Автор: Осипова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия "Центр детства"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста
Тема: Пальчиковая гимнастика
Раздел: дошкольное образование
Пальчиковая гимнастика
как средство развития речи детей дошкольного
возраста.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг»
Иммануил Кант
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше
уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с
орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А
чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое
"представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют
большое значение для развития речи ребенка.
Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от
общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений
его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью,
восприятием, а также с развитием речи ребенка.
Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и
моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине
стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр
ребенка. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию
мелкой моторики. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что в последнее
время всё больше детей приходит в детский сад с задержкой речевого развития,
а так мы знаем, что мелкая моторика развивается параллельно с речевыми
центрами, то можно заметить, что именно пальчиковая гимнастика больше
всего помогает ребенку, учиться говорить.
ЧТО ТАКОЕ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
1.Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и
совершенствования «тонких» движений пальцев рук.
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее
воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что
интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым
образом.
2. Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй
при помощи пальцев.
Играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит
вслушиваться в нашу речь и понимать ее, повышает речевую активность
ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
В пальчиковых играх ребенок запоминает многое: положение пальцев,
последовательность движений и простые, легкие к запоминанию стихи. Это
отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
Когда малыш сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой
гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой.
3. Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и
правильно его распределять.
Концентрация внимания и умение правильно его распределять является важным
умением в развитии малыша. Произвольно управлять своим вниманием ребенок
сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут
зависеть его школьные успехи.
4. Пальчиковая гимнастика развивает фантазию, воображение и мышление.
С помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение
ребенка. Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы.
Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством
развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается
работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном
тренинге упражняются не руки, а мозг. У всех детей с отставанием в речевом
развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы.
Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи
малышей. После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными,
подвижными, гибкими. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать,
повышается речевая активность, развивается память. Игры с пальчиками — это
не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов
радостного общения с близкими людьми.
Пальцы помогают говорить:
На самом деле, пальчиковая гимнастика, является одним из элементов развития
мелкой моторики, которая включает в себя многообразие упражнений,
включающих в себя тренировку пальцев. Упражнения по тренировке пальцев
рук можно начинать с детьми в возрасте 6–7 месяцев. В этот период полезно
делать массаж кистей рук – поглаживать их, затем проделывать движения
пальцами ребенка. Делать это надо ежедневно.
С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку
пальцев ребенка.
Варианты упражнений для развития мелкой моторики:
-давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы
и требуется значительное усилие);
-рвать на мелкие куски бумагу (здесь также участвуют все пальцы, и движения
энергичны);
- давать детям перебирать крупные деревянные бусы,
- складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши.
- нанизывание колец пирамидок.
Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально
направленные на развитие тонких движений пальцев. Можно также
использовать следующие виды деятельности:
- наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик,
домик и т.п.);
- мозаика по возрастающей сложности;
- нанизывание бус, бисера, пуговиц;
- наборы веревочек разной толщины для завязывания и развязывания узелков;
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание
предметов на ощупь).
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают игры с
пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста
является игра
Особенности проведения пальчиковых игр.
Пальчиковая гимнастика должна проводиться поэтапно, от простого к
сложному, уровень сложности гимнастики должен соответствовать уровню
развития ребенка. На результативность использования пальчиковой гимнастики
сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные
упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого
получается живой рассказ на какую-то тему, например: «Прогулка в лес». Детям
совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как улитка
ползет, бабочка летает, трава колышется от ветра, прилетает птица, кормит их и
т. д. Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и
разгибания. Выполняются игры в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала
одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые
следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью
переключения с одного движения на другой. Указания должны быть
спокойными, доброжелательными, чёткими. Произносить тексты пальчиковых
игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая
голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять
синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им
достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для
некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать
на подушечках пальцев глазки и ротик.
Варианты пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста:
Хочу представить несколько упражнений пальчиковой гимнастики, на самом
деле разнообразие пальчиковых игр таково, что их можно объединять в блоки,
по характерным признакам, т. е. на определенную тему своя пальчиковая игра.
Я представлю лишь несколько, для понимания…
Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от
указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
- С этим - в дудочку дудел.
Этот пальчик.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая
потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.
Пальчики.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца,
то на правой, то на левой руке.
- Этот пальчик хочет спать.
- Этот пальчик — прыг в кровать!
- Этот пальчик прикорнул.
- Этот пальчик уж заснул.
- Встали пальчики. Ура!
- В детский сад идти пора.
Кошка.
- Как у нашей кошки
- Беленькие ножки,
- Мяконькие лапки,
- Ноготки - царапки.
Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки
Солнышко:
- Утро красное пришло,
- Солнце ясное взошло.
- Стали лучики светить
- Малых деток веселить.
Пальчики разгибаются по одному
- Прилетели тучки
- Спрятались лучики.
Пальчики прячутся в кулачок.
Козел.
- "Вот какой козел рогатый!"
- Рожки делают ребята.
- "Вот какие рожки
- У козла Тимошки!"
- Встрече Тимофей не рад -
- Грозно смотрит на ребят.
- "Уходите, вас не знаю:
- Забодаю, забодаю!"
Пальчиками изображаются козлиные рожки.
Киска.
- Киска ниточки мотала
вращать руками, как бы наматывая нить на клубок
- И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня!
показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони
Лошадка.
- Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх
Дом
- Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
- Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
- Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
- Буду жить я в доме том.
похлопать ладонями.
Капуста
- Мы капусту рубим, рубим
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим
пальчики щепоткой-солим
- Мы капусту мнем, мнем.
ручками "мнем" капусту
-В баночку кладем и пробуем
гладим себя по животу, показываем как вкусно.
Отдыхаем
- Мы сегодня рисовали,
имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой
- Наши пальчики устали,
- Наши пальчики встряхнем,
встряхивать кистями
- Рисовать опять начнем.
снова имитировать рисование
Прятки
ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
- В прятки пальчики играли
- И головки убирали,
- Вот так,вот так,
- И головки убирали
Дождик
- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой
круг
Вывод: Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой
гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его
распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и
усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые
положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,
хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение
навыком письма.