Напоминание

Мини-музей "Русская ложка" в детском саду


Авторы: Головина Галина Анатольевна, Жиляева Елена Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 10 СП "детский сад "Колобок"
Населённый пункт: г.о. Чапаевск Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Мини-музей "Русская ложка" в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мини-музей «Русская ложка» в детском саду»

Русские традиции и народное творчество – это неотъемлемая часть

нашей истории, но в силу перемен в современном обществе всё более

заметна утрата интереса к родной истории и традициям.

Советский и

российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических

наук, профессор Д.С. Лихачёв писал: «Мы не должны забывать о своем

культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены

воспитанием душ, а не только передачей знаний». 2022 год объявлен

президентом России В.В.Путин годом народного искусства и культурного

наследия народов России.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда

закладываются

основы его

личности.

Приобщая

детей

к народному

творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к его

культуре, нравственным общечеловеческим ценностям.

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её

культурных традиций. История ложки берёт своё начало более 10 веков тому

назад. В каждой стране делали ложки и до сих пор не обходятся без них. И

только в России ложки являются и столовым прибором, и музыкальным

инструментом, и одним из видов театра, и, наконец, красивым деревянным

расписным сувениром.

Поэтому мы решили создать в детском саду мини-музей «Русская

ложка» с целью формирования устойчивого познавательного интереса у

дошкольников к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом

предмете – ложке.

Наш музей мы условно разбили на несколько секторов:

«Прошлое и настоящее ложки» (история появления ложки)

«Ложечка-кормёжечка» ( исследовательский центр)

«Волшебные ложки» (мир эмоций на ложках)

«Ложка расписная да звонкая такая!» ( музыка и ложка)

«Чудо-ложка» (театр ложек )

«Мастера-умельцы» (творческая мастерская)

В мини-музее «Русская ложка» дети познакомились

с

историей

появления ложки: как выглядели первые ложки,

из чего их делали,

познакомились с процессом изготовления деревянной ложки. Ребята узнали,

когда стали расписывать ложки и увидели

огромное многообразие

расписных русских ложек. Использование Интернета позволило детям и

взрослым побывать на виртуальной экскурсии в музее ложки во Владимире,

в «Доме Семёна ложкаря» в городе Семёнов, посмотреть на ноутбуке

презентацию «Ложечка точёная и её бумажный вариант.

В исследовательском центре

«Ложечка –кормёжечка» дети увидели

ложки,

изготовленные

из

различных

материалов:

дерева,

металла,

пластмассы и стали проводить

с ними опыты: с водой, с магнитом и

силовым воздействием.

В нашем музее есть ложки, которые используются в качестве предмета,

активно влияющего на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Это

ложки, на которых с внутренней стороны нарисованы рожицы, передающие

различные

эмоциональные

состояния

человека.

Ребёнок

визуально

дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, сопоставляет и

делает анализ эмоционального состояния другого человека, тем самым у

него самого формируется эмпатия, сопереживание, нравственные понятия.

Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию

самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой.

Неизвестно кто и когда впервые догадался использовать деревянные ложки в

качестве музыкального инструмента. Но ложки были и остаются одним из

наиболее популярным у русского народа ударным инструментом. Их по

праву можно считать одним из символов русского музыкального искусства.

В музее дети могут посмотреть видеоролики выступлений ансамблей

ложкарей «Новый стиль» и «Узорочье»

В музее имеется всё для музицирования детей на ложках: деревянные

ложки и русская народная музыка, записанная на флеш-карте.

Всё, окружающее нас в нашем мире, живёт по законам ритма и подчинено

определенному ритму. Поэтому ритмическая способность занимает особое

место в развитии ребенка.

Ритмический слух или чувство ритма является одной из составляющих

музыкальных способностей человека.

Но плохое восприятие ритмической звуковой культуры тормозит

формирование речи в дошкольном возрасте. При несовершенном чувстве

ритма

замедляется

становление

развернутой

связной

речи,

она

невыразительна и слабо интонирована; дошкольники говорят примитивно,

используя короткие отрывочные высказывания.

Развивать чувство ритма можно не только на музыкальных занятиях, но

и в нашем мини-музее, используя ноутбук, дидактические мультимедийные

игры, пособия и деревянные ложки.

Для поддержания интереса детей к родной культуре, активизации

познавательно-творческой деятельности, привития нравственных ценностей

и

доброты

необходимо

постоянно

обновлять

развивающую

среду

театральных центров в группе. Детям очень нравится

театр ложек.

Исторические корни куклы на ложке можно соотнести с куклами для

вертепных театров, которые были очень популярны на Руси.

А в творческой мастерской музея «Мастера-умельцы» дети могут по

желанию в своей свободной деятельности заниматься росписью ложек.

Создав мини- музей «Русская ложка», мы добились не только повышения

уровня общей культуры детей старшей группы «Родничок», но и приобщения

их к культурному наследию России.



В раздел образования