Напоминание

Пальчиковая гимнастика


Автор: Осипова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия "Центр детства"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста
Тема: Пальчиковая гимнастика
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пальчиковая гимнастика

как средство развития речи детей дошкольного

возраста.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А.Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Иммануил Кант

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше

уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с

орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А

чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое

"представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют

большое значение для развития речи ребенка.

Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от

общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений

его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью,

восприятием, а также с развитием речи ребенка.

Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и

моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине

стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр

ребенка. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию

мелкой моторики. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что в последнее

время всё больше детей приходит в детский сад с задержкой речевого развития,

а так мы знаем, что мелкая моторика развивается параллельно с речевыми

центрами, то можно заметить, что именно пальчиковая гимнастика больше

всего помогает ребенку, учиться говорить.

ЧТО ТАКОЕ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

1.Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и

совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее

воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что

интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым

образом.

2. Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй

при помощи пальцев.

Играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит

вслушиваться в нашу речь и понимать ее, повышает речевую активность

ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

В пальчиковых играх ребенок запоминает многое: положение пальцев,

последовательность движений и простые, легкие к запоминанию стихи. Это

отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

Когда малыш сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой

гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой.

3. Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и

правильно его распределять.

Концентрация внимания и умение правильно его распределять является важным

умением в развитии малыша. Произвольно управлять своим вниманием ребенок

сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут

зависеть его школьные успехи.

4. Пальчиковая гимнастика развивает фантазию, воображение и мышление.

С помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение

ребенка. Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы.

Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством

развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается

работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном

тренинге упражняются не руки, а мозг. У всех детей с отставанием в речевом

развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы.

Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи

малышей. После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными,

подвижными, гибкими. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать,

повышается речевая активность, развивается память. Игры с пальчиками — это

не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов

радостного общения с близкими людьми.

Пальцы помогают говорить:

На самом деле, пальчиковая гимнастика, является одним из элементов развития

мелкой моторики, которая включает в себя многообразие упражнений,

включающих в себя тренировку пальцев. Упражнения по тренировке пальцев

рук можно начинать с детьми в возрасте 6–7 месяцев. В этот период полезно

делать массаж кистей рук – поглаживать их, затем проделывать движения

пальцами ребенка. Делать это надо ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку

пальцев ребенка.

Варианты упражнений для развития мелкой моторики:

-давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы

и требуется значительное усилие);

-рвать на мелкие куски бумагу (здесь также участвуют все пальцы, и движения

энергичны);

- давать детям перебирать крупные деревянные бусы,

- складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши.

- нанизывание колец пирамидок.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально

направленные на развитие тонких движений пальцев. Можно также

использовать следующие виды деятельности:

- наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;

- цветные клубочки ниток для перематывания;

- деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик,

домик и т.п.);

- мозаика по возрастающей сложности;

- нанизывание бус, бисера, пуговиц;

- наборы веревочек разной толщины для завязывания и развязывания узелков;

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание

предметов на ощупь).

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают игры с

пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста

является игра

Особенности проведения пальчиковых игр.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться поэтапно, от простого к

сложному, уровень сложности гимнастики должен соответствовать уровню

развития ребенка. На результативность использования пальчиковой гимнастики

сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные

упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого

получается живой рассказ на какую-то тему, например: «Прогулка в лес». Детям

совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как улитка

ползет, бабочка летает, трава колышется от ветра, прилетает птица, кормит их и

т. д. Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и

разгибания. Выполняются игры в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала

одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые

следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью

переключения с одного движения на другой. Указания должны быть

спокойными, доброжелательными, чёткими. Произносить тексты пальчиковых

игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая

голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять

синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им

достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для

некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать

на подушечках пальцев глазки и ротик.

Варианты пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста:

Хочу представить несколько упражнений пальчиковой гимнастики, на самом

деле разнообразие пальчиковых игр таково, что их можно объединять в блоки,

по характерным признакам, т. е. на определенную тему своя пальчиковая игра.

Я представлю лишь несколько, для понимания…

Пальчик-мальчик.

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от

указательного до мизинца

- "Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

- С этим братцем щи варил.

- С этим братцем песни пел.

- С этим - в дудочку дудел.

Этот пальчик.

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая

потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

- Этот пальчик - дедушка,

- этот пальчик - бабушка,

- этот пальчик - матушка,

- этот пальчик - батюшка,

- Ну а этот пальчик - я.

- Вот и вся моя семья.

Пальчики.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца,

то на правой, то на левой руке.

- Этот пальчик хочет спать.

- Этот пальчик — прыг в кровать!

- Этот пальчик прикорнул.

- Этот пальчик уж заснул.

- Встали пальчики. Ура!

- В детский сад идти пора.

Кошка.

- Как у нашей кошки

- Беленькие ножки,

- Мяконькие лапки,

- Ноготки - царапки.

Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.

- Поцарапаем немножко

- Не ребята мы, а кошки

Солнышко:

- Утро красное пришло,

- Солнце ясное взошло.

- Стали лучики светить

- Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

- Прилетели тучки

- Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок.

Козел.

- "Вот какой козел рогатый!"

- Рожки делают ребята.

- "Вот какие рожки

- У козла Тимошки!"

- Встрече Тимофей не рад -

- Грозно смотрит на ребят.

- "Уходите, вас не знаю:

- Забодаю, забодаю!"

Пальчиками изображаются козлиные рожки.

Киска.

- Киска ниточки мотала

вращать руками, как бы наматывая нить на клубок

- И клубочки продавала.

вытянуть обе ладони вперед

- Сколько стоит?

- Три рубля. Покупайте у меня!

показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони

Лошадка.

- Одной рукой я травку рву,

выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

- Другой рукой я тоже рву.

- Я травкой накормлю коня.

вытянуть руки вперед

- Вот сколько пальцев у меня!

и повернуть ладонями вверх

Дом

- Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга

- Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук

- Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

- Буду жить я в доме том.

похлопать ладонями.

Капуста

- Мы капусту рубим, рубим

говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем

ручками показывать как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим

пальчики щепоткой-солим

- Мы капусту мнем, мнем.

ручками "мнем" капусту

-В баночку кладем и пробуем

гладим себя по животу, показываем как вкусно.

Отдыхаем

- Мы сегодня рисовали,

имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой

- Наши пальчики устали,

- Наши пальчики встряхнем,

встряхивать кистями

- Рисовать опять начнем.

снова имитировать рисование

Прятки

ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно

- В прятки пальчики играли

- И головки убирали,

- Вот так,вот так,

- И головки убирали

Дождик

- Дождик, дождик, поливай

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

- Будет хлеба каравай,

образовать перед собой круг руками

- Будут булки, будут сушки,

похлопывать поочередно одной ладонью другую

- Будут вкусные ватрушки.

соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой

круг

Вывод: Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой

гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно

приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому

усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,

стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,

повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его

распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими

стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и

усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые

положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми

упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,

хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение

навыком письма.



В раздел образования