Автор: Юртаева Снежанна Юрьевна
Должность: преподаватель вокально - хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств № 13 татарская"
Населённый пункт: г.Набережные челны
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методы работы над певческим дыханием с детьми младшего возраста
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации на тему:
Методы работы над певческим дыханием с детьми младшего
возраста.
Юртаева Снежанна Юрьевна,
преподаватель вокально – хорового
искусства,
МАУДО «Детская школа искусств № 13(т)»
г. Набережные Челны
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и
играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного
развития ребёнка. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в
эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Уже в раннем
возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая её содержания. По мере
развития
мышления,
речи,
идёт
накопление
новых
представлений,
усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне,
так и к её воспроизведению. Голос ребёнка - естественный инструмент,
которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует
в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает творчеству.
Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это
источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto
придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его
основой пения. Большинство из них сходилось во мнении о необходимости
использования грудобрюшного типа дыхания, так как только в этом случае
певец
может
сохранять
упругое
и
стабильное
положение
гортани,
зафиксированное на каком-то оптимальном для него уровне. Этот уровень
стабилизации положения гортани в пении зависит от двух факторов: манеры
пения и индивидуальных особенностей голоса певца. При академической
манере пения гортань, как правило, занимает всегда более низкое положение
относительно нейтрального (в состоянии покоя), хотя и в неодинаковой
степени у разных певцов. Именно понижением гортани, которое происходит
рефлекторно при активном вдохе и особенно при зевке, достигается
округление звука, характеризующее академическую манеру пения.
В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения
задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым
приёмам дыхания. Для этого нужно, прежде всего, убрать внешние признаки
неправильных дыхательных движений, например поднятие плеч, чтобы
добиться более глубокого, смешанного типа вдоха, который в пении
считается наиболее целесообразным.
В процессе работы над техникой певческого дыхания я всегда обращаю
внимание на характер исполняемого произведения. Поскольку дыхание в
пении является выразительным средством, то один и тот же певец в
зависимости от исполнительских задач может варьировать типы дыхания.
Вдох по активности и объёму должен соответствовать характеру музыки и
длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Момент задержки
дыхания перед атакой звука также обусловлен характером произведения.
В своей хоровой практике, особенно на начальном этапе работы, я
часто сталкивалась с беспорядочностью дыхательных движений. Это
происходит вследствие того, что учащиеся плохо следят за собой - не
заботятся о равномерном распределении дыхания на всю музыкальную
фразу, берут дыхание где попало. Это отражается на звучании голосов как
отдельных певцов, так и хора в целом: нарушается протяжённость звучания,
появляются
«звуковые
провалы».
Поэтому
очень
важно
не
только
вырабатывать единый тип певческого дыхания, но и приучать хористов
делать вдох всем одновременно по руке дирижёра в заранее отмеченных в
партитуре местах.
ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
Основные типы певческого дыхания
Фундаментом вокально-хоровой техники является навык правильного
певческого дыхания, так как от него зависит качество звука. Певческое
дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох, во
время
которого
происходит
пение,
значительно
удлиняется,
а
вдох
укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого
сознанием,
переходит
в
произвольно
управляемый,
волевой.
Работа
дыхательных мышц становится более интенсивной.
Основной задачей произвольного управления певческим дыханием
является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время
пения.
В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:
-
ключичный,
или верхнегрудной,
при котором активно
работают
мышцы
плечевого
пояса,
в
результате
чего
поднимаются плечи; такое дыхание часто встречается у детей,
но оно для пения неприемлемо;
-
грудной -
внешние
дыхательные
движения
сводятся
к
активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе
поднимается, а живот втягивается;
-
брюшной,
или
диафрагматический,
-
дыхание
осуществляется за счёт активных сокращений диафрагмы и
мышц живота;
-
смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при
активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а
также нижнего отдела спины.
В вокальной – хоровой практике наиболее целесообразным я считаю
смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его
регуляции и обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и
растягивается во все стороны по всей своей окружности. В результате
туловище певца как бы увеличивается в объёме в области пояса. Воздух
заполняет нижние отделы лёгких, и это ощущают мышцы спины. Боковые
мышцы раздвигаются в стороны, а стенка живота выдвигается вперёд.
Диафрагма уплощается и становится упругой. В момент атаки звук, как бы
опускаясь сверху, давит на диафрагму, как на педаль. Она же, мягко
пружиня, «подхватывает» голос, чтобы поддержать его снизу, и «замирает» в
положении вдоха, упираясь изнутри во все стороны туловища по всей
окружности. Нижние рёбра грудной клетки при этом оказываются слегка
раздвинутыми, а верхние её отделы, немного расширенные изначально (т.е.
до начала вдоха), во время дыхательных движений певца сохраняют
неподвижное положение.
Вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с
ощущением «скрытого» зевка. Вдох через нос способствует углублению
дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во время
фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать появлению
у него ощущения опоры звука.
При работе с хором после вдоха я рекомендую певцам сделать
мгновенную
задержку
дыхания.
Это
необходимо
для
точности
интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого
произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка
дыхания.
МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ С ДЕТЬМИ
На первом этапе работы с хором я использую дыхательные упражнения
вне пения (дыхательная гимнастика). Существуют различные точки зрения
на целесообразность использования этих упражнений для формирования
навыка певческого дыхания. Большинство педагогов-вокалистов всё же
считают их необходимыми, особенно на первом этапе работы, когда лишь
вводится понятие о правильных дыхательных движениях. В работе я
опираюсь на такой комплекс дыхательной гимнастики:
Упражнение 1
Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный
выдох со счётом: раз - два - три - четыре - пять... При каждом повторении
упражнения
выдох
удлиняется,
благодаря
увеличению
рядя
цифр
и
постепенному замедлению темпа.
Упражнение 2
Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд,
активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних
рёбер с фиксацией на этом внимания хористов. Каждый ученик контролирует
свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по
возможности
длинный
и
равномерный
со
счётом.
При
повторении
упражнения выдох удлиняется.
Упражнение 3
Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со
счётом, но теперь ученикам впервые предлагается сохранить положение
вдоха на протяжении всего выдоха. Для этого необходимо научиться
упираться диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности,
как бы стараясь сделаться толще в районе пояса.
Упражнение 4
Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки
живота, задержка дыхания, по руке дирижёра мягко воспроизвести закрытым
ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и
умеренным по силе голоса. Сначала звук длится 2-3 секунды, затем время
звучания постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный
самоконтроль учеников за сохранением положения вдоха во время пения.
Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных
движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы
- на одном уроке по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2-3
минут, эти упражнения хористы воспринимают как отдых в процессе
репетиционной работы.
Также в практике работы с детьми применяю метод произнесения слов
песни, а также скороговорок активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в
ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы,
способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует
артикуляционный аппарат.
Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе
самого пения и проверяются по характеру звука.
Как уже было сказано, тип дыхания влияет на качество звука, а звук, в
свою очередь, - на качество певческого дыхания. В этой цепи действует
принцип обратной связи. И действительно, если певец будет петь тихим или
громким голосом, спокойно, мягко или взволнованно, твёрдо, долго тянуть
или петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет
соответственно
меняться.
Используя
упражнение,
построенное
на
нисходящем гаммообразном звукоряде, ровным по силе голосом, мы с
учащимися тренируем плавность и постепенность выдоха, а это непременное
условие формирования навыка хорошего певческого дыхания:
Регуляцией продолжительности фонационного выдоха является
длина музыкальной фразы. Я рекомендую использовать упражнение,
способствующее продолжительности фонационного выдоха:
На начальном этапе работы с хором особенно важно выбирать
произведения
с
учётом
степени
развития
навыка
экономного
распределения дыхания при пении: от песен с короткими музыкальными
фразами я постепенно перехожу к песням с более длинными. Если
музыкальная фраза оказалась для данных певцов слишком длинна, то в
процессе разучивания произведения я считаю допустимым немного
ускорить темп, а затем постепенно замедлить его до нужного.
Условием для выработки правильных дыхательных движений
следует считать соблюдение певческой установки. Но на репетициях
хористы не всегда могут долго сохранять необходимую подтянутость.
Нарушение правильной позы есть признак утомления певцов. В этом
случае мы делаем глубокий вдох, поднимая руки вверх, затем, после
задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская
руки. Повторяем движения несколько раз. Во время занятий с детьми
необходимо чередовать пение сидя и стоя. Весёлая шутка, похвала также
снимают усталость, поднимают настроение певцов, повышают их
работоспособность.
Список использованной литературы
1.
Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. – Тюмень: «Вектор Бук»,
2002.
2.
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с
детским вокально-хоровым коллективом. – М.: ACADEMA, 1999.
3.
Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения (вып. 2). –
М.: «Музыка», 1971.
4.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.:
«Владос», 2002.
5.
Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.:
«Музыка», 1988.