Напоминание

Работа с одаренными детьми


Автор: Климентова Ульяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Г.Короленко
Населённый пункт: с. Амга
Наименование материала: доклад
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Амгинская средняя общеобразовательная школа №1

им. В.Г.Короленко с углубленным изучением отдельных предметов»

Работа с одарёнными детьми

Климентова Ульяна Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Амгинская средняя школа №1»

Амгинский улуса

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

1.

Теоретические исследования по проблеме одаренности детей………..4

2.

Классификация одаренности детей………………………………………5

3.

Особенности в развитии одаренных детей………………………..…..…9

4.

Направления работы по программе «Одаренные дети»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

2

Введение

Проблема одаренности в настоящее время становится все более

актуальной.

Во-первых, это связано с потребностью общества в неординарной

творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды

требует не только высокую активность человека, но и его умения,

способности нестандартного поведения.

Во- вторых, проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова,

так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей,

педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее

важными проблемами являются не столько научные основания одаренности,

сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы

выявления, развития и социальной реализации.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки,

культуры и социальной жизни завтра.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные

психологи

и

педагоги.

Известны

крупные

исследования

в

области

одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора,

Ж.Брюно, Б.Блума и др. Проблемы одаренности изучали отечественные

исследователи: Матюшкина А.М., Шумакова Н.Б., Чистякова Г.Д., Юркевич

В.С.Ю, Лосева А.А. и др.

Объект

исследования:

одаренность

детей

младшего

школьного

возраста.

Предмет исследования: работа с одаренными детьми младшего

школьного возраста.

Цель исследования: организация работы с одаренными детьми

в

общеобразовательной школе

3

Задачи:

1.

Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по

данной проблеме;

2.

Познакомиться с классификацией одаренности детей;

3.

Раскрыть особенности в развитии одаренных дошкольников;

4.

Рассмотреть направления работы с одаренными детьми младшего

школьного возраста.

4

1.

Теоретические исследования по проблеме одаренности детей

дошкольного возраста

В настоящее время психологи признают, что уровень, качественное

своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат

сложного

взаимодействия

наследственности

(природных

задатков)

и

социальной

среды,

опосредованного

деятельностью

ребенка

(игровой,

учебной,

трудовой).

В

то

же

время

нельзя

игнорировать

и

роль

психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе

формирования и реализации индивидуального дарования.

С

точки

зрения

Лосевой

А.А.

одаренность

это

сложное

психофизиологическое

явление

и

оно

определяется

взаимодействием

следующих факторов: доминирующей ролью познавательной мотивации;

интеллектуальным

развитием,

творческой

активностью,

развитием

специальных способностей, личностными проявлениями [6, 45].

С точки зрения А.И. Грабовского одаренность – это интегральное

проявление способностей, системное, развивающееся в течение жизни

качество психики, которое определяет возможность достижения человеком

более высоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или

нескольких видах деятельности [1, 13].

Одаренность по мнению В.С. Юркевича – это высокий уровень развития

каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с

достаточно высоко развитыми способностями [19, 11].

По мнению А.И. Савенкова одаренный ребенок – это ребенок,

выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или

имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде

деятельности [11, 66].

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в

качестве потенциала психического развития по отношению к последующим

этапам жизненного пути личности, т. е. в значительной мере условной

5

характеристикой,

следует

учитывать

всю

сложность

и

специфику

рассматриваемой проблемы (в отличии от одаренности взрослого человека).

2.Классификация одаренности детей

Существует несколько классификаций одаренности.

Можно выделить общую (или умственную) и специальную одаренность.

Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и

выступает в качестве основы их продуктивности. Ее психологическим ядром

выступают

умственные

(общие

познавательные)

способности,

вокруг

которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества

личности.

Общая

одаренность

определяет

уровень

понимания

происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в

деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах

деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.). [16, 34]

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам

одаренности.

К выделенным видам одаренности относятся следующее:

Интеллектуальная одаренность.

Эти дети, как правило, обладают весьма значительными, глубокими

знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают

сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным

источникам. Они точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный

материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим детям с легкостью

усваивать разные предметы, однако их различное отношение к предметам и,

соответственно, педагогу приводит к тому, что по одним предметам дети

занимаются блестяще, а по другим – нет.

Выделяется два основных подвида интеллектуальной одаренности:

когда проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-

6

либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются

прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто

различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала

высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем

обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой

любого вида одаренности, именно у этих детей проявляется наиболее

отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом виде одаренности

отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто

именно этот вид одаренности представлен у умственных акселератов, или,

как их еще принято называть, «вундеркиндов».

Академическая одаренность.

При этом виде одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет

место, однако на первый план выходят особые способности именно к

обучению. Дети этого вида одарённости прежде всего умеют блестяще

усваивать,

то

есть

учиться.

Особенности

их

познавательной

сферы

(мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации

таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже

приятным. Именно из детей с академической одаренностью получаются

впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего

дела.

В

некоторых

случаях

педагогу

бывает

трудно

различить

интеллектуальный и академический вид одаренности – и те и другие могут

блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница,

пожалуй,

заключается

в

особой

умственной

самостоятельности

интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности

самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных

интеллектуальных проблем. А академически одаренные дети – это всегда

гении

именно

учения,

великолепные

мастера

быстрого,

прочного

и

качественного усвоения.

7

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных

школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области

художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке,

живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем

состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и

уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии

упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало

возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных

программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и

сверстников [10, 92].

Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения

этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни

специалисты

полагают,

что

творчество,

креативность

является

неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть

представлены отдельно от творческого компонента.

А.М. Матюшкин подчеркивает, что есть лишь один вид одаренности —

творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности.

Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой

одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения

такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать,

выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять,

использовать то, что уже создано [16, 93].

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой

направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик,

которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные

эмоции в педагогах и окружающих людях:

Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

Большая независимость в суждениях;

8

Тонкое чувство юмора;

Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

Яркий темперамент.

o

Социальная одаренность.

С точки зрения Н. С. Лейтеса определение социальной одаренности

гласит,

что

это

исключительная

способность

устанавливать

зрелые,

конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие

структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция,

просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения

и т.д. [10, 95].

Социальная

одаренность

выступает

как

предпосылка

высокой

успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать,

любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим

педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие

социальной

одаренности

охватывает

широкую

область

проявлений,

связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных

отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять

лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из

проявлений социальной одаренности.

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых

можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего;

умение принимать решение; способность иметь дело с абстрактными

понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость;

чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость;

энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают

специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от

индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка [9].

9

Педагогическая практика научилась различать лишь три категории

одаренных детей. Именно эти представления закладываются в фундамент

дифференциации обучения.

Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с

высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких-либо

областях деятельности. Маленькие одаренные музыканты, художники,

математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное

обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

К

третьей

категории

одаренных

можно

отнести

детей,

хорошо

обучающихся в школе («академическая одаренность») [11].

2.

Особенности в развитии одаренных детей

Одаренные дети имеют свои особенности в развитии. Творческие

возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период

его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и

она

же

проявляет

себя.

Первичное

проявление

способностей

в

неопределимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело

родителей, воспитателей, учителей – поддержать эти стремления ребенка [7,

23].

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать

причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, они

особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта

способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания

через этапы»).

Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета

в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент,

который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен.

10

Такой личностный выбор может относиться ровно к природе, искусствам,

науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.

Среди

качеств,

свойственных

одаренному

ребенку,

сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих

мест. Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких

сложностей. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой

творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего

человека.

Еще одна точка отсчета – память, характеризующая специальный

талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней

речи

и

абстрактном

мышлении.

Одаренных

отличает

способность

классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко

использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и

категоризации

иллюстрируется

и

любимым

увлечением

коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы

отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари

и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают

игры, требующие активизации умственных способностей.

Склонность к задачам дивергентного типа. Под такими задачами следует

понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные,

творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они

допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами, когда

требуются найти множество ответов и из них выбрать самый лучший,

сталкивается человек в жизни и в любой творческой деятельности.

Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом

к дивергентным задачам. Создаваемые этими задачами ситуации с различной

степенью неопределенности не подавляют, а напротив – стимулируют

активность ребенка.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять

высоки порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием

11

заниматься сложными или даже не имеющими практического решения

задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Оригинальность

мышления.

Способность

выдвигать

новые,

неожиданные

идеи,

отличающиеся

от

общепринятых

называют

оригинальностью

мышления. Оригинальность

составляет

непременный

структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести,

нестандартности, неожиданности предлагаемого решения и определяется

преобразованием заданной проблемы в собственную проблему, отказом от

стандартных очевидных гипотез. Проявляется в мышлении и поведении

одаренного ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах

его деятельности.

Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые

стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от

явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют

гибкостью мышления. Высокий уровень гибкости мышления – явление

редкое, как и крайнее выражение его противоположности – инертности

мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности,

характерной для одаренных детей.

Продуктивность мышления. Это качество иногда называют «беглостью

мышление» и обычно рассматривают как способность к генерированию

большого числа идей. Большое количество идей характерно для одаренного

ребенка как реакция на проблемную ситуацию. Чем больше идей, тем больше

возможностей для выбора из них оптимальных. Обилие идей, с одной

стороны,

является

основой,

с

другой

необходимой

предпосылкой

творчества.

Легкость ассоциирования. Она выражена наиболее рельефно в умении

находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются,

в

способности

увидеть,

найти

путь

к

решению

проблемы,

использую

различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Они

обладают способностью воспринимать связи между явлениями, событиями и

12

предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем

воображении создавать альтернативные системы.

Способность к прогнозированию. Одаренным детям в значительно

большей

степени,

чем

их

сверстникам,

свойственны

способности

к

прогнозированию, антиципации. У одаренных детей это качество выражено

настолько ярко, что их способность к антиципации распространяется не

только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления

реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во

времени, относительно элементарных событий до возможностей прогноза

развития социальных явлений.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на

чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Способность к оценке, она предполагает возможность оценки продуктов

собственной деятельности, а так же понимания как собственных мыслей и

поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. Способность к

оценке

обеспечивает

возможности

самодостаточности,

самоконтроля,

уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих

способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность,

неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее

в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как

устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими

процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем

спят они меньше обычного. Их моторная координация и владение руками

часто отстают от познавательных способностей.

4.Направления работы по программе «Одаренные дети»

13

Система работы по программе «Одаренные дети» в 3 «Б» классе

реализуется

по

5

направлениям:

научно-познавательная

деятельность,

художественно-эстетическая, проектная, прикладное творчество.

Научно-познавательная

деятельность

позволяет

расширить,

систематизировать

и

углубить

знания

обучающихся.

Повышается

познавательная активность, любознательность, воображение, интерес к

окружающему

миру,

расширяется

кругозор.

Наблюдается

повышение

качества успеваемости учебы. По итогам учебного года в классе 3 отличника,

7 ударников, процент качества 53%. Ученики занимают призовые места

предметных олимпиадах различного уровня. I Республиканский открытый

дистанционной олимпиады для обучающихся начальных классов им.

заслуженного учителя ЯАССР М.С.Насыровой награждает Павлова Славу за

3 место, Центр Образования и Воспитания Дипломом награждает Романова

Данила Победителя в IV Всероссийской олимпиаде по ПДД «Внимание!

Дорога!»,Заочная республиканский творческий конкурс «Правила дорожного

движения глазами детей» I место Ефимова Дарина, Неустроев Эрхан, II место

Никитина Алеана, Республиканская метаолимпиада им.Насырова Усть-

Алданский улус Павлов Слава III место, Республиканский открытый онлайн

конкурс детского творчества Никитина Алеана Лауреат II степени.

Для выявления и развития юных талантов в классе стало традицией

участие в научно-практических конференциях.

Проектная деятельность

начинается с написания рефератов, создания презентаций. Увеличивается

количество

и

качество

исследовательских

работ

на

познавательной

конференции «Первые шаги». В 2018 учебном году доклад Седалищева

Антона занял 1 место и участвовал в республиканском НПК Первые шаги в

науке (2 класс). В прошлом году на улусной НПК «Шаг в будущее» из

участников класса призерами стали 3 юных исследователя. Никитина Алеана

стала призером улусной НПК «Сахалыы

ө

с хо

һ

оонноругар чыы

һ

ыла

туттуллуута». Ефимова Дарина заняли призовые места на республиканской

НПК «Изучение агротехники разведения можжевельника». За счет раннего

14

выявления и развития индивидуальных способностей и задатков учащихся

создаются условия для самовыражения и реализации в различных сферах

деятельности. Радуют достижения учащихся на улусных и республиканских

конкурсах

прикладного

творчества:

«Лучшая

новогодняя

игрушка»,

«Чудеса своими руками», «Лучшая новогодняя открытка». Ученики с

удовольствием занимаются фотографированием и участвуют в различных

фотоконкурсах.

Проработав в школе с детьми разного уровня подготовленности,

творческих способностей мы пришли к выводу, что каждый ребёнок

индивидуален, каждый представляет собой личность, обладает какими – то

способностями, талантами. Исследования одаренности убедительно показали

ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются

сами собой и «пробьют» себе дорогу. Выявление и развитие одаренных

детей в процессе обучения в школе обуславливает гармоническое развитие

личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает

подготовку к будущей жизни.

Заключение

В

настоящее

время

наблюдается

повышенный

интерес

к

проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития

одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для

работы с ними.

Одаренность – это высокий уровень развития каких-либо способностей,

а одаренные дети, соответственно, дети с достаточным высоко развитыми

способностями [19, 11].

Правильное

построение

взаимоотношений

одаренного

ребенка

с

окружающим

миром

позволит

ему

наиболее

полно

проявить

свои

способности.

15

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в

которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из

них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а

также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов,

психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах

обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить

специальную подготовку. Личность педагога является ведущим фактором

любого обучения и воспитания.

В

раннем

выявлении

явно

или

потенциально

одаренных

детей

специалистам неоценимую помощь должны оказать родители, которые могут

вовремя предоставить ребенку поддержку и создать благоприятные условия

для дальнейшего развития способностей дошкольника, а так же дать

необходимую информацию о способностях своих детей.

В

заключение

необходимо

напомнить,

что

работа

педагога

с

одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

Он

требует

от

педагогов

личностного

роста,

хороших,

постоянно

обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а

также

тесного

сотрудничества

с

психологами,

другими

педагогами,

администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует

постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться

от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

16

Список используемых источников:

1.

Грабовский. А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности:

научно-теоретический журнал Педагогика» №8– М., 2003. 13-18 стр.

2.

Белова Е.С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать. – М.,

1998.

3.

Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция

одаренности. Под ред. В.Д. Шадриков. – М., 1998.

4.

Грязева В.Г.. Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. –

М.,1993.

5.

Кулемзина

А.В.

Детская

одаренность:

психолого-педагогические

исследования. – Томск, 1999.

6.

Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004.

7.

Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1992.

8.

Матюшкин А.М. проблемные ситуации в мышлении и обучении. –М.,

1972.

9.

Одаренные дети. Под общ. ред. Бурменской Г.В, Слуцкого С.М. – М.,

1991.

10.Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтеса. –

М., 1996.

11.Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее

обучение – Ярославль, 2002.

12.Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М., 1996.

13.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

14.Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Метод.

Пос./А.А. Мелик-Пашев, З.Н.Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук. –

Дубна, 2006.

15.Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных

структур. – М., 1991.

16.Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Под ред.

А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. – М.,2008.

17.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М., 2004.

18.Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. – М., 1977.

19.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996.

17



В раздел образования