Напоминание

" Использование приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"


Авторы: Крайнюкова Александра Евгеньевна, Александра Евгеньевна Крайнюкова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №45
Населённый пункт: город Невинномысск
Наименование материала: статья
Тема: " Использование приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ

«Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда по

развитию связной речи»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их

усвоит на лету». (К.Д. Ушинский.)

Использованием мнемотехники является одним из эффективных приёмов

в работе над развитием связной речи дошкольников. Использование

мнемотехники как система различных приемов обеспечивает запоминание и

увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это

система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,

сохранение и воспроизведение информации.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа

начинается с простейших мнемоквадратов и последовательно переходит к

мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Важную роль в освоении

приёмов мнемотехники играет дидактический материал.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не

запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках,

переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная

память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы

способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что

мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование

личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом

себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков,

привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически

правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из

окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не

владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений

вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные

эмоции.

Проблемы в речи детей:

- высказывания короткие;

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- отличаются непоследовательностью;

- содержат низкий уровень информативности.

Поэтому перед педагогами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы

им было легко и интересно.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих

запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования

дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-

образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме,

без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как

раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и

запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше

запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному

опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и

увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём

воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту

взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой

ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего,

зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит

любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие

программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать

телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких

десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить

контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его

функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и

эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Начиная работу по технологии мнемотехника, педагог должен поставить

перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти,

внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в

образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и

кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам,

слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению

словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего

мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового,

неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в

образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим

составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества,

взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,

инициативности, ответственности.

Методы и приёмы мнемотехники:

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

зрительного;

слухового;

кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);

обонятельного;

вкусового;

осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных

игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто

позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на

ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой

информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков,

зарисовок;

метод, использующий образное мышление;

метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

метод трансформации (превращения).

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость,

распределения, переключение).

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей

произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость,

распределение и переключение внимания.

Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что

изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный

художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к

сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с

мнемоквадратами.

2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим

детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо

предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое

изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое

предложение.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений.

С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать

скороговорки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На

каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка

(изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти

схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы

используются для составления плана рассказа, пересказа, составление

рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий

рассказ.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

- Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).

- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания

текста).

- Разобрать непонятные слова и определения.

- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на

мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.

- Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Рассказать стихотворение.

Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения

говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное

лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда

люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится

более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и

отчетливость.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-

либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы

голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции

лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем

чистоговорок.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных

рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах,

животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно

определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета,

установить последовательность изложения выявленных признаков;

обогащают словарный запас детей.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-

заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к

родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали;

качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для

неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что

нравится (не нравится)?

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии

основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления,

а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного

возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более

простым, интересным, творческим.

Коррекционно-логопедическая работа на занятиях по мнемотаблицам

обычно строят поэтапно:

1.Рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.

2.Перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование

информации из абстрактных символов в образы.

3.Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказ с опорой на символы

(образы) по заданной мнемотаблице.

4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Воспроизведение ребенком текста при ее показе ему.

Обязательно необходимо сопровождать подобную работу с предварительной

работой по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса по

данной тематике.

Виды работ над текстами:

1. Составление описательных рассказов.

При составлении описательного рассказа модели помогают детям

самостоятельно определить главные признаки предмета, установить

последовательность изложения, удержать ее в памяти. Для закрепления

полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме

с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны

придумать свои собственные мнемотаблицы, пользуясь известными им

символами кодирования информации.

2. Составление рассказов по сюжетной картине.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели

пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку

предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет

картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются

несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих

изменений.

3. Рассказы-описания по пейзажной картине.

Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Для повышения

эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по

пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания,

который заключается в том, что картина, предложенная для составления

рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными

прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из

четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в

один сюжет.

4. Пересказ.

Пересказ является более легким видом монологической речи, т. к. он

придерживается авторской позиции произведения, в нем используется

готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-

то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-

графический план выступает здесь как средство мнемотехники.

Использование метода мнемотехники на занятиях приносит очень хороший

результат:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной

предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в

изготовлении наглядных пособий. И чем раньше учить детей рассказывать

или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень

их подготовки к школе. Ведь связная речь является важным показателем

умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Учитель-логопед МБДОУ №45

г. Невинномысска:

Крайнюкова А.Е.



В раздел образования