Автор: Анищенко Анна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, Г.Ноябрьск
Наименование материала: кейс технологии
Тема: Дидактические игры по ФЭМП для детей средней группы
Раздел: дошкольное образование
Дидактические
игры по ФЭМП в средней группе
Геометрические фигуры
Составление геометрических фигур
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и
обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
1.Составить квадрат и треугольник маленького размера;
2.Составить маленький и большой квадраты;
3.Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а
левая и правая – 2;
4.Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и
четырёхугольники.
Составление геометрических фигур
1.Составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
2.Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
3.Составить 3 равных треугольника из 7 палочек;
4.Составить 4 равных треугольника из 9 палочек;
5.Составить 3 равных квадрата из10 палочек;
6.Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;
7.Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;
8.Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника,
из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.
Исправь ошибку
Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы,
и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ
адресуется Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в
группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.
Найди и назови
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и
цвета.
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических
фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры,
например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
Сложи квадрат
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование
логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов
должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно
на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
1.Разложить кусочки квадратов по цвету
2.По номерам
3.Сложить из кусочков целый квадрат
4.Придумать новые квадратики
Какой?
Цель: Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине, длине, ширине;
сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные
Материал: ленты разной длины и ширины .
Ход игры: На столе разложены лены, кубики. Воспитатель просит детей найти ленты
одинаковой длины, длиннее - короче, шире - уже. Дети проговаривают, используя
прилагательные.
Угадай игрушку
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Материал: 3-4 игрушки (по усмотрению воспитателя)
Ход игры: Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки. Ребенок
угадывает игрушку.
Угадай, где?
Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.
Материал: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя
Ход игры: Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям
воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед,
поверни направо сделай три шага вперед… и т. д. »
Лото «Геометрические фигуры»
Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах
Материал: Карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, шар,
куб и прямоугольник. Карточки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной
и т. д. форм.
Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением геометрических фигур и
просит найти предмет такой же формы.
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить
равное количество игрушек.
Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек,
сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное
число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли
выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки
и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на
одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям
предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же
таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок
рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник,
квадрат, круг, овал.)
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и
треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках.
Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и
размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый
треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой,
маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
«Почему овал не катится?»
Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру
овальной формы
Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата,
прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет
фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос:
«Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его
покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На
фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера.
«Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать
круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие
фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов;
спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже
нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг
катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура
овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем
приложения и наложения круга на овал.
«Назови и сосчитай»
Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.
Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого
сказать, что дети научились считать игрушки, а сегодня научатся считать звуки. В. предлагает
детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в
такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят
негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-
3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается.
Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди
вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В
заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз,
сколько раз ударит молоточек.
«Назови свой автобус»
Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить
одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,
Содержание. Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым
прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в
«автобусы» (становятся в 3 колонны за стульями). Педагог-кондуктор раздает им билеты. На
каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а
педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус!»- дети находят сбой автобус и
становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
«Хватит ли?»
Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера,
подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам
морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают
их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство
ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают
лишний.
«Собери фигуру»
Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.
Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает:
«Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки
каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз
пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог
обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как
доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.
«На птицефабрике»
Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от
площади, которую они занимают.
Содержание. В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и
цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их - 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек
и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно
сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть
курочке). Игра повторяется. Воспитатель незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу
для цыпленка, и т. д.
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как
расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат.
В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг.
Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию.
Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и
внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.