Автор: Серикова Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ряженская сош
Населённый пункт: Ростовская область, Матвеево-Курганский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Совершенствование коммуникативно-речевой культуры младших школьников"
Раздел: начальное образование
Совершенствование коммуникативно-речевой культуры младших
школьников
Современный образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен
цели
становления
личности
ребенка:
развитию
его
компетентности
(коммуникативной,
интеллектуальной,
физической),
креативности,
самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки.
Это необходимо для вхождения ребенка в общество и взаимодействия с
окружающим миром. В процессе взаимодействия личностей, в процессе общения
происходит становление и развитие личности и общества. Для человеческого
общества универсальным средством общения (коммуникации) является речь.
Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является
повышение уровня речевого развития младшего школьника, совершенствование
коммуникативно-речевой культуры как основы развития его личности.
Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из
языковой
среды,
побуждаемый
естественной
потребностью
общения
и
самовыражения.
Речь
всегда
индивидуальна.
В
ней
отражается
личность
говорящего: языковые влияния в детстве, на протяжении всей жизни, грамотность
и культура речи, коммуникативно-речевая активность, общая культура человека,
его увлечения, опыт.
Коммуникативно-речевая культура – это не просто умение говорить и писать
правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и умение
эффективно общаться, учитывая с кем, кому, с какой целью, что, где говоришь,
умение слушать собеседника. Поэтому, на мой взгляд, педагог должен создавать
оптимальные условия для совершенствования коммуникативно-речевой культуры
младших школьников как основы их личностного развития.
В философии под личностью понимается одновременно и устойчивая система
черт, характеризующих человека как члена того или иного сообщества, и сам
индивидуальный носитель данных черт.
Еще античные философы утверждали, что речевое развитие человека отражает
его личностные особенности. Сократ однажды сказал своему ученику: «Заговори,
чтобы я тебя увидел».
Слово как философское понятие обозначает модель, существующую в данной
системе личности, и выступает от ее имени. Но любая индивидуальная модель
субъективна, а, следовательно, уникальна. Взаимопонимание между личностями
достигается путем трудоемкого выяснения в диалоге, какие существуют у данного
слова
специфические
оттенки
смысла
в
индивидуальных
диалектах
всех
участников диалога - недаром существует выражение «найти общий язык».
Чтобы понять ребенка и обеспечить настоящее понимание своего
высказывания, учитель должен помнить: весь мир ребенка совершенно иной, он –
существо иной культуры, иного языка, иной психики со своим личным опытом.
Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и
совершенствует ее долгие годы. Хорошо известна мысль Л. С. Выготского о том,
что «задолго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного
языка, но он не знает, что владеет ею, выполняемые им операции неосознанны».
Основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист ХХ века В. И.
Чернышев сформулировал так: «…открыть уста детей». Не сковывать речь детей,
сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через
словесное творчество, развить у них врожденный дар слова – это и есть «открыть
уста детей», без чего невозможно становление личности школьника. Сегодня эта
мысль не утратила своей значимости.
Учителю важно знать, чем владеет ребенок до прихода в школу. Хорошо зная
это, педагог сможет построить процесс обучения, учитывая особенности детского
речевого развития и соблюдая важнейший принцип гуманной педагогики: «не
навреди», а значит, «знай и понимай».
В работах многих психологов отмечается, что в речи раскрывается
направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. В речевых
свойствах личности отражается целый ряд особенностей ее мышления. Психолог
Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…»
Рассматривая речевые свойства личности, психологи отмечают и те качества,
которые характеризуют человека как слушателя. Внимательный слушатель
способен понять речь, обращенную к нему, и реагировать в соответствии с ее
содержанием.
В речи также проявляются и морально-волевые качества личности. Робость,
почтительность, уважение, как и многие другие черты характера, раскрываются в
содержании и в эмоционально-интонационной окраске высказывания человека.
Наблюдая за перечисленными качествами речи, педагог может составить
мнение о личностных особенностях школьников. А, развивая коммуникативно-
речевую культуру младшего школьника, будет способствовать общему развитию
его личности.
Речевой аспект в обучении русскому языку всегда признавался прогрессивной
традиционной методикой (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский), но методы его
реализации во многом оставались нерешенными. Новое в современных методах
обучения младших школьников родному языку обусловлено достижениями
последних десятилетий в области лингвистики, психологии, педагогики.
Т. Г. Рамзаева отмечает, что речевое развитие младшего школьника – одна из
центральных проблем в современной методике начального обучения русскому
языку. Обучение родному языку должно способствовать развитию ученика как
личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (чтение, письмо,
говорение, слушание).
Педагог должен развивать у детей умение общаться, слушать и говорить так,
чтобы
их
слушали,
умение
оценивать
чужую
и
свою
речь,
словесно
импровизировать, наряду с развитием нравственных, эстетических, социально
значимых качеств личности.
Речевой опыт ребенка, приходящего в школу, практически не выходит за рамки
бытовой сферы общения, поэтому основная задача развития речи школьника, на
мой взгляд, заключается во включении его в непрерывную цепь речевого общения,
в расширении сфер этого общения.
Для этого считаю необходимым предоставить детям возможность свободно
говорить и писать – о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и
писать искренно, с уверенностью, что их поймут. Поэтому важно, чтобы
школьники жили в атмосфере взаимного общего интереса друг к другу, в
атмосфере доверия. Моя задача как одного из участников общения – создавать эту
атмосферу своим поведением.
Важно также, чтобы дети понимали значение для жизни того, чем они
занимаются, осознавали, чувствовали свое продвижение в овладении конкретными
коммуникативно-речевыми умениями.
Совершенствование коммуникативно-речевой культуры предполагает развитие
следующих качеств речи:
содержательности, актуальности;
логичности, четкости построения, обоснованности и доказательности;
выразительности как устной, так и письменной речи;
ясности;
чистоты.
Большое значение имеет развитие правильности речи, то есть ее соответствие
литературной
норме
(грамматической,
орфографической,
пунктуационной,
орфоэпической).
Система работы по совершенствованию коммуникативно-речевой культуры
младших школьников опирается на развитие основных видов речевой деятельности
в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь
(умение слушать), бегло, осмысленно и выразительно читать, грамотно, точно,
логично и выразительно передавать свои мысли в устной и письменной форме
(умения говорить и писать).
Такой подход требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для
чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как
они строятся.
Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи, то
есть речь как средство общения, обмена мыслями, чувствами между людьми;
средство передачи и усвоения определенной информации; средство организации и
планирования деятельности людей; средство воздействия на чувства и поведение
людей.
С такими сложными
речеведческими
понятиями
дети знакомятся,
осмысливая свою речевую практику.
Так наиболее естественная форма, в которой реализуется коммуникативная
функция речи – диалог. Ребенок вступает в диалог с рождения: сначала это диалог
со взрослыми, а потом со сверстниками. Поэтому работу по совершенствованию
коммуникативно-речевой культуры первоклассников начинаю с организации
работы малыми группами: сначала парами.
В начале формирование групп происходит по симпатиям, а со временем с
помощью социоигр: «Найди пару по цвету глаз, по разрезным открыткам, по
сказочным героям». Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и
принимать советы, работать дружно в едином темпе. Этому способствуют
совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, игра с одним мячом.
Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому»,
«Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах ребенок учится
объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять
свое мнение с мнениями других. Уже в первом классе каждый ребенок узнает, что
главное – уважение чужих чувств, мыслей, опыта.
Неотъемлемой частью работы по совершенствованию коммуникативно-речевой
культуры младших школьников является и обогащение речи ребенка такими
словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном
общении, то есть введение в активную речь формул речевого этикета. Это
позволяет воспитывать внимательное, вдумчивое отношение ребенка к речи,
умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации. В
качестве помощи детям использую различные схемы, транспаранты. <Рисунок1>.
Во втором классе на первый план выходит создание ситуаций, при которых
общение приобретает деловой характер. Этому способствует организация детей в
группах,
где
развиваются
взаимоотношения,
позволяющие
перейти
к
сотрудничеству, деловому разговору. В рамках делового разговора даются новые
знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения,
планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.
Широко можно использовать в работе приемы группового чтения,
инсценировки, сочинения по заданной рифме, которые развивают терпеливое и
уважительное отношение к сверстникам.
Основным понятием в системе работы по совершенствованию коммуникативно-
речевой культуры младших школьников является понятие «текст», так как
конечная цель этой работы – научить детей выражать связно свои мысли в устной и
письменной
форме,
то
есть
научить
создавать
речевое
произведение,
высказывание.
Сначала школьники практически осознают такие понятия, как тематическое
единство, структурная целостность текста (наличие зачина, средней части,
концовки). Далее дети получают представления о типах текста (повествование,
описание, рассуждение), о жанровых разновидностях.
Подготовкой к самостоятельному связному рассказу, монологу служит и
словарная работа, и чтение, и пересказ, и беседы, и составление предложений.
Задача педагога – создавать такие речевые ситуации, чтобы школьники
чувствовали пользу от своих рассказов, сообщений, чтобы речь для них стала не
просто учебным упражнением, а средством самовыражения, предметом радости и
гордости. Например:
1.
Мы составляем диалог для начала телепередачи «Доброе утро, малыши!»
2.
Что и как произнесут наши герои?
3.
К нам приехали школьники из другого города. Как мы их поприветствуем?
4.
Что покажем на экскурсии по школе и что скажем?
5.
Мы – зрители – обмениваемся в классе впечатлениями о кинофильме.
6.
Мы побывали в городском музее. Нам очень понравилась выставка.
7.
Мы захотели поделиться впечатлениями об увиденном, рассказать своим
друзьям так, чтобы они тоже захотели побывать в музее.
8.
«Хорошо быть облаком летучим». Ты – облако. Ты летишь…
9.
Ты – сосулька, которая весной просыпается раньше людей.
10. Мы готовимся к конкурсу на лучший устный рассказ в классе, учимся у
героя кинофильма «Как я однажды» говорить интересно, выразительно,
обращаясь к слушателям.
11. В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Красная Шапочка,
и жил-был Серый Волк. И они были большими друзьями. Расскажи, как это
случилось.
Главное, на мой взгляд, - провести детей через систему коммуникативно-
речевых задач – от аналитических к конструктивно-созидательным. При этом
необходимо развивать у детей умение ориентироваться в речевой ситуации,
учитывая задачу общения, чтобы выбрать оптимальные для данных обстоятельств
языковые средства.
Дальнейшее совершенствование коммуникативно-речевой культуры школьника
необходимо осуществлять на следующей ступени целостной образовательной
системы. Таким образом, продолжится процесс приближения школьника к
современному речевому идеалу выпускника школы, который бы умел передать
информацию, поддержать беседу, установить контакт и стремился бы постоянно
совершенствовать свою речь.