Напоминание

"Взаимодействие с семьями воспитанников как условие реализации ФГОС"


Автор: Канциренко Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 41"
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: Консультация
Тема: "Взаимодействие с семьями воспитанников как условие реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Взаимодействие с семьями воспитанников как условие реализации ФГОС»

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому

ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в

детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной

деятельности

ребёнка

те

психологические

новообразования.

И

первой

инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений

ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно

предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За

поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны

взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской

Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным

учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения

полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным

запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат

семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей

деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы

с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования

является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является

основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в

воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического

здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции

нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим

условиям является требование обеспечения психолого-педагогической

поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных

представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления

здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать

участие в разработке части образовательной Программы Организации,

формируемой участниками образовательных отношений с учётом

образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и

педагогов.

для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих

реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для

обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов,

связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш

детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в

которой решаются следующие приоритетные задачи:

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность

относительно целей дошкольного образования, общих для всего

образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и

не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в

образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи;

• создавать условия

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,

эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое

пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,

ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену

опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не

функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро

реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные

потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны

меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы

хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с

анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания

ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему

помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать

интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются

инновационные формы и методы работы:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- родительская гостиная, клуб;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- день открытых дверей;

- газета «Топ» - известия;

- сайт ДОУ

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на

совместную работу по воспитанию детей.

- Это учет индивидуальности ребенка.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном

возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,

- Это укрепление внутрисемейных связей,

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития

ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход

для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех

недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно

смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей

явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно

казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм

общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество,

выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только

с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что

родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в

совместных делах ДОУ и семьи.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению

родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с

родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали

партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают,

убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное

общение исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет

на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе,

задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех

вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует

себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение

педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в

центре всех игр и занятий.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ,

положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями

воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей

работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в

педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-

образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а

потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение

новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет

организовать

совместную

деятельность

детского

сада

и

семьи

более

эффективно.

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

В семейной жизни главное — терпение. (Чернышевский Н. Г.)

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до

подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через

несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы

переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями.

Эта любовь создаёт наш характер. Не важно — какая у нас позиция в

обществе, какой уровень образования, богатства или известности — семья

— это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений,

заботы и даже образца для нашего развития.

Семья — это и школа любви, и школа нравственности, источник наших

самых сокровенных ценностей.

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека,

играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений,

обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей,

социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи

включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической

деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных

качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в

целом.

Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более

свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она

основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно

понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность

духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга

другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или

озлобление.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на

уважении свободы и права других.

Такая семья является школой здорового чувства частной собственности,

самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности.

В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей

возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы

жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений.

Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее

осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество

превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это

первооснова родины.

Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый и

один

ребенок.

Они

могут

различаться

по

национальности

и

уровню

образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню

жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать

лучшей для ребенка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право

ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда – то были

детьми?

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой

оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном

саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые –

за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно,

разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет

почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает,

она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный

тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на

внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть

опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот

первое

предназначение

семьи.

Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою

причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый

член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых

зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные

законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного

коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все –

старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо;

каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но

и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство

членов

семьи,

ответственность

каждого

перед

семейным

коллективом.

Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних

семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-

деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей

принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается

реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не

послушается

до

тех

пор,

пока

не

накричат

на

него.

Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь, в каком

ключе настроены голоса членов семьи. Как строится диалог? Что преобладает –

раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или

дерзость,

юмор,

шутка

или

ворчание?

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка

поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы

оказываем

воздействие

постоянно,

каждую

минуту

соприкосновения

с

развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли,

чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера

семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых

принципиальность

суждений,

самокритичность,

взаимопомощь,

чуткость,

внимание,

то

и

ребенок,

включаясь

в

систему

подобных

отношений,

приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в

отношениях

взрослых

фальшь,

равнодушие,

невмешательство

вместо

принципиального, активного противоборства, стремление к материальным

выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно

ставится

под

угрозу.

Умеем ли мы построить свой разговор с ребенком? Не с позиции мамы и папы, а

как-то персонально, открыто, не прячась за свои роли? Эта способность в

большей степени зависит от того, были ли в нашем собственном детстве такие

человеческие разговоры. Слушал ли нас кто-нибудь, принимал ли всерьез, или

мы были только статистами и молчаливыми слушателями чужих монологов?

Как трудно переучиваться, если собственный детский опыт был негативным!

И мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая,

что по отношению к собственным детям ведем себя точно так же неправильно,

как вели себя с нами наши родители. Наверное, поэтому родительство – самая

трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый

успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своем ребенке видит себя.

Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных

критериев. Чему учится ребенок в семейном коллективе? Какие нравственные

ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с

требованиями, предъявленными к ребенку? Все эти и многие другие вопросы

следовало бы почаще обращать нам к самим себе.



В раздел образования