Автор: Воднева Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 114
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: специфика работы воспитателя в группе компенсирующей направленности
Раздел: дошкольное образование
Специфика работы воспитателя в группе компенсирующей направленности.
Сегодня я коснусь таких вопросов, как специфика работы воспитателя на
логопедической группе, поделюсь с вами опытом своей работы по развитию связной
речи детей и проведу мастер класс.
Дети с общим недоразвитием речи – это дети, имеющие отклонения в речи при
нормальном слухе и интеллекте. В настоящее время процент детей с речевыми
нарушениями, посещающими ДОУ, остается стабильно высоким. Работа по
исправлению речевых нарушений проводится учителем-логопедом. Но огромная роль
в этом процессе отводится воспитателю, так как именно он осуществляет ряд
общеобразовательных мероприятий, и контролирует речевую деятельность детей в
течение дня.
В работе воспитателя логопедической группы можно выделить два направления
работы: коррекционно – развивающее и воспитательно – образовательное.
Задачами второго направления является реализация образовательных и
воспитательных задач ООП ДО на основе программы Веракса (кроме
образовательной области «Развитие речи»). Причем особенности воспитателя
логопедической группы в том, что и здесь мы ставим коррекционные задачи,
прописывая их в календарный план образовательно-воспитательной работы.
Так как главная цель логопедических групп – исправление речевого дефекта, то
первое направление, коррекционно-развивающее, является для нас ведущим, а
общеобразовательное -подчиненным.
Так как воспитатель реализует в своей работе программу «От рождения до
школы» под ред. Вераксы, а логопед свою, предлагаемое количество занятий в
программах не соответствует требованиям СанПиНа. Поэтому, при составлении сетки
занятий, необходимо продумать какие занятия из программы Вераксы можно
объединить, но без изменений остаются занятия по развитию элементарных
математических представлений и по физической культуре, так как они способствуют
укреплению здоровья детей и не могут ограничиваться.
Например, в нашем детском саду уже в прошлые года одно занятие по
физической культуре идет за пределами сетки занятий – занятие на свежем воздухе,
проводится в форме подвижных игр, развлечений. В этом году мы вынесли за пределы
сетки занятие по лепке/аппликации и одно рисование. Эти занятия мы планируем в
совместной деятельности воспитателя с детьми в вечернее время.
Задачи коррекционно-развивающей работы в логопедических группах:
- развивать артикуляционные движения, движения органов речи (губ, щек, языка);
- формировать правильное звукопроизношение.
- совершенствовать фонематические процессы, т.е. умение различать на слух звуки
речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствовать просодическую сторону речи, включающее выработку дикции,
выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением,
темпом речи.
- обогащать, активизировать словарный запас речи;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь, умение составлять рассказы, пересказывать тексты,
рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- развивать мелкую моторику рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что
развитие мелких движений пальцев взаимосвязано с развитием речевых зон головного
мозга); готовить руки к письму;
Работа воспитателя в логопедических группах тесно переплетается с работой
логопеда. Воспитатели должны также хорошо, как и логопед знать речевые недостатки
каждого ребенка и их познавательные особенности; и основное внимание уделять
коррекционным процессам; т.е. совместно с логопедом участвовать в исправлении у
детей речевых нарушений. Для успешной реализации коррекционных задач нами
определены основные направления коррекционной работы.
Мы с вами знаем, что формирование правильного звукопроизношения
невозможно без спец. подготовки артикуляционного аппарата. Поэтому работа по
развитию артикуляционной моторики, проводится воспитателем вслед за логопедом.
Артикуляционная гимнастика в логопедических группах в нашем детском саду
проводится со всеми детьми ежедневно по 3-5 минут 2 раза в день. Как показывает
опыт, лучше проводить артикуляционную гимнастику утром до занятий и после
дневного сна (в ходе коррекционного занятия).
Упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством
повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований
показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой
зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому после
артикуляционной гимнастики полезно проводить пальчиковую.
Упражнения по
тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга.
Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков. Используя
простую дыхательную гимнастику, можно научить ребенка правильно дышать.
Перечень артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений и их
количество нам рекомендует логопед. Предлагаемые упражнения он заранее
разучивает с детьми. Комплекс артикуляционной гимнастики дается обычно на
неделю и записывается логопедом в тетрадь заданий. На группах мы имеем картотеки
артикуляционных гимнастик, пальчиковых гимнастик, к тому же пальчиковые
гимнастики прописаны на год по лексическим темам по типу перспективного плана.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем
во 2-ой половине дня, сразу после дневного сна. Воспитатель занимается
индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в тетради заданий. Обычно
предлагается воспитателю для индивидуальных занятий 6-7детей, которым требуется
закрепить упражнения, отработанные логопедом. Мы такие занятия проводим в
специально оборудованном логопедическом уголке, перед зеркалом, чтобы ребенок
имел возможность контролировать артикуляцию. Занимаясь с ребенком, воспитатель
должен помнить, что изучаемый звук надо произносить утрированно, слова
произносить четко, громко, чуть замедленно и требовать от детей правильного
произнесения. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонематической или
грамматической ошибки в речи ребенка, добиваться качественного выполнения
задания. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.
Остальные дети в это время заняты настольными играми, рисованием,
конструированием. И для них в скрытой форме так же проводится коррекция:
раскраски по лексической теме, штриховки – коррекция мелкой моторики, настольные
игры – коррекция познавательных психических процессов.
Процесс формирования правильного звукопроизношения и грамотной речи
возможен только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и к
собственной речи. И такая работа требует от воспитателя постоянного внимания. Мы
находимся с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в
умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других
местах, где имеется огромная возможность для коррекции звукопроизношения,
грамматики и лексики. В отличие от логопеда имеем возможность систематически
контролировать речь детей.
Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя
дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение
речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение
ребенка к воспитателю.
Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от
друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к
ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе
ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка
встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный
ответ и просит повторить сказанное.
На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению
неточностей привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет
грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в
произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться
проговаривания правильного варианта.
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный
минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны
усвоить в понимании и практическом употреблении.
Воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых
слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка. Во
время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель
своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании
детей на прогулку, воспитатель спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты
надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д.
Не следует стремиться для таких вербальных упражнений каждый раз собирать всю
группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей. Главное,
чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными
эмоциями.
Воспитатель логопедической группы проводит коррекцию психических процессов.
Основную работу в этом направлении в нашем детском саду ведет психолог. Поэтому
я на этом останавливаться не буду. Психолог в сентябре диагностирует детей,
выявляет нарушения, для воспитателей на группы выдается список дидактических игр
на коррекцию памяти, внимания, мышления для каждого ребенка. Воспитатели
планируют эти игры в режимных моментах в индивидуальной работе по заданию
психолога.
Воспитателю необходимо:
правильно произносить все звуки родного языка;
четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и
каждое слово во фразе;
строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в
словах;
использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп,
логические ударения, паузы;
в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной
громкости;
связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова
и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого
развития;
использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Построение коррекционных занятий воспитателя опирается на ряд
методических правил
1.
Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного
обучения
2.
Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии
3.
Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и
неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.
4.
Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия.
Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при
однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует
лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.
5.
Обеспечение занятия наглядным материалом, его правильный подбор. К
дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный
размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы), соответствие возрасту,
эстетичность, современность.
6.
Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей
7.
Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы на занятии
8.
Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование
психической и физической активности детей на занятии.
Успех коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада
во многом зависит от слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя.