Автор: Панина Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 - "Школа Сколково-Тамбов"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская технология на уроках литературного чтения в системе Л.В. Занкова
Раздел: начальное образование
Проектно-исследовательская технология на уроках литературного
чтения в системе Л.В. Занкова
«Если действовать не будешь,
ни к чему ума палата»
(Шота Руставели).
В настоящее время смена парадигмы общественного развития и
вхождение в информационно-техническое пространство сформулировали новое
поле
образовательной
деятельности
России.
Большое
влияние
на
совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный
заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в
нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные
знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит отражение в создании новых условий, средств, форм и
методов обучения школьников, направленных на оптимальное развитие
личности каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции,
субъектности учащегося в учебном процессе.
В
этой
связи
особую
значимость
приобретает
проектно-
исследовательская деятельность учащихся, поскольку она дает возможность
включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение
творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащиеся принимают
участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Так
осуществляется процесс приобщения ребенка к творческой, исследовательской
работе.
Использовать проектную технологию можно в любом УМК, на любых
уроках и во внеклассной деятельности, но, мне кажется, большие возможности
для его реализации даёт система развивающего обучения Л.В. Занкова, где
формирование
способности
к
проектно-исследовательской
деятельности
ведется по нескольким направлениям: заложено в содержание УМК и во
внеурочной деятельности.
Использование
проектно-исследовательской технологии
в
начальной
школе имеет свои особенности. Вначале необходимо проанализировать
возможности учащихся: сформированность коммуникативных умений, уровень
развития
мышления
учащихся,
владение
самооценочной
и
оценочной
деятельностью.
Затем
нужно
подготовить
темы,
соответствующие
тематическому планированию учебного предмета, которые могли бы стать
темой проекта, интересной для учащихся. Курс литературного чтения В.Ю.
Свиридовой обладает огромным потенциалом для развития исследовательских
способностей и применения проектной технологии. В учебнике уже заложены
задания для осуществления проектно-исследовательской деятельности, а в
рабочая
тетрадь
С.В.
Самыкиной,
входящая
в
УМК,
радует
своими
необычными проектными работами.
Темы, предлагаемые автором учебника, оригинальны, интересны, полезны
и, самое главное, выполнимы для участников исследования. Нужно подвести
ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь,
получит новые полезные знания.
Учитель при осуществлении проектной деятельности выступает как
организатор, консультант, координатор. К выполнению проекта могут быть
привлечены
родители,
которые
будут
оказывать
помощь
советом
и
информацией.
Пути проведения исследований для младших школьников могут быть
самые разнообразные: наблюдение, экскурсии, встречи и беседы с людьми
разных
специальностей,
изучение
соответствующей
литературы
по
рекомендации учителя, энциклопедий, Интернет-ресурсов.
Так, учебник 2 класса первое исследование предлагает провести по теме
«Что читают мои одноклассники». Его итогом стала выставка любимых книг,
которая называлась «Добро пожаловать в библиотеку нашего класса» Этот
проект
расширил
читательский
кругозор
детей,
помог
найти
точки
соприкосновения для общения с одноклассниками, узнать об их впечатлениях
от восприятия произведений литературы и дал возможность открыто выразить
свое отношение к художественному произведению. Эта тема стала началом
работы со Страницами исследователя в рабочей тетради и закончилась в конце
года презентацией «Моя Золотая библиотека».
Глава вторая «Завязка, тайны искусства…» заканчивается проектом
«Красавица осень»,
который
связан не только с проблемой способности
замечать красоту в природе и любоваться ею, увидеть, что окружающий нас
природный и человеческий мир полон тайн и чудес, и надо просто уметь их
замечать; но и с чувством ответственности за эту красоту, с желанием ее
сберечь, сохранить. Результат был представлен в творческих работах учащихся.
Это межпредметный проект, связанный с уроками изобразительного искусства
и технологии. С помощь различных материалов: бумага, тесто, природные
материалы, - дети смогли выразить свои эмоции,
подчеркнуть заложенную в
самой Природе способность чудесного превращения.
Еще один творческий проект «Сказочный мир» реализован по окончании
изучения раздела «Идём по невиданным следам…». Защита проекта – один из
главных этапов обучения начинающих исследователей, без него исследование
не может считаться завершенным. Это должен быть праздник для детей. Таким
праздником для моих учащихся стала Литературная гостиная. Дети читали
сказки собственного сочинения, инсценировали, оживляли картины. Проект
помог выявить красоту и своеобразие языка русских сказок,
осознать, что в
фольклоре
находят
выражение
общечеловеческие
ценности,
проявить
творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. Интерес к теме
был настолько высок, что перешёл из урочной во внеурочную деятельность и
закончился внеклассным мероприятием: модификацией телевизионной игры
«Своя игра» «В гостях у сказки». А костюмированное представление своих
исследований так понравилось детям, что в 3 классе исследовательские работы
по информационному проекту «Мифы Древней Греции», который завершил
изучение главы «Вступаем в неизведанный мир», дети оживили выступлениями
греческих героев, костюмы для которых подготовили вместе с родителями.
В ходе сбора информации учащиеся познакомились с античными
сюжетами, началось формирование базового культурного багажа, заложено
представление о мифе как способе жизни человека в древнюю эпоху.
Проект «Японские хокку: весь мир в трех строчках» раскрывает как
глубоко и тонко способен чувствовать поэт, как пронзительно и ярко способен
передавать свои впечатления, какая тонкая наблюдательность и глубина
переживаний заключена в каждой из трех строчек.
Конечный результат – создание сборника с хокку собственного сочинения.
В четвертом классе дети продолжают делать свои маленькие собственные
открытия, тем более, что в рабочей тетради С. В. Самыкиной представлены
четыре проектные задачи, которые представляют собой минипроекты. Они
дают возможность попробовать свои силы в инсценировках, составлении
новой книги, восстановлении словарных статей о писателях – то есть, разных
видах деятельности, связанных с книгой, с литературой.
Конечно, возрастные особенности младших школьников ограничивают
возможности организации проектной деятельности. Но начинать вовлекать
младших школьников в эту деятельность необходимо, тем более современный
учебник создает для этого необходимые условия. Именно в младшем школьном
возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и
отношений, а также создается преемственность между этапами развития
учебно-познавательной деятельности. Формирование универсальных учебных
действий, таких как исследовательские, информационные, презентационные,
рефлексивные, умение сотрудничать, умений самостоятельно добывать знания,
применять
их
осознанно
в
практической
деятельности,
лучше
всего
осуществляется в процессе проектной деятельности. Это поможет учащимся
успешнее освоить ступень начального общего образования и заложить основы
исследовательской деятельности на второй и третьей ступени обучения.
Литература
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования второго поколения. - М.: Просвещение, 2011
2.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. С.В. Самыкина - Самара:
Издательский дом «Фёдоров», 2015.
3.
Свиридова В. Ю. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 класса. В 2-
х частях - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2015.
4.
Проектные задачи в начальной школе. / Под ред. А. Б. Воронцова. — М.:
Просвещение, 2010.
5.
Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие
образовательной технологии М.: НИИ школьных технологий, 2004
6.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное
состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. –2006. – №1.
7.
А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших
школьников». - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005
8.
М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнёва «Проектирование в начальной школе: от
замысла к реализации». -
Учитель, 2013