Автор: Шелободько Тамара Павловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им. А. А. Алябьева" города Тобольска
Населённый пункт: Тюменская область, город Тобольск
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология ТРИЗ - путь к развитию творческого мышления учащихся"
Раздел: дополнительное образование
Статья.
«Технология ТРИЗ-путь к развитию творческого мышления учащихся»
Подготовила: преподаватель МАУ ДО «ДШИ имени А.А. Алябьева» город
Тобольск. Шелободько Т.П.
Для ребенка творческая деятельность является особой формой
чувственно-эмоционального восприятия мира. В его сознании не существует
четкой грани между миром реальным и миром идеальным. Творческая
деятельность для него — это своеобразное объяснение мира (пусть даже и не
имеющее ничего общего с реальностью). Для ребенка эта форма
деятельности является, пожалуй, единственным способом защиты от
непонятного и жестокого мира; он пребывает в комфортной среде, созданной
им самим, исходя из его потребностей и. стремлений. Развивать мышление! –
вот основное требование, продекламированное в системе непрерывного
образования. Главное высказывание «Школа должна учить мыслить!» Это
совершенно здравое пожелание. В настоящий момент теория ТРИЗ
позволяет научить любого человека решать творческие задачи и,
следовательно, предоставляет возможность стать творческой личностью,
обладающей сильным мышлением.
Можно определить наиболее эффективные условия
для
формирования мыслящей, творческой личности:
1.
Признание
безусловной
ценности
ребенка.
В
учреждении
дополнительного образования детей создаются условия для развития,
способствующие творчеству, если позволяют ребенку ощущать свою
значимость и самоценность во всех проявлениях, независимо от его
состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение
возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности
ребенка, веры безо всяких условий.
2.
Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в
которых отсутствует внешнее оценивание. Когда мы перестаем судить о
ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы
способствуем творчеству. Ведь оценивание всегда воспринимается как
угроза, приводящая к необходимости прибегнуть к одной из защит, что
означает
невозможность
осознания
определенной
части
опыта.
Отсутствие оценивания не означает, что педагог дополнительного
образования никак не реагирует на то, что ребенок произвел. Никогда
нельзя оценивать личность ребенка в целом негативно, это отдаляет его от
возможности быть творческим.
3.
Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы
выражения.
Это означает, что педагог дополнительного образования,
занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого
сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это
создаёт
условия
для
открытости,
а
также
для
причудливого
и
неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является
частью творчества.
4.
Креативность
способна
развиваться
и
реализовываться
через
проявление собственной индивидуальности ребенка. И в этом контексте
важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую
деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция,
обеспечивающая
психологическую
безопасность,
физическую
и
эмоциональную поддержку ребенку со стороны взрослых. Выражать
позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к
достижению над ситуативными целями.
5.Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные
предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется
умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются
процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого
лежит манипулирование образами. И здесь необходима помощь взрослого
в организации и в реализации замысла игры, стимулирования их
разнообразия.
Именно предоставление ребенку свободы для фантазии, перехода от
реального мира к воображаемому оказывает решающее влияние на развитие
его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны. В
настоящий момент теория ТРИЗ позволяет научить любого человека решать
творческие задачи и, следовательно, предоставляет возможность стать
творческой личностью, обладающей сильным мышлением, где ценностью
для учащегося становится инициативность, потребность в саморазвитии,
самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности.
Технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные
способности, как:
-умение анализировать, рассуждать, обосновывать;
-умение обобщать, сопоставлять, делать выводы;
-умение оригинально и гибко мыслить, высказывать свое мнение;
-умение активно использовать воображение, фантазию.
Можно эффективно использовать в работе с учащимися следующие методы и
приемы ТРИЗ.
МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Восприятие музыки -ведущий вид музыкальной деятельности. В основе его,
лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как
художественно-образное отражение действительности. Этот метод служит
решению сразу нескольких задач: систематизация большого количества
объектов, в данном случае - музыкальных произведений, композиторов,
жанров, инструментов.
Метод символической звуковой аналогии для
поиска
сходства
со
звучанием
живых
и
неживых
объектов.
Такие
упражнения расширяют круг ассоциативных связей, доступных ребёнку,
развивают
слуховую
память,
творческое
воображение.
Прослушав
произведение
во
время
музыкального
занятия
с
учащимися,
можно
предложить провести сравнительный анализ звучания громко-тихо, легато-
стаккато. Задавать наводящие вопросы по поводу гармонии, средств
выразительности и сравнивать, на что это похоже.
Синтетика. Эмпатия.
Возможности метода – незнакомое сделать знакомым. В основе такой работы
лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка
отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
Использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в
следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных
музыкальных произведений.
Например, изучая произведение Шумана «Смелый наездник» учащийся
может перевоплотиться в героя, показывать, как он скачет, как поднимаются
ножки при движении; сам может почувствовать энергию движения и т.д.
Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует.
Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь
изображает
музыку.
Ведь
восприятие
и
понимание
музыкальных
произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением,
дыханием, душой.
Очень интересный метод для активизации мышления, расширения
словарного запаса у детей – Метод музыкальной характеристики Этот
метод очень эффективно используется при разучивании или слушания
музыкального произведения., когда дети с трудом подбирают слова для
характеристики
музыкальных
произведений.
А
с
этим
методом
активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о
характере и содержании музыкального произведения. Обычно я использую
словарь музыкальных терминов, который помогает подобрать нужные слова
и обогащает словарный запас учащегося. А еще репродукции художников
очень помогают «разговорить» учащегося, который выбирая репродукцию,
характеризует ее, проводит сравнение с музыкой и т.д.
Метод Мозгового Штурма можно использовать на музыкальном занятии,
для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей,
как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных
ситуаций. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение
которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог
выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и
решения.
Метод обучения составлению рассказа, о чем говорит музыка
Этот метод очень эффективно используется при разучивании нового
произведения , для характеристики музыкальных произведений, с этим
методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять,
рассуждая о характере и содержании музыкального произведения, о
выразительных средствах, о гармонии, артикуляции и все это с небольшой
образной подсказкой преподавателя, с наводящими вопросами, сравнениями
и т.д.
Метод проб и ошибок
Метод типового фантазирования
направлен на развитие образного мышления детей. В основе лежат
мыслительные,
слуховые
операции.
Особенно
это
актуально,
когда
произведение
не
имеет
названия.
Все
свои
фантазии,
ощущения
и
воображение может включить ученик и высказывать самые фантастические
предположения, о чем говорит музыка. Главное отнестись с уважением к
этим фантазиям и порассуждать с учеником почему он так решил, как и
какими средствами рассказывает автор свой замысел.
Занятие с применением элементов ТРИЗ является эффективным
средством развития активного творческого мышления у школьников и
оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и
личности
в
целом.
При
использовании
элементов
ТРИЗ
заметно
активизируется творческая и мыслительная активность у детей. ТРИЗ учит
мыслить системно, с пониманием происходящих процессов и находить свое
решение.
Изобретательство
выражается
в
творческой
фантазии,
придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской
деятельности.
Применение ТРИЗ в обучении школьников позволяет вырастить из детей
настоящих
выдумщиков,
которые
во
взрослой
жизни
становятся
изобретателями,
генераторами
новых
идей.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать
практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в
играх
и режимных моментах).
Это
позволяет формировать единую,
гармоничную, модель мира в сознание ребёнка школьника. Создаётся
ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного
ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения,
стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку
проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению.