Напоминание

"Роль дидактической игры на уроках в начальной школе"


Автор: Волкова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Темкинская СШ
Населённый пункт: с. Темкино
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактической игры на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему «Роль дидактической игры на уроках в начальной школе».

Учитель начальных классов: Волкова С.Е

МБОУ «Темкинская СШ»

2022 год.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как

воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда

вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»

До поступления ребенка в школу ведущим видом деятельности для них была игра. С началом обучения в школе на смену

приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но

и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует

познавательную деятельность учащихся начальных классов.

Дидактическая игра - ценное средство воспитания умственной активности учащихся, вызывающее у них интерес к

получению знаний . Поэтому для хорошего обучения каждого ребенка нужно на первых же годах обучения пробудить их

интерес к учебе, развить внимание, активизировать их деятельность. Использование игры в начальной школе тесно связано

с решением ряда вопросов:

место занимательности на уроке;

целесообразность ее использования;

функции занимательности;

методика проведения;

систематизация игр, которые требуют разрешения.

И наконец, игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра

способствует снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребенка. Поэтому основным типом

дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и

снимающий напряжение.

Подготовленный к игре наглядный материал может быть использован при изучении различных учебных тем на любом

уроке.

Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждают к развитию мышления и внимания, а

затем переходят на второй план, когда сюжет перестает быть основой активности учащихся.

Напротив, чрезмерное увлечение внешней занимательностью и перенасыщение урока броским наглядным материалом

нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего организуется игра, - собственно учебное задание.

Поэтому не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев.

Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является

поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ребенку, с

учетом его умственных возможностей и способностей.

В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих

товарищей, сдерживать свои желания, эмоции, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

Наблюдения показывают, что игровые приёмы, использующие программный материал, и особенности игр школьников

младших классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних

мотивов учения.

Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Особенно большое значение придаётся

дидактическим играм при повторении пройденного материала. Познавательное содержание таких игр заключается в

усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических

средств обучения.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря

высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в

игровую особенно.

Система дидактических игр в процессе обучения позволяет решать все многообразие воспитательных и учебных задач.

Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.

дидактическая игра урок математика



В раздел образования