Напоминание

Нетрадиционное рисование - как средство развития творческих способностей старшего возраста.


Автор: Юндунова Цырен-Дулма Бальжинимаевна
Должность: мадоу "могойтуйский детский сад "теремок"
Учебное заведение: МАДОУ "Могойтуйский детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Забайкальский край пгт Могойтуй
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционное рисование - как средство развития творческих способностей старшего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ц.Б.Юндунова

Воспитатель МДОУ «Могойтуйский детский

сад «Теремок»

Статья: Нетрадиционное рисование - как средство развития творческих

способностей старшего возраста.

В современном мире нетрадиционные техники рисования используют все чаще в

дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей. Нетрадиционные

техники рисования - важнейшее дело эстетического воспитания, способы создания нового,

оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и

сюжет.

Это

огромная

возможность

для

детей

думать,

пробовать,

искать

и

экспериментировать. И самое главное - самовыражаться.

Изобразительная

деятельность

занимает

особое

место

в

развитии

творческих

способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-

практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Аннотация. В статье представлены некоторые техники нетрадиционного рисования,

их

значение

в

развитии

творческого

воображения,

устойчивого

интереса

к

изобразительному искусству, эмоциональной сферы детей. Описание опыта работы

подтверждает необходимость использования нетрадиционных способов рисования для

развития детского интеллекта, творческой активности ребенка, умению нестандартно

мыслить.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в качестве одного из

средств

развития

у

дошкольников

творческих

способностей

в

изобразительной

деятельности. Нетрадиционные техники способствуют расширению изобразительных

возможностей ребенка, реализует накопившийся у него жизненный опыт, ребенок

утверждается в позитивной позиции «творца».

К нетрадиционным приемам прикладной изобразительной деятельности относятся

различные смешанные техники, инновационные технологии, направления, которые редко

применяются в дошкольных заведениях общего типа. В настоящее время к ним относят:

коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым

материалом, с тканью, с нитками, с соленым тестом, глиной и т.п.

Положительное отношение к применению подобных нетрадиционных изобразительных

техник складывалось постепенно.

Сегодня взгляды на проблему художественного развития и условий формирования

художественных способностей, появления новых техник и приемов художественной

деятельности подвержено стремительным изменениям. Основываясь на этом необходимо

изменять методы работы педагогов в сфере изобразительной деятельности с детьми

дошкольного возраста. В настоящее время психологи и педагоги выступают против

применения

традиционных

дидактических

способов

обучения,

используемых

в

дошкольных образовательных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках

установленных схем, а также против навязывания стереотипных представлений, не

развивающих фантазию ребенка, а напротив подавляющих их творчество и не

стимулирующих становление творческой личности.

Нетрадиционные

техники

изобразительного

искусства

считаются

эффективным

средством,

включающим

новые

художественно-выразительные

приемы

создания

творческих образов, композиций и колорита, которые обеспечивают наибольшую

выразительность данных образов в творческой работе [18, 203].

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и

инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их

использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и

ребенку. Нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с детьми много, я

хочу познакомить вас лишь с некоторыми из них.

«Рисование пальцами, ладонью, кулаком»

У ребёнка нет настроения? Его можно вернуть с помощью рисования пальчиками,

ладошкой, кулаком.

Техника рисования:

1.берём широкую миску;

2.разводим гуашевую краску до консистенции жидкой сметаны;

3.наливаем в блюдце;

4.ладонь с широко расставленными пальцами опускаем в краску;

5. оставляем отпечаток на листе и дорисовываем его.

С помощью рисования ладошкой можно изображать различные объекты: животных,

подводный мир, растения и т.д. Занятия начинаются с наблюдения и рассматривания за

ними.

«Печать пластиковой бутылкой и винной пробкой».

У вас дома накопились пластиковые бутылки лил винные пробки, не спешите их

выбрасывать, а используйте для рисования.

Техника рисования:

1.берём миску, чем шире, тем лучше;

2.кладём на дно миски тонкий поролон;

3.разводим гуашевую краску небольшим количеством воды;

4.выливаем краску в миску с поролоном;

5.опускаем бутылку донышком в поролон;

6.наносим отпечаток на бумагу.

Данную технику хорошо использовать при изображении растений.

«Рисование ластиком»

Мы все знаем, что ластик предназначен для того, чтобы стирать простой карандаш.

Давайте совместим эти два материала, и посмотрим, что получится.

Техника рисования:

1.нам понадобится лист плотной бумаги, лучше взять бумагу для акварели; простой

карандаш, лучше если он будет мягким; ватные диски или мягкие бумажные салфетки;

ластик;

2. заштриховываем лист бумаги, довольно сильно нажимая на простой карандаш;

3. ватным диском или салфеткой хорошо растираем карандаш, у нас должна получиться

серая поверхность листа; интенсивность цвета зависит от штриховки (нажатия на простой

карандаш);

4.берём ластик и пользуясь им как карандашом наносим желаемый рисунок;

5. мелкие детали можно прорисовать простым карандашом.

В данной технике можно рисовать любые произведения искусства.

Важно: заштриховывая лист не оставляйте никаких пустых, белых точек.

«Рисование пастелью»

При первом знакомстве с пастелью дети испытывают удовольствие, потому что она очень

яркая. Нам понадобятся: плотные листы бумаги; пастель; ластик; губка; влажные

салфетки для рук; фиксатор (можно использовать обычный лак для волос). При рисовании

пастелью используются следующие техники:

-рисование кончиком пастели. Толщина линии на листе зависти от давления на мелок.

Чем сильнее вы нажимаете на мелок, тем больше пастели останётся на листе;

-рисование «плашмя» или ребром. Это приём используется при закрашивании больших

поверхностей;

-штриховка. Представляет собой ряд параллельных линий, нарисованных близко друг к

другу. Данный приём используется для создания формы и объёма;

-растушёвка, т.е. смешивание цветов. Для смешивания пастели используется палец, вату,

ластик.

Пастель используется как в графике, так и в живописи.

Важно: при рисовании пастелью не намечайте основу простым карандашом, так как на

него плохо ложится пастель. Используйте для этого пастельный карандаш, уголь или саму

пастель.

Обучение детей

старшего

дошкольного

возраста изобразительным

навыкам

с

использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования; проводится в

игровой форме. При планировании непосредственной образовательной деятельности

учитываются возрастные особенности и уровень подготовленности детей. Работу провожу

в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. На сайт дошкольного учреждения и

личном блоге педагога представлены консультации для родителей и педагогов по теме

«Использование

нетрадиционных

техник

рисования

для

развития

творческих

способностей дошкольников». В группах уголки по изобразительной деятельности,

пополнились материалами, использующиеся при рисовании нетрадиционными техниками

(ватные палочки, зубные щётки, стеки, пластиковые бутылки, пробки, бумага разной

фактуры, печатки, нитки, и т. д.). Наряду с теоретическими представлениями мы

формируем и практические навыки родителей, используя такие новые формы работы как:

круглый

стол,

семинар-практикум,

показ

открытых

просмотров

образовательной

деятельности и др. На блог можно попасть через сайт дошкольной организации.

Таким образом, разнообразие техник рисования способствует выразительности образов в

детских рисунках.

Представленный опыт работы показал, что использование нетрадиционных техник

рисования доставляет воспитанникам истинную радость. Дети смело берутся за

художественные материалы, их совсем не пугает его многообразие и перспектива

самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения

работы. И чем лучше получается действие с выбранным материалом, тем с большим

удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются,

привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Вашему вниманию представлен мастер – класс по использованию нетрадиционной

техники рисования – рисование пальчиком.

Литература.

1. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-

эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. /Н. В. Дубровская/ СПб: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Басина Н, Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке /Н Басина/ М.,1997.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1- 2 /Г.Н.

Давыдова/-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

5. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010.

6. Утробин К.К., Утробина Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка /К.К. Утробин/ -

М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

7. Шестакова А. В. РОСТОК /А. В. Шестакова/ - Челябинск, 1996.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.



В раздел образования