"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ООО"
Автор: Головань Ольга Георгиевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района Населённый пункт: село Кулешовка Наименование материала: статья Тема: "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ООО" Раздел: среднее образование
в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
Головань Ольга Георгиевна (olga.
golovan.1955@mail.
ru)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кулешовская
средняя общеобразовательная школа №17 Азовского района (МБОУ
Кулешовская СОШ №17 Азовского района)
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие
требования
к
учителю.
Происходят
коренные
преобразования
в
системе
образования:
совершенствуются
образовательные
программы
ОУ;
совершенствуется
программно-методическое
обеспечение
по
всем
предметам;
внедряются
новые
педагогические
технологии
обучения
и
воспитания; шире используются возможности учреждений дополнительного
образования, культуры, спорта и др. для решения образовательных задач.
Существенные
перемены
в
образовании
невозможны
бе з
кардинальных
изменений
профессионального
сознания
учителя.
Чтобы
в о с п и т а т ь
д о с т о й н о г о
г р а ж д а н и н а
Р о с с и и ,
с п о с о б н о г о
самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть
сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор
знаний,
а
человек,
который
способен
проектировать
совместную
деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения.
Появилось
множество
новых
знаний,
понятий,
которые
необходимы
современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Одним из
показателей
качества
образовательного
процесса
является
уровень
профессиональной компетентности педагогов.
Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации
неопределенности.
Чем
выше
неопределенность,
тем
значительнее
эта
способность.
Из
всех
компетенций,
необходимых
педагогу
в
профессиональной
деятельности, можно выделить девять наиболее значимых:
социально-психологическая,
профессионально-коммуникативная,
общепедагогическая,
предметная,
управленческая,
рефлексивная,
информационно-коммуникативная,
креативная,
компетенция в сфере инновационной деятельности.
В
условиях
введения
ФГОС
расширяется
содержание
этих
компетентностей.
Учитель
новой
школы
должен
обладать
целым
рядом
профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством
образовательного процесса:
Уметь
учиться
вместе
с
учениками,
самостоятельно
закрывая
свои
«образовательные дыры».
Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность
учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные
результаты на языке умений/компетенций).
Уметь
мотивировать
учащихся,
включая
их
в
разнообразные
виды
деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
Уметь
«сценировать»
учебный
процесс,
используя
разнообразные
формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные
виды
работы
и
деятельности,
с
учетом
их
склонно стей,
индивидуальных особенностей и интересов.
Уметь
занимать
позицию
эксперта
в
отношении
демонстрируемых
учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их
при помощи соответствующих критериев.
Уметь
подмечать
склонности
учащегося
и
в
соответствии
с
ними
определять
наиболее
подходящий
для
него
учебный
материал
или
деятельность.
Владеть
проектным
мышлением
и
уметь
организовать
групповую
проектную деятельность учащихся и руководить ею.
Владеть
исследовательским
мышлением,
умея
организовать
исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно
оценивать свои достижения и совершенствовать их.
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения
и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
Уметь организовать понятийную работу учащихся.
Уметь
вести
занятия
в
режиме
диалога
и
дискуссии,
создавая
атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения,
мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только
между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка
зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном
процессе.
Исходя
из
современных
требований
можно
определить
основные
пути
развития профессиональной компетентности педагога:
Система повышения квалификации.
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой
должности и квалификационную категорию.
Самообразование педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов,
семинаров, конференций, мастер-классов.
Владение современными образовательными технологиями,
методическими приемами, педагогическими средствами и их
постоянное совершенствование.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
Использование ИКТ и др.
Развитие
профессиональной
компетентности
–
это
динамичный
процесс
усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию
и н д и в и д у а л ь н ы х
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
к ач е с т в ,
н а к о п л е н и ю
профессионального
опыта,
предполагающий
непрерывное
развитие
и
самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к.
в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение
профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже
в новом качестве.
Активно
проходит
обучение
учителей
на
курсах
повышения
квалификации
раз
в
пять
лет
и
профессиональной
переподготовки
по
актуальным
проблемам
образования
педагогов
и
приоритетным
направлениям,
определяемым
образовательным
учреждением
и
муниципальной
системой
образования.
Важнейшей
формой
повышения
квалификации, обеспечивающей профессиональный рост учителя в условиях
введения ФГОС, остается семинар.
Одним
из
средств
реализации
новых
направлений
является
и
аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста
профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация –
это
только
вершина
айсберга,
подводной
частью
которого
является
межатте стационный
период.
Вот
где
поле
деятельно сти
д л я
совершенствования уровня педагогической компетентности.
Процесс
самообразования
педагогов
стал
особенно
актуальным
на
этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является
формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться
может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования
педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление
готовности
педагога
к
ней
является
важнейшим
условием
его
профессионального развития.
Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога
является его участие в конкурсах профессионального мастерства.
Одной
из
ведущих
форм
повышения
уровня
профессионального
мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного
опыта.
Педагоги
школ
должны
активно
участвовать
в
различных
конференциях,
семинарах,
съездах
и
т.д.,
они
не
только
должны
распространять
свой
педагогический
опыт
на
разных
уровнях,
но
и
участвовать
в
создании
инновационного
пространства,
объединяющего
педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и
объединения возможностей.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать
о
создании
портфолио
учителя.
Портфолио
е сть
о т р а ж е н и е
профессиональной
деятельности,
в
процессе
формирования
которого
происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С
помощью
портфолио
решается
проблема
аттестации
педагога,
т.к.
здесь
собираются
и
обобщаются
результаты
профессиональной
деятельности.
Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога
и развития его профессиональной компетентности.