Автор: Верхнева Мария Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Зёрнышко"
Населённый пункт: д.Макасово Сосновский район, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста через ознакомление с профессиями
Автор:
Верхнева Мария Константиновна
Воспитатель МБДОУ детский сад «Зёрнышко»
Сосновский район Нижегородская область
Сегодня профессиональная ориентации как часть всестороннего и гармоничного
развития личности, формирования понимания социальной и профессиональной роли в
обществе, приобретает свое значение уже с дошкольного возраста. Ознакомление с
профессиями
обеспечивает
дальнейшее
вхождение
ребёнка
в
современный
мир,
приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных
интересов дошкольников.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и
усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем
опыте, тем глубже он проникает в мир взрослых, понимает и принимает его. У ребенка
формируется интерес к труду, зарождается мечта о собственном будущем.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению
подрастающего поколения, внедрению новых подходов.
ФГОС ДО определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.
За последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам
сложно понять. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной
стороны,
заинтересовать
детей
и
познакомить
с
профессиями,
которые
будут
востребованы в будущем,
а с другой стороны, привить детям желание стать
профессионалами в своём деле. В этой работе немаловажное значение играет
формирование у дошкольников познавательных интересов.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит
вокруг. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно
обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни
человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в
полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста. Постановка и
постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой
деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное
развитие.
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении
дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая
способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а также
позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с
профессиями взрослых. И чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для
детей, в нашем детском саду оборудована специальная комната «Детский город
профессий». Здесь проходят увлекательные занятия по обогащению детей знаниями о
реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо
знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на
профессиональном поприще.
Для организации работы в группах оформлены Центры по ознакомлению с
трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими
играми, наглядным материалом.
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками мы используем
различные средства и формы работы, постоянно меняем виды деятельности, тем самым
повышая познавательную активность воспитанников. Используем традиционные и
нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
- различные виды игр;
- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
- чтение художественной литературы;
- трудовая деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в различных
ситуациях, имитационные упражнения);
- изобразительная деятельность.
Нетрадиционные формы:
- творческое моделирование и проектирование;
- разработка и составление алгоритмов;
- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
- виртуальные экскурсии.
При ознакомлении детей с трудом взрослых ставим целью дать детям конкретные
знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы -
условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат
труда.
Одним из результативных методов современного образования является метод
проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников
(исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает
окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над
проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать
понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить
творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов
находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. В
рамках проектной деятельности создаем для дошкольников проблемную ситуацию,
используя модель трех вопросов:
- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?
- Что нам сделать, чтобы это узнать?
- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы
работы над проектом.
При знакомстве дошкольников с профессиями нельзя забывать о профессиях
родного
края.
Для
этого
мы
знакомим
старших
дошкольников
с
местными
предприятиями , профессиями людей, работающих в них.
Для возникновения познавательного интереса к этим профессиям нужна
мотивация ребенка. Например, для развития любознательности, желания познакомиться с
работой местной Рыльковской фабрики детям пришло письмо от девочки из далекого
северного города, в котором она просит детей выслать ей посылкой теплые русские
валенки. Так началось знакомство детей с работой фабрики и профессиями людей,
работающих там ,образовался проект «Рыльковская фабрика валяной обуви».
Дети познакомились через офлайн-экскурсии по фабрике
познакомились с
профессиями: директор фабрики, валяльщик, контролер, рекламный агент, кладовщик,
водитель, экспедитор.
Для закрепления темы использовались следующие формы работы: «Акция «Валенки»,
аппликация «Русские валенки», экспериментирование: «Валяние игрушки», праздник
«Зимние посиделки»,чтение художественной литературы
М.Пришвин «Дедушкины
валенки»,С.Гришунин «Дедушкин валенок», В.Новиков «Теплые валенки».
Дети побывали на экскурсии в Сосновский центр народного творчества, посетили
экспозицию «Русская старинная одежда и обувь».
Проведен цикл бесед по темам: «Валенки», «Как рождаются валенки», «Чем
отличаются валенки от другой обуви».Все эти знания дети вылили в сюжетно-ролевую
игру: «Фабрика по изготовлению валенок».
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных
потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных
процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения
могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания
личности, а в дальнейшем – основой в выборе профессии и успешной социализации в
обществе.
Будущее детей – дошколят трудно предугадать.
Надеемся, развивая их
познавательные интересы многие дети в будущем выберут профессию, которая позволит
им чувствовать себя счастливым.
Литература
1.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
2.
Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005г.;
3.
Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
4.
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое
пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
5.
Савина
И.
В.
Формирование
представлений
о профессиях
у
детей
старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
6.
Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и
Д, 2011.
Курсы со скидкой