Напоминание

Роль родителей в организации и осуществлении проектной деятельности детей дошкольного возраста.


Автор: Чукманцева Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 35
Населённый пункт: Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: Проектная деятельность в ДОУ
Тема: Роль родителей в организации и осуществлении проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль родителей в организации и осуществлении проектной деятельности

детей дошкольного возраста.

Здравствуйте! Меня зовут Юлия Михайловна. Я воспитатель детского сада.

В настоящее время работаю в старшей группе. Тема моего самообразования:

«Работа с родителями через проектную деятельность». Мне хотелось

поделиться опытом своей работы и разобраться…Какова роль родителей в

осуществлении проектной деятельности педагогом?

В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят

новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в

том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок,

выступающий как объект, в традиционной системе обучения, не может

проявить

свои

таланты

и

индивидуальность,

научиться

выбирать

и

принимать решения. Проектная деятельность отвечает всем современным

тенденциям в образовании.

Данный вид деятельности направлен на

актуальную

проблему

саморазвития

дошкольника.

Основной

целью

проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой

личности ребёнка.

Реализация проектного метода в ДОУ невозможна без вовлечения в неё

родителей.

Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе

становления

личности

каждого

человека

невозможно

преувеличить.

Актуальное

значение

приобретает

не

столько

их

взаимодействие

в

традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимное дополнение

детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего

поколения.

Направления работы с родителями:

Просветительское (представление информации для повышения психолого-

педагогической,

правовой

культуры родителей);

педагогу

необходимо

познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в

развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной

деятельности.

Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей

в

выполнении

общего

дела,

проявлении

творческих

способностей,

полноценном эмоциональном общении); совместный сбор материалов,

изготовление

атрибутов,

игры,

конкурсы, презентации

раскрывают

творческие

способности

детей,

вовлекают родителей в

воспитательный

процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в

реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной

помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но

и становятся непосредственными участниками образовательного процесса,

обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности

и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Они становятся

ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.

Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено

несколькими причинами:

• Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут

быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого;

• Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в

ситуации

широко

распространённого

дефицита

внутрисемейного

общения.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском

саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами

ДОУ.

Формы участия родителей в проектной деятельности:

• Мотивационная

поддержка

показать

собственную

заинтересованность к теме реализуемого проекта;

• Информационная

поддержка

родители

выступают

источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной

информации (написание доклада, поиск художественной литературы);

• Организационная поддержка – сопровождение детей в музей,

библиотеку и т.д.;

• Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж

материалов, составление презентаций.

Вначале моей работы, было проведено анкетирование родителей по

вопросу сотрудничества с детским садом. Анализируя данные, выяснилось,

что родители испытывают большой интерес к жизни своих детей в стенах

ДОУ. Среди проблем, возникающих на пути сотрудничества с детским

садом, обозначены такие, как недостаток свободного времени, знаний,

умений, недостаток информации о воспитании и развитии детей. Таким

образом, определилась цель моей работы: Разрушить существующий барьер

во взаимоотношениях детского сада и родителей.

Мы проводим еженедельные проекты в соответствии с тематическим планом

рабочей программы. Форма работы бывает разной. Все зависит от темы

проекта, от его вида и сложности. Например, в проекте «Космос» мы просили

родителей подготовить различную информацию о небесных телах, солнечной

системе, о космонавтах и их профессии.

Есть проекты, в которых родители принимают непосредственное участие,

например: в проекте «Поиграем в театр» родители наших воспитанников

принимали участие в постановке театральных этюдов, помогли пополнить

материал театрализованного уголка. В конце проекта мама Валерии

поиграла с детьми в театр по русской народной сказке «Теремок».

Мы проводим и такие проекты, как «День открытых дверей». Родителям

очень интересно, как протекает жизнь ребенка в детском саду, какие у него

взаимоотношения со сверстниками. Во время проведения этого проекта

родители могли свободно посещать детский сад, присутствовать на занятиях,

помогать в их организации и проведении, участвовать в играх детей,

почитать книгу, рассказать о своей профессии. Например, мама Сафины

рассказала о своей профессии врача и поиграла с детьми в сюжетно -

ролевую игру «Больница».

Так же в нашей группе проводятся индивидуальные проекты. Цель этих

проектов формируется из какой - либо проблемы возникающей у ребенка.

Например, мы заметили, что у одного нашего воспитанника нет желания

заниматься утренней гимнастикой. Тогда и родился проект «Будь здоров!».

Целью этого проекта стало воспитание положительного отношения к

физическим упражнениям, осознание ребенком их пользы для здоровья.

Вначале мы провели консультацию с родителями и ребенком о пользе

физических упражнений. Предложили маме совместно с ребенком

разработать комплекс утренней гимнастики и провести ее для всех детей

группы, а так же заниматься дома. Итогом проекта стало развлечение ,

организованное мамой Рамазана: «Дружно, смело, с оптимизмом, за

здоровый образ жизни!», а так же изготовление оборудования для

закаливания.

Так же с помощью организации проекта «Дети и музей» в нашей группе

появился мини музей «Волшебный мир ткани». Родители помогли в сборе

экспонатов, а некоторые захотели организовать такие музеи для своих детей

дома. Таким образом, дома у Виталия появился мини – музей «Динозавры»,

у Егора «Самые необычные машинки», у Азалии «Мои куклы», у Диляры

«Камушки». Родители заметили повышенный интерес своих детей, создали

мини – музеи в соответствии с их интересом. Постоянно пополняют их

новыми экспонатами, а так же обогащают знания детей в данном

направлении.

Проведение промежуточного мониторинга показало, что родители стали

больше участия принимать в жизни детского сада, они с большим желанием

посещают наши мероприятия, помогают в их подготовке и проведении. А

иногда становятся их инициаторами и организаторами. Мы видим, как растет

их интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать

близким другом своему ребенку.

Используемая литература:

1. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего:

основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр

Сфера » - Москва, 2011г.

2. А.А. Майер , О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в

жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва,

2011г.

3. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к

практике». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2010г.



В раздел образования