Авторы: Алькаева Диана Владимировна, Становкина Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование экспериментирования в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование экспериментирования в познавательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: Алькаева Диана Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 137
комбинированного вида
Выборгского района
Санкт – Петербурга
Ввиду
усовершенствования
российского
дошкольного
образования
и
внедрения
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования в образовательный процесс, стал актуальным и
вопрос формирования познавательных действий и познавательных интересов
в различных видах деятельности при работе с детьми.
В
Стандарте
есть
требования
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования,
которые
представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного
образования.
В
них
сказано,
что
ребенок
должен
проявлять
любознательность, задавать
разнообразные вопросы сверстникам и
взрослым,
интересоваться
причинно-следственными
связями,
пытаться
самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей и явлениям
природы, любить наблюдать и экспериментировать.
Экспериментирование – это специально организованная деятельность,
помогающая проследить и проанализировать особенности «поведения»
предметов изучения, в определенных специально созданных условиях.
Основная задача детского экспериментирования, это побуждение ребенка к
самостоятельности. Такую задачу экспериментирование реализует за счет
использования эмоциональной сферы ребенка, его творческого ресурса,
трудовых навыков и первичного жизненного опыта.
Первичный опыт дошкольники получают путем экспериментирования в
других видах деятельности, повседневной жизни. Но очень часто такой опыт
становится небезопасным для самих экспериментаторов. Происходит это от
того что дошкольники еще не знакомы с законами смешения веществ и
элементарными правилами безопасности. Поэтому экспериментирование
среди детей 6-7 лет следует проводить под непосредственным руководством
и наблюдением педагога. Процесс должен быть тщательно спланирован и
безопасен. После получения первоначального, контролируемого педагогом,
опыта,
объекты,
оборудование
и
материалы
экспериментирования
переносятся в знакомую детям пространственно-предметную среду группы,
для того чтоб они смогли самостоятельно воспроизвести эксперимент,
закрепить полученные результаты, сделать самостоятельные выводы по
итогу проведенной работы.
Основное
преимущество
использования
метода
экспериментирования
заключается в том, что в процессе работы над опытом дети получают
реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношении с
другими предметами и с окружающей средой. Происходит расширение
кругозора,
укрепление
и
тренировка
детской
памяти, стимулируются
мышление ребенка. В процессе экспериментирования ребенок совершает ряд
действий:
анализирует,
выдвигает
пути
решения,
систематизирует,
классифицирует
и
обобщает.
В
том
числе
активизируется
и
совершенствуется речь ребенка, так как в процессе работы ребенок
сталкивается с большим объемом информации и действий, которые
необходимо облечь в слова и проговорить в слух. Именно в период старшего
дошкольного возраста, наглядно-образное мышление начинает замещаться
словесно-логическим.
Этому способствует широкий спектр умственной работы, с которой
приходится столкнуться маленькому индивиду: формулировка проблемы,
постановка цели, осмысление трудностей, связанных с реализацией цели;
поиск путей решения проблемы, анализ предмета наблюдения или явления,
вычленение признаков или связи объекта наблюдения, сопоставление
полученных фактов с заранее сформулированными предположениями; выбор
средств и инструментов для самостоятельных действий, самостоятельная
реализация эксперимента, самостоятельное умозаключение, фиксация этапов
совершенных действий и полученных результатов.В процессе работы идет
накоплении опыта применения умственных методов и приемов, которые,
впоследствии, будут оцениваться как умственные способности.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
экспериментирование
в
дошкольном воспитании является тем самым методом обучения, который
позволяет ребенку моделировать в свою картину мира, которая складывается
путем
собственных
наблюдений,
проб
и
ошибок,
установлении
взаимозависимостей, закономерностей.
Основываясь на изучении теоритической базы нами
был разработан и
внедрен в практику проект «Неизведанное рядом!»,
направленный на
повышение уровня познавательной деятельности у детей 6 – 7 лет,
посредством экспериментирования.
Данный проект рассчитан на 2 месяца. Совместная деятельность педагога
и детей организуется 1 раз в неделю в первой половине дня во время занятий
по познавательному развитию. Каждое занятие проводится по подгруппам.
НОД включает в себя как теоретическую часть опыта, так и практическую.
Продолжительность 30 минут.
Непосредственно образовательная работа проводится по одному и тому же
плану работы:
•
Закрепление темы прошлого занятия (какой был эксперимент и приемы
его проведения)
•
Приветствие от лица игрового персонажа и
рассказ проблемной
ситуации
•
Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
•
Выдвижение гипотезы ( поиск путей решения)
•
Проверка гипотезы (проведение эксперимента)
•
Анализ полученных результатов
•
Формулировка выводов.
На начальном этапе педагог показывает опытно – экспериментальную
работу самостоятельно с полным объяснением происходящего. По мере
приобретения детьми опыта, к показу эксперимента привлекаются дети. При
ознакомлении
дошкольников
с
различными
опытами
используются
энциклопедические сведения, интересные истории, загадки.
В таблице представлен перспективный план работы.
Обогатили процесс проведения НОД с детьми подготовительной группы
путем внедрения дополнительных форм информирования: рассматривание и
чтение
энциклопедий,
так
же
ребята
с
большой
внимательностью
рассматривали теоретическую часть (картины, схемы)
различных видов
опытов
(не
планируемых
к
практическому
исполнению).
В процесс проведения проекта активно включились родители. Так как
дома дети с большим восторгом и восхищением начали делиться с
родителями полученными знаниями. Некоторые родители приходили за
консультацией по поводу проведения того или иного опыта, потому что
хотелось данный опыт провести в домашних условиях поскольку они не
верили до конца в результат эксперимента. Совместно с родителями мы
подобрали
познавательную
литературу
и
сделали
уголок
«Энциклопедистов».
Помимо этого нами были организованы индивидуальные консультации
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», были
оформлены серии наглядной информации для родителей, картотека опытов.
В
следствии
чего
нами
был
сделан
вывод,
что
использование
экспериментирования
в
условиях
детского
сада
благоприятно
влияет на развитие познавательной деятельности.