Авторы: Головина Галина Анатольевна, Жиляева Елена Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 10 СП "детский сад "Колобок"
Населённый пункт: г.о. Чапаевск Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Мини-музей "Русская ложка" в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Мини-музей «Русская ложка» в детском саду»
Русские традиции и народное творчество – это неотъемлемая часть
нашей истории, но в силу перемен в современном обществе всё более
заметна утрата интереса к родной истории и традициям.
Советский и
российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических
наук, профессор Д.С. Лихачёв писал: «Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний». 2022 год объявлен
президентом России В.В.Путин годом народного искусства и культурного
наследия народов России.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда
закладываются
основы его
личности.
Приобщая
детей
к народному
творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к его
культуре, нравственным общечеловеческим ценностям.
Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её
культурных традиций. История ложки берёт своё начало более 10 веков тому
назад. В каждой стране делали ложки и до сих пор не обходятся без них. И
только в России ложки являются и столовым прибором, и музыкальным
инструментом, и одним из видов театра, и, наконец, красивым деревянным
расписным сувениром.
Поэтому мы решили создать в детском саду мини-музей «Русская
ложка» с целью формирования устойчивого познавательного интереса у
дошкольников к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом
предмете – ложке.
Наш музей мы условно разбили на несколько секторов:
«Прошлое и настоящее ложки» (история появления ложки)
•
«Ложечка-кормёжечка» ( исследовательский центр)
•
«Волшебные ложки» (мир эмоций на ложках)
•
«Ложка расписная да звонкая такая!» ( музыка и ложка)
•
«Чудо-ложка» (театр ложек )
•
«Мастера-умельцы» (творческая мастерская)
В мини-музее «Русская ложка» дети познакомились
с
историей
появления ложки: как выглядели первые ложки,
из чего их делали,
познакомились с процессом изготовления деревянной ложки. Ребята узнали,
когда стали расписывать ложки и увидели
огромное многообразие
расписных русских ложек. Использование Интернета позволило детям и
взрослым побывать на виртуальной экскурсии в музее ложки во Владимире,
в «Доме Семёна ложкаря» в городе Семёнов, посмотреть на ноутбуке
презентацию «Ложечка точёная и её бумажный вариант.
В исследовательском центре
«Ложечка –кормёжечка» дети увидели
ложки,
изготовленные
из
различных
материалов:
дерева,
металла,
пластмассы и стали проводить
с ними опыты: с водой, с магнитом и
силовым воздействием.
В нашем музее есть ложки, которые используются в качестве предмета,
активно влияющего на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Это
ложки, на которых с внутренней стороны нарисованы рожицы, передающие
различные
эмоциональные
состояния
человека.
Ребёнок
визуально
дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, сопоставляет и
делает анализ эмоционального состояния другого человека, тем самым у
него самого формируется эмпатия, сопереживание, нравственные понятия.
Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию
самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой.
Неизвестно кто и когда впервые догадался использовать деревянные ложки в
качестве музыкального инструмента. Но ложки были и остаются одним из
наиболее популярным у русского народа ударным инструментом. Их по
праву можно считать одним из символов русского музыкального искусства.
В музее дети могут посмотреть видеоролики выступлений ансамблей
ложкарей «Новый стиль» и «Узорочье»
В музее имеется всё для музицирования детей на ложках: деревянные
ложки и русская народная музыка, записанная на флеш-карте.
Всё, окружающее нас в нашем мире, живёт по законам ритма и подчинено
определенному ритму. Поэтому ритмическая способность занимает особое
место в развитии ребенка.
Ритмический слух или чувство ритма является одной из составляющих
музыкальных способностей человека.
Но плохое восприятие ритмической звуковой культуры тормозит
формирование речи в дошкольном возрасте. При несовершенном чувстве
ритма
замедляется
становление
развернутой
связной
речи,
она
невыразительна и слабо интонирована; дошкольники говорят примитивно,
используя короткие отрывочные высказывания.
Развивать чувство ритма можно не только на музыкальных занятиях, но
и в нашем мини-музее, используя ноутбук, дидактические мультимедийные
игры, пособия и деревянные ложки.
Для поддержания интереса детей к родной культуре, активизации
познавательно-творческой деятельности, привития нравственных ценностей
и
доброты
необходимо
постоянно
обновлять
развивающую
среду
театральных центров в группе. Детям очень нравится
театр ложек.
Исторические корни куклы на ложке можно соотнести с куклами для
вертепных театров, которые были очень популярны на Руси.
А в творческой мастерской музея «Мастера-умельцы» дети могут по
желанию в своей свободной деятельности заниматься росписью ложек.
Создав мини- музей «Русская ложка», мы добились не только повышения
уровня общей культуры детей старшей группы «Родничок», но и приобщения
их к культурному наследию России.