Автор: Радионова Елена Александровна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Снегирек"
Населённый пункт: Республика Хакасия г. Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение компетенции родителей законных представителей в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах
воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Радионова Е.А., зам. заведуюшего по ВМР
детский сад №15 «Снегирек»
Семья играет важную роль в воспитании и социализации ребенка. Это первый социальный
институт, отвечающий за его гармоничное развитие и всестороннее воспитание. Поэтому
актуальность исследования обусловлена важностью и необходимостью вовлечения родителей в
образовательно-воспитательный процесс ДОУ, повышения их педагогической компетенции, а
также необходимостью поиска наиболее эффективных путей реализации данной задачи.
Статья 44 закона «Об образовании» гласит, что «родители (законные представители)
несовершеннолетних детей имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей
перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка» [12]. Поэтому необходимо изучить такое
понятие как педагогическая компетенция, так как только грамотный и компетентный родитель
способен заложить основы гармоничного развития и воспитания своего ребенка.
Понятие «педагогическая компетенция» появилось сравнительно недавно и связано оно с
именами таких исследователей, как С.С. Пиюкова [9], Г.Р. Ломакина [11], Н.А. Хрусталькова
[13].
Педагоги
единогласно
утверждают
о
том,
что
необходимо
повышать
уровень
педагогической компетенции в вопросах воспитания и обучения детей, необходимо привлекать
родителей к совместному взаимодействию с ДОУ. Только в этом случае можно добиться
эффективности в образовательно-воспитательном процессе детей. Родители и педагоги должны
стать союзниками в вопросе воспитания ребенка и действовать сугубо в его интересах. Только в
этом случае они могут добиться успеха. Такая деятельность сотрудничества поможет
родителям понять индивидуальные особенности своих детей, увидеть своего ребенка в разных
ситуациях.
Многие ученые прошлого говорили о большой роли семьи в воспитании детей, а
родителей называли главными воспитателями. Еще И.Г. Песталоцци выделил семью, как
«главный и подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и,
падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление». Однако
А.С. Макаренко утверждал, что «семьи бывают разные, одни плохие, другие хорошие. И
ручаться за то, что семья будет осуществлять воспитание должным образом, мы не можем.
Поэтому организующим началом в семейном воспитании должна стать образовательная
организация, которая будет руководить семьей. При этом семейное воспитание должно играть
подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» [10].
Е.П. Арнаутова [2], В.П. Дуброва [6], О.Л. Зверева [7] рассматривают педагогическую
компетенцию как готовность родителей в теоретических вопросах и практических навыках
проводить педагогическую деятельность в отношении своих детей
Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров под педагогической компетентностью родителей рассматривают
знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности [3].
Е. П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, О.С. Нестерова, М. А. Орлова С. С. Пиюкова, В. В. Селина
выделяют в структуре педагогической компетенции такие компоненты, как когнитивный,
личностный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный
[5].
Для повышения педагогической компетенции родителей дошкольников ДОУ и педагогам
необходимо взаимодействовать с родителями, выстраивать с ними сотруднические отношения.
Согласно Л.И. Габдулиной, в практике работы с семьей воспитатели должны проявлять
инициативу, развивать у себя навыки общения с семьей, разработать методы и приемы
вовлечение родителей в жизнь ДОУ [4]. По мнению многих педагогов, родители мало уделяют
внимание образовательно-воспитательному процессу в ДОУ, ссылаясь на то, что родителей
сейчас ничем не удивишь. Но исследования Е.П. Арнаутовой [1], В.П. Дубровой [6], О.Л.
Зверевой [7] показали, что именно от воспитателей зависит причастие родителей к жизни ДОУ.
Зачастую работа с родителями ограничивается лишь поиском новых форм взаимодействия, а
содержанию работы внимание не уделяется.
Н.В. Антонова выделила следующие особенности в общении родителей и педагогов ДОУ:
родители с разной частотой обращаются к воспитателям, одни обращаются реже,
другие чаще, некоторые вообще практические не общаются с воспитателями;
родители, прежде всего, обращаются к педагогам ДОУ с вопросами, что ел, пил,
как себя вел; не многих родителей интересуют вопросы успехов ребенка занятиях, пути
формирования его личности;
чаще всего воспитатели контактируют с родителями по вопросам плохого
поведения их ребенка, они не отмечают его успехи; это формирует у родителей на
подсознательном уровне негативную установку на контакты с педагогом;
обычно
воспитатели
обращаются
с
просьбой
к
родителям,
чтобы
они
поспособствовали
воспитательному
процессу,
но
не
дают
конкретных
рекомендаций
совместных усилий; на что родители агрессивно реагируют, так как они не знают, как
воздействовать на ребенка;
воспитатели не всегда профессионально компетентно могут построить диалог с
родителями, иногда они могут высказать оценочное суждение, что может ранить родителей,
или не всегда могут корректно описать характер проблемы;
воспитатели и родители часто общаются на отвлеченные темы, не связанные с
деятельностью ДОУ и с воспитанием ребенка;
иногда воспитатели выбирают неправильный стиль общения с родителями:
обращаются на «ты», не соблюдают дистанцию. Все это вредит репутации воспитателя [1].
Общение родителей и педагогов в основном осуществляется через:
вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс;
расширение диапазона участия родителей в жизни ДОУ;
посещение
родителями
праздников,
развлечений,
родительских
собраний,
открытых занятий;
организацию информационно-педагогических материалов, выставок работ детей;
объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [10].
Разные авторы предлагают разные формы работы ДОУ с родителями. Т.А. Маркова
выделила
следующие:
тематические
стенды,
тематические
беседы
и
консультации,
родительские собрания, конференции [8]. Л.Ф. Островская дополнила, предложенные Т.А.
Марковой формы, деловыми играми [10]. Л.М. Кларина, основываясь на тех трудностях,
которые могут возникнуть в общении ДОУ и родителей, определила следующие формы работы:
открыть клубы по интересам и дискуссионные клубы, спортивные секции. Н.В. Самоукина
предложила
использовать
не
только
традиционные
формы
взаимодействия,
но
и
нетрадиционные: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, деловые игры,
семейные конкурсы творчества. По ее мнению, эти формы работы вызовут бурный интерес и
живой отклик у родителей [3].
Таким образом:
1) педагогическая компетенция родителей – это не только знания, умения и навыки
педагогической
деятельности,
но
и
комплекс
коммуникационных,
личностных
и
деятельностных качеств родителей, позволяющих достигать качественных результатов в
воспитании детей, а также осознание ими необходимости воспитания и рефлексия самооценки
своей педагогической деятельности;
2) выстраивание взаимоотношений между педагогами и родителями воспитанников одна
из основных задач, стоящих перед педагогом. Процесс общения педагогов и родителей имеет
свою особенность, заключающуюся в том, что эти взаимоотношения должны носить характер
взаимопонимания и доверия. Только партнерское общение между педагогами и родителями
будет
способствовать
установлению
«обратной
связи»,
индивидуальному
подходу,
непосредственности;
Список литературы.
1.
Антонова, Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога /
Н.В.Антонова // Вопросы психологии. – 2017. – №6. – С. 89-92.
2.
Арнаутова
Е.П. Методы
обогащения воспитательного
опыта
родителей
//
Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – C. 52-58.
3.
Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред.
Н.Ф. Виноградовой. – М.: Эгмонд, 2014. – 64 с.
4.
Габдулина, Л.И. Ценностно - смысловые отношения педагогов как детерминанты
их профессионального общения. Человек, природа, общество: условия формирования позиции
ненасилия. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 мая 1999 г. /
Л.И. Габдулина. – Уфа, 1999. – 38 с.
5.
Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие
для
работников
дошкольных
образовательных
учреждений
/
Т.Н.
Доронова.
–
М.:
Просвещение, 2012. – 120 с.
6.
Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и
семьи. – М.: Академия, 2017. – 224 с.
7.
Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как
составляющая взаимодействия с семьей //Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С.70-75.
8.
Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в ДОУ / Т.В. Кротова. – М.:
Академия, 2011. – 116 с.
9.
Ломакина
Г.Р.
Педагогическая
компетентность
и
компетенция:
проблемы
терминологии // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва,
апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 276-279.
10.
Островская,
Л.Ф.
Педагогические
ситуации
в
семейном
воспитании
дошкольников /Л.Ф. Островская. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
11.
Пиюкова
С.С.
Формирование
педагогической
компетентности
родителей
приемных детей: дисс. канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2003. – 200 с.
12.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». – М.: СФЕРА, 2015. – 144 с.
13.
Хрусталькова H.A. Формирование педагогических умений у родителей из
профессионально-замещающей семьи: монография. – Тула, 2005. – 160 с.