Напоминание

"Совершенствование коммуникативно-речевой культуры младших школьников"


Автор: Серикова Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ряженская сош
Населённый пункт: Ростовская область, Матвеево-Курганский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Совершенствование коммуникативно-речевой культуры младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Совершенствование коммуникативно-речевой культуры младших

школьников

Современный образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен

цели

становления

личности

ребенка:

развитию

его

компетентности

(коммуникативной,

интеллектуальной,

физической),

креативности,

самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки.

Это необходимо для вхождения ребенка в общество и взаимодействия с

окружающим миром. В процессе взаимодействия личностей, в процессе общения

происходит становление и развитие личности и общества. Для человеческого

общества универсальным средством общения (коммуникации) является речь.

Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является

повышение уровня речевого развития младшего школьника, совершенствование

коммуникативно-речевой культуры как основы развития его личности.

Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из

языковой

среды,

побуждаемый

естественной

потребностью

общения

и

самовыражения.

Речь

всегда

индивидуальна.

В

ней

отражается

личность

говорящего: языковые влияния в детстве, на протяжении всей жизни, грамотность

и культура речи, коммуникативно-речевая активность, общая культура человека,

его увлечения, опыт.

Коммуникативно-речевая культура – это не просто умение говорить и писать

правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и умение

эффективно общаться, учитывая с кем, кому, с какой целью, что, где говоришь,

умение слушать собеседника. Поэтому, на мой взгляд, педагог должен создавать

оптимальные условия для совершенствования коммуникативно-речевой культуры

младших школьников как основы их личностного развития.

В философии под личностью понимается одновременно и устойчивая система

черт, характеризующих человека как члена того или иного сообщества, и сам

индивидуальный носитель данных черт.

Еще античные философы утверждали, что речевое развитие человека отражает

его личностные особенности. Сократ однажды сказал своему ученику: «Заговори,

чтобы я тебя увидел».

Слово как философское понятие обозначает модель, существующую в данной

системе личности, и выступает от ее имени. Но любая индивидуальная модель

субъективна, а, следовательно, уникальна. Взаимопонимание между личностями

достигается путем трудоемкого выяснения в диалоге, какие существуют у данного

слова

специфические

оттенки

смысла

в

индивидуальных

диалектах

всех

участников диалога - недаром существует выражение «найти общий язык».

Чтобы понять ребенка и обеспечить настоящее понимание своего

высказывания, учитель должен помнить: весь мир ребенка совершенно иной, он –

существо иной культуры, иного языка, иной психики со своим личным опытом.

Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и

совершенствует ее долгие годы. Хорошо известна мысль Л. С. Выготского о том,

что «задолго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного

языка, но он не знает, что владеет ею, выполняемые им операции неосознанны».

Основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист ХХ века В. И.

Чернышев сформулировал так: «…открыть уста детей». Не сковывать речь детей,

сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через

словесное творчество, развить у них врожденный дар слова – это и есть «открыть

уста детей», без чего невозможно становление личности школьника. Сегодня эта

мысль не утратила своей значимости.

Учителю важно знать, чем владеет ребенок до прихода в школу. Хорошо зная

это, педагог сможет построить процесс обучения, учитывая особенности детского

речевого развития и соблюдая важнейший принцип гуманной педагогики: «не

навреди», а значит, «знай и понимай».

В работах многих психологов отмечается, что в речи раскрывается

направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. В речевых

свойствах личности отражается целый ряд особенностей ее мышления. Психолог

Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…»

Рассматривая речевые свойства личности, психологи отмечают и те качества,

которые характеризуют человека как слушателя. Внимательный слушатель

способен понять речь, обращенную к нему, и реагировать в соответствии с ее

содержанием.

В речи также проявляются и морально-волевые качества личности. Робость,

почтительность, уважение, как и многие другие черты характера, раскрываются в

содержании и в эмоционально-интонационной окраске высказывания человека.

Наблюдая за перечисленными качествами речи, педагог может составить

мнение о личностных особенностях школьников. А, развивая коммуникативно-

речевую культуру младшего школьника, будет способствовать общему развитию

его личности.

Речевой аспект в обучении русскому языку всегда признавался прогрессивной

традиционной методикой (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский), но методы его

реализации во многом оставались нерешенными. Новое в современных методах

обучения младших школьников родному языку обусловлено достижениями

последних десятилетий в области лингвистики, психологии, педагогики.

Т. Г. Рамзаева отмечает, что речевое развитие младшего школьника – одна из

центральных проблем в современной методике начального обучения русскому

языку. Обучение родному языку должно способствовать развитию ученика как

личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (чтение, письмо,

говорение, слушание).

Педагог должен развивать у детей умение общаться, слушать и говорить так,

чтобы

их

слушали,

умение

оценивать

чужую

и

свою

речь,

словесно

импровизировать, наряду с развитием нравственных, эстетических, социально

значимых качеств личности.

Речевой опыт ребенка, приходящего в школу, практически не выходит за рамки

бытовой сферы общения, поэтому основная задача развития речи школьника, на

мой взгляд, заключается во включении его в непрерывную цепь речевого общения,

в расширении сфер этого общения.

Для этого считаю необходимым предоставить детям возможность свободно

говорить и писать – о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и

писать искренно, с уверенностью, что их поймут. Поэтому важно, чтобы

школьники жили в атмосфере взаимного общего интереса друг к другу, в

атмосфере доверия. Моя задача как одного из участников общения – создавать эту

атмосферу своим поведением.

Важно также, чтобы дети понимали значение для жизни того, чем они

занимаются, осознавали, чувствовали свое продвижение в овладении конкретными

коммуникативно-речевыми умениями.

Совершенствование коммуникативно-речевой культуры предполагает развитие

следующих качеств речи:

содержательности, актуальности;

логичности, четкости построения, обоснованности и доказательности;

выразительности как устной, так и письменной речи;

ясности;

чистоты.

Большое значение имеет развитие правильности речи, то есть ее соответствие

литературной

норме

(грамматической,

орфографической,

пунктуационной,

орфоэпической).

Система работы по совершенствованию коммуникативно-речевой культуры

младших школьников опирается на развитие основных видов речевой деятельности

в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь

(умение слушать), бегло, осмысленно и выразительно читать, грамотно, точно,

логично и выразительно передавать свои мысли в устной и письменной форме

(умения говорить и писать).

Такой подход требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для

чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как

они строятся.

Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи, то

есть речь как средство общения, обмена мыслями, чувствами между людьми;

средство передачи и усвоения определенной информации; средство организации и

планирования деятельности людей; средство воздействия на чувства и поведение

людей.

С такими сложными

речеведческими

понятиями

дети знакомятся,

осмысливая свою речевую практику.

Так наиболее естественная форма, в которой реализуется коммуникативная

функция речи – диалог. Ребенок вступает в диалог с рождения: сначала это диалог

со взрослыми, а потом со сверстниками. Поэтому работу по совершенствованию

коммуникативно-речевой культуры первоклассников начинаю с организации

работы малыми группами: сначала парами.

В начале формирование групп происходит по симпатиям, а со временем с

помощью социоигр: «Найди пару по цвету глаз, по разрезным открыткам, по

сказочным героям». Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и

принимать советы, работать дружно в едином темпе. Этому способствуют

совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, игра с одним мячом.

Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому»,

«Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах ребенок учится

объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять

свое мнение с мнениями других. Уже в первом классе каждый ребенок узнает, что

главное – уважение чужих чувств, мыслей, опыта.

Неотъемлемой частью работы по совершенствованию коммуникативно-речевой

культуры младших школьников является и обогащение речи ребенка такими

словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном

общении, то есть введение в активную речь формул речевого этикета. Это

позволяет воспитывать внимательное, вдумчивое отношение ребенка к речи,

умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации. В

качестве помощи детям использую различные схемы, транспаранты. <Рисунок1>.

Во втором классе на первый план выходит создание ситуаций, при которых

общение приобретает деловой характер. Этому способствует организация детей в

группах,

где

развиваются

взаимоотношения,

позволяющие

перейти

к

сотрудничеству, деловому разговору. В рамках делового разговора даются новые

знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения,

планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.

Широко можно использовать в работе приемы группового чтения,

инсценировки, сочинения по заданной рифме, которые развивают терпеливое и

уважительное отношение к сверстникам.

Основным понятием в системе работы по совершенствованию коммуникативно-

речевой культуры младших школьников является понятие «текст», так как

конечная цель этой работы – научить детей выражать связно свои мысли в устной и

письменной

форме,

то

есть

научить

создавать

речевое

произведение,

высказывание.

Сначала школьники практически осознают такие понятия, как тематическое

единство, структурная целостность текста (наличие зачина, средней части,

концовки). Далее дети получают представления о типах текста (повествование,

описание, рассуждение), о жанровых разновидностях.

Подготовкой к самостоятельному связному рассказу, монологу служит и

словарная работа, и чтение, и пересказ, и беседы, и составление предложений.

Задача педагога – создавать такие речевые ситуации, чтобы школьники

чувствовали пользу от своих рассказов, сообщений, чтобы речь для них стала не

просто учебным упражнением, а средством самовыражения, предметом радости и

гордости. Например:

1.

Мы составляем диалог для начала телепередачи «Доброе утро, малыши!»

2.

Что и как произнесут наши герои?

3.

К нам приехали школьники из другого города. Как мы их поприветствуем?

4.

Что покажем на экскурсии по школе и что скажем?

5.

Мы – зрители – обмениваемся в классе впечатлениями о кинофильме.

6.

Мы побывали в городском музее. Нам очень понравилась выставка.

7.

Мы захотели поделиться впечатлениями об увиденном, рассказать своим

друзьям так, чтобы они тоже захотели побывать в музее.

8.

«Хорошо быть облаком летучим». Ты – облако. Ты летишь…

9.

Ты – сосулька, которая весной просыпается раньше людей.

10. Мы готовимся к конкурсу на лучший устный рассказ в классе, учимся у

героя кинофильма «Как я однажды» говорить интересно, выразительно,

обращаясь к слушателям.

11. В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Красная Шапочка,

и жил-был Серый Волк. И они были большими друзьями. Расскажи, как это

случилось.

Главное, на мой взгляд, - провести детей через систему коммуникативно-

речевых задач – от аналитических к конструктивно-созидательным. При этом

необходимо развивать у детей умение ориентироваться в речевой ситуации,

учитывая задачу общения, чтобы выбрать оптимальные для данных обстоятельств

языковые средства.

Дальнейшее совершенствование коммуникативно-речевой культуры школьника

необходимо осуществлять на следующей ступени целостной образовательной

системы. Таким образом, продолжится процесс приближения школьника к

современному речевому идеалу выпускника школы, который бы умел передать

информацию, поддержать беседу, установить контакт и стремился бы постоянно

совершенствовать свою речь.



В раздел образования