Напоминание

Значение дидактической игры в экологическом воспитание старших дошкольников.


Автор: Субботина Мария Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №113
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Значение дидактической игры в экологическом воспитание старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение дидактической игры в экологическом воспитание

старших дошкольников.

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

И. Трофимова

В нaстоящее время экологическая обстановка

на планете нахoдится в кризисном положении. Быстрое развитие научно-технического

прогреccа позволило удовлетворять все потребности человечества. Но с другой

стороны, значительно снизили условия существования.

Раньше человек находился в непосредственном контакте с природой,

экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй

половине 20-го века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации,

основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В

итоге изменилось их поведение, они стали брать от природы все, что им казалось

необходимым, ничего не давая ей взамен.

Oбъективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый

человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Oна стала для него

отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Отгородившись от

прирoды стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть

проявление этих законов в своей обыденной жизни.

аварии нефтяных танкеров, отравленные ядовитыми стоками промышленных

предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух… Природа сама уже не в

силах залечивать нанесенные ей раны.

Все сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в

образовательных учреждениях любого уровня. Oна должна стать для каждого

человека родной, знакомой и понятной.

Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этой проблемы? Оказывается,

многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания,

помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти

знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.

В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного

экологического

образования,

формируется

концептуальное

видение

этого

направления. Признается всеми: начальным звеном является сфера дошкольного

образования.

Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные

убеждения с детства, то есть до того, как получает возможность критически

осмыслить

полученную

информацию.

Под

влиянием

взрослых

у

детей

вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от 8 лет и старше, эти

предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно.

Иначе говоря, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное

отношение к ней каждого человека должны воспитываться в семье и дошкольных

учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний

могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей

любить, уважать и защищать природу, но прежде сами должны научиться любить ее.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период

первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время

установления первых отношений с миром природы, людьми. Родителям и педагогам

необходимо учить ребенка управлять своими чувствами и эмоциями, готовить к тому,

чтобы он мог справиться с будущими проблемами реальной жизни.

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный

словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много

определений.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с

окружающей средой.

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к

природе. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего,

воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к

людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю

пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание поможет научить

детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно

вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут

выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу

незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре –

важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством

формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре

реализуется потребность воздействия на

мир.

Педагог

Сухомлинский

В.

А.

подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в

игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности

ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом.

Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой

воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые

ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей,

развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний

для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение

распоряжаться знаниями в различных условиях. Игры придают деятельности

эмоциональную окраску, наполняют ее яркими красками, делают ее живой,

следовательно, и более интересной для детей. Игры и игровые элементы позволяют

развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают

восприятие излагаемых проблем и знаний.

Дидактическая игра, как и образовательные ситуации, является основной

формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологического

характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в

природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее

эмоциональное отношение к такому поведению.

Дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль,

так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать

благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.

Дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребенка, формирует

у него экологическую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в

нашей экосистеме взаимосвязан, каждый объект и организм уникален в природе,

неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в

природе.

Планируя

образовательную

ситуацию,

включающие

дидактические

игры, учитываются не только программное содержание, но и игровые задачи и

действия, правила игры. В противном случае происходит процесс «… разрушения

дидактической игры как особого средства образовательной работы…»

При

использовании

дидактической

игры

воспитатель

должен

следовать

определенным педагогическим принципам:

1) опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем

непосредственного восприятия;

2) следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже

время доступна детям;

3) поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4) постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5) конкретно и четко объяснять правила.

Дидактические игры являются эффективным средством и экологического

воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники

ощущают повышенную потребность, позволяет:

- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;

- пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;

-формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной

деятельности;

-предоставить

возможности

для

проявления

самостоятельности,

инициативности,

сотрудничества,

ответственности

и

способности

принимать

правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически

ориентированной деятельности.

Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учетом

сформированных у детей этого возраста представлений:

- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых

организмах;

-о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;

- о культуре поведения в природе.

Четкое разъяснение правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их

делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Со старшими

дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры

(«Зоологическое лото» и др.,) предоставляет им возможность играть самостоятельно

лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила игры.

Для закрепления полученных в дидактической игре знаний, в своей практике я

использую различные игровые интерактивные макеты.

Игровой познавательный интерактивный

макет «Зеленый патруль»

С помощью этого макета у дошкольников

формируется представления о экологических

проблемах связанных с техногенной

деятельностью человека: вырубка лесов и

загрязнение водоемов. Помогают ребятам

решить данные задачи вот, такие милые

человечки – «Патрулята».

Игровой познавательный макет «Природные

зоны»

Способствует закреплению представлений

детей о диких и домашних животных.

«Золотистые поля», дает представление о

зерновых культурах.

«Укрась морское дно», формирует

представление о морских обитателях.

В заключение хотелось напомнить, дети – это наше будущее. И наша задача

воспитать их так, чтобы быть спокойными за свое и их будущее.



В раздел образования