Авторы: Крайнюкова Александра Евгеньевна, Александра Евгеньевна Крайнюкова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №45
Населённый пункт: город Невинномысск
Наименование материала: статья
Тема: " Использование приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ
«Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда по
развитию связной речи»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их
усвоит на лету». (К.Д. Ушинский.)
Использованием мнемотехники является одним из эффективных приёмов
в работе над развитием связной речи дошкольников. Использование
мнемотехники как система различных приемов обеспечивает запоминание и
увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа
начинается с простейших мнемоквадратов и последовательно переходит к
мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Важную роль в освоении
приёмов мнемотехники играет дидактический материал.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не
запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках,
переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная
память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы
способствовали развитию детской памяти в целом.
Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что
мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование
личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом
себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков,
привычек – все это связано с работой памяти.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически
правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из
окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не
владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений
вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные
эмоции.
Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности.
Поэтому перед педагогами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы
им было легко и интересно.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования
дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-
образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме,
без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как
раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и
запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше
запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному
опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и
увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём
воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту
взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой
ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего,
зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит
любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие
программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать
телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?
Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких
десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить
контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его
функции, в частности, функцию запоминания.
Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и
эффективное запоминание информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
- развивает кругозор;
- развивает все стороны речи.
Начиная работу по технологии мнемотехника, педагог должен поставить
перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти,
внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в
образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и
кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам,
слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению
словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего
мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового,
неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в
образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим
составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности.
Методы и приёмы мнемотехники:
Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:
зрительного;
слухового;
кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);
обонятельного;
вкусового;
осязательного.
Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных
игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто
позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на
ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой
информации.
Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:
метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков,
зарисовок;
метод, использующий образное мышление;
метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
метод трансформации (превращения).
В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость,
распределения, переключение).
Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей
произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость,
распределение и переключение внимания.
Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что
изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный
художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к
сложному. Её можно разделить на три этапа:
1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с
мнемоквадратами.
2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим
детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.
Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо
предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое
изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое
предложение.
Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений.
С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать
скороговорки, заучивать стихотворения.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На
каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка
(изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти
схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы
используются для составления плана рассказа, пересказа, составление
рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий
рассказ.
Этапы работы по запоминанию стихотворений:
- Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).
- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания
текста).
- Разобрать непонятные слова и определения.
- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на
мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.
- Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Рассказать стихотворение.
Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения
говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное
лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда
люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится
более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и
отчетливость.
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-
либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы
голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции
лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем
чистоговорок.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных
рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах,
животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно
определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета,
установить последовательность изложения выявленных признаков;
обогащают словарный запас детей.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-
заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к
родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали;
качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для
неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что
нравится (не нравится)?
Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии
основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления,
а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного
возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более
простым, интересным, творческим.
Коррекционно-логопедическая работа на занятиях по мнемотаблицам
обычно строят поэтапно:
1.Рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
2.Перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование
информации из абстрактных символов в образы.
3.Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказ с опорой на символы
(образы) по заданной мнемотаблице.
4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Воспроизведение ребенком текста при ее показе ему.
Обязательно необходимо сопровождать подобную работу с предварительной
работой по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса по
данной тематике.
Виды работ над текстами:
1. Составление описательных рассказов.
При составлении описательного рассказа модели помогают детям
самостоятельно определить главные признаки предмета, установить
последовательность изложения, удержать ее в памяти. Для закрепления
полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме
с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны
придумать свои собственные мнемотаблицы, пользуясь известными им
символами кодирования информации.
2. Составление рассказов по сюжетной картине.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели
пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку
предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет
картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются
несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих
изменений.
3. Рассказы-описания по пейзажной картине.
Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Для повышения
эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по
пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания,
который заключается в том, что картина, предложенная для составления
рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными
прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из
четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в
один сюжет.
4. Пересказ.
Пересказ является более легким видом монологической речи, т. к. он
придерживается авторской позиции произведения, в нем используется
готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-
то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-
графический план выступает здесь как средство мнемотехники.
Использование метода мнемотехники на занятиях приносит очень хороший
результат:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной
предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в
изготовлении наглядных пособий. И чем раньше учить детей рассказывать
или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень
их подготовки к школе. Ведь связная речь является важным показателем
умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Учитель-логопед МБДОУ №45
г. Невинномысска:
Крайнюкова А.Е.