Напоминание

Достижение чистоты интонации


Авторы: Сухенко Александр Борисович, Александр Борисович Сухенко
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МВМУ им.генерал-лейтенанта В.М.Халилова
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Достижение чистоты интонации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Преподаватель МсВМУ

им. генерал-лейтенанта В.М.Халилова

Сухенко Александр Борисович.

Статья

Достижение чистоты интонации.

Достижение чистоты интонации при игре на духовых инструментах

является одной из самых сложных задач в исполнительской практике.

Следовательно, важнейшим аспектом музыкального воспитания

является постоянное внимание к чистоте интонации при

исполнении, к тональности слушаемых музыкальных произведений,

ладовым функциям. Только постоянное наблюдение за точностью

интонации, привлечение внимания учащегося к каждому

фальшивому звуку может создать у него критическое отношение к

малейшей интонационной неточности. Это, в свою очередь,

усиливает приспособленность губ и дыхания к точному

интонированию.

Упражняться в точном интонировании можно на любом

материале, полезно исполнение в медленном движении арпеджио,

трезвучий и других аккордов. Наилучшие результаты достигаются

при работе над музыкальным произведением в сопровождении

фортепиано и в ансамбле. Очень полезным при этом становится

сольфеджирование, а также упражнения в определении аккордов на

слух, чтение с листа постепенно усложняющегося нотного

материала.

Для того чтобы безупречно чисто интонировать, музыканту

недостаточно одного только тонкого слуха, необходимо еще хорошо

знать свой инструмент, и в частности, закономерности строя в

деревянной и медной группах.

Знание исполнителем способов достижения чистоты строя и

методов работы над интонацией резко повысит художественный

уровень исполнения. Следует учитывать некоторые конструктивные

особенности духовых инструментов, оказывающие влияние на

формирование интонационного строя.

Кроме конструктивных особенностей вентильно-пистонного

механизма, некоторое воздействие на строй оказывают и другие

моменты, связанные с коническо-цилиндрическим профилем

основного канала медных духовых инструментов.

Эта особенность строения корпуса указанных инструментов

вызывает неточное звучание отдельных ступеней основного

натурального звукоряда.

Иногда вместе с громкостью изменяется и высота звука, что

свидетельствует о невнимательности исполнителя или о слабости

его губных мышц. Некоторые исполнители на медных и язычковых

духовых инструментах при игре crescendo, forte и fortissimo

понижают звук, а при diminuendo, piano и pianissimo

повышают.

Но при внимательном слуховом контроле можно с помощью

губного аппарата сохранить высоту заданного звука в различных

нюансах. Кроме дополнительной и вспомогательной аппликатуры,

применяемой на всех духовых инструментах, на некоторых из них

возможно использование других способов изменения высоты звука

исполнители на валторне для повышения засурдиненных звуков

вводят правую руку в раструб глубоко и плотно, для их понижения

– глубину ввода руки в раструб уменьшают. Пользоваться

перечисленными способами следует осторожно, так как при этом

может ухудшаться тембр звука.

Для того чтобы добиться чистоты интонирования на духовых

инструментах, исполнитель должен систематически развивать свой

губной аппарат, хорошо знать интонационные особенности своего

инструмента, дополнительную и вспомогательную аппликатуры и

умело применять их.

Известно, что на высоту звука, взятого на любом из духовых

инструментов, оказывает воздействие степень напряжения губ

играющего и сила струи воздуха, посылаемой в инструмент. Чем

лучше у исполнителя развиты музыкальный слух, губной аппарат и

техника дыхания, тем интонационно устойчивее и чище будет его

игра. Поэтому работа над достижением чистоты интонации должна

осуществляться на материале, способствующем равномерному

развитию всех элементов исполнительской техники.

Для достижения этой цели весьма благоприятны упражнения,

построенные на звуках продолжительной длительности. Такие

упражнения помогают исполнителю выработать координацию

действий губного аппарата и дыхания при извлечении звуков

различной высоты. Навык приготовления губного аппарата должен

быть тесно связан с умением сохранять точную интонацию звука во

время его филирования.

Одни педагоги считают, что звуки продолжительной длительности

следует проигрывать в диатонической или хроматической

последовательности, другие рекомендуют исполнять эти звуки в

виде ряда арпеджио определенной ладогармонической

последовательности.

При этом исполнитель должен добиваться четкого начала звука,

устойчивости интонации, ровности нюанса и тембровой окраски

звука на всем его протяжении, а также следить за тем, чтобы звук

заканчивался в момент, избранный исполнителем. По мере

овладения звуками в указанных нюансах можно перейти к более

сложным нюансовым последовательностям (pp < ff, ff > РР; ff > РР

sf < ff и т.п.). Следует добиваться плавности в crescendo и

diminuendo.

Особым направлением педагогических усилий должно стать

развитие техники губ, от которой зависит красота звука и

интонационная точность. Губы исполнителя на духовом инструменте

должны обладать способностью выдерживать значительное и

длительное напряжение и, кроме того, быстро менять степень этого

напряжения в зависимости от высоты и силы извлекаемого звука.

Подвижность, способность мгновенно и точно достигать той

степени напряжения, которая необходима для получения звука

требуемой высоты, является фактором исполнительского мастерства.

Для того чтобы з вук был безупречен по чистоте интонации и

удовлетворителен по тембровому качеству, необходимо точное

соответствие степени напряжения губ с иле выдоха. Необходима та

степень напряжения лицевых и дыхательных мышц, которая

обеспечит интонационную точность и качество звука.

Степень подвижности и выносливости губ неразрывно связана с

положением их на мундштуке. У некоторых исполнителей

выдыхаемая струя воздуха выходит не в центре, а несколько в

стороне от середины губ.

Учет особенностей губ при постановке мундштука позволит

исполнителю добиться наилучшего звука и высокой техники губ.

Объективные правила постановки должны соответствовать

субъективным ощущениями исполнителя, малейшие изменения

которых всегда связаны с изменениями характера и качества звука.

Важным средством для развития навыков чистого интонирования

является игра в ансамбле. Она развивает у музыканта умение

слышать и определять роль своей партии и воспринимать звучание

в целом, а также обязывает каждого исполнителя воспитывать в

себе умение приравнивать звучание своего инструмента к общей

звучности.

В достижении чистоты интонирования огромную пользу приносит

работа над пьесами, этюдами, гаммами и различными упражнениями

в медленном темпе. Она дает возможность ярче осознать свои

исполнительские недостатки, проанализировать причину их

возникновения, проверить эффективность средств, избранных для

исправления тех или иных погрешностей.

Практика показывает, что на строй духовых инструментов

существенное влияние оказывают температурные условия, способы

общей настройки инструмента и отдельных его регистров,

состояние мундштука, производственные дефекты, нарушение правил

эксплуатации и некоторые другие обстоятельства.

Все духовые инструменты при охлаждении имеют тенденцию к

понижению строя, а при нагревании – к повышению. В процессе

игры на духовой инструмент оказывает влияние и температура

окружающей среды, и температура выдыхаемого исполнителем

воздуха. В результате создается определенное рабочее

температурное состояние самого инструмента, наиболее

благоприятное для настройки. Подстройка бывает необходимой и в

процессе игры, когда общий строй инструмента может повыситься

или (что реже) понизиться. В таком случае исполнитель обязан

соответственно изменить настройку инструмента.

Считая чистую интонацию безусловно обязательной для каждого

музыканта, следует с самых первых ступеней обучения развивать

у учащегося это качество. Только постоянное наблюдение за

точностью интонации, привлечение внимания учащегося к каждому

фальшивому звуку может создать у учащегося критическое

отношение к малейшей интонационной неточности. Это, в свою

очередь, усиливает приспособленность губ и дыхания к точному

интонированию.



В раздел образования