Напоминание

Принципы применения средств музыкальной выразительности


Автор: Сухенко Александр Борисович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МВМУ им.генерал-лейтенанта В.М.Халилова
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Принципы применения средств музыкальной выразительности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Преподаватель МсВМУ

им. генерал-лейтенанта В.М.Халилова

Сухенко Александр Борисович.

Статья

«Принципы применения средств

музыкальной

выразительности»

Москва 2022г.

Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота,

долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают музыкантам выражать

различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти

элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной

выразительности.

Рассмотрим некоторые из них.

1.регистр 6. метр

2.тембр 7. лад

3.темп 8. мелодия

4.динамика 9. штрихи

5.ритм

1. РЕГИСТР

Регистр – это определенная высота звучания голоса или музыкального

инструмента. Различают высокий регистр, средний и низкий .

2. TЕМБР

Тембр – особая окраска звуков. Голоса людей, муз. инструменты

имеют различную окраску звучания. У одного инструмента тембр

прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и

пронзительный.

3. TEМП.

Темп – это скорость движения музыки во время исполнения

произведения.

Основные группы темпов:

1. М е д л е н н ы е темпы.

Выражают в музыке покой, сдержанность.

2. У м е р е н н ы е темпы.

Связаны с неторопливым движением, умеренностью.

3. Б ы с т р ы е темпы.

Показывают радость, волнение, энергию, игривость, юмор.

Основные виды темпов:

Largo - широко

Andantino - немного быстрее, чем Andantе

Allegro - быстро

Lento - протяжно

Vivo - живо

Adagio - медленно

Moderato - умеренно

Vivace - живее

Grave - тяжело

Presto - очень быстро

Andante - довольно медленно, спокойно

Allegretto - немного медленнее, чем Allegro

Prestissimo – очень быстро

Изменения темпа в произведении:

Постепенное замедление темпа (обычно в конце произведения)

Постепенное ускорение темпа (обычно в средних разделах

произведения, нарастание взволнованности).

Ritenuto – сдерживая

Accelerando - ускоряя

Ritardando - запаздывая

Animando - оживляя

Allargando - pасширяя

Stringendo - ускоряя

Tempo primo, а tempo - возвращение к первоначальному темпу.

Уточняющие понятия:

piu - более

meno - менее

non troppo - не слишком

molto assai - очень, весьма

subito - внезапно,неожиданно

poco - немного

poco a poco - понемногу, мало-помалу

4. ДИНАМИКА

Динамика - это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми

либо грустными настроениями.

Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные

образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

Piano pianissimo – ppp - предельно тихо

Pianissimo – pp - очень тихо

Piano – p - тихо

Mezzo piano – mp - не очень тихо

Mezzo forte – mf - не очень громко

Forte – f - громко

Fortissimo – ff - очень громко

Forte fortissimo – fff - предельно громко

Обозначения изменения силы звучания:

Crescendo - cresc. - усиливая

Sforzando - sforc., sf. - внезапно усиливая

Subito forte - sub. f. - внезапно громко

Diminuendo - dim. - уменьшая, ослабляя звук

Decrescendo - decresc. - ослабляя

Morendo - замирая.

Нарастание динамики связано с усилением напряжения,

подготовкой к у л ь м и н а ц и и.

Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики,

высшая точка напряжения в произведении.

Ослабление динамики вызывает ощущение разрядки, успокоения.

5. РИТМ

Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной

длительности. Разные по длительности звуки объединяются в

ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок

произведения.

Виды ритмических рисунков:

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного

или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях

– повторение одинаковых длительностей (часто встречаются

шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный

характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами

разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические

рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

Пунктирный ритм

Xарактерен для марша, танца - активизирует движение.

Синкопа

Перемещение акцента с сильной доли на слабую. Синкопа создает

эффект неожиданности.

Триоль

Деление длительности на три равные части. Триоли придают

легкость движению.

6. МЕТР

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей

такта.

В нотной записи метр выражается в размере и тактах, отделенных

между собой тактовыми чертами.

Основные типы метра:

Строгий метр - сильные и слабые доли такта чередуются

равномерно

Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли

напр., полька или марш.

Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли,

напр., вальс.

Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и

трехдольного метра.

Переменный метр - меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные,

напр. 2/4 или трехдольные, напр. 3/4).

Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только

двухдольных, напр. 4/4 = 2/4 + 2/4 или только трехдольных,

напр. 6/8 = 3/8 + 3/8).

Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и

трехдольного) типа (напр., 5/4 = 2/4 + 3/4, или 3/4 + 2/4, либо

7/4 = 2/4 + 2/4 +3/4 и др.).

7. ЛАД

Л а д – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих

друг к другу.

Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют

все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое

трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.

Toнальность – это лад с определенной тоникой.

Лады могут состоять из разного количества звуков:

тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.

пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.

семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

Пентатоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим

секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская

гамма», т.к. он часто встречается в восточной музыке ).

Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из

которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают

взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое

впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в

опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда

другое название этого лада – «гамма Черномора».

Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное

трезвучие. Лад светлой, радостной окраски.

Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.

Лад темной, печальной окраски.

Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия):

- параллельные (напр. C - dur – a-moll)

- одноименные (напр.G - dur - g-moll)

Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но

отличающиеся от них отдельными ступенями -

миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский

Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть

повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке

20 века).

8. MЕЛОДИЯ

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Мелодия – это основа музыки, важнейшее средство музыкальной

выразительности.

Элементы мелодии:

Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это главный компонент

мелодии.

Диапазон (объем мелодии)

Интонации (особые последовательности звуков)

Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами

музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.

Виды мелодической линии:

1. Восходящая мелодическая линия.

Создает впечатление подъема, нарастания напряжения.

2. Нисходящая мелодическая линия.

Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки.

3.Волнообразная мелодическая линия.

Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно

происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный

рисунок мелодии.

4. Ровная (малоподвижная) мелодическая линия.

В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает

впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном – ощущение

скованности, скорби.

5. Скачкообразная мелодическая линия.

Скачок – ход мелодии на широкий интервал. Восходящие скачки придают

мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение,

заполняющее скачок, создает впечатление успокоения.

Д и а п а з о н , т.е. объем мелодии также имеет большое значение для

выразительности мелодии:

Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные,

сдержанные.

Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.

Ладовая основа мелодии:

Мелодия в м а ж о р е звучит светло.

Мелодия в м и н о р е звучит печально.

Мелодия в с т а р и н н о м ладу звучит необычно - архаично.

Мелодия в п е н т а т о н и к е звучит спокойно, часто связана с образами

природы.

Лады с у в е л и ч е н н о й с е к у н д о й придают мелодии восточный

колорит.

Гармоническая основа мелодии:

Повторение мелодии с новыми гармониями может изменить ее

настроение.

Опора на звуки тонического трезвучия подчеркивает устойчивость,

стабильность мелодии.

Использование диссонирующих интервалов привносит в мелодию

напряжение.

Мелодия, образованная из аккордовых звуков имеет сдержанный,

уравновешенный характер.

Мелодия, образованная из неаккордовых звуков - звуков, не входящих в

состав аккорда. Эти звуки образуют гаммаобразное, поступенное движение,

придают мелодии вокальный характер, певучесть.

9. Основные способы звукоизвлечения мелодии – ш т р и х и:

Штрих (нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения

нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр,

атаку и другие характеристики звучания.

Штрихи, исполняемые твёрдой атакой звука:

деташе

(

фр.

détacher

— отделять)

маркато

(

итал.

marcato

— подчеркивая)

мартеле

(

фр.

marteler

— отбивать)

стаккато

(

итал.

staccato

— отрывисто)

акцент (выделение звуков).

Штрихи при звукоизвлечении мягкой атакой:

нон легато (итал. non legato — не связно)

тенуто (итал. tenere, «выдержанно»)

легато (итал. legato — связно) требует необходимой атакировки только на

первом звуке, остальные звуки, следующие за первым и объединенные

лигой, извлекаются на едином дыхании с соблюдением хорошей плавности

и ровности.

Штрихи, в основе которых лежат сложные действия артикуляционного

аппарата: двойное и тройное стаккато, фруллато (итал. frullare —

вращаться, англ. flutter-tonguing)

В литературе для духовых инструментов встречаются различные

комбинации основных штрихов и специфических приемов извлечения

звука: вибрато; глиссандо (скользя) и др.

Итак, на основе представленных элементов языка музыки, мы

рассмотрели средства музыкальной выразительности.



В раздел образования