Автор: Елена Вячеславовна Дубинина
Должность: мбоу "школа №169"
Учебное заведение: МБОУ "Школа №169"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: выступление на методическом объединении учителей русского языка
Тема: "Пути развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы "
Раздел: среднее образование
Пути развития
функциональной грамотности
на уроках русского языка и
литературы
Выступление на методическом
объединении учителей русского
языка
28 декабря 2021 год
Функциональная грамотность – это способность человека
использовать навыки чтения и письма в условиях его
взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень
грамотности, который дает человеку возможность вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней.
Сюда входят способности свободно использовать навыки чтения
и письма в целях получения информации из текста и в целях
передачи такой информации в реальном общении, общении при
помощи текстов и других сообщений.
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ
ЗАДАНИЯМ
Объемы
текстов
должны быть
разумными
Запрет на
использование
однотипных
заданий в одном
тесте
Запрет на
использование
НЕ в глаголах
Запрет на
использование в
источниках
программного
материала
Учет возрастных
и гендерных
особенностей
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Стимул
Разговор на перемене двух учениц 9 класса.
– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!
– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.
– Поможешь мне?
Задачная формулировка
Помогите
ученице
восстановить
алгоритм
работы
и,
воспользовавшись
им,
вставьте
буквы.
Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».
Источник информации
Алгоритм:
1.
Выделяем корень.
2.
?
3.
?
4.
Вставляем букву.
Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья,
прим..рять
соперников,
непром..каемый,
подр..внять
клумбу,
обм..кнуть
перо,
р..сток,
бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю.
Инструмент проверки
Критерии
оценки
Умение
выделять
корень
Умение
определять
лексическое
значение корня
Причина
выбора гласной
«Лишнее»
слово
Корни
с
чередованием
Корни
с
проверяемой
гласной
По ответной реплике восстановите предыдущую.
5 класс
1.-------….
- Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!
2.--------……
-К сожалению, наше справочное бюро
таких справок не дает.
3.----------………
- С радостью помогу вам.
4.-------…..
- У меня нет оснований не верить вам.
5.---------………..
-А что же в этом странного?
6.-----------…..
- Мне жаль, но я не знаю.
7.----------…….
- Конечно, не трудно! Сейчас все тебе
объясню.
Следите за тем, чтобы мини-диалоги соответствовали требованиям русского речевого
этикета.
Придумайте и запишите три мини-диалога.
В нем ходят парами слова, но не равны у них права.
(словосочетание)
Рассмотрите схему и расскажите об использовании кратких и полных прилагательных в
словосочетаниях.
Докажите, что сочетание РЕБЕНОК РУМЯН является не словосочетанием, а
грамматической основой предложения.
6класс
В слове сокрыта самая великая энергия,
Известная на Земле, - энергия человеческого духа
Ф.Абрамов
1.Перечислите и охарактеризуйте языковые единицы. Почему их называют
«строительным материалом» языка?
Рассмотрите рисунок и постарайтесь сформулировать, в чем состоит его
лингвистический смысл. Составьте устное высказывание.
2. Попробуйте объяснить, почему слово называют основной единицей языка.
Сравните свои предположения с теми аргументами, которые приведены в
следующем тексте.
8 класс
Рассмотрите рисунок и расскажите о видах языкового разбора,
связанных с анализом слова. Какие признаки этой языковой единицы
изучает каждый из них?
Отвечая на вопрос, используйте планы разбора (см. приложение к
учебнику)
Из истории лингвистики
Прочитайте текст и перескажите его. Дополните пересказ своим рассуждением о том, почему
толковый словарь С.И.Ожегова на протяжении 60 лет является одним из самых известных и
востребованных лингвистических словарей русского языка.
9 класс
–
Компетентностно
ориентированные задачи
5
в
классе
РУССКИЙ ЯЗЫК
Задача
1
.
И
ЗЛОЖИТЕ СВОЁ МНЕНИЕ
:
Ч
ТО УДИВИЛО
В
АНЮ?
Мальчик Ваня получил письмо от
зарубежного друга:
Привет, Ваня!
Как ты жить? Ходить ли ты в школу?
Как ты учиться? Чем заниматься в
свободное время? Когда ты приехать ко
мне в гости? Уметь ли ты плавать? Я живу
на берегу океана.
Твой друг Джон.
Ответы - рассуждения:
«Так не говорят.»
«Неправильно написаны
глаголы.»
«Глаголы употреблены не в том
времени.»
«Глаголы написаны не в том лице»
Задача
2
.
С
ОСТАВЬТЕ СХЕМУ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТ
ЗНАНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ГЛАГОЛА
Ответ:
Задача
3.
П
РЕДЛОЖИТЕ АЛГОРИТМ
:
ОПРЕДЕЛИ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
Окончание
ударное?
ДА
НЕТ
ДА
НЕТ
ДА
НЕТ
В оконч.
Е или У(Ю)
в 3 л. мн. ч.
Глагол
окончивается
на -ить
I
I
II
II
Задача
4.
С
ОСТАВЬ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО РОДАМ.
План
исследования
Подумай
самостоятельно
Действительно ли
глаголы изменяются
по родам.
Понаблюдай
На примере одного
глагола.
Проведи
эксперимент
Проверь на
нескольких глаголах.
Задача
5
.
С
ОСТАВЬТЕ СХЕМУ, КОТОРАЯ ОТРАЖАТ
ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛЕ.
Задача
6.
ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ГЛАГОЛАХ
НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ ПО ТАБЛИЦЕ.
Неопределённая форма глагола
Пункты
исследования
Результаты
исследования
1. Вопросы неопределённой
формы глагола
2. Изменение по лицам
3. Изменение по числам
4. Изменение по времени
5. Изменение по родам
Что делать?
Не изменяется
Не изменяется
Не изменяется
Не изменяется
Спасибо за
!
внимание