Автор: Манохина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №4"НГО
Населённый пункт: Приморский край г.Находка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рисуем различными графическими материалами"
Раздел: дополнительное образование
«РИСУЕМ РАЗЛИЧНЫМИ ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ»
ВВЕДЕНИЕ
В художественном образовании рисунок является основной учебной
дисциплиной. Только зная его основы можно успешно овладеть другими
видами искусства. Знания основных правил графической грамотности, таких
как - передача конструкции предмета, пропорций, тональных отношений,
обеспечивает успешное освоение живописи и композиции. Занятия рисунком
дают неограниченные возможности для творческих способностей учащихся,
и особая роль в этом принадлежит графике.
Мой педагогический стаж более двадцати семи лет, и опыт моей
работы показывает, что занимаясь рисунком, детям интереснее работать
различными
графическими
материалами,
чем
простым
карандашом.
Известно,
что
детское
творчество
–
это
процесс,
который
носит
экспериментаторский
характер.
В
этом
возрасте
дети
не
боятся
экспериментировать, создавать новое. Они получают удовольствие от самого
процесса рисования, их интересуют новые художественные материалы.
Особое внимание хотелось бы обратить на изучение графических материалов
детьми в связи с тем, что уже в детском возрасте происходит постижение
возможностей художественных материалов с помощью использования
различных
техник.
Обучение
детей
рисунку
с
помощью
различных
графических материалов обогащает их деятельность, впоследствии они
начинают работать смелее и увереннее простым карандашом. Помимо чисто
художественных умений в этом процессе вырабатываются необходимые
юному художнику усидчивость и терпение. На собственном опыте не раз
убеждалась, что работа любыми мягкими материалами занимает у детей
гораздо меньше времени в отличие от работы карандашами разной мягкости.
Огромное
разнообразие
фактур,
получаемых
с
помощью
работы
графическими
материалами,
дарит
ученикам
большие
творческие
возможности.
Рисунок является традиционным видом графического искусства. В
задачах рисунка немало общего с живописью, а границы между ними
подвижны, такими материалами как акварель, гуашь, пастель можно
выполнять как живописные работы, так и графические. По сравнению с
живописью язык графического произведения более лаконичный и условный.
Графика
не
исключает
применение
цвета,
но
он
чаще
играет
вспомогательную роль. Средства выразительности графики являются: линия,
штрих, пятно, тон и точки. Кроме контурной линии в графическом искусстве
широко используется штрих и пятно, также конструирующие с белой (иногда
цветной, черной или фактурной, наждачной) поверхностью бумаги – главной
основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут
создаваться тональные нюансы. Многообразно варьируя отношение даже
одного черного цвета рисунка к белому фону бумаги то в виде лаконичных
3
контрастов белого и черного, то прибегая к тончайшим и сложнейшим
перепадам пятен и линий разной интенсивности можно добиться в работе
большой
выразительности.
Графические
материалы
имеют
большое
количество художественных особенностей. Ими можно делать как тонкую,
более тщательную работу, так и обобщенные рисунки; как длительную
работу, так и быструю. Это могут быть наброски сделанные углем, пером,
легкие, передающие лишь самое главное, типичное, характерное, а также
проработанные
законченные
натюрморты
и
композиции.
Можно
ограничиться только линейным рисунком, тоновой лепкой формы или
сочетать тон со штрихом. Мягкие графические материалы можно сочетать
друг с другом, например, сангину с соусом, уголь с мелом, акварель с
пастелью, технические приемы сразу несколькими материалами открывают
широкие возможности для творческих поисков.
Выполняя задания различными графическими материалами, мои
ученики учатся – владеть плоскостью листа, работать линией, пятном;
используя средства художественной выразительности передавать форму,
объем, материальность, фактуру предметов, тональные отношения. В
процессе работы у детей формируются необходимые художественные
умения и навыки, при рисовании с натуры развиваются зрительная память,
активизируется процесс эстетического восприятия окружающего мира.
Цели и задачи обучения:
1. Формировать устойчивый интерес к графике.
2. Выявить роль графики как средства отображения окружающей
действительности.
3. Познакомить детей с особенностями использования графических
материалов на уроках.
4. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения
работы графическими материалами.
5.
Развивать
навыки
грамотного
выражения
своих
творческих
замыслов.
6.
Воспитывать
внимание,
аккуратность,
целеустремленность.
Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное
отношение друг к другу и окружающим.
7. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного
времени. Помогать детям, в их желании сделать свои работы практически
значимыми.
8. Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность.
4
Методы обучения:
1.Репродуктивный (воспроизводящий).
2.Иллюстративный
(объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного материала).
3.Проблемный (преподаватель ставит проблему и решает ее вместе с
детьми).
4.Эвристический
(проблема
ставится
самими
детьми,
ими
же
предлагаются пути решения).
Условия реализации.
Для успешной работы необходимы следующие инструменты и материалы:
1. кабинет;
2. графические материалы согласно заданиям;
3. бумага (наждачная, бархатная или обычный ватман);
4. мольберт или планшет;
5. инструменты согласно заданным графическим материалом.
РАЗНООБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
В современном мире художнику предлагается большое разнообразие
графических материалов (тушь, сангина, угольный карандаш, соус, пастель,
фломастер и т.д.) Большую роль играют цвет и фактура бумаги (наждачной
бумаги). Рассмотрим технику исполнения некоторых материалов, которые я
использую с детьми.
1.1 Пастель.
Разновидность мела,
но
совсем
с другими
свойствами.
Пастель
спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей
цветовой плотностью и формирует нежные бархатистые штрихи с мягкими,
рыхлыми краями. Пастель и уголь роднит то, что для рисования этими
средствами используем обычно шероховатую бумагу. Пастель бывает в виде
круглых брусков и в виде брусков с квадратным сечением (сухая, восковая и
масленая).
Исправления обычно вносим на ранних стадиях рисунка. Для
удаления большого количества цвета используем широкие кисти из щетины.
При этом планшет с рисунком поворачиваем вертикально, это позволяет
лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используем
ластик или клячка. Но этот метод неприменим при работе на бархатной
бумаге.
Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания мы его
фиксируем. Для этого подходит обычный лак для волос или специальный
5
фиксатор. Достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок
слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.
Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под
стекло. В этом случае пастельные работы живут долго. Пастель является
переходным материалом от графики к живописи. Приобретение навыков и
умений в работе с пастелью сказываются на мотивированности учащихся,
вызывает
желание
продолжить
осваивать,
пастельную
технику
в
самостоятельной учебной работе.
1.2 Уголь. Угольный карандаш.
Широко используется в график. Это мягкий и пластичный материал,
дает матовый черный цвет. Рисунки углем обладают бархатистым тоном.
Уголь
хорошо
передает
фактуру,
обладает
большими
живописными
возможностями в плане передачи света и тени. Рисунки углем легко
исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Работы выполняются
линией, штрихом, контуром, растушевкой. Этот материал непрочно держится
на бумаге, поэтому требуется фиксация, я использую лак для волос. В своей
работе с детьми мы используем уголь для набросков и зарисовок, рисуем
натюрморты и пейзажи.
1.3 Сангина.
Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают
мягкую красочную линию. Красивый (от красноватого до темно –
коричневого) теплый мягкий цвет. Этот материал дает возможность
применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные
пятна, так как штрих легко растирается. С помощью растушевки создаются
мягкие, плавные тональные градации, эта техника позволяет создать
«глубину», ровный тон, который можно варьировать.
1.4 Фломастер, маркер.
В работе с детьми я использую разные виды фломастеров и маркеров:
тонкие как перо и широкие типа кисти, монохромные и цветные. Самое
главное, надо понять сразу – работа фломастером необратима и практически
не поддается исправлению. Для начала нужно сделать линейный рисунок
карандашом, который при необходимости можно поправить, а затем брать в
работу фломастер или маркер. Но в работе над зарисовками и набросками я
приучаю учеников работать сразу «набело». Это приучает к композиционной
точности.
Допущенные
на
ранней
стадии
рисунка
просчеты
можно
«исправить» лишь при помощи дополнительных композиционных акцентов,
маскирующих неточности, а иногда даже позволяющих добиться более
выразительного решения. Самый простой на первый взгляд рисунок –
набросок тонким фломастером, линией разной толщены без светотеневого
6
решения. Такой рисунок фиксирует общую композицию с соблюдением
пропорций и деталей, он требует большого навыка и может быть очень
выразительным. В таких работах необходимо следить за линей: она должна
быть разнообразной, гибкой, без пунктиров.
Также моим ученикам нравится выполнять работу фломастером или
маркером в натюрморте. Такие рисунки выполняются в светотеневом
решении с помощью графических приемов – линия, точка, пятно.
1.5 Тушь.
Возможности работы с тушью велики: работа пером, кистью, палочкой.
В зависимости от размера пера можно варьировать толщиной линии, но и
одним инструментом можно получить линии разной толщины, поворачивая
его на разные стороны. Кроме того, также как и в работе с карандашом, тушь
позволяет создавать большое разнообразие фактур. Очень выразительны
наброски с натуры, сделанные тушью: перо дает линию и позволяет
прорисовать детали. Тушь можно разводить водой в разных пропорциях как
для работы кистью, так и для работы пером, в результате чего линии и пятно
будут иметь разный тон. Работа с кистью может осуществляться двумя
способами. Первый способ – рисование кистью, когда для работы берется
жидкая тушь и кистью наносится на бумагу. Второй способ, когда в этой
графической технике используется сухая жесткая кисть. Этот метод
позволяет тонко моделировать тональные градации.
Интересные работы получаются тушью в технике «по – сырому», когда
рисунок
сначала
выполняется
кистью
по
сырой
бумаге,
а
затем
прорабатываются детали пером.
Существует еще одна интересная техника работы с тушью, которая
называется «граттаж». Граттаж – способ выполнения рисунка путем
процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону
залитым тушью. Произведения выполненные в этой технике отличаются
контрастом белых линий рисунка и черного фона.
Работа тушью дисциплинирует юного художника, она с самого начала
приучает его внимательно относиться к делу, наносить все линии обдуманно
и с расчетом, так как малейшее отвлечение может привести к искажению
формы, кляксам; рука приобретает легкость движений и навык работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мои ученики изучают основы работы графической грамоты, учатся
передавать конструкции предмета, объема, видеть пропорции, тональные
отношения, при работе различными графическими материалами не возникает
препятствий, а уроки всегда проходят интересно, так как графика привлекает
детей
разнообразием
техник.
Знакомство
с
такими
графическими
7
материалами, как тушь, сангина, угольный карандаш, фломастер или пастель
вызывали у учащихся большой интерес, школьники не бояться работать в
новых для них графических техниках. Поэтому работы детей получаются
необычными, разнообразными и интересными.
Применение
на
занятиях
по
рисунку
различных
графических
материалов и использование их художественных возможностей значительно
повышает
эффективность
занятий.
Рисунки
выполненные
простым
карандашом
становятся
более
уверенными
и
профессиональными,
закрепляются полученные знания о пространстве, конструкции, пропорциях,
объеме. Как показал мой опыт, графика привлекает детей разнообразием
техник, поэтому рисунки получаются выразительными и интересными. На
протяжении урока учащиеся выступают то в роли художника, то в роли
зрителя. Обсуждение работ, сделанных на занятиях, активизируют внимание
детей. Лучшие работы выставляются в классе.
Работы графическими материалами в рисунке по своей технике и по
художественным приемам весьма разнообразны и, исходя, из творческих
задач позволяет активно экспериментировать.
Знания и умения, полученные на занятиях, помогут ученикам в
будущем и сделают их работы профессиональными.
Рекомендую примерные задания разнообразными графическими
материалами.
В первом класс:
Задание: «Зарисовка перьев птиц с натуры»
Материал: графитный карандаш, перо, тушь.
Задачи: знакомство с материалом тушь и методы работы ею;
приобретение
навыков
умения
работы
тушью;
научиться
передавать
материальность с помощью графических приемов: линия (штрих).
Задание: «Зарисовка чучела животного (белка)»
Материал: Графитный карандаш, уголь.
Задачи: знакомство с мягким материалом уголь и освоение методов
работы им; передача материальности меха с помощью графических приемов:
линия, точка, пятно.
Во втором классе:
Задание: «Декоративная композиция натюрморта»
Материал: маркер, фломастер или тушь, кисть.
Задачи: создать композицию натюрморта, на основе заданной. Развитие
умения выполнять декоративную стилизацию предметов, используя приемы:
членение плоскости на части (мелкие и крупные), дробление изображения,
наложение одной формы на другую, насыщение орнаментом.
Задание: «Зарисовка деревьев»
8
Материал: тушь, фломастер, уголь, сангина.
Задачи: рисунок графическим материалом без подготовки карандашом;
применение основных средств выражения в рисунке: штриха, линии, точек,
пятна; разнообразие фактуры изображаемых элементов деревьев
В третьем классе:
Задание: «Тематический натюрморт графическими материалами»
Материал: маркер, фломастер.
Задачи: закрепление навыков передачи конструкции предмета, их
объем, материальность и тональность с помощью графических приемов:
линия, точка, пятно.
Задание: «Натюрморт с чучелом птицы»
Материал: уголь, угольный карандаш.
Задачи: раскрытие творческих возможностей работы углем; передача
пропорций, материальности, плановости, тональных отношений предметов;
передача пластики движения чучела птицы, разнообразие фактур оперения.
Задание: «Наброски и зарисовки людей с натуры»
Материал: уголь, сангина, маркер, тушь, тонировная бумага.
Задачи: роль линии силуэта в изображении головы и фигуры человека,
раскрытие творческих возможностей различных графических материалов,
работа разными способам (линейные изображения, штрихи разной длины и
формы, растушевка).
9