Автор: Коваленко Любовь Александровна
Должность: воспитатель-резервный учитель
Учебное заведение: ГБОУ школы № 118
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по патриотическому воспитанию, посвященный 75-летию победы в Великой Отечественной войне “Память - Великая книга нетленная…”
Раздел: дополнительное образование
Проект по патриотическому воспитанию, посвященный 75-летию победы в Великой
Отечественной войне
“Память - Великая книга нетленная…”
Хронологическая летопись событий ВОВ города Ленинграда и Ленинградской
области
“Память - Великая книга нетленная, ее не листают руками грязными, сердцем читают ее”
У времени есть своя память-история, и поэтому мир никогда не забывает о традициях
потрясавших планету в разные эпохи, о жестоких войнах.
Память моя хранит память отца и деда. Память соседа, с которым я никогда не встречался.
Память старухи в черном платке, память ходиков в комнате этой старухи, остановленных
75 лет назад.
Вижу сначала и до конца, памятью деда и отца, вижу подробно и без прикрас
памятью пальцев, памятью глаз, памятью взорванного небосвода эти четыре года.
Памятью неродивших, памятью нерожденных, памятью недоживших, но Непобежденных!
Несколько
сотен
братских
могил
в
Ленинградской
области
–
символ
самопожертвования советского солдата, готового умереть, но не покориться, не сдаться на
милость победителя.
Содержание:
1.
Актуальность проекта
2.
Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта
3.
Содержание проекта
4.
Основные участники проекта
5.
Механизм выполнения:
a)
Этапы реализации
b)
Программа реализации
c)
Возможные формы активных воспитательных мероприятий
6.
Тип проекта, продолжительность реализации программы
7.
Формы подведения итогов
8.
Приложения
9.
Литература
Актуальность проекта:
Наше время, с особой актуальностью поставившее задачами модернизацию образования и
воспитания, высветило ещё одну проблему, связанную с воспитательными проблемами –
это воспитание у учащихся таких качеств личности, как патриотизм, толерантность,
коммуникативность.
Проект определяет содержание, основные пути осуществления духовно-нравственного и
патриотического воспитания школьников.
Настоящая программа представляет собой систему содержания, форм, методов и приемов
воздействия и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных
проблем, формирования образованной и воспитанной личности, ее социально-активной
деятельности в различных сферах жизни общества.
Программа рассчитана на привитие подрастающему поколению чувства преданности
своему Отечеству, уважения к истории своей Родины.
Основная цель:
Воздать дань немеркнувшему народному подвигу героев ВОВ. Свято хранить в памяти
поколений победоносное окончание самой страшной войны в истории человечества.
Пропаганда беспримерного героизма и мужества народа, раскрытия огромного вклада в
Великую Отечественную войну.
Задачи:
1.
Пропаганда исторической правды о ВОВ; роли народа, обеспечившей победу
ценой огромных жертв; бережного отношения к общим историческим ценностям
2.
Воспитание у учащихся любви к Родине и чувства исторической преемственности
поколений защитников Родины
3.
Пропаганда важности сохранения мира, гуманизма и неприемленности войны и
насилия в особых их проявлениях.
Цель деятельности педагога:
Способствовать расширению знаний детей, формированию у них представления
о
мужестве и героизме русского солдата, понимания Отечества, как ценности.
Педагогические задачи:
1.
Развитие исследовательских навыков младших школьников при изучении истории
нашей Родины
2.
Изучение славной боевой истории ВОВ
3.
Формирование уважительного отношения к подвигу советского народа в ВОВ
4.
Развитие коммуникативных и креативных способностей, их умений и навыков в
поиске, обработке систематизации и передачи информации, воспитание доброты,
милосердия, взаимоуважения к окружающему миру.
Оценки эффективности программы:
I.
Духовно-нравственные параметры:
Сформированность гражданских навыков:
-
Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе
-
Умение принимать и защищать свои решения
-
Готовность к участию в общественных делах
II.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
-
Патриотизм, любовь к Родине
-
Символики Р.Ф.
-
Права и свободы человека и гражданина
-
Уважение чести и достоинства других граждан
III.
Количественные параметры:
-
Включенность каждого ученика в воспитательные ситуации
-
Качество отношений (детей к реалиям жизни, к совместных делам)
Планируемые результаты:
Познавательные:
- расширенное и углубленное освоение учебных программ
- стремление и способность к самообразованию
- расширение сферы принятия дополнительного образования
- опережающее развитие теоретического интеллекта и когнитивной сферы
учащихся
Коммуникативные:
- высокая степень социализации и общественной активности учащихся
- способность к групповому, активному взаимодействию
Личностные:
-
динамичное
развитие
эмоционального
интеллекта,
как
базы
деятельной
социализации
- сформированность повышенной мотивации к обучению
- выраженное развитие креативности каждого учащегося
- выраженная сформированность нравственной базы личности
-
сформированная
патриотическая
и
гражданственная
направленность
самосознания и деятельности
- стремление к изучению и восприятию общепринятых нравственных норм и
явлений художественной и эстетической культуры
Механизм реализации проекта Летопись “Память - великая книга нетленная”
Цель: КТД – развитие регулятивных универсальных учебных действий через
вовлечение учащихся в процесс коллективного планирования, коллективной
подготовки, проведения анализа коллективного творческого дела.
Задачи по достижению метапредметных результатов: развитие регулятивных
универсальных
учебных
действий:
действия
целеполагания,
планирования,
контроли, коррекции, оценки, рефлексии.
I этап
Благодарим, солдаты, Вас! – урок памяти
Дата: 1 сентября
Этапы КТД
Подготовка
Содержание
Роль
учителя.
Деятельность учеников
I Этап
Предварител
ьная
подготовка
27 – 31
августа
a)
Выборы орг. ком-
та из учеников и
родителей
b)
Определение задач
М.Горький
отмечал: “Чем
лучше мы будем
знать прошлое, тем
более глубоко и
радостно поймем
великое значение
творимого нами
настоящего”
Осознать задачи
предстоящей
деятельности, важности
периода жизни
коллектива,
направленности его
заботы.
2)Продумывание
методики
организации
коллективного
планирования.
Продумывание
задач, содержания,
структуры дела.
Знакомство с
литературой,
рекомендациями
по проведению
настоящего
дела
3) Продумывание
методики
организации
коллективного
планирования
4) Определение
пед. позиции роли
в деле
5)Предварительная
работа с классным
коллективом,
определение
состава групп
старших друзей
(родители) –
участников КТД
6) Создание в
коллективе
ситуации,
побуждающей к
осознанию
важности
предстоящего
периода, дела
II Этап
Классный час. Урок знатоков: “Этих дней не смолкнет слава!”
II этап
Коллективное
планирование
I неделя сентября
III неделя сентября
I.
Вступительное
слово учителя
Цели:
a) познавательный
характер
b) заинтересовать о
необходимости. Главное -
идея должна исходить от
учеников, ни в коем
случае не должна быть
навязанной
Цели:
1.Прогнозирование
и контроль
2.Слово учителя
3.Викторина о
ВОВ
Формировать
регулятивные
УУД:
1.
Целеполагание
2.
Планирование
3.
Замотивировать
учащихся на
коллективную
работу
4.
Заинтересованност
ь учащихся
выбранной темой.
5.
Разделить
коллектив на
микрогруппы для
задействования
всех учащихся
6.
Развивать
фантазию
учащихся
7.
Умение
высказываться и
аргументировать
собственную точку
зрения
8.
Развивать чувство
ответственности
II.
Разбивка на
микрогруппы
Мой выбор
1)
Метод
личной
симпатии
2)
Буква в
моем имени
Способ разбивки
соответствует теме
праздника
3)
Даты
рождения–
событий
ВОВ
III. 1.Озадачивание
детей с
помощью
конкретных
вопросов на
которых МИГи
будут искать
ответы.
1.
Обсуждение в
МИГ-ах. Поиск
ответов на
вопросы.
Использование
формы КТД
“Аукцион идей”
Темы страниц записать на
доске
Вопросы соответствуют
теме праздника и должны
быть конкретными.
Учитель сам помогает
каждой группе находить
ответы на поставленные
вопросы.
3.Высказывание идей в
микрогруппах
Избранный
руководитель
группы защищает
идеи будущего
проекта страницы
Летописи
- название
- содержание
- эскиз
оформления
- творческое дело -
сама защита
Педагог уточняет,
конкретизирует, уточняет
идеи, поощряет
интересные, ответы
помещаются на доске,
лучшие награждаются.
Активизировать
мыслительную
деятельность уч-ся
Развивать внимание, а не
деятельность, умение
слушать других
Развивать фантазию
учащихся, умение
высказывать и
аргументировать
собственную точку
зрения
Развивать чувство
ответственности.
4.Высказывание
идей педагога
Представление своих
проектов каждой
страницы
5.
Обсуждение
идей
Подведение итогов –
КТД
Награждение -
Эстетика
Научность
Педагог высказывает
объединяющие идеи,
помогает оставить
реальные и интересные
6.
Выборы совета
дела
Помощники –
руководители МИГ
Совет дела выбирают
сами ребята
7.
Распределение
заданий
Выбор страниц и
вырабатывают
критерии оценки,
утверждают план
проекта каждой
страницы
Поручения выбирают
сами дети, им их не
навязывают
III этап
Работа в МИГ-ах
В течении учебного
года
Распределение
обязанностей в
отдельной взятой
группе
1.
Сборы совета
дела по
решению
организационн
ых вопросов.
2.
Осмысливание
предложений
по каждой
странице.
3.
Выбор
оптимальных
вариантов.
Обсуждение и
принятие
окончательног
о проекта в
МИГ-пе.
4.
Разработка
проекта
каждой
страницы
летописи.
Обсуждение в
группе и
окончательная
корректировка
5.
Конкретизация
плана
оформления
страницы и
проектировани
е плана
творческой
защиты
6.
Определение
заданий
каждому
участнику
группы
7.
Определение
роли, членов
совета в
подготовке
Формировать
регулятивные УУД:
коррекция оценки,
саморегуляция,
формирование чувства
ответственности
коллектива, как в МИГе
так и в классе.
Идеи и задачи
проведения
КТД
8.
Организация
выполнения
плана
подготовки.
Создания
условий для
коллективной
творческой
деятельности
III Этап
“Спасибо деду за победу!”
IV Этап
Проведение
коллективных
творческих дел
1.
Провести
мероприятие
накануне
защиты каждого
мини-проекта
2.
Пригласить
ветеранов ВОВ
3.
Подготовить
подарки
ветеранам ВОВ
4.
Пригласить
родителей
Совет дела: Работа
над выполнением
конкретных заданий и
участие в деле
наравне со всеми.
Углубленное
изучение, в
осмысление
содержания
предстоящего дела,
творческая
подготовка
задуманного.
Формировать
регулятивные УУД,
самоконтроль и
самокоррекция:
Участие в деле на равных
правах со всеми.
Корректировка
отношений в общей
деятельности:
выполнение роли
“спасательной команды”
Помощь, подсказка,
поддержка ребят
Регулировка настроения,
взаимоотношений
Личные наблюдения и
подготовка к анализу
дела
IV Этап
“Помнит Мир Спасенный”
V Этап
Коллективное
подведение итогов,
коллективные
анализ
Вступительное слово
учителя
Обсуждение мнений
Форма обсуждения:
“Орлятский круг”
Формировать
регулятивные УУД:
Оценка, саморегуляция
Активирование
мыслительной
деятельности
Формировать умение
высказывать и отстаивать
собственную точку
зрения
Роль учителя при
подведении итогов КТД:
1)Создание атмосферы
доверия, откровенности,
доброжелательности на
разговор.
2)Создание условий для
включения в разговор
каждого
3)Постановка вопросов,
помощь в формировании
собственного мнения
учениками, поддержка
мнений
4)Участие в обсуждении
на равных правах
5)Организация
награждения каждого
участника проекта
Творческая защита проекта “Летопись ВОВ “Память – вечная книга нетленная””
I “Великие полководцы и Генеральные сражения” ВОВ
Форма защиты: “Экскурсия в Галерею Славы”
II Дух Ленинграда и творчества писателей, поэтов, композиторов, художников
Название: “Пушки говорили, а музы не молчали”
Форма защиты: Литературно-музыкальный калейдоскоп
III “Детство, опаленное войной”
Форма защиты: “Урок памяти – “Имена на поверке”
Страница Герои-пионеры
IV “Помнит Мир Спасенный”
Страница Города-герои и Города Воинской славы
Форма защиты: “Экспедиция тропою памяти”
Полководцы Великой победы
История войны учит, что ни одна армия, как бы хорошо она не была вооружена и обучена,
не может победить без опыта военных руководителей и что для достижения победы
нужно единство воли и действий сотен, подчиненных единому командованию. Это – закон
вооруженной борьбы.
Наши прославленные военноначальники – выходцы из гущи народа. Жуков Г.К. – из
беднейшей крестьянской семьи.
Конев – из крестьян, работал на лесопильном заводе. Рокоссовский – сын машиниста,
трудиться начал на чулочной фабрике. Еременко – из крестьянских бедняков, был
пастухом.
Баграмян
–
сын
железнодорожного
рабочего.
Ватутин
из
крестьян.
Черняховский – сын рабочего. Малиновский – родился в бедной семье в городе Одесса.
В начале 30-х годов эти люди командовали полками, учились потом в военных академиях,
сидели, что называется “за одной партой”, хорошо знали друг друга. Это талантливые,
сильные люди, знающие, преданные Родине. Их приход к высоким командным постам
был закономерен. Сталь ковалась во время войны, в огне она закалилась и беспощадно
разила врага. Операции, проведенные в минувшей войне нашими военноначальниками,
изучают сейчас во всех военных академиях мира.
Генеральные сражения ВОВ
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия нарушила советско-германский договор о
ненападении – ее армия без объявления войны вторглась на территорию СССР. Началась
самая тяжелая и самая жестокая из всех пережитых нашей Родиной войн.
Уже несколько поколений мало знает о тяготах войны. Наверное, это и хорошо, но мы
должны помнить о том, какой ценой нам достался мир, счастливое детство. Помнить – это
хранить память.
Память бессрочна, в веках осталась и по сей день живет добрая память о русском войне,
его ратном подвиге во имя Отечества. 75 лет отделяет нас от войны, как это далеко и как
это близко.
Великая Отечественная война – подвиг Советского народа.
Победа Советского народа в ВОВ спасла народы страны и все человечество от угрозы
фашистского порабощения. Советско-Германский фронт был главным фронтом второй
мировой войны. На Советско-Германском фронте было уничтожено более 600 дивизий
фашистской коалиции, немецко-фашистская армия потеряла здесь три четверти своей
авиации, большую часть танков и артиллерии, боевых кораблей и транспортных судов.
Победа над фашизмом добыта кровью беспримерным героизмом, тяжелейшим трудом и
огромными безвозвратными потерями советского народа, его неиссякаемой энергией и
верой в неизбежную победу над врагом.
“Помнит мир спасенный”
Города – герои и города воинской славы.
Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в
общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека,
способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы
войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Победа над
фашизмом принадлежит всем народам СССР, она стала символом их мужества и
единства. В бронзе, граните и мраморе обелисков, мемориальных досок, стел, в названиях
улиц увековечил народ память славных войнов, ставших гордостью нашего народа.
Положение о Почетном звании “Город-Герой” утверждено 8 мая 1965 г. в год 20-летия
Победы Советского народа в ВОВ.
Города воинской славы – летопись доблести российского воинства.
Впервые на общегосударственном уровне понятие “Город-Герой” появилось в передовой
статье газеты “Правда” от 24 декабря 1942 г.. 8 мая 1965 г. – в ознаменовании 20-летия
победы в ВОВ Президиум Верховного Совета (ВС) СССР утвердил положение звания
“Город-Герой”. Главным критерием, согласно которому города получали этот статус,
была историческая оценка вклада их защитников в победу над врагом.
Новое почетное звание – “Город воинской славы” было установлено 9 мая 2006 г.
федеральным законом, подписанным президентом Р.Ф. Владимиром Путиным. Оно
присваивается городам, на территории которых или в непосредственной близости от
которых, в ходе ожесточенных сражений, защитники Отечества проявили мужество,
стойкость и массовый героизм, в том числе городам, которым было присвоено звание
“Город-Герой”. В настоящее время в России 45 городов имеют почетное звание “Город
воинской славы”.
“Пушки говорили, а музы не молчали”
“Литература и искусство неизменно выступают, как хранители памяти поколений. С
особой силой это проявляется в произведениях запечатлевших героические страницы
жизни нации”.
“Память! В ней никогда не должно стереться все то, что принес с собой проклятый
фашизм. Никогда! Мы расплатились с той войной огромной, страшной ценой”.
Прошли через кромешный ад, светом нашей любви, скорби нашей, пусть озарится имена
павших. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны
счастьем жизни на земле, тех, кто отстоял наше детство на полях войны.
Поэты-композиторы ВОВ
Музыка блокадного Ленинграда – отдельная страница трагической летописи. Все знают
Седьмую “Ленинградскую” симфонию Шостаковича. Между тем в осажденном городе
жили и творили десятки композиторов. Их песни, пьесы, марши звучали в промёрзших
концертных залах, из чёрных «тарелок» трансляционной сети, в воинских частях и на
призывных пунктах. Эти мелодии создали 11 композиторов, трое - умерли от голода.
Они были музыкантами, мечтали о большой карьере, славе, аплодисментах. Им было
немного лет и жизнь им представлялась длинной. А оказалась совсем короткой, они не
успели написать главное сочинение своей жизни.
“Детство, опаленное войной”
“Нам в памяти хранить простые имена,
Ни временем не смыть их, ни обманов,
Нам в памяти хранить и чаще вспоминать.
Ровесники, не быть вам безымянными”
А.Крупп
Течет река времени, минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного
дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река
времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов,
выросли новые поколения, но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не
просто, как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей
Великой Отечественной войны нашего народа.
У войны не детское лицо… но именно дети: беззащитные, слабые, доверчивые чаще всего
становились ее жертвами. На войне погибло 13 миллионов детей. Великая Отечественная
война – это страшное воспоминание детской тоски, одиночества, отсутствие материнской
и отцовской ласки.
По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 миллионов
жизней граждан Советского союза. Из них около 10 миллионов – солдаты, остальные –
старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы
войны. Таких данных пока нет, просто нет.
В годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. пионеров, юных защитников Родины
были награждены боевыми орденами и медалями.
Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. Боевую летопись нашей
Родины навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких
разведчиков и подпольщиков.
Источники – Литература
1.
Педагогическая система И.П. Иванова в современном контексте духовно-
нравственного воспитания школьников.
Канд. пед. наук О.Н. Маслюк, Рязань 2002 г. (кандидатская диссертация)
2.
Педагогика коллективных творческих дел – книга для учителя.
Д-р пед. наук И.П. Иванов. Киев Осфета 1992 г.
3.
Энциклопедия коллективных творческих дел –
Д-р пед. наук И.П. Иванов М: Издательский дом “Магистр” – пресс 1999 г.
4.
Энциклопедия коллективных творческих дел
Д-р пед. наук И.П. Иванов, М: Педагогика, 1989 г.
5.
“Сущность традиций и причины коллективной творческой деятельности”.
Канд. пед. наук Н.П. Царева
6.
“Методологический потенциал концепции И.П. Иванова”
Д-р пед. наук Е.В. Титова
7.
Технология
коллективного
творческого
воспитания,
его
отличительные
признаки, разновидности, этапы реализации.
Д-р пед. наук И.П.Иванов.