежи полезны?

Можно ли ловить ежей?

Какие вы молодцы! Сегодня узнали много

нового про ёжика. Придёте домой,

обязательно расскажите родителям.

Ответы детей.

Таблица: проект «Выращиваем лук» для первой младшей группы

Цель проекта

Вызвать у детей желание выращивать зелёный лук в домашних

условиях и затем употреблять его в пищу.

Задачи проекта

Дети должны узнать:

какие условия нужны луку для роста;

строение лука (откуда будут расти корешки, а откуда —

перо);

как практически можно посадить лук на перо в домашних

условиях;

как ухаживать за луком;

в чём польза лука, зачем и как нужно его есть.

Материалы

Посадочный материал — лук (луковицы среднего размера и

одна большая).

Контейнер для посадки лука.

Земля.

Совочки и грабельки.

Леечки с водой.

Баночка или стакан с водой.

Клеёнка для стола.

Влажные салфетки для рук.

Фартуки для детей.

Помощь родителей

Приобретение посадочного материала, контейнера и земли.

Подготовительный

этап

Провести занятие о строении лука и о его пользе.

Основной этап

Посадка лука:

1.

Дети при помощи воспитателя наполняют контейнер землёй с

помощью совочков.

2.

Разравнивают землю грабельками и немного уплотняют её.

3.

Определяют, где у лука будут расти корешки, и сажают его в

землю.

4.

Большую луковицу сажают в банку или стакан с водой (см. на

фотографии).

5.

Поливают лук из леечек.

Уход за луком:

1.

Следят, чтобы земля не пересыхала.

2.

При помощи воспитателя ведут дневник — когда был посажен

лук, когда у него появились корешки (для наблюдения за ростом

корешков сажалась в воду большая луковица), когда начали

расти зелёные перья, на сколько сантиметров вырастает перо за

сутки.

Заключительный

этап

Когда лук вырастет довольно большим, его срезают и относят

на кухню.

Повар готовит какое-нибудь блюдо с ним.

Устраивается праздничный обед.

Таблица: проекта «Здравствуй, осень!» для второй младшей группы

Задачи

Расширить познания детей об осени как времени года, о

погоде в это время, о природных дарах, которые дарит осень.

Расширить словарный запас детей на осеннюю тему.

Выучить стихотворения и песенки об осени.

Научиться изображать в рисунках осень.

Материалы

Рисунки, карточки, изображения овощей и фруктов;

муляжи овощей и фруктов;

осенние листья;

цветы;

стихи;

бумага, краски, пластилин.

Деятельность

воспитателя

Подбирает стихи и песни;

отбирает игры;

проводит занятия с детьми.

Деятельность родителей

Подбирают фотографии, литературу;

участвуют в празднике.

Мероприятия в ходе

реализации проекта

Подвижные игры;

дидактические игры;

чтение стихов, рассказов и сказок об осени;

разучивание песенок об осени;

создание аппликации «Грибок»;

рисуем осень;

беседы на тему погоды;

рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;

составление букетов из осенних листьев и цветов;

просмотр мультфильмов.

Итог проекта

Устройство выставки рисунков, осенних букетов и

аппликаций.

Проведение праздничного утренника «Здравствуй, осень!».

Праздничный стол с осенними дарами.



В раздел образования