Автор: Канциренко Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 41"
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: Консультация
Тема: "Взаимодействие с семьями воспитанников как условие реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
« Взаимодействие с семьями воспитанников как условие реализации ФГОС»
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому
ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в
детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной
деятельности
ребёнка
те
психологические
новообразования.
И
первой
инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений
ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно
предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За
поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны
взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской
Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным
учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения
полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным
запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей
деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы
с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования
является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является
основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в
воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического
здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим
условиям является требование обеспечения психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать
участие в разработке части образовательной Программы Организации,
формируемой участниками образовательных отношений с учётом
образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и
педагогов.
для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих
реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для
обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов,
связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш
детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в
которой решаются следующие приоритетные задачи:
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и
не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в
образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи;
• создавать условия
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое
пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену
опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные
потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны
меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы
хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с
анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания
ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему
помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать
интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются
инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная, клуб;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- газета «Топ» - известия;
- сайт ДОУ
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном
возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития
ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход
для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех
недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно
смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей
явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно
казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм
общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество,
выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только
с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что
родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в
совместных делах ДОУ и семьи.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению
родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с
родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали
партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают,
убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное
общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет
на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе,
задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех
вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует
себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение
педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в
центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ,
положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей
работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а
потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение
новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет
организовать
совместную
деятельность
детского
сада
и
семьи
более
эффективно.
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
В семейной жизни главное — терпение. (Чернышевский Н. Г.)
Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до
подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через
несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы
переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями.
Эта любовь создаёт наш характер. Не важно — какая у нас позиция в
обществе, какой уровень образования, богатства или известности — семья
— это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений,
заботы и даже образца для нашего развития.
Семья — это и школа любви, и школа нравственности, источник наших
самых сокровенных ценностей.
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека,
играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений,
обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей,
социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи
включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической
деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных
качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в
целом.
Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более
свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она
основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно
понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность
духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.
Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга
другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или
озлобление.
Такая семья учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на
уважении свободы и права других.
Такая семья является школой здорового чувства частной собственности,
самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности.
В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей
возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы
жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений.
Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее
осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество
превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это
первооснова родины.
Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый и
один
ребенок.
Они
могут
различаться
по
национальности
и
уровню
образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню
жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать
лучшей для ребенка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право
ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда – то были
детьми?
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой
оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном
саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые –
за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно,
разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет
почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает,
она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный
тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на
внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть
опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот
первое
предназначение
семьи.
Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою
причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый
член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых
зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные
законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного
коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все –
старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо;
каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но
и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство
членов
семьи,
ответственность
каждого
перед
семейным
коллективом.
Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних
семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-
деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей
принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается
реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не
послушается
до
тех
пор,
пока
не
накричат
на
него.
Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь, в каком
ключе настроены голоса членов семьи. Как строится диалог? Что преобладает –
раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или
дерзость,
юмор,
шутка
или
ворчание?
Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка
поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы
оказываем
воздействие
постоянно,
каждую
минуту
соприкосновения
с
развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли,
чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера
семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых
принципиальность
суждений,
самокритичность,
взаимопомощь,
чуткость,
внимание,
то
и
ребенок,
включаясь
в
систему
подобных
отношений,
приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в
отношениях
взрослых
фальшь,
равнодушие,
невмешательство
вместо
принципиального, активного противоборства, стремление к материальным
выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно
ставится
под
угрозу.
Умеем ли мы построить свой разговор с ребенком? Не с позиции мамы и папы, а
как-то персонально, открыто, не прячась за свои роли? Эта способность в
большей степени зависит от того, были ли в нашем собственном детстве такие
человеческие разговоры. Слушал ли нас кто-нибудь, принимал ли всерьез, или
мы были только статистами и молчаливыми слушателями чужих монологов?
Как трудно переучиваться, если собственный детский опыт был негативным!
И мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая,
что по отношению к собственным детям ведем себя точно так же неправильно,
как вели себя с нами наши родители. Наверное, поэтому родительство – самая
трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый
успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своем ребенке видит себя.
Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных
критериев. Чему учится ребенок в семейном коллективе? Какие нравственные
ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с
требованиями, предъявленными к ребенку? Все эти и многие другие вопросы
следовало бы почаще обращать нам к самим себе.