Напоминание

"Рисуем различными графическими материалами"


Автор: Манохина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №4"НГО
Населённый пункт: Приморский край г.Находка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рисуем различными графическими материалами"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«РИСУЕМ РАЗЛИЧНЫМИ ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ»

ВВЕДЕНИЕ

В художественном образовании рисунок является основной учебной

дисциплиной. Только зная его основы можно успешно овладеть другими

видами искусства. Знания основных правил графической грамотности, таких

как - передача конструкции предмета, пропорций, тональных отношений,

обеспечивает успешное освоение живописи и композиции. Занятия рисунком

дают неограниченные возможности для творческих способностей учащихся,

и особая роль в этом принадлежит графике.

Мой педагогический стаж более двадцати семи лет, и опыт моей

работы показывает, что занимаясь рисунком, детям интереснее работать

различными

графическими

материалами,

чем

простым

карандашом.

Известно,

что

детское

творчество

это

процесс,

который

носит

экспериментаторский

характер.

В

этом

возрасте

дети

не

боятся

экспериментировать, создавать новое. Они получают удовольствие от самого

процесса рисования, их интересуют новые художественные материалы.

Особое внимание хотелось бы обратить на изучение графических материалов

детьми в связи с тем, что уже в детском возрасте происходит постижение

возможностей художественных материалов с помощью использования

различных

техник.

Обучение

детей

рисунку

с

помощью

различных

графических материалов обогащает их деятельность, впоследствии они

начинают работать смелее и увереннее простым карандашом. Помимо чисто

художественных умений в этом процессе вырабатываются необходимые

юному художнику усидчивость и терпение. На собственном опыте не раз

убеждалась, что работа любыми мягкими материалами занимает у детей

гораздо меньше времени в отличие от работы карандашами разной мягкости.

Огромное

разнообразие

фактур,

получаемых

с

помощью

работы

графическими

материалами,

дарит

ученикам

большие

творческие

возможности.

Рисунок является традиционным видом графического искусства. В

задачах рисунка немало общего с живописью, а границы между ними

подвижны, такими материалами как акварель, гуашь, пастель можно

выполнять как живописные работы, так и графические. По сравнению с

живописью язык графического произведения более лаконичный и условный.

Графика

не

исключает

применение

цвета,

но

он

чаще

играет

вспомогательную роль. Средства выразительности графики являются: линия,

штрих, пятно, тон и точки. Кроме контурной линии в графическом искусстве

широко используется штрих и пятно, также конструирующие с белой (иногда

цветной, черной или фактурной, наждачной) поверхностью бумаги – главной

основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут

создаваться тональные нюансы. Многообразно варьируя отношение даже

одного черного цвета рисунка к белому фону бумаги то в виде лаконичных

3

контрастов белого и черного, то прибегая к тончайшим и сложнейшим

перепадам пятен и линий разной интенсивности можно добиться в работе

большой

выразительности.

Графические

материалы

имеют

большое

количество художественных особенностей. Ими можно делать как тонкую,

более тщательную работу, так и обобщенные рисунки; как длительную

работу, так и быструю. Это могут быть наброски сделанные углем, пером,

легкие, передающие лишь самое главное, типичное, характерное, а также

проработанные

законченные

натюрморты

и

композиции.

Можно

ограничиться только линейным рисунком, тоновой лепкой формы или

сочетать тон со штрихом. Мягкие графические материалы можно сочетать

друг с другом, например, сангину с соусом, уголь с мелом, акварель с

пастелью, технические приемы сразу несколькими материалами открывают

широкие возможности для творческих поисков.

Выполняя задания различными графическими материалами, мои

ученики учатся – владеть плоскостью листа, работать линией, пятном;

используя средства художественной выразительности передавать форму,

объем, материальность, фактуру предметов, тональные отношения. В

процессе работы у детей формируются необходимые художественные

умения и навыки, при рисовании с натуры развиваются зрительная память,

активизируется процесс эстетического восприятия окружающего мира.

Цели и задачи обучения:

1. Формировать устойчивый интерес к графике.

2. Выявить роль графики как средства отображения окружающей

действительности.

3. Познакомить детей с особенностями использования графических

материалов на уроках.

4. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения

работы графическими материалами.

5.

Развивать

навыки

грамотного

выражения

своих

творческих

замыслов.

6.

Воспитывать

внимание,

аккуратность,

целеустремленность.

Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное

отношение друг к другу и окружающим.

7. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного

времени. Помогать детям, в их желании сделать свои работы практически

значимыми.

8. Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность.

4

Методы обучения:

1.Репродуктивный (воспроизводящий).

2.Иллюстративный

(объяснение

сопровождается

демонстрацией

наглядного материала).

3.Проблемный (преподаватель ставит проблему и решает ее вместе с

детьми).

4.Эвристический

(проблема

ставится

самими

детьми,

ими

же

предлагаются пути решения).

Условия реализации.

Для успешной работы необходимы следующие инструменты и материалы:

1. кабинет;

2. графические материалы согласно заданиям;

3. бумага (наждачная, бархатная или обычный ватман);

4. мольберт или планшет;

5. инструменты согласно заданным графическим материалом.

РАЗНООБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

В современном мире художнику предлагается большое разнообразие

графических материалов (тушь, сангина, угольный карандаш, соус, пастель,

фломастер и т.д.) Большую роль играют цвет и фактура бумаги (наждачной

бумаги). Рассмотрим технику исполнения некоторых материалов, которые я

использую с детьми.

1.1 Пастель.

Разновидность мела,

но

совсем

с другими

свойствами.

Пастель

спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей

цветовой плотностью и формирует нежные бархатистые штрихи с мягкими,

рыхлыми краями. Пастель и уголь роднит то, что для рисования этими

средствами используем обычно шероховатую бумагу. Пастель бывает в виде

круглых брусков и в виде брусков с квадратным сечением (сухая, восковая и

масленая).

Исправления обычно вносим на ранних стадиях рисунка. Для

удаления большого количества цвета используем широкие кисти из щетины.

При этом планшет с рисунком поворачиваем вертикально, это позволяет

лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используем

ластик или клячка. Но этот метод неприменим при работе на бархатной

бумаге.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания мы его

фиксируем. Для этого подходит обычный лак для волос или специальный

5

фиксатор. Достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок

слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под

стекло. В этом случае пастельные работы живут долго. Пастель является

переходным материалом от графики к живописи. Приобретение навыков и

умений в работе с пастелью сказываются на мотивированности учащихся,

вызывает

желание

продолжить

осваивать,

пастельную

технику

в

самостоятельной учебной работе.

1.2 Уголь. Угольный карандаш.

Широко используется в график. Это мягкий и пластичный материал,

дает матовый черный цвет. Рисунки углем обладают бархатистым тоном.

Уголь

хорошо

передает

фактуру,

обладает

большими

живописными

возможностями в плане передачи света и тени. Рисунки углем легко

исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Работы выполняются

линией, штрихом, контуром, растушевкой. Этот материал непрочно держится

на бумаге, поэтому требуется фиксация, я использую лак для волос. В своей

работе с детьми мы используем уголь для набросков и зарисовок, рисуем

натюрморты и пейзажи.

1.3 Сангина.

Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают

мягкую красочную линию. Красивый (от красноватого до темно –

коричневого) теплый мягкий цвет. Этот материал дает возможность

применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные

пятна, так как штрих легко растирается. С помощью растушевки создаются

мягкие, плавные тональные градации, эта техника позволяет создать

«глубину», ровный тон, который можно варьировать.

1.4 Фломастер, маркер.

В работе с детьми я использую разные виды фломастеров и маркеров:

тонкие как перо и широкие типа кисти, монохромные и цветные. Самое

главное, надо понять сразу – работа фломастером необратима и практически

не поддается исправлению. Для начала нужно сделать линейный рисунок

карандашом, который при необходимости можно поправить, а затем брать в

работу фломастер или маркер. Но в работе над зарисовками и набросками я

приучаю учеников работать сразу «набело». Это приучает к композиционной

точности.

Допущенные

на

ранней

стадии

рисунка

просчеты

можно

«исправить» лишь при помощи дополнительных композиционных акцентов,

маскирующих неточности, а иногда даже позволяющих добиться более

выразительного решения. Самый простой на первый взгляд рисунок –

набросок тонким фломастером, линией разной толщены без светотеневого

6

решения. Такой рисунок фиксирует общую композицию с соблюдением

пропорций и деталей, он требует большого навыка и может быть очень

выразительным. В таких работах необходимо следить за линей: она должна

быть разнообразной, гибкой, без пунктиров.

Также моим ученикам нравится выполнять работу фломастером или

маркером в натюрморте. Такие рисунки выполняются в светотеневом

решении с помощью графических приемов – линия, точка, пятно.

1.5 Тушь.

Возможности работы с тушью велики: работа пером, кистью, палочкой.

В зависимости от размера пера можно варьировать толщиной линии, но и

одним инструментом можно получить линии разной толщины, поворачивая

его на разные стороны. Кроме того, также как и в работе с карандашом, тушь

позволяет создавать большое разнообразие фактур. Очень выразительны

наброски с натуры, сделанные тушью: перо дает линию и позволяет

прорисовать детали. Тушь можно разводить водой в разных пропорциях как

для работы кистью, так и для работы пером, в результате чего линии и пятно

будут иметь разный тон. Работа с кистью может осуществляться двумя

способами. Первый способ – рисование кистью, когда для работы берется

жидкая тушь и кистью наносится на бумагу. Второй способ, когда в этой

графической технике используется сухая жесткая кисть. Этот метод

позволяет тонко моделировать тональные градации.

Интересные работы получаются тушью в технике «по – сырому», когда

рисунок

сначала

выполняется

кистью

по

сырой

бумаге,

а

затем

прорабатываются детали пером.

Существует еще одна интересная техника работы с тушью, которая

называется «граттаж». Граттаж – способ выполнения рисунка путем

процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону

залитым тушью. Произведения выполненные в этой технике отличаются

контрастом белых линий рисунка и черного фона.

Работа тушью дисциплинирует юного художника, она с самого начала

приучает его внимательно относиться к делу, наносить все линии обдуманно

и с расчетом, так как малейшее отвлечение может привести к искажению

формы, кляксам; рука приобретает легкость движений и навык работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мои ученики изучают основы работы графической грамоты, учатся

передавать конструкции предмета, объема, видеть пропорции, тональные

отношения, при работе различными графическими материалами не возникает

препятствий, а уроки всегда проходят интересно, так как графика привлекает

детей

разнообразием

техник.

Знакомство

с

такими

графическими

7

материалами, как тушь, сангина, угольный карандаш, фломастер или пастель

вызывали у учащихся большой интерес, школьники не бояться работать в

новых для них графических техниках. Поэтому работы детей получаются

необычными, разнообразными и интересными.

Применение

на

занятиях

по

рисунку

различных

графических

материалов и использование их художественных возможностей значительно

повышает

эффективность

занятий.

Рисунки

выполненные

простым

карандашом

становятся

более

уверенными

и

профессиональными,

закрепляются полученные знания о пространстве, конструкции, пропорциях,

объеме. Как показал мой опыт, графика привлекает детей разнообразием

техник, поэтому рисунки получаются выразительными и интересными. На

протяжении урока учащиеся выступают то в роли художника, то в роли

зрителя. Обсуждение работ, сделанных на занятиях, активизируют внимание

детей. Лучшие работы выставляются в классе.

Работы графическими материалами в рисунке по своей технике и по

художественным приемам весьма разнообразны и, исходя, из творческих

задач позволяет активно экспериментировать.

Знания и умения, полученные на занятиях, помогут ученикам в

будущем и сделают их работы профессиональными.

Рекомендую примерные задания разнообразными графическими

материалами.

В первом класс:

Задание: «Зарисовка перьев птиц с натуры»

Материал: графитный карандаш, перо, тушь.

Задачи: знакомство с материалом тушь и методы работы ею;

приобретение

навыков

умения

работы

тушью;

научиться

передавать

материальность с помощью графических приемов: линия (штрих).

Задание: «Зарисовка чучела животного (белка)»

Материал: Графитный карандаш, уголь.

Задачи: знакомство с мягким материалом уголь и освоение методов

работы им; передача материальности меха с помощью графических приемов:

линия, точка, пятно.

Во втором классе:

Задание: «Декоративная композиция натюрморта»

Материал: маркер, фломастер или тушь, кисть.

Задачи: создать композицию натюрморта, на основе заданной. Развитие

умения выполнять декоративную стилизацию предметов, используя приемы:

членение плоскости на части (мелкие и крупные), дробление изображения,

наложение одной формы на другую, насыщение орнаментом.

Задание: «Зарисовка деревьев»

8

Материал: тушь, фломастер, уголь, сангина.

Задачи: рисунок графическим материалом без подготовки карандашом;

применение основных средств выражения в рисунке: штриха, линии, точек,

пятна; разнообразие фактуры изображаемых элементов деревьев

В третьем классе:

Задание: «Тематический натюрморт графическими материалами»

Материал: маркер, фломастер.

Задачи: закрепление навыков передачи конструкции предмета, их

объем, материальность и тональность с помощью графических приемов:

линия, точка, пятно.

Задание: «Натюрморт с чучелом птицы»

Материал: уголь, угольный карандаш.

Задачи: раскрытие творческих возможностей работы углем; передача

пропорций, материальности, плановости, тональных отношений предметов;

передача пластики движения чучела птицы, разнообразие фактур оперения.

Задание: «Наброски и зарисовки людей с натуры»

Материал: уголь, сангина, маркер, тушь, тонировная бумага.

Задачи: роль линии силуэта в изображении головы и фигуры человека,

раскрытие творческих возможностей различных графических материалов,

работа разными способам (линейные изображения, штрихи разной длины и

формы, растушевка).

9



В раздел образования