Напоминание

"Повышение компетенции родителей законных представителей в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ"


Автор: Радионова Елена Александровна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Снегирек"
Населённый пункт: Республика Хакасия г. Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение компетенции родителей законных представителей в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах

воспитательно-образовательного процесса ДОУ

Радионова Е.А., зам. заведуюшего по ВМР

детский сад №15 «Снегирек»

Семья играет важную роль в воспитании и социализации ребенка. Это первый социальный

институт, отвечающий за его гармоничное развитие и всестороннее воспитание. Поэтому

актуальность исследования обусловлена важностью и необходимостью вовлечения родителей в

образовательно-воспитательный процесс ДОУ, повышения их педагогической компетенции, а

также необходимостью поиска наиболее эффективных путей реализации данной задачи.

Статья 44 закона «Об образовании» гласит, что «родители (законные представители)

несовершеннолетних детей имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей

перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и

интеллектуального развития личности ребенка» [12]. Поэтому необходимо изучить такое

понятие как педагогическая компетенция, так как только грамотный и компетентный родитель

способен заложить основы гармоничного развития и воспитания своего ребенка.

Понятие «педагогическая компетенция» появилось сравнительно недавно и связано оно с

именами таких исследователей, как С.С. Пиюкова [9], Г.Р. Ломакина [11], Н.А. Хрусталькова

[13].

Педагоги

единогласно

утверждают

о

том,

что

необходимо

повышать

уровень

педагогической компетенции в вопросах воспитания и обучения детей, необходимо привлекать

родителей к совместному взаимодействию с ДОУ. Только в этом случае можно добиться

эффективности в образовательно-воспитательном процессе детей. Родители и педагоги должны

стать союзниками в вопросе воспитания ребенка и действовать сугубо в его интересах. Только в

этом случае они могут добиться успеха. Такая деятельность сотрудничества поможет

родителям понять индивидуальные особенности своих детей, увидеть своего ребенка в разных

ситуациях.

Многие ученые прошлого говорили о большой роли семьи в воспитании детей, а

родителей называли главными воспитателями. Еще И.Г. Песталоцци выделил семью, как

«главный и подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и,

падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление». Однако

А.С. Макаренко утверждал, что «семьи бывают разные, одни плохие, другие хорошие. И

ручаться за то, что семья будет осуществлять воспитание должным образом, мы не можем.

Поэтому организующим началом в семейном воспитании должна стать образовательная

организация, которая будет руководить семьей. При этом семейное воспитание должно играть

подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» [10].

Е.П. Арнаутова [2], В.П. Дуброва [6], О.Л. Зверева [7] рассматривают педагогическую

компетенцию как готовность родителей в теоретических вопросах и практических навыках

проводить педагогическую деятельность в отношении своих детей

Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров под педагогической компетентностью родителей рассматривают

знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности [3].

Е. П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, О.С. Нестерова, М. А. Орлова С. С. Пиюкова, В. В. Селина

выделяют в структуре педагогической компетенции такие компоненты, как когнитивный,

личностный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный

[5].

Для повышения педагогической компетенции родителей дошкольников ДОУ и педагогам

необходимо взаимодействовать с родителями, выстраивать с ними сотруднические отношения.

Согласно Л.И. Габдулиной, в практике работы с семьей воспитатели должны проявлять

инициативу, развивать у себя навыки общения с семьей, разработать методы и приемы

вовлечение родителей в жизнь ДОУ [4]. По мнению многих педагогов, родители мало уделяют

внимание образовательно-воспитательному процессу в ДОУ, ссылаясь на то, что родителей

сейчас ничем не удивишь. Но исследования Е.П. Арнаутовой [1], В.П. Дубровой [6], О.Л.

Зверевой [7] показали, что именно от воспитателей зависит причастие родителей к жизни ДОУ.

Зачастую работа с родителями ограничивается лишь поиском новых форм взаимодействия, а

содержанию работы внимание не уделяется.

Н.В. Антонова выделила следующие особенности в общении родителей и педагогов ДОУ:

родители с разной частотой обращаются к воспитателям, одни обращаются реже,

другие чаще, некоторые вообще практические не общаются с воспитателями;

родители, прежде всего, обращаются к педагогам ДОУ с вопросами, что ел, пил,

как себя вел; не многих родителей интересуют вопросы успехов ребенка занятиях, пути

формирования его личности;

чаще всего воспитатели контактируют с родителями по вопросам плохого

поведения их ребенка, они не отмечают его успехи; это формирует у родителей на

подсознательном уровне негативную установку на контакты с педагогом;

обычно

воспитатели

обращаются

с

просьбой

к

родителям,

чтобы

они

поспособствовали

воспитательному

процессу,

но

не

дают

конкретных

рекомендаций

совместных усилий; на что родители агрессивно реагируют, так как они не знают, как

воздействовать на ребенка;

воспитатели не всегда профессионально компетентно могут построить диалог с

родителями, иногда они могут высказать оценочное суждение, что может ранить родителей,

или не всегда могут корректно описать характер проблемы;

воспитатели и родители часто общаются на отвлеченные темы, не связанные с

деятельностью ДОУ и с воспитанием ребенка;

иногда воспитатели выбирают неправильный стиль общения с родителями:

обращаются на «ты», не соблюдают дистанцию. Все это вредит репутации воспитателя [1].

Общение родителей и педагогов в основном осуществляется через:

вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс;

расширение диапазона участия родителей в жизни ДОУ;

посещение

родителями

праздников,

развлечений,

родительских

собраний,

открытых занятий;

организацию информационно-педагогических материалов, выставок работ детей;

объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию и развитию ребенка;

уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [10].

Разные авторы предлагают разные формы работы ДОУ с родителями. Т.А. Маркова

выделила

следующие:

тематические

стенды,

тематические

беседы

и

консультации,

родительские собрания, конференции [8]. Л.Ф. Островская дополнила, предложенные Т.А.

Марковой формы, деловыми играми [10]. Л.М. Кларина, основываясь на тех трудностях,

которые могут возникнуть в общении ДОУ и родителей, определила следующие формы работы:

открыть клубы по интересам и дискуссионные клубы, спортивные секции. Н.В. Самоукина

предложила

использовать

не

только

традиционные

формы

взаимодействия,

но

и

нетрадиционные: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, деловые игры,

семейные конкурсы творчества. По ее мнению, эти формы работы вызовут бурный интерес и

живой отклик у родителей [3].

Таким образом:

1) педагогическая компетенция родителей – это не только знания, умения и навыки

педагогической

деятельности,

но

и

комплекс

коммуникационных,

личностных

и

деятельностных качеств родителей, позволяющих достигать качественных результатов в

воспитании детей, а также осознание ими необходимости воспитания и рефлексия самооценки

своей педагогической деятельности;

2) выстраивание взаимоотношений между педагогами и родителями воспитанников одна

из основных задач, стоящих перед педагогом. Процесс общения педагогов и родителей имеет

свою особенность, заключающуюся в том, что эти взаимоотношения должны носить характер

взаимопонимания и доверия. Только партнерское общение между педагогами и родителями

будет

способствовать

установлению

«обратной

связи»,

индивидуальному

подходу,

непосредственности;

Список литературы.

1.

Антонова, Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога /

Н.В.Антонова // Вопросы психологии. – 2017. – №6. – С. 89-92.

2.

Арнаутова

Е.П. Методы

обогащения воспитательного

опыта

родителей

//

Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – C. 52-58.

3.

Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред.

Н.Ф. Виноградовой. – М.: Эгмонд, 2014. – 64 с.

4.

Габдулина, Л.И. Ценностно - смысловые отношения педагогов как детерминанты

их профессионального общения. Человек, природа, общество: условия формирования позиции

ненасилия. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 мая 1999 г. /

Л.И. Габдулина. – Уфа, 1999. – 38 с.

5.

Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие

для

работников

дошкольных

образовательных

учреждений

/

Т.Н.

Доронова.

М.:

Просвещение, 2012. – 120 с.

6.

Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и

семьи. – М.: Академия, 2017. – 224 с.

7.

Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как

составляющая взаимодействия с семьей //Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С.70-75.

8.

Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в ДОУ / Т.В. Кротова. – М.:

Академия, 2011. – 116 с.

9.

Ломакина

Г.Р.

Педагогическая

компетентность

и

компетенция:

проблемы

терминологии // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва,

апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 276-279.

10.

Островская,

Л.Ф.

Педагогические

ситуации

в

семейном

воспитании

дошкольников /Л.Ф. Островская. – М.: Академия, 2015. – 160 с.

11.

Пиюкова

С.С.

Формирование

педагогической

компетентности

родителей

приемных детей: дисс. канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2003. – 200 с.

12.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации». – М.: СФЕРА, 2015. – 144 с.

13.

Хрусталькова H.A. Формирование педагогических умений у родителей из

профессионально-замещающей семьи: монография. – Тула, 2005. – 160 с.



В раздел образования