Автор: Шевченко Геннадий Александрович
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБПОУ "Донецкий педагогический колледж"
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Раздел: высшее образование
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ
С ЛИСТА (НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ)
Свободное и беглое чтение нот с листа – одна из необходимых
предпосылок всестороннего развития студентов, открывающая
перед ними широкие возможности для ознакомления с
музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования
певцам и инструменталистам. Владение навыком чтения нот с
листа необходимо как для профессионального обучения музыке,
так и для домашнего музицирования. Поэтому, одним из
важнейших разделов работы в классе фортепиано является у
студентов чтение с листа, крайне необходимый для дальнейшей
практической работы.
Разработкой проблемы чтения нот с листа занимались многие
виднейшие педагоги-пианисты и музыканты
Л.А. Баренбойм,
Т.Л. Беркман, Ф.Д. Брянская, Р.А. Верхолаз, М.О. Лерман, Т.И.
Смирнова, К.А. Цатурян, Г.М. Цыпин, Г.И. Шахов и другие. Но
проблема чтения нот с листа по-прежнему остается актуальной,
несмотря на достаточную разработанность этой темы в
музыкальной педагогике.
Противоречие возникает между необходимостью формирования
навыка чтения с листа
важного условия всестороннего развития
музыканта и явно недостаточной разработанностью этого вопроса,
применительно к начальному этапу занятий студентов на
фортепиано.
В связи с этим разработана технология (система методов и
приёмов, а также последовательность педагогических действий),
направленная на формирование навыка чтения с листа у
начинающего пианиста.
Ведущие идеи данной педагогической технологии:
1. Всестороннее развитие студентов, открывающее перед ними
широкие возможности для ознакомления с музыкальной
литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам и
инструменталистам.
2. Развитие самостоятельности и творческой активности студента -
пианиста.
1
3. Развитие у студентов интереса и любви к музыке.
4. Комплексное музыкальное воспитание и обучение студента -
пианиста.
5. Идея развивающего обучения.
Предлагаемая технология базируется на следующих методах:
1. Интенсивное обучение основам чтения с листа с опорой на
активное развитие метроритмического чувства (внутренней 104
ритмической пульсации) и графического восприятия нотной записи
(по методике Смирновой Т.И.).
2. Освоение и закрепление музыкальной грамоты в наглядно -
игровой форме.
3. Приобретение навыка широкого зрительного охвата нотного
текста с использованием элементарного приспособления
бегунка
и карточек с музыкальными фразами.
4. Применение метода сольфеджирования, способствующего
связному и осмысленному исполнению текста, с дальнейшим
переходом на уровень внутреннего интонирования и
фортепианного чтения нот с листа.
5. Применение анализа музыкального произведения. Создание
наиболее благоприятных условий для взаимодействия музыкально -
слуховых и слухо-двигательных представлений, т.к. студент
старается услышать, представить характер музыки до
воспроизведения её на инструменте.
6. Подбор интересного разнообразного музыкального репертуара,
соответствующего способностям и уровню подготовленности
данного студента.
7. Использование различных форм и средств обучения:
ансамблевое музицирование, домашняя работа, игровые формы;
наглядные пособия, иллюстративно - игровой материал.
Рассмотрим их более подробно. Работа проходила следующим
образом. Была использована методика интенсивного обучения
основам чтения нот с листа Т.И.Смирновой, развивающая у
студентов метроритмическое чувство. Выполняя серию
ритмических упражнений, было сформировано чувство внутренней
ритмической пульсации. В задачу входило
познакомить студента
со сложными ритмическими фигурами, подготовить к исполнению
современных и джазовых произведений.
2
По вышеназванной методике, также обучали студентов
графическому восприятию нотной записи, т.е. умению видеть
общий рисунок движения нот в их взаимосвязи. При этом
применяли увлекательно - игровые формы работы: «Музыкальный
паровозик» (упражнения по ритмическим схемам), «Бусы» (запись
нот, в виде ниточки бус), «Двойные бусы» (интервалы),
«Снеговики» (трезвучия) [3, с. 15].
Для успешного овладения навыком чтения с листа необходимо
изучать теоретические понятия и постоянно расширять знания по
теории музыки. Был подобран иллюстративно - разрезной
материал, который помог сделать увлекательным и интересным не
только сам процесс обучения, но и формы контроля, получаемых
студентами теоретических знаний. Это различные игры: «Узнай
длительность» («Паузу», «Определи динамику»), игра-тест,
кроссворд-тест и другие [2, с. 12].
Применение эффективных наглядных методик особенно
продуктивно в работе с детьми младшего школьного возраста (6-8
лет). Известно, что в силу особенностей возрастной психологии
абстрактное мышление у детей этого возраста, как правило, еще
развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические знания
в наглядно-игровой форме. В практике работы были использованы
игровые формы работы по разным темам теории музыки, учитывая
уровень подготовки учащихся и их психологического восприятия.
Студентам предлагались специальные ритмические карточки,
«музыкальное лото» с длительностями, знаками альтерации,
динамическими оттенками, штрихами, паузами, благодаря которым
они в игровой форме быстрее и прочнее осваивают азы
музыкальной грамоты, что помогает овладению навыком чтения
нот с листа.
Следующий этап в обучении чтению с листа
приобретение
навыка широкого зрительного охвата нотного текста. Для начала
необходимо развить зрительную память
научить читать на один
такт вперед. Используя элементарное приспособление «бегунок»,
студентам закрывали нотный текст сначала по полтакта, затем
по
такту [2, с. 59]. Дальнейшая работа проводилась в интересной и
увлекательной форме. Были подготовлены карточки с короткими
музыкальными фразами из классических произведений. Студент
должен был найти среди карточек, лежащих перед ним, звучащее
произведение (которое исполняет педагог). Эта игра развивает
3
способность концентрировать внимание, охватывать взглядом
целиком весь отрывок и моментально сравнивать его с
несколькими другими. Игра также расширяет музыкальный
кругозор [5, с. 191].
Известно, что пение и сольфеджирование должны сопровождать
игру в течение начального процесса обучения. Чем помогает
сольфеджирование при обучении чтению нот с листа?
Сольфеджирование
это звуковое наполнение «точек - нот»,
оживление их. На первых порах педагог играет, а студент следит за
текстом и сольфеджирует, привыкая к звучанию нотного текста. У
него при этом задействована цепочка «вижу, слышу, пою». Важно,
чтобы во время чтения с листа присутствовал элемент внутреннего
интонирования, что способствует связному, осмысленному
исполнению текста.
Анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой
грамотного чтения с листа. Для этого был разработан план
подготовки к чтению нот с листа (студенты принимали активное
участие):
1. Определить тональность, ключевые и встречные знаки.
2. Простучать ритм.
3. Проанализировать структуру произведения: ритмические и
мелодические повторы, части, разделы.
4. Проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы.
5. Продумать аппликатуру.
6. Определить темп.
7.Обратить внимание на штрихи, динамику.
Анализ создает наиболее благоприятные условия для
взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных
представлений, поскольку студент вникает в музыкальный
материал, старается услышать, представить характер музыки ещё
до воспроизведения её на инструменте [4, с. 66].
Логику мышления студента в процессе анализа музыкального
материала удобнее всего контролировать, когда он рассуждает
вслух. Для того чтобы грамотно исполнить произведение с листа,
пишет Г.И. Шахов, необходимо предварительное прочтение
нотного текста глазами, что без сомнения очень развивает
внутренний слух, заставляет его активно работать. В процессе
анализа необходимо приучать учащегося к определённой
последовательности, начиная с наиболее общих моментов и,
4
прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет
его общий характер и жанр
«Марш», «Маленькая полька»,
«Вальс», «Ласковая просьба», «Петрушка» и т.д.
Чтобы познакомить студента с разнообразием нотной литературы,
был подобран обширный репертуар, включающий народные песни,
классику, детскую музыку, песни для голоса и фортепиано,
джазовую и популярную музыку. При этом придерживались и
жанрово-стилевого подбора произведений для чтения с листа.
Подбор материала по чтению нот с листа для студентов следует
вести постепенно, учитывая один из основных педагогических
принципов от простого к сложному, от лёгких тональностей
переходить к более сложным, осваивая расположение нот на
дополнительных линейках, более сложные ритмические
соотношения, разнообразные формы изложения и т. д. Наиболее
сложной задачей для студента является чтение с листа двумя
руками одновременно. На первом этапе целесообразно давать
пьесы, для которых характерно параллельное движение голосов в
октаву. Далее необходимо развивать у студента умение осмысленно
читать нотный текст одновременно по горизонтали и вертикали.
Для этого подбираются произведения с мелодией в одной
аппликатурной позиции и выдержанными звуками, интервалами
или аккордами в аккомпанементе.
Важными составляющими навыка чтения нот с листа является, во-
первых, свободная ориентировка пальцев и рук на клавиатуре, а во-
вторых – аппликатурная техника. Этого можно достичь при игре
гамм, аккордов, арпеджио, а также в процессе транспонирования.
Большое внимание в работе со студентами уделяется чтению с
листа лёгких ансамблей. На занятиях используем нетрудные
переложения классических произведений, музыку из
мультфильмов, что развивает музыкальный кругозор и в то же
время повышает интерес детей к чтению с листа. Студенты играют
в ансамбле с различными вариантами распределения партий:
учитель-студент, два студента, два студента и учитель. Этот метод
придает уроку элемент игры, а также вырабатывает у студентов
умение предельно концентрировать свое внимание.
Помимо занятий на уроке, студенты постоянно получали домашнее
задание. Результаты записывались в специально заведённую
тетрадь. Однако оценка в данном случае не столько форма
контроля, сколько дополнительный способ поощрить студента (все
5
студенты любят получать «пятёрки»). Эффективность занятий во
многом зависит от того, удастся ли педагогу вызвать у студента
устойчивый интерес к игре по нотам.
Творчески пользуясь предложенной технологией, выявив сильные
и слабые стороны студента, более развитые и менее развитые
способности, легко построить индивидуальную программу
формирования умения чтения с листа с тем, чтобы повысить
эффективность обучения.
Чтение нот с листа самым непосредственным образом влияет на
эффективность учебного процесса в целом, так как представляет
собой не что иное, как умение усваивать максимум информации в
минимум времени. В результате
увеличение объёма изучаемого
материала за счёт сокращения сроков его прохождения, укрепление
межпредметных связей, расширение музыкального кругозора и
формирование устойчивого интереса к музыке.
Свободное и беглое чтение нот с листа – один из ключевых
моментов современного музыкального образования, важное
условие всестороннего развития студентов.
Список литературы
1. Брянская, Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в
первые годы обучения пианиста / Ф.Д. Брянская.
М.: Музыка,
1971.
56 с.
2. Камаева, Т.Ю. Азартное сольфеджио / Т.Ю. Камаева.
М:
ВЛАДОС, 2004.
32 с.
3. Смирнова, Т.И. Методические рекомендации. Фортепиано.
Интенсивный курс/ Т.И. Смирнова.
М.: ЦСДК, 1994.
55 с.
4. Шахов, Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в
классе баяна / Г.И. Шахов.
М.: «Музыка», 1996.
189 с.
5. Юдовина-Гальперина, Т.Б. За роялем без слез/ Т.Б. Юдовина-
Гальперина.
СПб: Союз художников, 1996.
237 с.
6