Автор: Сергеева Наталья Николаевна
Должность: учитель афк
Учебное заведение: МАОУ "СОШ" п. Шимск
Населённый пункт: п. Шимск
Наименование материала: Примерная программа по АФК
Тема: Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП.
Раздел: среднее профессиональное
Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП.
Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является
развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное развитие
ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и
спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка необходимо,
прежде всего, осуществлять контроль за положением общих частей тела.
Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более
20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в
течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и
согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на
живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. С
целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых
лет
жизни
крайне
важным
является
использование
специальных
приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней
и так далее.
Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная
гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП
лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:
Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого
постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в
пространстве и по отношению к туловищу.
Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.
Развитие зрительно-моторной координации.
Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.
Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП
возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной
гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается
мышечный
тонус,
уменьшаются
или
преодолеваются
насильственные
движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что
является
мощным
стимулом
к
развитию
и
совершенствованию
его
двигательных функций и навыков.
Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает
использование
комплексных
афферентных
стимулов:
зрительных
(большинство
упражнений
проводится
перед
зеркалом),
тактильных
(поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую
различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба
босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные упражнения
с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми
глазами). При выполнении упражнений широко используются звуковые и
речевые
стимулы.
Многие
упражнения,
особенно
при
наличие
насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное
значение
имеет
четкая
речевая
инструкция,
которая
нормализует
психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает
понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются
различные связи с двигательным анализатором, что является мощным
фактором всего психического развития.
Урок АФК для детей с ДЦП является одним из основных предметов.
При этом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные
задачи.
Программа по физическому воспитанию в в классах где обучаются дети
с ДЦП имеет свои особенности по сравнению с общеобразовательными
школами.
В
раздел
общеразвивающих
упражнений
введены
коррекционные упражнения для:
—
коррекции позотонических реакций;
—
расслабления мышц;
—
формирования правильной осанки;
—
опороспособности;
—
формирования равновесия;
—
развития пространственной ориентации и точности движений.
Гимнастика и легкая атлетика не выделяются в отдельные разделы, а
используются доступные виды занятий. В каждый урок включаются
общеразвивающие, корригирующие, прикладные упражнения и игры по
упрощенным правилам. Используется индивидуальный подход к детям с
учетом их психического развития.
Требования к урокам АФК:
—
постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;
—
чередовать
различные
виды
упражнений,
применяя
принцип
рассеянной нагрузки;
—
упражнения должны соответствовать возможностям учеников;
—
должен быть индивидуальный подход;
—
рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления;
—
обеспечить профилактику травматизма и страховку.
Индивидуальные и групповые занятия
—
Индивидуальные
занятия
направлены
в
основном
на
нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы.
—
Эти
меры
направлены
на
то,
чтобы
ребёнок
овладел
необходимым умением и навыками по самообслуживанию, если возможно,
получил школьное образование.
—
Очень
важно
выработать
у
ребёнка
психологическую
уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-
трудовую
ориентацию.
И
тут
чрезвычайно
велика
роль
родителей.
Длительность индивидуального занятия составляет обычно от 25 до 35
минут, все зависит от состояния ребенка на момент занятия.
—
Групповые занятия имеют целью не только нормализацию
двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей,
поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами
общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести
и однородности двигательных нарушений.
Примерная программа по АФК для обучающихся в
классах коррекции
Общеразвивающие и корригирующие упражнения
Дыхательные упражнения. В исходном положении лежа на спине (сидя,
стоя) развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох. Выполнять
удлиненный, углубленный выдох с одновременным произнесением звуков:
«х-х-хо» (как согревают руки), «фф-фу»
(как студят чай), «чу-чу-чу»
(паровоз), «ш-ш-ш» (вагоны), «у-у-у» (самолет) «ж-ж-ж» (жук), задуть
свечу,
надуть
шарик.
Звуковая
гимнастика,
сочетание
дыхания
с
движениями. В различных исходных положениях тренировать все типы
дыхания. Дыхательные упражнения с руками на поясе, за головой. Развивать
подвижность грудной клетки при выполнении усиленного дыхания (на
вдохе приподнять надплечья), на выдохе надавливать ладонями на боковые
поверхности грудной клетки). Изменение темпа вдоха и выдоха (по
подражанию, под хлопки, под счет). Ритмичное дыхание при выполнении
движений: вдох при поднимании рук, отведении их в сторону, выпрямление
туловища, разгибание ног: при опускании вниз головы, при наклонах
туловища и приседаниях. Согласование дыхания с выполнением движений
различного темпа.
Основные исходные положения и изолированные движении головы, рук.
ног, туловища. Исходное положение: лежа, сидя, стоя Движения головой в
разных направлениях. Одновременные движения руками вперед, назад, в
стороны, вверх, вниз. Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук.
Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с
изменением
темпа
движения.
Противопоставление
первого
пальца
остальным с контролем зрения, а также без него. Выделение пальцев рук. В
исходных положениях лежа на спине, на животе, на боку поочередное
поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание, разгибание, а
также круговые движения ими (с помощью учителя). Наклоны туловища
вперед, назад, в стороны. Простейшие сочетания изученных движений.
Упражнения для формирования равновесия
.
Движение головой сидя,
стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперед-назад, вправо, влево;
повороты вправо-влево. Из исходного положения лежа на спине (на
животе) быстрый переход в основную стойку, принимая как можно
меньше промежуточных исходных положений. Сгибание и разгибание рук
из положения руки вперед, в стороны, вверх (голова прямо). Сгибание,
разгибание, вращение кистей рук, выделение пальцев рук. Сгибание и
разгибание пальцев рук с дозированным усилием. Выполнение строго
изолированных движений. Упражнение в и.п. на четвереньках (повороты,
наклоны головы без изменения опорности рук, ползание со строгим
соблюдением синергизма движений). Наклоны, повороты туловища в
сочетании с движениями рук вперед, вверх, в стороны, вниз. Движения
прямой ногой вперед, назад, в сторону, стоя у опоры, сидя, лежа.
Лазания и перерезание
Лазание на четвереньках. Перелезание через невысокое препятствие.
Пролезание сквозь обруч, не касаясь его ногами, удерживание его
горизонтально и вертикально к полу. Пролезание между рейками наклонной
вестницы сверху вниз и снизу вверх.
Упражнения с гимнастическими палками
Подбрасывание и ловля палки, изменяя хват. Балансирование палки.
Удерживая палку перед собой. Перекладывание палки из руки в руку, меняя
способы хвата. По подражанию принимать различные исходные положения
с палкой в руках: палка внизу перед собой, палка за головой. Выполнение
поворотов и наклонов туловища, удерживая палку перед собой, вверху. Стоя
на коленях, палка над головой, повороты и наклоны туловища
Упражнения с большим мячом
Перекладывание мяча из руки в руку с вращением вокруг себя.
Прокатывание мяча, броски вперед, в сторону с дозированными усилиями.
Принимать различные исходные положения, удерживая мяч в руках.
Прокатывание мяча на дальность разгибанием руки (кисть сверху). Катание
мяча толчком одной руки (двумя), лежа на животе. Стоя на коленях,
перекатывать мяч вокруг себя, друг другу.
Упражнение с малыми мячами
Метание мяча сбоку одной рукой. Метание теннисного мяча на
дальность. Бросок двумя руками снизу через возвышенность. Попадание
мячом в предмет (большой мяч, кубик и т.д.). Сгибание, разгибание, враще-
ние кисти, предплечья и всей руки; с удержанием мяча. Перекладывание
мяча из руки в руку перед собой, над головой, за спиной в основной стойке
и изменяя исходное положение. Подбрасывание мяча, перед собой и ловля.
Литература
1. Адаптивное и физическое воспитание и спорт. / Под. ред. Д.П. Винника. –
Киев.: Олимпийская литература. 2009.
2. Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2001.
3. Евсеев С.П. и др. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт,
2014.
4. Евсеев С.П. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. – М.:
Советский спорт, 2000.
5. Караулова Л.К. Расулов М.М. Физиологические основы адаптивной
физической культуры. – М.: МГПУ, 2010.
6. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры. – М.: Советский спорт,
2013.
7. Козырева О.В. Иванов А.А. Физическая реабилитация. Лечебная культура.
Кинезотерапия. – М.: Советский спорт, 2010.
8. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и
инвалидов /Под. ред. В.А. Лисовский. С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт,
2004.
9. Макарова Г.А. Нефедов П.В. Гигиенические основы физкультурно-
спортивной деятельности. – М.: Советский спорт, 2015.
10. Марченко О.К. Основы физической реабилитации. – Киев.: Олимпийская
литература, 2012.
11. Морозова О.В.
Ярошинская А.П. Учебно-методическое пособие
Адаптивная Физическая Культура. – Астрахань: Сорокин Роман Васильевич,
2013.
12. Попов С.Н. и др. Лечебная физическая культура. – М.: Академия, 2014.
13. Полиевский С.А. Шафранская А.Н. Общая и специальная гигиена. – М.:
Академия, 2009.
14. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание со сложными
нарушениями развития. – М.: Советский спорт, 2009.
15. Семья в психологической консультации /Под.ред. А.А. Бодалева,В.В.
Столина. – М.: Педагогика, 1989.
16. Сладкова Н.А. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы в клубах инвалидов. – М.: Советский спорт, 2012.
17. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением
функций опорно-двигательного аппарата /Под.ред. Н.А. Гросс. – М.:
Советский спорт, 2005.
18.
Соколова
Н.Г.
Практическое
руководство
по
детской
лечебной
физкультуре. – Ростов-на дону.: Феникс, 2010.
19. Физическая реабилитация /Под.ред. С.Н. Попова. О.В. Козырева, Н. М.
Малашенко. – М.: Академия, 2013.
20.
Хрущев
С.В.
Врачебный
контроль
за
физическим
состоянием
школьников. – М.: Медицина,1980.
21. Частные методики адаптивной физической культуры. /Под.ред. Л.В.
Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007.