Напоминание

Использование экспериментирования в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Алькаева Диана Владимировна, Становкина Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование экспериментирования в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование экспериментирования в познавательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

Выполнила: Алькаева Диана Владимировна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 137

комбинированного вида

Выборгского района

Санкт – Петербурга

Ввиду

усовершенствования

российского

дошкольного

образования

и

внедрения

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования в образовательный процесс, стал актуальным и

вопрос формирования познавательных действий и познавательных интересов

в различных видах деятельности при работе с детьми.

В

Стандарте

есть

требования

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования,

которые

представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного

образования.

В

них

сказано,

что

ребенок

должен

проявлять

любознательность, задавать

разнообразные вопросы сверстникам и

взрослым,

интересоваться

причинно-следственными

связями,

пытаться

самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей и явлениям

природы, любить наблюдать и экспериментировать.

Экспериментирование – это специально организованная деятельность,

помогающая проследить и проанализировать особенности «поведения»

предметов изучения, в определенных специально созданных условиях.

Основная задача детского экспериментирования, это побуждение ребенка к

самостоятельности. Такую задачу экспериментирование реализует за счет

использования эмоциональной сферы ребенка, его творческого ресурса,

трудовых навыков и первичного жизненного опыта.

Первичный опыт дошкольники получают путем экспериментирования в

других видах деятельности, повседневной жизни. Но очень часто такой опыт

становится небезопасным для самих экспериментаторов. Происходит это от

того что дошкольники еще не знакомы с законами смешения веществ и

элементарными правилами безопасности. Поэтому экспериментирование

среди детей 6-7 лет следует проводить под непосредственным руководством

и наблюдением педагога. Процесс должен быть тщательно спланирован и

безопасен. После получения первоначального, контролируемого педагогом,

опыта,

объекты,

оборудование

и

материалы

экспериментирования

переносятся в знакомую детям пространственно-предметную среду группы,

для того чтоб они смогли самостоятельно воспроизвести эксперимент,

закрепить полученные результаты, сделать самостоятельные выводы по

итогу проведенной работы.

Основное

преимущество

использования

метода

экспериментирования

заключается в том, что в процессе работы над опытом дети получают

реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношении с

другими предметами и с окружающей средой. Происходит расширение

кругозора,

укрепление

и

тренировка

детской

памяти, стимулируются

мышление ребенка. В процессе экспериментирования ребенок совершает ряд

действий:

анализирует,

выдвигает

пути

решения,

систематизирует,

классифицирует

и

обобщает.

В

том

числе

активизируется

и

совершенствуется речь ребенка, так как в процессе работы ребенок

сталкивается с большим объемом информации и действий, которые

необходимо облечь в слова и проговорить в слух. Именно в период старшего

дошкольного возраста, наглядно-образное мышление начинает замещаться

словесно-логическим.

Этому способствует широкий спектр умственной работы, с которой

приходится столкнуться маленькому индивиду: формулировка проблемы,

постановка цели, осмысление трудностей, связанных с реализацией цели;

поиск путей решения проблемы, анализ предмета наблюдения или явления,

вычленение признаков или связи объекта наблюдения, сопоставление

полученных фактов с заранее сформулированными предположениями; выбор

средств и инструментов для самостоятельных действий, самостоятельная

реализация эксперимента, самостоятельное умозаключение, фиксация этапов

совершенных действий и полученных результатов.В процессе работы идет

накоплении опыта применения умственных методов и приемов, которые,

впоследствии, будут оцениваться как умственные способности.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

экспериментирование

в

дошкольном воспитании является тем самым методом обучения, который

позволяет ребенку моделировать в свою картину мира, которая складывается

путем

собственных

наблюдений,

проб

и

ошибок,

установлении

взаимозависимостей, закономерностей.

Основываясь на изучении теоритической базы нами

был разработан и

внедрен в практику проект «Неизведанное рядом!»,

направленный на

повышение уровня познавательной деятельности у детей 6 – 7 лет,

посредством экспериментирования.

Данный проект рассчитан на 2 месяца. Совместная деятельность педагога

и детей организуется 1 раз в неделю в первой половине дня во время занятий

по познавательному развитию. Каждое занятие проводится по подгруппам.

НОД включает в себя как теоретическую часть опыта, так и практическую.

Продолжительность 30 минут.

Непосредственно образовательная работа проводится по одному и тому же

плану работы:

Закрепление темы прошлого занятия (какой был эксперимент и приемы

его проведения)

Приветствие от лица игрового персонажа и

рассказ проблемной

ситуации

Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

Выдвижение гипотезы ( поиск путей решения)

Проверка гипотезы (проведение эксперимента)

Анализ полученных результатов

Формулировка выводов.

На начальном этапе педагог показывает опытно – экспериментальную

работу самостоятельно с полным объяснением происходящего. По мере

приобретения детьми опыта, к показу эксперимента привлекаются дети. При

ознакомлении

дошкольников

с

различными

опытами

используются

энциклопедические сведения, интересные истории, загадки.

В таблице представлен перспективный план работы.

Обогатили процесс проведения НОД с детьми подготовительной группы

путем внедрения дополнительных форм информирования: рассматривание и

чтение

энциклопедий,

так

же

ребята

с

большой

внимательностью

рассматривали теоретическую часть (картины, схемы)

различных видов

опытов

(не

планируемых

к

практическому

исполнению).

В процесс проведения проекта активно включились родители. Так как

дома дети с большим восторгом и восхищением начали делиться с

родителями полученными знаниями. Некоторые родители приходили за

консультацией по поводу проведения того или иного опыта, потому что

хотелось данный опыт провести в домашних условиях поскольку они не

верили до конца в результат эксперимента. Совместно с родителями мы

подобрали

познавательную

литературу

и

сделали

уголок

«Энциклопедистов».

Помимо этого нами были организованы индивидуальные консультации

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», были

оформлены серии наглядной информации для родителей, картотека опытов.

В

следствии

чего

нами

был

сделан

вывод,

что

использование

экспериментирования

в

условиях

детского

сада

благоприятно

влияет на развитие познавательной деятельности.



В раздел образования