Автор: Чукманцева Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 35
Населённый пункт: Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: Проектная деятельность в ДОУ
Тема: Роль родителей в организации и осуществлении проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Роль родителей в организации и осуществлении проектной деятельности
детей дошкольного возраста.
Здравствуйте! Меня зовут Юлия Михайловна. Я воспитатель детского сада.
В настоящее время работаю в старшей группе. Тема моего самообразования:
«Работа с родителями через проектную деятельность». Мне хотелось
поделиться опытом своей работы и разобраться…Какова роль родителей в
осуществлении проектной деятельности педагогом?
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят
новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в
том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок,
выступающий как объект, в традиционной системе обучения, не может
проявить
свои
таланты
и
индивидуальность,
научиться
выбирать
и
принимать решения. Проектная деятельность отвечает всем современным
тенденциям в образовании.
Данный вид деятельности направлен на
актуальную
проблему
саморазвития
дошкольника.
Основной
целью
проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой
личности ребёнка.
Реализация проектного метода в ДОУ невозможна без вовлечения в неё
родителей.
Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе
становления
личности
каждого
человека
невозможно
преувеличить.
Актуальное
значение
приобретает
не
столько
их
взаимодействие
в
традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимное дополнение
детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего
поколения.
Направления работы с родителями:
Просветительское (представление информации для повышения психолого-
педагогической,
правовой
культуры родителей);
педагогу
необходимо
познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в
развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной
деятельности.
Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей
в
выполнении
общего
дела,
проявлении
творческих
способностей,
полноценном эмоциональном общении); совместный сбор материалов,
изготовление
атрибутов,
игры,
конкурсы, презентации
раскрывают
творческие
способности
детей,
вовлекают родителей в
воспитательный
процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в
реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной
помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но
и становятся непосредственными участниками образовательного процесса,
обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности
и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Они становятся
ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.
Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено
несколькими причинами:
• Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут
быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого;
• Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в
ситуации
широко
распространённого
дефицита
внутрисемейного
общения.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском
саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами
ДОУ.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
• Мотивационная
поддержка
–
показать
собственную
заинтересованность к теме реализуемого проекта;
• Информационная
поддержка
–
родители
выступают
источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной
информации (написание доклада, поиск художественной литературы);
• Организационная поддержка – сопровождение детей в музей,
библиотеку и т.д.;
• Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж
материалов, составление презентаций.
Вначале моей работы, было проведено анкетирование родителей по
вопросу сотрудничества с детским садом. Анализируя данные, выяснилось,
что родители испытывают большой интерес к жизни своих детей в стенах
ДОУ. Среди проблем, возникающих на пути сотрудничества с детским
садом, обозначены такие, как недостаток свободного времени, знаний,
умений, недостаток информации о воспитании и развитии детей. Таким
образом, определилась цель моей работы: Разрушить существующий барьер
во взаимоотношениях детского сада и родителей.
Мы проводим еженедельные проекты в соответствии с тематическим планом
рабочей программы. Форма работы бывает разной. Все зависит от темы
проекта, от его вида и сложности. Например, в проекте «Космос» мы просили
родителей подготовить различную информацию о небесных телах, солнечной
системе, о космонавтах и их профессии.
Есть проекты, в которых родители принимают непосредственное участие,
например: в проекте «Поиграем в театр» родители наших воспитанников
принимали участие в постановке театральных этюдов, помогли пополнить
материал театрализованного уголка. В конце проекта мама Валерии
поиграла с детьми в театр по русской народной сказке «Теремок».
Мы проводим и такие проекты, как «День открытых дверей». Родителям
очень интересно, как протекает жизнь ребенка в детском саду, какие у него
взаимоотношения со сверстниками. Во время проведения этого проекта
родители могли свободно посещать детский сад, присутствовать на занятиях,
помогать в их организации и проведении, участвовать в играх детей,
почитать книгу, рассказать о своей профессии. Например, мама Сафины
рассказала о своей профессии врача и поиграла с детьми в сюжетно -
ролевую игру «Больница».
Так же в нашей группе проводятся индивидуальные проекты. Цель этих
проектов формируется из какой - либо проблемы возникающей у ребенка.
Например, мы заметили, что у одного нашего воспитанника нет желания
заниматься утренней гимнастикой. Тогда и родился проект «Будь здоров!».
Целью этого проекта стало воспитание положительного отношения к
физическим упражнениям, осознание ребенком их пользы для здоровья.
Вначале мы провели консультацию с родителями и ребенком о пользе
физических упражнений. Предложили маме совместно с ребенком
разработать комплекс утренней гимнастики и провести ее для всех детей
группы, а так же заниматься дома. Итогом проекта стало развлечение ,
организованное мамой Рамазана: «Дружно, смело, с оптимизмом, за
здоровый образ жизни!», а так же изготовление оборудования для
закаливания.
Так же с помощью организации проекта «Дети и музей» в нашей группе
появился мини музей «Волшебный мир ткани». Родители помогли в сборе
экспонатов, а некоторые захотели организовать такие музеи для своих детей
дома. Таким образом, дома у Виталия появился мини – музей «Динозавры»,
у Егора «Самые необычные машинки», у Азалии «Мои куклы», у Диляры
«Камушки». Родители заметили повышенный интерес своих детей, создали
мини – музеи в соответствии с их интересом. Постоянно пополняют их
новыми экспонатами, а так же обогащают знания детей в данном
направлении.
Проведение промежуточного мониторинга показало, что родители стали
больше участия принимать в жизни детского сада, они с большим желанием
посещают наши мероприятия, помогают в их подготовке и проведении. А
иногда становятся их инициаторами и организаторами. Мы видим, как растет
их интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать
близким другом своему ребенку.
Используемая литература:
1. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего:
основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр
Сфера » - Москва, 2011г.
2. А.А. Майер , О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в
жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва,
2011г.
3. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2010г.